город Омск |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А70-3840/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7094/2021) общества с ограниченной ответственностью "АвтоЛайнСервис" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.05.2021 по делу N А70-3840/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоЛайнСервис" (ОГРН 1148610000296, ИНН 8610027671, адрес: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нягань, улица Лазарева, дом 5, корпус 14) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, дом 2) о признании недействительным предписания от 03.09.2020 N 86-ЗН об устранении выявленных нарушений обязательных требований,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "АвтоЛайнСервис" - Анихин С.В., представитель по доверенности от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоЛайнСервис" (далее - заявитель, ООО "АвтоЛайнСервис", Общество) обратилось в Арбитражный суда Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, Росприроднадзор) о признании недействительным предписания от 03.09.2020 N 86-ЗН об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.05.2021 по делу N А70-3840/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "АвтоЛайнСервис" обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что решением Сургутского районного суда от 01.02.2021 по делу N 12-7/2021 постановление Росприроднадзора от 03.09.2020 N 258-ЗН отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, в силу чего предписание от 03.09.2020 N 86-ЗН является недействительным.
Определением суда от 26.08.2021 рассмотрение апелляционной жалобы Общества откладывалось на 21.09.2021.
15.09.2021 от ООО "АвтоЛайнСервис" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела постановления Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.08.2021.
20.09.2021 от Росприроднадзора поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
В судебном заседании представитель ООО "АвтоЛайнСервис" возражал против удовлетворения ходатайства, считая, что основания к отложению рассмотрения дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства Росприроднадзора по причине в связи с отсутствием предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований. В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя Росприроднадзора, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Представитель ООО "АвтоЛайнСервис" поддержал ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного документа.
Судом апелляционной инстанции ходатайство удовлетворено, постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.08.2021 приобщено к материалам дела.
Представитель ООО "АвтоЛайнСервис" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя ООО "АвтоЛайнСервис", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено в рамках дела N 12-7/2021 Сургутского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 01.02.2021, в Росприроднадзор поступило сообщение начальника управления по охране окружающей среды АО "Томскнефть" ВНК Варавина А.А. о загрязнении земель нефтесодержащей жидкостью в районе к. 4 Первомайского месторождения. Загрязнение почвенного покрова площадью 256 м2 произошло в результате съезда с дороги автомобиля марки "Scania" с цистерной полуприцепом (географическая координата WGS 84 N 75.703326 Е 59.280438).
На основании изложенного, должностным лицом административного органа в отношении неустановленного круга лиц по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, возбуждено административное дело N 03/2-74/2020, назначено расследование.
26.03.2020 осуществлен осмотр территории расположенной в районе географической координаты WGS 84 N 75.703326 Е 59.280438 (район поворота на кустовую площадку N 4 Первомайского месторождения). В ходе осмотра установлено, что осматриваемый земельный участок покрыт черным маслянистым веществом, присутствует запах нефтепродуктов. По периметру имеется обвалование из грунта. Загрязненный земельный участок расположен в географических координатах WGS 84:
- 59,28018 ° с.ш. 75,70311° в.д. (точка 445);
- 59,28020 ° с.ш. 75,70344° в.д. (точка 446);
- 59,28026 ° с.ш. 75,70349° в.д. (точка 447);
- 59,28040 ° с.ш. 75,70344° в.д. (точка 448).
Специалистом ФГБУ ЦЛАТИ по УФО по ХМАО-Югре отобрана проба почвы с загрязненного земельного участка, а также фоновая проба почвы с незагрязненного участка в географической координате WGS 84 - 59° 16' 45,6" с.ш. 75° 42* 12,1" в.д.
Согласно публичной кадастровой карте земельный участок загрязненный черным маслянистым веществом расположен на следующих участках:
- земельный участок с кадастровым номером 86:03:0011201:17 (земли промышленности);
- земельный участок с кадастровым номером 86:03:0011201:19 (земли промышленности);
- земельный участок с кадастровым номером 86:03:0011201:20 (земли промышленности);
- неразграниченные земли кадастрового квартала 86:03:0011201.
Площадь земель промышленности загрязненных черным маслянистым веществом составила 55 м2 (земельные участки с кадастровыми номерами 86:03:0011201:17, 86:03:0011201:19, 86:03:0011201:20).
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении определением N 43-ЗН "Об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении" административным органом у АО "Томскнефть" ВНК истребованы документы.
Письмом от 10.04.2020 N 1011/2-0926 АО "Томскнефть" ВНК сообщило, что 31.01.2020 в ходе планового обхода трубопровода Первомайского месторождения работниками цеха эксплуатации и ремонта трубопроводов N 2 (ЦЭРТ N 2) АО "Томскнефть" ВНК было установлено, что на перекрестке автомобильных дорог на кустовую площадку N 4, с правой стороны по ходу движения от п.Пионерный, допустил съезд в кювет автомобиль марки "Skania", оборудованный полуприцепом-цистерной для перевозки нефтепродуктов. Транспортное средство принадлежи ООО "АвтоЛайнСервис", оказывающему услуги ООО "Матюшинский участок" по транспортировке сырой нефти. В результате дорожно-транспортного происшествия произошел разлив перевозимой нефти с последующим загрязнением прилегающего к автомобильной дороге земельного участка.
Обстоятельства происшествия зафиксированы в трехстороннем акте от 01.02.2020, завизированном представителями АО "Томскнефть" ВНК, ООО ЧОП "РН-Охрана-Томск" и ЦЦПС ОР ДПС ОГИДЦ ОМВД России по Сургутскому району. На схеме места происшествия обозначено, что в периметре загрязненного земельного участка какие-либо трубопроводы общества отсутствуют.
В целях недопущения растекания разлившейся нефти и увеличения площади загрязнения земельного участка силами ЦЭРТ N 2 АО "Томскнефть" ВНК произведены первоочередные мероприятия по локализации разлива нефти - возведено обвалование из местного грунта по периметру загрязненного участка.
Письмом N 42 от 04.02.2020 ООО "АвтоЛайнСервис" гарантировало ООО "Матюшинский участок" устранить последствия разлива нефти, произошедшего в результате дорожно-транспортного происшествия с участием принадлежащей транспортной организации техники.
Согласно протоколам КХА N П/69/20 от 09.04.2020, N П/70/20 от 09.04.2020 массовая концентрация нефтепродуктов в контрольной пробе почвы (462000 мг/кг) превысила содержание загрязняющего вещества в почве фоновой пробы (1680 мг/кг) в 275 раз.
Постановлением Росприроднадзора от 03.09.2020 N 258-ЗН ООО "АвтоЛайнСервис" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Впоследствии решением Сургутского районного суда от 01.02.2021 по делу N 12-7/2021 постановление Росприроднадзора от 03.09.2020 N 258-ЗН отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а также в связи с тем, что установленные административным органом дата и время административного правонарушения не соответствуют представленным в материалах дела обстоятельствам.
Предписанием Управления от 03.09.2020 N 86-Н на ООО "АвтоЛайнСервис" возложена обязанность разработать проект рекультивации земель загрязненного земельного участка в срок до 11.01.2020.
Полагая, что вышеуказанное предписание Управления не соответствует закону, нарушает права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
04.05.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В соответствии со статьей 1 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Пунктом 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу положений Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель установлены Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила N 800, Правила проведения рекультивации и консервации земель).
Согласно пункту 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель "деградация земель" - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов; "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Пунктами 5, 6 Правил N 800 предусмотрено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных ЗК РФ, Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Как следует из судебного акта по делу N 12-7/2021 Сургутского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 01.02.2021, в Росприроднадзор поступило сообщение начальника управления по охране окружающей среды АО "Томскнефть" ВНК Варавина А.А. о загрязнении земель нефтесодержащей жидкостью в районе к. 4 Первомайского месторождения. Загрязнение почвенного покрова площадью 256 м2 произошло в результате съезда с дороги автомобиля марки "Scania" с цистерной полуприцепом (географическая координата WGS 84 N 75.703326 Е 59.280438).
Специалистом ФГБУ ЦЛАТИ по УФО по ХМАО-Югре отобрана проба почвы с загрязненного земельного участка, а также фоновая проба почвы с незагрязненного участка в географической координате WGS 84 - 59° 16' 45,6" с.ш. 75° 42* 12,1" в.д.
Согласно протоколам КХА N П/69/20 от 09.04.2020, N П/70/20 от 09.04.2020 массовая концентрация нефтепродуктов в контрольной пробе почвы (462000 мг/кг) превысила содержание загрязняющего вещества в почве фоновой пробы (1680 мг/кг) в 275 раз.
Площадь земель промышленности загрязненных черным маслянистым веществом составила 55 м2 (земельные участки с кадастровыми номерами 86:03:0011201:17, 86:03:0011201:19, 86:03:0011201:20).
Обстоятельства происшествия зафиксированы в трехстороннем акте от 01.02.2020, завизированном представителями АО "Томскнефть" ВНК, ООО ЧОП "РН-Охрана-Томск" и ЦЦПС ОР ДПС ОГИДЦ ОМВД России по Сургутскому району. На схеме места происшествия обозначено, что в периметре загрязненного земельного участка какие-либо трубопроводы общества отсутствуют.
Письмом N 42 от 04.02.2020 ООО "АвтоЛайнСервис" гарантировало ООО "Матюшинский участок" устранить последствия разлива нефти, произошедшего в результате дорожно-транспортного происшествия с участием принадлежащей транспортной организации техники.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, названные в тексте судебного акта суда общей юрисдикции обстоятельства в силу части 3 статьи 69 АПК РФ являются преюдициальными, поскольку в данной части решение Сургутского районного суда от 01.02.2021 по делу N 12-7/2021 вступило в законную силу (в соответствии с частью 1 статьи 209 ГПК РФ).
Поскольку ООО "АвтоЛайнСервис" является владельцем источника повышенной опасности (транспортного средства марки "Skania", оборудованного полуприцепом-цистерной для перевозки нефтепродуктов), лицом, фактически причинившим вред в виде загрязнения почв нефтью, то именно общество обязано обеспечить проведение рекультивации.
Ссылки подателя жалобы на то, что протоколы отбора проб почвы произведены после 2 месяцев с момента загрязнения почв нефтью, в связи с чем почва могла быть загрязнена иным лицом, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку утверждение ООО "АвтоЛайнСервис" о том, что почвы были загрязнены иным лицом какими-либо доказательствами не подтверждается (отсутствие вины доказывается владельцем источника повышенной опасности), в то время как обстоятельства того, что автомобиль марки "Skania", оборудованный полуприцепом-цистерной для перевозки нефтепродуктов и принадлежащий ООО "АвтоЛайнСервис", на перекрестке автомобильных дорог на кустовую площадку N 4, с правой стороны по ходу движения от п. Пионерный допустил съезд в кювет, являются установленным в рамках дела N 12-7/2021 обстоятельством и по существу Обществом не отрицаются и не оспариваются.
При этом, вопреки утверждениям ООО "АвтоЛайнСервис" о том, что Общество провело обвалование из местного грунта по периметру загрязненного участка после разлива нефтепродуктов на почвы, из материалов дела N 12-7/2021 следует, что указанные действия были произведены не ООО "АвтоЛайнСервис", а силами ЦЭРТ N 2 АО "Томскнефть" ВНК.
Суд апелляционной инстанции также обращает внимание на то, что проведение первичных мероприятий по устранению загрязнения не является рекультивацией участка, поскольку рекультивация участка представляет собой не только устранение последствий загрязнения почв в виде обвалования из местного грунта, но и восстановления плодородного слоя почвы, приведение земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Ссылки ООО "АвтоЛайнСервис" на то, что срок привлечения к административной ответственности истек, в силу чего вина общества оценке не подлежит, не принимаются апелляционным судом, поскольку в рамках настоящего дела оспаривается правомерность предписания, а не привлечение общества к административной ответственности.
Обстоятельства того, что постановление Росприроднадзора от 03.09.2020 N 258-ЗН было отменено решением Сургутского районного суда от 01.02.2021 по делу N 12-7/2021, сами по себе о недействительности предписания не свидетельствуют, так как постановление было отменено, а производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, то есть в связи с наличием процессуальных нарушений.
Приобщенный судом апелляционной инстанции судебный акт по данному делу суда кассационной инстанции исключает лишь выводы о вине общества в силу истечения срока на привлечение к ответственности.
Судом апелляционной инстанции правовые выводы решения суда общей юрисдикции, впоследствии подвергшиеся изменению судом кассационной инстанции, не использованы, а лишь приняты в качестве доказанных установленные обстоятельства разлива нефти, что есть факт причинения ущерба окружающей среде.
Кроме того, на вопрос суда апелляционной инстанции представитель подателя апелляционной жалобы подтвердил факт аварии, повлекшей разлив нефти.
Согласно правовой позиции, отраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2020 N 306-ЭС20-16219, применение к нарушителю двойной меры ответственности в виде возмещения вреда посредством взыскания причиненных убытков и выполнения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды не соответствует действующему законодательству.
Между тем, из материалов настоящего дела не следует, что к ООО "АвтоЛайнСервис" предъявлены требования о возмещении вреда в денежном выражении.
Оценивая материалы дела и позиции сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности выдачи ООО "АвтоЛайнСервис" предписания от 03.09.2020 N 86-ЗН о необходимости проведения рекультивации загрязненного участка.
Оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, в связи с чем, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоЛайнСервис" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.05.2021 по делу N А70-3840/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3840/2021
Истец: ООО "АВТОЛАЙНСЕРВИС"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования
Третье лицо: Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра