город Томск |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А03-1763/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Колупаевой Л.А., |
судей: |
Назарова А.В., |
|
Ходыревой Л.Е., |
при ведении протокола судебного помощником судьи Кузьминой А.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-7682/2021) общества с ограниченной ответственностью "Сбытсервис" на решение от 21 июня 2021 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1763/2021 (судья Ангерман Н.В.) по заявлению Частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 180 открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г.Новоалтайск Алтайского края (ОГРН 1042201771908, ИНН 2208011679) к обществу с ограниченной ответственностью "Сбытсервис", г. Алейск Алтайского края (ОГРН 1152210000172, ИНН 2211005570) о взыскании 90 090, 19 руб. неосновательного обогащения в связи с оплатой за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июля по декабрь 2020 года, 2 093, 89 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.11.2020 по 09.06.2021, проценты по день фактического исполнения обязательств, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Новоалтайскводоканал", г. Новоалтайск Алтайского края (ОГРН 1172225029448, ИНН 2208052474),
при участии в судебном заседании:
от истца: Малаканова Е.П., заведующая на основании приказа от 26.07.2011, паспорт; Бугаева Н.А., по доверенности от 03.02.2021, паспорт, диплом;
от ответчика: Глушкова Т.В., по доверенности N 17 от 06.09.2021, паспорт, диплом, в режиме веб-конференции,
от третьего лица: без участия (извещено).
УСТАНОВИЛ:
частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 180 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - истец, Детский сад N 180 ОАО "РЖД", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сбытсервис" (далее - ответчик, апеллянт, ООО "Сбытсервис", Общество) о взыскании 90 090, 19 руб. неосновательного обогащения в связи с оплатой за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июля по декабрь 2020 года, 800, 21 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.11.2020 по 08.02.2020.
В суде первой инстанции истец представил уточненное исковое заявление и ходатайство о взыскании судебных расходов, согласно которым истец просит взыскать с ответчика 90 090, 19 руб. неосновательного обогащения в связи с оплатой за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июля по декабрь 2020 года, 2 093, 89 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.11.2020 по 09.06.2021, проценты по день фактического исполнения обязательств, а также 30 000 руб. судебные расходы на оплату юридических услуг.
Суд первой инстанции, в порядке статьи 49 АПК РФ, принял к рассмотрению уточненные исковые требования.
Решением от 21 июня 2021 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1763/2021 исковые требования Детский сад N 180 ОАО "РЖД" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "РЖД" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, таким образом, просит решение от 21 июня 2021 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1763/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что обязательные требования и правила, установленные законодательством Российской Федерации, в отношении предприятий общественного питания распространяются и на организацию общественного питания детей, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях. При этом на объекте истца производится стирка текстильных изделий и осуществляется деятельность душевых по предоставлению общегигиенических процедур. Вместе с тем истец является частным учреждением, которое получает доход от осуществляемого им вида деятельности, в том числе от деятельности по присмотру и уходу за детьми, которая включает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей.
Определением от 10.08.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено 16.09.2021.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отмечает, что определяющее значение имеет фактическое осуществление указанного вида экономической деятельности абонентом, в том числе, без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или ЕГРЮЛ. Вместе с тем, на объекте истца фактически не осуществляется деятельность, характерная для деятельности предприятия общественного питания. Кроме того отдельное помещение для приема пищи воспитанников детского сада у истца отсутствует.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) приобщен судом к материалам дела.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечило.
В порядке части 6 статьи 121, части 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей третьего лица.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, соответственно.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03.05.2018 между ООО "Сбытсервис", представляющего интересы организации водопроводно-канализационного хозяйства ООО "Новоалтайскводоканал" по агентскому договору N 4А от 28.04.2018, (поставщик) и Детский сад N 180 ОАО "РЖД" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 236/05/2018, по условиям которого организация ВКХ обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду и принимать сточные воды на объект: нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Новоалтайск, ул. Красногвардейская, 22, а абонент обязуется оплачивать принятую холодную питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии с указанным договором, ответчик выставил истцу к оплате счета на внесение платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июля по декабрь 2020 года на общую сумму 90 090, 19 руб. в том числе НДС 15 015, 04 руб.
Указанную сумму истец оплатил в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями N 1125 от 05.11.2020, N 1124 от 05.11.2020, N 1260 от 08.12.2020, N 1350 от 25.12.2020.
Полагая, что указанная сумма была получена ответчиком без установленных законом оснований, истец в адрес ответчика направил претензию.
Требования претензии исполнены не были, в связи с чем истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N416-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 22.05.2020) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) (далее - Правила N 644).
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданский кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре энергоснабжения, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Из пункта 4 Правил N 644 следует, что холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 18 Правил N 644 договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Закон N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пункт 118 Правил N 644).
Согласно подпунктам "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вступило в законную силу 03.06.2020) внесены изменения в Правила N 644.
Согласно указанному постановлению пункт 123(4) Правил N 644 изложен в следующей редакции: для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,
расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб. / куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Закона об охране окружающей среды, выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
Повышенная плата за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ является не штрафной санкцией, а представляет собой иной размер платы за оказываемые услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, то есть особый стоимостной эквивалент затрат, вызванных природоохранными нарушениями из-за невыполнения технологических требований.
Частью 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном Правилами N 644.
Аналогичное положение содержится и в пункте 194 Правил N 644 (раздел XV) (в Правила N 644 включен новый раздел устанавливающий на федеральном уровне единый порядок исчисления и взимания платы абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод).
Согласно пункту 194 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В соответствии с пунктом 195 Правил N 644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130 (3) и 198 Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
Размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, взимаемой с абонента (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644), определяется по формуле, предусмотренной пунктом 197 Правил N 644.
В соответствии с пунктом 203 Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе, фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
- расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм. сост.) (рублей) определяется по формуле: П норм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
Начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 производится без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, то есть без отбора проб сточных вод.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации вынесено решение от 16.12.2020 N АКПИ20-722, оставленное в силе Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 16.03.2021, об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 и указано, что изменения, внесенные в Правила, регулирующего сходные правоотношения по взиманию платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может осуществляться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, что не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения пункта 123 (4) Правил N 644 направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123 (4) Правил, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона о водоотведении.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
В рассматриваемом случае, ответчиком не представлены доказательства отсутствия в сбрасываемых сточных водах превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в соответствии с пунктом 124 Правил N 644 объем сбрасываемых сточных вод с объекта абонента в спорном периоде - июль декабрь 2020 года, составляет менее 30 куб. м в сутки.
При этом суд первой инстанции сделал вывод о том, что исходя из уставной деятельности, детский сад не относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644, поскольку сама по себе организация истцом общественного питания воспитанников, осуществление стирки текстильных изделий в рамках деятельности по присмотру и уходу за детьми, не является самостоятельным видом деятельности, не имеет целью оказание услуг неограниченному кругу лиц в коммерческих целях. В то время, как деятельность в сфере общественного питания, равно как и деятельность в сфере производства готовых пищевых продуктов и блюд, а также деятельность в сфере оказания услуг по стирке текстильных и меховых изделий, предоставлению общегигиенических процедур является профессиональной деятельностью субъектов экономической деятельности, направленной на получение коммерческого результата.
Однако, суд не учел, что учреждение является юридическим лицом, которое осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с общественным питанием воспитанников (хоть данная деятельность отсутствует в его учредительных документах), в связи с чем обязано соблюдать Санитарно-эпидемиологические правила и нормы.
Кроме того истец самостоятельно организовывает питание для детей в процессе присмотра и ухода за ними, соответственно он и является предприятием общественного питания. Истец не предоставил доказательств о том, что учреждение осуществляет приготовление пищи на другой территории, либо с привлечением какого-либо предприятия общественного питания, а также доказательств того, что стирка белья и полотенец осуществляет сторонняя организация, либо она производится вне здания ответчика.
Поскольку плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод является самостоятельным видом ответственности, суд первой инстанции неправомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в пункте 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) определено, что присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 1 статьи 65 указанного Закона присмотр и уход за детьми осуществляется только дошкольными образовательными организациями.
В отличие от образовательных услуг, присмотр и уход за детьми по общему правилу является платной услугой. Исключение, предусмотренное пунктом 3 статьи 65, является льготой, установленной Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3.11.4 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", минимальный набор помещений организаций отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием включает: спальные комнаты; комнаты воспитателя; помещения для дневного пребывания детей; умывальные с мойками для ног; душевые с раздевальными отдельно для мальчиков и девочек; помещение (место) для просушивания одежды и обуви, помещение (место) стирки и глажения; помещение для обработки и хранения уборочного инвентаря, для приготовления дезинфицирующих растворов - одно на отряд (или жилой корпус); помещение для стирки белья, оборудованной горячим и холодным водоснабжением и водоотведением, тазами для стирки личных вещей и скамьями (возможно использование в помещениях для стирки белья автоматических стиральных машин); помещение гладильной; место для хранения обуви, оборудованное полками или стеллажами.
Помещения для стирки белья могут быть оборудованы в отдельном помещении.
Согласно пункту 4.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 (утратил силу с 01.01.2021), при проектировании дошкольных образовательных организаций предусматривается следующий набор помещений: групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы); дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие); сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, постирочная); служебно-бытового назначения для персонала.
Таким образом, истцом, осуществляется хозяйственная деятельность, которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ, и объем стоков образуются именно от этой деятельности, которая оказывает негативное влияние на окружающую среду (водный объект).
При этом, Обществом для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду (водный объект) осуществляет дополнительные затраты на очистку сточных вод, которые позволяют довести ее степень до требований сброса в водоемы рыбо-хозяйственного назначения, т.к. стирка детского постельного белья и полотенец входит в комплекс мер по присмотру и уходу за детьми и является необходимыми мерами, выполняемыми учреждением, не опровергает факта осуществления деятельности, которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ, и не является основанием для освобождения ответчика от внесения соответствующей платы.
Плата в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 может взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 куб. метров в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных ("вредных") видов деятельности (письмо Минстроя России от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04).
При указанных обстоятельствах начисление платы за июль-декабрь 2020 года на общую сумму 90 090, 1 руб. произведено ответчиком правомерно и не образует на стороне ответчика неосновательного обогащения и факт неправомерного пользования чужими денежными средствами.
Арифметически расчет апелляционным судом проверен, признан верным, контррасчет истцом не представлялся.
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Принимая решение, суд в силу части 1 статьи 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Суд первой инстанции при разрешении спора обстоятельства на которых основаны исковые требования в полной мере не исследовал, что привело к выводам, которые не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам, что в свою очередь, на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции с принятием в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по первой и апелляционной инстанциям относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21 июня 2021 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1763/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Частному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 180 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отказать.
Взыскать с Частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 180 открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Новоалтайск Алтайского края (ОГРН 1042201771908, ИНН 2208011679) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 51 руб. по первой инстанции.
Взыскать с Частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 180 открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Новоалтайск Алтайского края (ОГРН 1042201771908, ИНН 2208011679) в пользу обществу с ограниченной ответственностью "Сбытсервис", г. Алейск Алтайского края (ОГРН 1152210000172, ИНН 2211005570) в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1763/2021
Истец: ОАО ЧДОУ "Детский сад N 180" "РЖД
Ответчик: ООО "Сбытсервис"
Третье лицо: ООО "Новоалтайскводоканал", Бугаева Н. А.