город Ростов-на-Дону |
|
23 сентября 2021 г. |
дело N А32-6843/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя Морозова Ф.И. по доверенности от 15.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2021 по делу N А32-6843/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к ответчику акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ПАО "НМТП", ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 2 039,12 руб.
Исковые требования мотивированы нахождением вагонов на путях общего пользования в период - декабрь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием вины ответчика в нарушении нормативного срока доставки. Суд указал, что условием начисления платы по статье 39 УЖТ РФ является такое нарушение ответчика, которое привело к увеличению срока доставки, в то время как в спорной ситуации между перевозчиком и грузоотправителем заключен договор на увеличение срока доставки, в связи с чем просрочки в доставке не было, следовательно, отсутствуют основания для взыскания соответствующей платы.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 09.04.2021 отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что вина ПАО "НМТП" в нарушении технологических сроков оборота вагонов подтверждается представленными в материалы дела документами, а именно: актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов, извещениями.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ТМТП" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.03.2017 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (владелец) заключен договор N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП" при железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.
В соответствии с пунктом 1 договора N 325/2 осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 4 договора N 325/2 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
В силу пункта 5 договора N 325/2 уведомление о предстоящей подаче передается приемосдатчиком груза и багажа перевозчика, осуществляющим бригадирство на грузовом районе владельца, сменному диспетчеру по ж/д операциям управления ж/д транспорта владельца путем занесения в книгу уведомлений перевозчика и владельца обоюдными подписями.
Согласно пункту 14 договора владелец уплачивает перевозчику, с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги: г) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. N 127-т/1.
Срок действия договора с 27 марта 2017 года по 31 декабря 2019 года (дополнительное соглашение N 8 к договору от 27.03.2019 N 325/2).
Пунктом 11 договора N 325/2 устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
В декабре 2018 года в адрес ответчика - грузополучателя на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического срока оборота ранее прибывших вагонов, несвоевременной их выгрузкой и по этим причинам занятостью пути (пункт 11 договора N 325/2).
На железнодорожной станции Пролетарская СКжд 26.12.2018 и на железнодорожной станции Сальск СКжд 30.12.2018, в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки) поезд с индексом 7700-187-5210 с вагонами, адресованными ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (также грузополучатель). Поезд был расформирован и вагоны N 60223708, N 61863700, N 62400338, N 62158043, N 55534861, N 52285012, N 55023261, N 53100780 следовали на станцию назначения поездом с индексом 5254-908-5210.
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования) составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца направлены уведомления от 26.12.2018 N 11825, от 30.12.2018 N 12004, от 30.12.2018 N 12025, от 31.12.2018 N 12050, от 11.01.2019 N 622.
В порядке досудебного урегулирования спора ответчику для внесения в добровольном порядке платы, начисленной по актам общей формы, направлена претензия (исх. N 19/1212 от 20.06.2019).
Письмом от 25.07.2019 N 2570-18/814 ответчик отказался от добровольного удовлетворения требований ОАО "РЖД".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно частям 11 - 13, 18 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца.
В пункте 20 договора стороны определили, что по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее - Правила N 26).
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В силу абзаца 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как следует из совокупного анализа статьи 39 УЖТ РФ, пунктов 4.6, 4.7 Правил N 26, Тарифного руководства N 127-т/1, в законе закреплены два условия для внесения грузополучателем платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования, а именно: нарушение технологических норм выгрузки и, как следствие, нарушение срока доставки груза.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 N Ф08-7208/2020 по делу N А32-27944/2019 изложена правовая позиция, согласно которой основанием для взыскания платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является еще и доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования.
По смыслу части 12 статьи 39 УЖТ РФ грузополучатель должен внести названную плату и в отсутствие нарушения технологических норм выгрузки вагонов, если невозможно в установленные сроки подать на выгрузку все поступившие в его адрес вагоны. Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в приеме груза в силу публичного характера договора перевозки; грузополучатель должен самостоятельно урегулировать количество отправляемого в его адрес груза со своими контрагентами - грузоотправителями (о чем также указано в статье 39 УЖТ РФ). Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем он может выгрузить, не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов внести плату за пользование инфраструктурой перевозчика. Перевозчик не должен нести бремя содержания вагонов на своих путях, в случае их прибытия более того количества, которое может переработать грузополучатель.
Грузополучатель в силу положений статьи 39 УЖТ РФ обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него. Таким образом, владелец данных путей (в данном случае ОАО "РЖД") при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Владелец железнодорожных путей в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов грузополучателя были заняты по причинам, зависящим от него, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов. Само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Отклонение от технологических сроков не является безусловным основанием для применения абзацев 11, 12 статьи 39 УЖТ РФ. Суду необходимо исследовать занятость путей необщего пользования и наличие технической возможности по приему вагонов в спорный период времени (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2018 по делу N А32-8959/2017).
На основании изложенного, в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства соблюдения грузополучателем технологических сроков оборота и динамика занятости путей необщего пользования грузополучателя, наличие препятствий в подаче очередных вагонов для их приема и переработки грузополучателем, соотношение в соответствующие периоды объема неразгруженных вагонов на путях необщего пользования и задержанных вагонов на путях общего пользования владельца железнодорожных путей.
Как следует из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены следующими актами общей формы: N N 15-/905 - 15/912 от 13.01.2019.
Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов железнодорожным транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В подтверждение факта нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования истцом в материалы дела представлены дорожные ведомости, телефонограммы, оперативные приказы, извещения, акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов.
Плата за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава начислена истцом на вагоны, следующие в поезде с индексом 5254-908-5210, который был задержан в пути следования на промежуточных станциях в декабре 2018 года.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, вагоны в составе поезда 5254-908-5210 задержаны согласно актам общей формы в день истечения нормативного срока доставки 26.12.2018 в 01-30 на станции Пролетарская.
При этом расстояние между станцией отправления Смычка и станцией назначения - Новороссийск составляет 2 938 км, расстояние между станцией Пролетарская и станция Новороссийск - 447 км.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки.
Пунктом 2.2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, предусмотрено, что нормативный срок доставки определяется исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования железнодорожным транспортом.
Пунктом 2.2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом установлено, что при перевозке грузовой скоростью повагонных, контейнерных и мелких отправок в зависимости от расстояния перевозки при расстоянии перевозки от 2 000 до 2 999 км включительно норма суточного пробега составляет 330 км.
Учитывая, норму суточного пробега, определенную в пункте 2.2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом вагоны не смогли бы прибыть на станцию назначения Новороссийск до истечения нормативного срока доставки, определенных актами общей формы, следовательно, вины порта в нарушении нормативного срока доставки допущено не было.
Первичные документы о задержке состава 5254-908-5210 на станциях Пролетарск и Сальск ответчику предоставлены не были, следовательно, факт задержки состава на промежуточных станциях не подтвержден.
Кроме того, судом установлено, что по составу 5254-908-5210 не допущено нарушение расчетного срока доставки в связи с наличием договора между грузоотправителем и железной дорогой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Устава сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Правила исчисления сроков доставки грузов утверждены Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом".
В соответствии с пунктом 15 вышеуказанных Правил перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от____дата".
Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с настоящими Правилами.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 17674/12, в соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз по назначению и в установленное время. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договоре иной срок доставки груза, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
Следовательно, увеличение сроков доставки груза возможно по соглашению между грузоотправителем и перевозчиком.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Устава дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Пунктом 1.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, предусмотрено, что перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная) состоит из четырех листов:
лист 1 - оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);
лист 2 - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, - для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры - один экземпляр для входной железнодорожной станции (далее - станция), находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры);
лист 3 - корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);
лист 4 - квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).
При этом согласно пункту 3.2 указанных Правил при заполнении накладной перевозчиком на станции отправления в строке "Срок доставки истекает" указывается расчетная дата истечения срока доставки груза.
Согласно представленным в материалы дела транспортным железнодорожным накладным формы ГУ-29-0 N N ЭВ414131, ЭВ414691, ЭВ414442, ЭВ414644, ЭВ414418, ЭВ414386, ЭВ414761, ЭВ414512 при их заполнении на странице отправления перевозчиком "Срок доставки истекает" указана дата - 26.01.2019.
Судом установлено, что согласно предоставленным в материалы дела дорожным ведомостям грузотправителем груза следующего поездом с индексом 5254-908-5210 является ОАО "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат", который в свою очередь в соответствии с положениями действующего законодательства заключил с ОАО "РЖД" договор на увеличение срока доставки N 335/АФТ0-4/СД от 10.10.2014. По условиям указанного договора грузоотправитель в лице акционерного общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" и перевозчик в лице ОАО "РЖД" согласовали увеличение установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 срока доставки грузов в собственных (арендованных) вагонов, отправляемых со станции Смычка - Свердловской железной дороги предприятием "ЕВРАЗ НТМК" на 30 суток назначением станции Новороссийск - экспорт Северо-Кавказской железной дороги.
Исходя из предоставленных в материалы дела дорожных ведомостей ни один вагон, следующий в составе поезда с индексом 5254-908-5210, не прибыл на станцию назначения с нарушением срока доставки, в том числе и вагоны, включенные в расчет исковых требований.
Согласно представленным транспортным железнодорожным накладным и актам общей формы вагоны доставлены грузополучателю - 11.01.2019, т.е. в переделах расчетного срока доставки.
Руководствуясь условиями указанного договора, грузоотправителем при оформлении перевозочных документов на отправку грузов на обороте накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" проставлен (указан) номер данного договора и количество суток увеличения срока доставки (пункт 2.1 договора), а ОАО "РЖД" при приеме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной проставлен (указан) увеличенный срок доставки (пункт 2.2 договора).
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются: причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с положениями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта основанием для взыскания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций является задержка вагона по вине грузополучателя, которая, в свою очередь, привела к нарушению сроков доставки грузов.
В связи с вышеизложенным, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что задержка вагонов в составе ж/д поезда на промежуточной станции не привела к нарушению расчетных сроков доставки грузов, указанных в выданных грузополучателю железнодорожных транспортных накладных.
Кроме того, представленные акты общей формы не подтверждают занятость путей необщего пользования грузополучателя в спорный период и отказ грузополучателя от приема вагонов. Истцом не представлены документы, подтверждающие продолжительность простоя вагонов, анализ занятости путей ответчика, факт невозможности подачи вагонов на выставочные пути ответчика.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика платы за нахождение в спорный период вагонов на путях общего пользования в соответствии со статьей 39 Устава, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2021 по делу N А32-6843/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6843/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"