г. Томск |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А03-3184/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.,
судей: Аюшев Д.Н., Ходырева Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арышевой М.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-8046/2021) межмуниципального Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации "Белокурихинский" на решение от 12 июля 2021 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3184/2021 (судья Ланда О.В.)
по иску акционерного общества "Водоканал", г. Белокуриха (ОГРН 1022200534652 ИНН 2203004501)
к межмуниципальному Отделу министерства внутренних дел Российской Федерации "Белокурихинский", г. Белокуриха (ОГРН 1022200537281)
о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с августа по декабрь 2020 в сумме 15 307, 38 руб. по контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 16 от 30.09.2020, и встречному иску межмуниципального Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Белокурихинский", г. Белокуриха к акционерному обществу "Водоканал", г. Белокуриха о признании недействительным пункта 11, подпункта "е" пункта 14 контракта холодного водоснабжения и водоотведения от 30.09.2020 N 16, о расторжении контракта холодного водоснабжения и водоотведения от 30.09.2020 N 16,
без участия лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал" (далее - истец, АО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к межмуниципальному Отделу министерства внутренних дел Российской Федерации "Белокурихинский" (далее - ответчик, апеллянт, ОМВД "Белокурихинский") о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с августа по декабрь 2020 в сумме 15 307, 38 руб. по контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 16 от 30.09.2020.
Исковые требования о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения обоснованы ссылкой на пункт 123.4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), ввиду того, что объем отводимых сточных вод ответчика составляет менее 30 куб. м в сутки.
Ответчиком заявлен встречный иск о признании недействительным пункта 11, подпункта "е" пункта 14 контракта холодного водоснабжения и водоотведения от 30.09.2020 N 16 и о расторжении контракта холодного водоснабжения и водоотведения от 30.09.2020 N 16.
Решением от 12 июля 2021 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3184/2021 первоначальные исковые требования АО "Водоканал" удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОМВД "Белокурихинский" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, таким образом, просит решение от 12 июля 2021 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3184/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что у МО МВД России "Белокурихинский" имеются контрольные колодцы для отбора проб сточных вод (приложение к контракту), пункт 123 (4) Постановления в данном случае не применим для начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Приведенный в пункте 123(4) Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях. Кроме того, контроль качества питьевой воды и контроль состава и свойств сточных вод истцом не осуществлялись.
Определением от 13.08.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 22.09.2021.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отмечает, что ответчик в апелляционной жалобе заменил предмет заявленных исковых требований; вместо задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, обосновывает свои доводы - проведением отбора проб, соблюдением требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) приобщен судом к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
В порядке части 6 статьи 121, части 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между АО "Водоканал" и ОМВД "Белокурихинский" 30.09.2020 заключен контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 16, в соответствии с которым организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду и осуществлять прием сточных вод. Абонент обязуется оплачивать холодную воду, соблюдать режим водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки и размеры, предусмотренные контрактом (пункт 1 контракта).
Согласно пункту 11 контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 14 контракта абонент обязан: производить оплату по настоящему контракту в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.
В силу пунктов 64, 65, 66 контракта настоящий контракт вступает в силу с 01.08.2020 и действует до момента исполнения обязательств с обеих сторон, но не позднее 31.12.2020 года, а в части оплаты за оказанные услуги в 2020 году до 31.10.2021. Настоящий контракт заключен на срок до 31.12.2020 года. Настоящий контракт может быть расторгнут до окончания срока действия настоящего контракта по обоюдному согласию сторон.
Соглашение о расторжении контракта между сторонами не подписано ввиду возникновения разногласий по вопросу о наличии (отсутствию) задолженности.
Водоканал, посчитав, что объект ответчика соответствует требованиям пункта 123 (4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 01.07.2020), произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с августа 2020 года по декабрь 2020 года в соответствии с пунктом 123.4 Правил N 644, и выставил для оплаты счета.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N 1644 от 23.11.2020 с требованием по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком требования претензии послужило основанием для обращения в арбитражный суд с первоначальным исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые первоначальные исковые требования, суд первой инстанции исходил из правомерности начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для ответчика в порядке пункта 123 (4) Правил N 644, отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд исходил из их необоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) в сфере водоснабжения и водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в ЦСВ регулируют Правила холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644) (далее - Правила N 644).
В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в том числе ее отдельных объектов).
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пункт 118 Правил N 644).
Пункт 119 Правил N 644 предусматривает, что Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета. По общему правилу основанием для исчисления платы за негативное воздействие на работу ЦСВ являются результаты контроля, проводимого организацией ВКХ.
Согласно пункту 123 (4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 01.07.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1,
где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил. (п. 123 (4) в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728).
Суд первой инстанции правомерно отметил, что ранее действовавшая редакция пункта 123 (4) Правил N 644 предусматривала аналогичный механизм внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ, однако, он распространялся лишь на отдельные категории абонентов, хозяйственная деятельность которых заведомо (презюмируемо) оказывала негативное воздействие на ЦСВ, исключая необходимость систематического осуществления мероприятий по контролю состава сбрасываемых ими стоков. Действующая же редакция указанного пункта не предполагает учета вида деятельности абонента, то есть вводит общую презумпцию того, что любой абонент, сбрасывающий стоки в малом объеме, оказывает негативное воздействие на ЦСВ и обязан вносить за это плату. При этом наличие технической возможности осуществления отбора проб сточных вод не влияет на порядок применения к ответчику положений пункта 123 (4) Правил N 644.
Из приведенных положений следует, что указанная компенсация является составной частью платы по договору водоотведения, право на получение которой связано с оказанием услуг по водоотведению - приему и обезвреживанию веществ, негативно воздействующих на ЦСВ.
В связи с этим спорная компенсация должна квалифицироваться как возникающая из оказания услуг по водоотведению.
Такой подход соответствует правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, выраженным в: решении Судебной коллегии по административным делам от 04.04.2018 N АКПИ18-73, где указано, что плата за негативное воздействие на ЦСВ имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу ЦСВ, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу ЦСВ; определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 08.06.2020 N 308-ЭС19-27992 и N 308-ЭС19-20827, где указано, что плата за негативное воздействие на ЦСВ должна квалифицироваться как возникающая из оказания услуг по водоотведению.
Таким образом, расходы, связанные с негативным воздействием загрязняющих веществ на работу ЦСВ, как на это прямо указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2015 N АКПИ15-167, возмещаются организации ВКХ в рамках договорных отношений посредством механизма компенсации, установленного Правилами N 644.
По существу, правовая природа платы, связанной с негативным воздействием на ЦСВ, представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, а также меру экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды.
Согласно материалам дела, в спорный период подготовка и подача абонентом декларации в отношении сточных вод не осуществлялась, отбор проб сточных вод не производился. Обратного ответчиком не доказано.
На основании изложенных норм права и положений заключенного между сторонами договора, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что факт в спорный период подготовка и подача абонентом декларации в отношении сточных вод не осуществлялась, отбор проб сточных вод не производился, принимая во внимание, что задолженность за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не оплачена, суд первой инстанции правомерно удовлетворил первоначальные исковые требования.
Касательно встречных исковых требований суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Согласно разъяснениям пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ). При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела. Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование). Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Анализ взаимосвязанных условий договора и приложений к нему по правилам статьи 431 ГК РФ с учетом буквального значения содержащихся в них слов и выражений, показывает, что оспариваемые пункты контракта не противоречат действующему законодательству и соответствуют положениям специальных норм, определяющих порядок правовых отношений в сфере водоотведения.
Таким образом, суд первой инстанции, установив факт, что контракт вступает в силу с 01.08.2020 и действует до момента исполнения обязательств с обеих сторон, но не позднее 31.12.2020 года, а в части оплаты за оказанные услуги в 2020 году до 31.10.2021, учитывая, что оспариваемый контракт действует только в части оплаты за оказанные услуги в 2020 года - до 31.10.2021, правомерно отказал в удовлетворении встречных исковых требований.
Оценивая иные изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как апеллянт в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12 июля 2021 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3184/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу межмуниципального Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации "Белокурихинский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3184/2021
Истец: АО "Водоканал"
Ответчик: МО МВД России "Белокурихинский"