24 сентября 2021 г. |
Дело N А83-6130/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.09.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Евдокимова И.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
при участии в судебном заседании:
- прокурор Махиня В.В. по служебному удостоверению ТОN 296501 от 25.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании Индивидуального предпринимателя Глушко Александра Сергеевича и Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.03.2021 по делу N А83-6130/2020 (судья Якимчук Н.Ю.)
по исковому заявлению Заместителя прокурора Республики Крым в интересах муниципального образования Черноморское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым
к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Индивидуальному предпринимателю Глушко Александру Сергеевичу
о признании договора недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Крым (далее - прокурор) в интересах муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (далее - администрация), индивидуальному предпринимателю Глушко Александру Сергеевичу (далее - предприниматель, ИП Глушко А.С.), согласно которому просил суд:
- признать договор от 23.08.2019 N 53 о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения, заключенный между Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и индивидуальным предпринимателем Глушко Александром Сергеевичем, недействительным;
- применить последствия недействительной сделки путем возврата индивидуальным предпринимателем Глушко Александром Сергеевичем по акту приема-передачи земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ул. Индустриальная, 3, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация и предприниматель обратились с апелляционными жалобами, в которых просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объёме.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что судом первой инстанции не установлены и не исследованы имеющие значение для дела обстоятельства. Так, по мнению апеллянта, договор о предоставлении торговых мест является договором возмездного оказания услуг. Возможность оснащения торговых мест, выделенных для проведения ярмарки, павильонами - временными сооружениями для ведения хозяйственной деятельности, не противоречит оспариваемым договорам и Порядком проведения ярмарок. При этом в деле отсутствуют доказательства, что объект используемый предпринимателем является капитальным строением.
Определениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 и 21.04.2021 апелляционные жалобы приняты к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
До начала судебного заседания 13.09.2021 через систему "Мой Арбитр" от Прокуратуры Республики Крым поступило заявление о частичном отказе от исковых требований в части применения последствий недействительной сделки путем возврата ИП Глушко А.С. по акту приема-передачи земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ул. Индустриальная, 3, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым.
Судебная коллегия исходит из того, что истец в соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Заявленный отказ, как установлено судом апелляционной инстанции, подписан уполномоченным лицом, не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, в связи с чем, отказ от иска в части в части применения последствий недействительной сделки путем возврата ИП Глушко А.С. по акту приема-передачи земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ул. Индустриальная, 3, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым, принимается судом апелляционной инстанции.
В связи с изложенным, производство по делу N А83-6130/2020 в данной части требований подлежит прекращению.
В судебном заседании прокурор возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила в её удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
23.08.2019 между администрацией (далее - Организатор ярмарки) и ИП Глушко А.С. (далее - Участник ярмарки) заключен договор N 53 "О предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения" (далее - Договор).
Согласно разделу 1 Договора Организатор ярмарки предоставляет Участнику ярмарки для участия в универсальной ярмарке торговое место N 21/с в соответствии со схемой размещения торговых мест на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.
Размер оплаты за торговое место установлен фиксированной суммой, оплата осуществляется по безналичному расчету платежным поручением путем перечисления Участником ярмарки денежных средств на расчетный счет Организатора ярмарки (раздел 3 Договора).
Срок действия Договора установлен в разделе 5 Договора - до 31.12.2021. Торговое место предоставлено ИП Глушко А.С. в отсутствие расположенных на нем строений.
В соответствии с пунктом 1.2 договора участник ярмарки использует торговое место для осуществления следующего вида деятельности: техническое обслуживание автотранспортных средств.
Прокуратурой Черноморского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства при заключении администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым с индивидуальным предпринимателем Глушко Александром Сергеевичем договора о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения, результатам которой установлен факт предоставления земельного участка в аренду под видом права на размещение торгового места на универсальной ярмарке.
Проведенной прокуратурой Черноморского района проверкой с привлечением Организатора ярмарки, а также специалистов муниципального земельного контроля администрации Черноморского района установлено, что ИП Глушко А.С. на земельном участке, расположенном в районе ул. Индустриальная, 3, пгт. Черноморское, Черноморский район, возведен торговый объект, имеющий признаки капитального строения, а также размещено оборудование мойки самообслуживания.
Под указанными капитальными строениями размещен земельный участок ориентировочной площадью 2 тыс. кв. м, находящийся в муниципальной собственности, тогда как какого-либо разрешения на их размещение ИП Глушко А.С. администрация не давала. Деятельность в объектах осуществляется регулярно на постоянной основе.
Указанное, по мнению прокурора, свидетельствует о предоставлении организатором ярмарки на длительный срок под видом права на размещение торговых мест на универсальной ярмарке земельных участков в пользование отдельным субъектам предпринимательства, что приводит к ограничению конкуренции и непоступлению в бюджет муниципального образования платежей за фактическое использование земельных участков.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора с настоящим иском в суд.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, заслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 года N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований (пункт 1 статьи 52 АПК РФ)
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 года N 16402/10, требовать признания сделок недействительными, предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов.
Обращаясь в Арбитражный суд Республики Крым с указанным исковым заявлением, прокурор выступает в защиту прав муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Республики Крым, наделенного в соответствии с уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности поселения.
Суд первой инстанции правомерно признал право прокурора по обращению в арбитражный суд с требованием о признании сделок недействительными, поскольку обращение с таким иском преследует цель защиты интересов публично-правового образования и общественных интересов, а также сопровождается соответствующим обоснованием того, какие публичные или общественные интересы являются нарушенными оспариваемыми сделками.
Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381- ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
В силу части 6 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 N 532 утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым.
В силу пункта 2 Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 N 532, ярмарка - мероприятие, проводимое по решению исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым для розничной продажи товаров, организуемое в определенном месте (вне пределов розничных рынков) и на установленный срок с целью повышения доступности товаров для населения; в зависимости от товарной специализации ярмарки могут быть общей специализации (универсальные ярмарки) и специализированными: на универсальных ярмарках осуществляется реализация широкого круга товаров разных товарных групп. К ним относятся, в частности, еженедельные ярмарки.
Торговое место - место на ярмарке (в том числе павильон, киоск, палатка, тележка, автолавка, автофургон, лоток, корзина), отведенное участнику ярмарки для осуществления деятельности по продаже товаров.
Прокурорской проверкой было установлено, что между администрацией и ИП Глушко А.С. заключен договор о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения N 53 от 23.08.2019.
В ходе проверок прокуратуры установлено, что предпринимателем на земельном участке, расположенном по адресу: ул. Индустриальная, 3, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым., возведен торговый объект - "Автомойка с шиномонтажкой", имеющий признаки капитального строения.
При этом прокурором не представлено доказательств наличия у объекта признаков объекта капитального строительства, а имеющиеся в деле доказательства позволяют прийти к выводу, не опровергнутому сторонами, что данный объект представляет собой фактически два объекта: строение (здание) и конструкцию, выполненных из металлических каркасов и конструкций, не являющиеся капитальными.
В связи с чем, выводы суда первой интенции в данной части являются ошибочными.
Вместе с тем, апелляционный суд отмечает, что доказательства передачи организатором ярмарки предпринимателю на основании спорного договора торгового места - здания с металлической конструкцией, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что торговый объект - "Автомойка с шиномонтажкой" возведён предпринимателем, является обоснованным.
Апелляционный суд полагает, что системное толкование вышеуказанных норм, регулирующих правила организации ярмарок и продажи товаров на них, а также требования к организации продажи товаров на ярмарках, позволяют прийти к выводу о том, что оспариваемый договор не отвечает вышеизложенным требованиям, в связи с чем он не является договором о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке. Фактически организатор ярмарки предоставил ИП Глушко А.С. право разместить на земельном участке муниципальной собственности нестационарный торговый объект, а предприниматель такой объект возвёл.
В силу пункта 1 статьи 166, статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемая сделка), с учётом её существа и содержания применяются относящиеся к ней правила.
Согласно указанной норме права, признаком притворности является отсутствие волеизъявления на её исполнение у обеих сторон, а также намерение сторон фактически прикрыть другую сделку.
В связи с притворностью, недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки.
Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно.
По мнению судебной коллегии спорная сделка заключена сторонами с намерением прикрыть другую сделку - по предоставлению места для размещения нестационарного торгового объекта.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ закреплено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации; схема размещения нестационарных объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, которыми определено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2), для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, определенной полномочным органом.
Согласно Постановления Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым" размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса (пункт 1 раздела II).
НТО размещаются на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании договора на размещение НТО, приложениями к которому являются эскиз фасада НТО в цвете в масштабе 1:50, а также схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500 (в случае установления обязанности ее предоставления органом местного самоуправления) (пункт 5 раздела II).
Согласно пункту 1 раздела V вышеуказанного Порядка с целью обеспечения прозрачности при предоставлении хозяйствующим субъектам права на установку НТО проводятся торги в виде конкурса или открытого аукциона на право размещения НТО.
Случаи предоставления места для размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур и правила занятия новых мест размещения нестационарных торговых объектов приведены в разделе IV Порядка.
Из содержания пункта 2 раздела IV Порядка и обстоятельств настоящего дела усматривается, что основания предоставления предпринимателю места для размещения нестационарного торгового объекта без проведения конкурентных процедур отсутствуют.
Субъекты торговли, которым предоставлено право на размещение НТО без предоставления земельного участка или установления сервитута, обязаны вносить плату, определенную в договоре на размещение НТО. Размер платы в договоре на размещение НТО определяется по результатам Конкурса, начальная ставка которой определяется органами местного самоуправления по территориальному принципу с дифференциацией по типу торгового объекта и специализации в виде фиксированной суммы (пункты 2, 3 раздела VIII Порядка в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора).
По общему правилу, закрепленному в частях 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В материалы дела доказательств опубликования информации о предстоящем предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов в указанном выше порядке не представлено. Не представлено суду также и доказательств наличия у ответчика права на предоставление ему места для размещения нестационарного торгового объекта без проведения конкурентных процедур.
В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25) ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего (пункт 74).
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75).
Положения статьи 15 Федерального закона N 381-ФЗ, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указывают на обязательность соблюдения конкурентных правил как на элемент защиты публичных интересов (неопределенного круга хозяйствующих субъектов и потребителей).
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, а также разъяснений, приведенных в пунктах 73 - 75 постановления Пленума N 25, апелляционный суд приходит к выводу о несоблюдении порядка заключения оспариваемых договоров в связи с заключением их без торгов, и о наличии оснований для признания сделок недействительными в силу их ничтожности.
Под видом предоставления ответчику права на организацию и проведение ежедневной ярмарки на длительный срок, фактически осуществлялось пользование земельным участком для размещения нестационарного торгового объекта субъектом предпринимательства, в данном случае ИП Глушко А.С., что привело к ограничению конкуренции.
С учётом изложенных выше обстоятельств, по мнению судебной коллегии, вывод суда первой инстанции о недействительности оспариваемого договора является верным, в связи с чем основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.03.2021 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 49, 150, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ заместителя прокурора Республики Крым в интересах Муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым от исковых требований по делу N А83-6130/2020 в части применения последствия недействительной
сделки путем возврата Индивидуальным предпринимателем Глушко Александром Сергеевичем по акту приема-передачи земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: ул. Индустриальная, 3, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.03.2021 по делу N А83-6130/2020 в данной части - отменить.
Производство по делу N А83-6130/2020 в части применения последствия недействительной сделки - прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.03.2021 по делу N А83-6130/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Индивидуального предпринимателя Глушко Александра Сергеевича и Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6130/2020
Истец: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ЧЕРНОМОРСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ИП Глушко Александр Сергеевич