г. Тула |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А68-13144/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.09.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Е.С., в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион Траст" на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.07.2021 по делу N А68-13144/2020 (судья Рыжикова Н.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Регион Траст" (Тульская обл., р. п. Чернь, ИНН 5047162729, ОГРН 1145047013165) к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области (г. Тула, ИНН 7107096442, ОГРН 1067107022795) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 23.01.2015 N 323,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регион Траст" (далее также заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (с учетом уточнения) к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области (далее также ответчик, министерство) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 23.01.2015 N 323 об уменьшении арендных платежей за 2020 год на размер двухмесячной арендной платы.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.07.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Указывает, что нормы ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" не содержат указания на применение их к определенной категории арендаторов. Также истец не согласен с выводом суда области об осуществлении деятельности на арендованном земельном участке в период действия ограничительных мер. Помимо этого обращает внимание суда на проживание директора ответчика в ином регионе, что не позволяло вести хозяйственную деятельность.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой он просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.08.2018 между министерством природных ресурсов и экологии Тульской области и ООО "Регион Траст" заключен договор аренды N 323 лесного участка общей площадью 20 993 га, местоположение: Тульская обл., Чернское лесничество, Троицкое участковое лесничество, Липицкое участковое лесничество; для заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 9.2 договора срок действия договора установлен на 10 лет.
Согласно пункту 3.1 договора арендная плата по договору составляет 5 040 000 руб. в год.
Пунктом 3.2 договора аренды лесного участка установлено, что сроки внесения арендной платы приведены в приложении N 4 к настоящему договору (15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября).
Размер арендной платы подлежит изменению при изменении условий договора пропорционально изменению ставки платы за единицу объема древесины, от цены аукциона, устанавливаемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3.4 договора).
В соответствии с пунктом 4.4.7 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены настоящим договором.
Истец, ссылаясь на Указы Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N239 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", Указом губернатора Тульской области от 16.03.2020 N 12 "О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области", указывает, что с 30.03.2020 по 01.06.2020 на территории Тульской области были введены ограничительные меры в рамках режима повышенной готовности, в связи с чем общество не использовало арендованное имущество по его назначению, т.е. не производились рубка леса и иные лесные работы, деятельность общества в период пандемии не осуществлялась, поскольку государственные органы никаких документов от общества не принимали, в связи с нахождением на самоизоляции, ООО "Регион Траст" письмами от 03.04.2020, от 07.05.2020 N 7/05, от 05.06.2020 N 2020/06/05 обратилось в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области об освобождении от арендных платежей или уменьшении их размера, в связи с введением по территории Тульской области режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Общество, не получив ответы на вышеуказанные письма, посчитав, что министерством не приняты решения по ним, направило в адрес министерства претензию от 04.12.2020 N 1112, в которой просило заключить соглашение о зачете ранее уплаченных арендных платежей по договору аренды N 323 от 23.01.2015 в счет арендной платы за четвертый квартал 2020 года. Претензию истца ответчик оставил без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 г. органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 г. в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
При этом вопреки утверждению суда области, положения части 3 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, предусматривающей право арендатора требовать уменьшения арендной платы по договору аренды недвижимого имущества в период фактической невозможности использования имущества вне зависимости от принадлежности к определенной категории предпринимателей (субъектного состава) и видов экономической деятельности.
Вместе с тем указанный ошибочный вывод не привел к принятию неверного решения.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, при ответе на вопрос 5 указано, что арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за 2020 год в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием на территории субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению (независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в силу судебного акта о понуждении арендодателя к изменению арендной платы в части уменьшения арендной платы). При этом, если арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.
Арендодатель, отказавший в уменьшении арендной платы в отсутствие на то обоснований, может быть понужден судом к уменьшению размера арендной платы.
Судом области установлено, что основным видом деятельности арендатора является "лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность", который в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской 6 экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" не входит в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 (ответ на вопрос 7) статья 401 ГК РФ устанавливает критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Из приведенных разъяснений следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами ьгосударственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
В обоснование своих требований истец указывает, что в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N239 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", Указом губернатора Тульской области от 16.03.2020 N 12 "О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области" с 30.03.2020 по 01.06.2020 на территории Тульской области действовали ограничительные меры, введенные в рамках режима повышенной готовности, в связи с чем общество не использовало арендованное государственное имущество по его назначению, т.е. не производились рубка леса и иные лесные работы.
Между тем, судом области установлено, что в соответствии с условиями договора аренды лесного участка от 23.01.2015 N 323 истцом представлялись в министерство отчеты по форме N 1-ИЛ, утвержденные приказом Минприроды России от 06.10.2016 N 514, из которых следует, что истцом в 1 квартале 2020 года (на 01.04.2020) осуществлялись меры противопожарного обустройства лесов: строительство, реконструкция и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; иные мероприятия не выполнены; во 2 квартале 2020 год (на 01.07.2020) обществом проводились работы по эксплуатации лесных дорог, устройство противопожарных минерализованных полос, прочистка противопожарных минерализованных полос и их 8 обновление (уход), осуществлялось благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Кроме того, из отчетов об использовании лесов за периоды январь-апрель 2020 года, январь-май, январь-июнь 2020 года, представленных в министерство, следует, что истцом в спорный период осуществлялась заготовка древесины.
Предоставление отчетов об использовании лесов является обязанностью истца, как лица, использующего лесной земельный участок, в силу прямого указания Приказа Минприроды России от 21.08.2017 N 451 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме", данные, отраженные в них, являются надлежащими доказательствами факта использования земельного участка.
Указанные отчеты подписаны представителем истца и скреплены его печатью, сведения, отраженные в них не опровергнуты, о фальсификации документов не заявлено.
Место регистрации директора общества не исключает как возможности его нахождения в спорный период на территории определенного субъекта Российской Федерации, так и осуществления обществом коммерческой деятельности.
Доказательств неиспользования лесного участка в связи с введенными ограничительными мерами истцом в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд области справедливо отметил, что нерабочие дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации (вопрос 5 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020).
При таких обстоятельствах, правовые основания для внесения изменений в условия договора аренды в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 14.07.2021 по делу N А68-13144/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-13144/2020
Истец: ООО "Регион Траст"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области