г. Хабаровск |
|
26 сентября 2021 г. |
А73-20771/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.,
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинская Т.П., представитель по доверенности от 29.01.2021
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Яровых М.Ю., представитель по доверенности от 17.06.2021
от общества с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс": Лесь-Нелина О.С., представитель по доверенности от 25.02.2021
от Министерство финансов Хабаровского края: Бахмат Т.А., представитель по доверенности от 05.08.2020
от Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края: Орлов М.А., представитель по доверенности от 15.01.2021
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Министерства Жилищно -коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 05.07.2021
по делу N А73-20771/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общество с ограниченной ответственностью "Шелеховский Теплоэнергетический Комплекс" (ОГРН 1022700758717, ИНН 2712014134)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1072706001081, ИНН 2706029541), Хабаровскому краю в лице Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН)
о взыскании 4 828 658 руб. 61 коп.
третьи лица: Министерство финансов Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс" (далее - ООО "Шелтэк", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края о взыскании убытков, уточненных в порядке статьи 49 АПК РФ в размере 4 828 658 руб. 61 коп., связанных с применением в период с 08.10.2020 по 04.12.2020 регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию.
Определением суда от 29.12.2020 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Хабаровского края; Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края; Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского.
Определение суда от 02.03.2021 в порядке статьи 47 АПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края на надлежащего ответчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края.
Определением от 20.04.2021 суд в порядке статьи 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Хабаровский край в лице Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Решением суда от 05.07.2021 с Хабаровского края в лице Министерства Жилищнокоммунального хозяйства Хабаровского края за счет казны Хабаровского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс" взысканы убытки в размере 4 828 658 руб. 61 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 47 143 руб.
В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию Амурский муниципальный район Хабаровского края в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края отказано.
Не согласившись с принятым решением Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Министерство Жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство Жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края приводит доводы, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность возмещать организациям убытки возложена на органы местного самоуправления. Ссылается на Закон Хабаровского края от 28.07.2021 N 199 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", согласно которому бюджетные ассигнования Амурскому муниципальному району на реализацию Закона N 150 увеличены на 22 058 тыс. руб.
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в апелляционной жалобе указывает, что в случае если экономически обоснованный тариф превышает предельный максимальный тариф, установленный постановлением N 79, то население рассчитывается за тепловую энергию в соответствии с Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению". В свою очередь у ООО "Шелтэк" отсутствовал установленный на период с 08.10.2020 по 04.12.2020 экономически обоснованный тариф. Полагает, что поскольку ООО "Шелтэк" для расчетов с населением не применяло предельный максимальный тариф, компенсация убытков производиться не должна. Считает, что допущенное ООО "Шелтэк" нарушение порядка ценообразования, путем применения тарифов, не установленных на соответствующий период времени, не является легитимным способом осуществления деятельности в сфере, где тариф подлежит государственному регулированию, при наличии иных вариантов.
Министерство финансов Хабаровского края в отзыве на апелляционные жалобы указало, что единственным условием компенсации убытков на основании Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 является, если экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Считает, что поскольку в исковой период действовал экономически обоснованный тариф ООО "Сфера" до 27.11.2020, предельно максимальный тариф для расчетов с населением за теплоэнергию на 2020 год, следовательно, оказание истцом населению услуг по теплоснабжению в спорный период осуществлялось в условиях действия этих тарифов, что не влечет права на компенсацию убытков в виде разницы между экономически обоснованным и предельно максимальным.
Управление ЖКХ выразило в отзыве несогласие с доводами апелляционных жалоб, просило решением от 05.07.2021 оставить без изменения. Настаивает, что Министерством Жилищно - хозяйства Хабаровского края не выполнены обязательства перед Амурским муниципальным районом по предоставлению соответствующих субвенций в полном объеме.
ООО "Шелтэк" в отзыве считает решение суда от 05.07.2021 законным и обоснованным, просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения. Указывает, что Министерство Жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края является главным распорядителем бюджетных средств, в связи с чем является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Считает, что фактическое оказание истцом в спорный период в отсутствие утвержденного тарифа услуг по теплоснабжению и объем отпущенной тепловой энергии подтверждаются материалами дела, и не оспорено лицами участвующими в деле.
В судебном заседании представители Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края поддержал доводы апелляционных жалоб, настаивая на её удовлетворении. --
Представители Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, ООО "Шелтэк" возражали против доводов заявителей, просили решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 01.07.2021 ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс" создано 28.11.2002 (ОГРН 1022700758717), дополнительным видом деятельности общества является передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 35.30.2); "Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 35.30.3).
Между КГКУ "Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" и ООО "Шелтэк" заключен договор от 25.06.2020 N 3 о передаче в аренду имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления и расположенного по адресу: Амурский район, рп Эльбан, согласно пункту 1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объекты теплоснабжения в виде расположенного по адресу: Хабаровский край, Амурский район, рп Эльбан недвижимого и движимого имущества.
Имущество передано истцу 25.06.2020, что подтверждается актами приема-передачи.
Постановлением Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 25.06.2020 N 290 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского" ООО "Шелтэк" определено единой теплоснабжающей организацией Эльбанского городского поселения.
14.10.2020 между Хабаровским краем в лице министерства ЖКХ Хабаровского края и ООО "Шелтэк" заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, находящихся в государственной собственности.
Перечень имущества передаваемого истцу по договору концессии аналогичен перечню, ранее переданному по договору аренды от 25.06.2020 N 3.
05.11.2020 между сторонами концессионного соглашения пописаны акты приема-передачи объектов концессии и иного имущества.
Согласно требованиям пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" краевое государственное унитарное предприятие "Региональные коммунальные системы" является теплоснабжающей организацией.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.11.2020 N 35/42 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс" в поселке Эльбан Амурского муниципального района на 2020 - 2023 годы" установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "Шелтэк" на период 2020-2023 годы, в частности с 05.12.2020 по 31.12.2020 - в размере 2 599 руб. 91 коп./Гкал без учета НДС.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.09.2019 N 79 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2020 год" установлен предельный максимальный тариф для производства и передачи тепловой энергии на нужды населения с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 2 286,74 руб./Гкал без учета НДС.
В период с 08.10.2020 по 04.12.2020 ООО "Шелтэк" осуществляло снабжение тепловой энергией жилых многоквартирных домов, расположенных на территории Амурского муниципального района Хабаровского края (Эльбанское городское поселение).
При отпуске тепловой энергии населению с 08.10.2020 по 04.12.2020 истец применял для расчетов с населением экономически обоснованный тариф, установленный для предыдущей ресурсоснабжающей организации - ООО "Сфера", в размере 2 022,33 руб./Гкал без НДС, то есть ниже установленного предельного максимального тарифа.
Обеспечив отпуск тепловой энергии населению в спорный период с 08.10.2020 по 04.12.2020,и, полагая, что имеет право на компенсацию убытков, рассчитанных, как разница между экономически обоснованным тарифом, установленным для ООО "Шелтэк", и предельным максимальным тарифом, установленным для населения Хабаровского края, что составили 4 828 658 руб. 61 коп., истец обратился в адрес Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края и Министерства ЖКХ Хабаровского края с претензией N 466 от 22.12.2020.
Оставление направленной претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 309, 310, 1064, 1069 ГК РФ, статьями 4 - 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.09.2019 N 79 "О предельно максимальных тарифах на тепловую энергию на 2020 год", Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.11.2020 N 35/42 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс", суд счел требования к Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обоснованными и удовлетворил требование в заявленном размере.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", следует, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Таким образом, за органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного).
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222).
Согласно статьям 2, 3 данного Закона, компенсация убытков производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Финансирование расходов на компенсацию убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
В силу части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края N 150 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, и использовать выделенные для осуществления государственных полномочий средства по целевому назначению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" утверждены Порядок расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и Порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Согласно пункту 1 Постановления N 35-пр Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Порядка, представляется в Министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В силу пункта 2.2 Порядка перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется Министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка субвенции предоставляются Министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, на указанные цели в соответствующем финансовом году и согласно распределению субвенций, установленному данным законом края.
Согласно пункту 2.4 Порядка по итогам расчета за предыдущий год между Министерством и органом местного самоуправления составляется акт сверки. Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 150 предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Согласно разделу 2 Порядка, утвержденного Постановлением N 35-пр, расчет плановой суммы возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, применяемого при формировании краевого бюджета; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; отапливаемую площадь жилого фонда по состоянию на 01 января текущего года; норматива потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
Расчет плановой суммы возмещения на тепловую энергию, поставляемую на горячее водоснабжение, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения по состоянию на 01 января текущего года; норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Хабаровского края N 222 определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
По смыслу механизма субсидирования он применим при наличии материального права ресурсоснабжающей организации на получение полной стоимости ресурса, который оплачивается ей по социальному (заниженному) тарифу, что порождает возникновение у лица выпадающих доходов в виде межтарифной разницы.
Материалами дела подтверждается, что в спорный период ООО "Шелтэк" оказывало услуги по поставке тепловой энергии населению Амурского муниципального района Хабаровского края и принимало платежи по тарифу, утвержденному для предыдущей теплоснабжающей организации ООО "Сфера" - 2 022, 33 руб. /Гкал без учета НДС. Такой тариф был ниже предельного тарифа, утвержденного Губернатором Хабаровского края - 2 286, 74 руб. /Гкал.
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению, Комитетом определена экономически обоснованная цена (тариф) на тепловую энергию, поставляемую ООО "Шелтэк" на 2020 год в размере 2 599,91 руб. за 1 Гкал(без учёта НДС).
С учетом установленного, суд обоснованно признал доказанным факт несения истцом за период с 08.10.2020 по 04.12.2020 убытков, вызванных межтарифной разницей в размере 4 828 658 руб. 61 коп., как разницы между экономически обоснованной стоимостью тепловой энергии за 1 Гкал - 2 599,91 руб. (без учёта НДС) и предельно допустимого тарифа, утвержденного губернатором Хабаровского края - 2 286, 74 руб. /Гкал.
Доводы заявителей жалобы сводятся к невозможности возмещения межтарифной разницы в виде взыскания убытков, ввиду того, что отсутствовал утвержденный для истца в установленном законом порядке экономически обоснованный тариф.
Данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены.
Суд обоснованно руководствовался правовой позицией, изложенной в Определении от 05.02.2018 N 303-ЭС17-14909, в Постановлении Пленума от 27.12.2016 N 63 и исходил из необходимости применения экономически обоснованных расходов истца, учитываемых при формировании тарифов в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования).
С учетом отсутствия согласия сторон на проведение судебной экспертизы в рассматриваемом случае, в том числе по предложению суда, судом обоснованно приняты данные экспертного заключения Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, исходя из которых при определении соответствующей стоимости (экономически обоснованной цены) на тепловую энергию, регулирующим органом учитывались результаты хозяйственной деятельности ООО "Шелтэк" по теплоснабжению, включая весь период 2020 года.
Заключение Комитета содержит перечень расходов ООО "Шелтэк", включаемых в необходимую валовую выручку для исчисления тарифа с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) исходя из годового объёма (в целом за 2020 год).
Доказательств, достоверно опровергающих эту величину и указывающих на иной размер экономически обоснованных затрат на осуществление теплоснабжения объектов истца, ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
При установленных обстоятельствах, с учетом экономически обоснованной стоимости тепловой энергии за 1 Гкал, определенной Комитетом в заключении от 26.10.2020, суд правомерно признал доказанным размер компенсации понесенных расходов ресурсоснабжающей организации в межтарифный период, удовлетворив требование истца в полном объеме.
То обстоятельство, что истец в спорный период при расчетах с населением применял тариф ниже предельного максимального тарифа - установленный предыдущей ресурсоснабжающей организации - ООО "Сфера", не опровергает вывод суда о несении реальных расходов ООО "Шелтэк" в размере 4 828 658, 61 руб. как разницы между экономически обоснованным тарифом и предельным максимальным тарифом на тепловую энергию, понесенными при производстве теплоносителя и доставке его до населения, не компенсированными ей в связи с установлением льготного тарифа в размере ниже экономически обоснованного.
Исходя из общего подхода к правовой природе такой компенсации, высказанного в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, возникший в результате межтарифной разницы ущерб, являясь прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), гарантировано компенсируется ресурсоснабжающим организациям в виде выпадающих доходов, путем исполнения публично-правовым образованием установленного законом обязательства, возникшего как в связи с заключением уполномоченным органом и ресурсоснабжающей организацией соглашения о предоставлении субсидии, так и в отсутствие такового.
Из материалов дела следует также и судом установлено, что Амурский муниципальный район не был профинансирован в достаточном объеме для выполнения муниципальным образованием переданной государственной функции по возмещению убытков ресурсоснабжающих организаций муниципальному образованию. Данный вывод подтверждается актом сверки за 2020 год, согласно которому отрицательное сальдо на 01.01.2021 составило - 1 427 247,07 руб.
Исходящим письмом от 23.03.2021 N 01-18-1567 "Об увеличении объема межбюджетных трансфертов" в связи с передачей объектов теплоснабжения в пос. Эльбан ООО "Шелтэк" и установления организации с 05.12.2020 экономически обоснованного тарифа администрация Амурского района обратилась с просьбой увеличить объем межбюджетных трансфертов на 2021 год на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на сумму 32 496,89 тыс. руб.
Доказательств исполнения Хабаровским краем в лице Министерства ЖКХ края своих обязательств по финансированию муниципального образования в полном объеме на рассматриваемые цели, на дату рассмотрения спора судом первой инстанции, как и в апелляционном суде, в дело не представлено.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.04.2021 N 303-ЭС21-4368 (по делу N А73-5132/2020) обязанность компенсировать теплоснабжающим организациям межтарифную разницу, образовавшуюся вследствие установления тарифа в размере ниже экономически обоснованного, может быть возложена на муниципальные образования лишь в случае выделения из бюджета субъекта соответствующих субвенций, в пределах которых производится компенсация.
С учетом установленных обстоятельств не исполнения Хабаровским краем своих обязательств по финансированию переданных Амурскому муниципальному образованию Хабаровского края полномочий по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, в 2020 году, так как денежные средства для возмещения убытков муниципальному образованию из краевого бюджета не переданы, суд правомерно пришел к выводу о взыскании денежных средств с Хабаровского края к лице Министерства ЖКХ края, отказав в удовлетворении иска к муниципальному образованию.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по указанным доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), не установлено.
Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.07.2021 по делу N А73-20771/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20771/2020
Истец: ООО "Шелеховский Теплоэнергетический Комплекс"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЭЛЬБАНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство финасов Хабаровского края, Управление ЖКХ, экологии,транспорта и связи администрации Амурского муниципалнього района Хабаровского края