г. Москва |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А40-248989/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2021 по делу N А40-248989/20
по заявлению: 1.Департамента городского имущества города Москвы,
2.ГУП города Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии,
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителей: |
1.Шавловский И.К. по доверенности от 29.12.2020; 2.Пирогов В.В. по доверенности от 22.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2021 по заявлению Департамента городского имущества города Москвы, ГУП города Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" (далее - департамент и предприятие) признано незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) от 08.10.2020 N 77/009/273/2020-1220 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации договора аренды.
Решением суда на управление возложены соответствующие обязательства.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представители департамента и предприятия поддержали решение суда.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, между департаментом и предприятием заключен договор аренды от 23.03.2020 N М-07-055254 сроком до 16.01.2069.
Предметом договора являются земельные участки общей площадью 714 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Академика Анохина, вл. 6, стр. 1, в том числе:
- земельный участок с кадастровым номером 77:07:0014005:17177 площадью 587;
- земельный участок с кадастровым номером 77:07:0014005:17222 площадью 40;
- земельный участок с кадастровым номером 77:07:0014005:17223 площадью 49;
- земельный участок с кадастровым номером 77:07:0014005:17224 площадью 31;
- земельный участок с кадастровым номером 77:07:0014005:17225 площадью 7 кв.м.
Установлено, что вышеуказанные земельные участки предоставлены предприятию для эксплуатации здания под размещения помещений и технических устройств - специального назначения.
Согласно материалам дела, на вышеуказанных земельных участках расположено нежилое здание площадью 2 173,7 кв.м., принадлежащие предприятию на праве хозяйственного ведения.
Как установлено судом, в целях осуществления государственной регистрации указанный договор аренды с заявлением направлен в управление.
По результатам рассмотрения заявления уведомлением от 08.10.2020 N 77/009/273/2020-1220 управлением отказано в осуществлении государственной регистрации договора аренды.
В качестве основания для отказа в регистрации права управлением указано, что право собственности (аренды) на земельные участки не зарегистрировано, данные участки подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости.
Полагая, что оспариваемый отказ является необоснованным и нарушающим права и законные интересы, департамент и предприятия обратились с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования департамента и предприятия, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
Согласно части 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, оспариваемый отказ управления был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно на основании ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (утратил силу).
Однако, как правомерно установлено судом первой инстанции, в соответствии с ч. 7 ст. 72 Закона о регистрации временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.
Более того, в соответствии с опубликованной информацией на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.gov.ru): "С 1 января 2017 года кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется по новым правилам Закона о регистрации. Ранее, до 2017 года, при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, сведениям об образованных объектах недвижимости присваивался статус "Временный". Если государственная регистрация права не была осуществлена в течение пяти лет с момента постановки на ГКУ, сведения о таких объектах исключались из государственного кадастра недвижимости с присвоением статуса "Аннулированный".
В соответствии с Законом о регистрации статус объекта недвижимости "Временный" сохранится до 1 марта 2022 года.
В том случае, если до 1 января 2017 года вы не успели собрать документы и зарегистрировать в установленном законом порядке право на "Временный" земельный участок, вы еще можете это сделать до 1 марта 2022 года.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суд о том, что управление ссылается на положения законодательства утратившие силу, в соответствии с действующими положениями законодательства, статус земельного участка "Временный" должен сохранятся до 01 марта 2022 года, в связи с чем решение об отказе в регистрации вышеуказанного договора аренды является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Вопреки доводам жалобы, представленные на регистрацию документы, соответствуют требованиям Закона о регистрации, подлинны, сведения в них указанные достоверны.
Обратное управлением не доказано, документально не подтверждено.
Следовательно, у управления отсутствовали правовые основания, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные управлением в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2021 по делу N А40-248989/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-248989/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ"