г.Москва |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А40-252821/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета Лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2021 по делу N А40-252821/20,
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468)
к ПАО "ФСК ЕЭС" (ОГРН 1024701893336)
об обязании.
При участии в судебном заседании:
от истца: не явились, извещены,
от ответчика: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 14.07.2021 в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика провести мероприятия по уборке горючих материалов (древесных отходов) в квартале 44 выдела 1,2,3,4,7 Введенского участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенного вблизи д. Калистово, городского округа Лотошино Московской области с соблюдением "Правил пожарной безопасновсти в лесах" утв. Постановлением Правительства от 30.06.2007 N 417 - отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, считает, что обоснованно истребовал обязать ответчика освободить спорный участок лесного фонда от древесных отходов, отметил, что ответчик не исполнил предписание N 03-055/2020 от 22.05.2020 по уборке горючих материалов (древесных отходов) в квартале 50 выдела 1,2,5,13 Волоколамского сельского участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенного вблизи д. Калистово, городского округа Лотошино Московской области с соблюдением "Правил пожарной безопасности в лесах" утв. Постановлением Правительства N 417 от 30.06.2007, в связи с этим считал, что исковые требования следовало удовлетворить.
.Отзыва на апелляционную жалобу в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не поступало.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, в связи с этим суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.123,156,266 АПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, при патрулировании территории лесного фонда 06.04.2020 в рамках федерального государственного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, осуществлен осмотр лесного участка в кв. 44 в. 1, 2, 3, 4, 7 Введенского участкового лесничества, Волоколамского лесничества, расположенного вблизи д. Калистово, городского округа Лотошино Московской области. При патрулировании проведен осмотр просеки в кв. 44 в. 1, 2, 3, 4, 7 Введенского участкового лесничества, на которой находится линия электропередач. Эксплуатация линейных объектов в данном квартале производится ПАО "ФСК ЕЭС".
В результате осмотра выявлен факт нарушения лесного законодательства, выразившийся в том, что ПАО "ФСК ЕЭС" на которой находится линия электропередач захламлена горючими материалами - древесными отходами, которые размещены на расстоянии менее 10,0 метров от стены леса.
По факту совершения вышеназванного правонарушения в отношении ПАО "ФСК ЕЭС", был составлен административный протокол об административном правонарушении от 22 мая 2020 года N 03-056/2020 по ч.З ст. 8.32 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 96 Лесного кодекса РФ от 04 декабря 2006 года N 200-ФЗ, статьей 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды" 06 апреля 2020 года N 03-056/2020 выдано предписание в срок до 22 июля 2020 устранить следующие нарушения, а именно: провести работы по уборке горючих материалов (древесных отходов ) в квартале 44 выдела 1,2,3,4,7 Введенского участкового лесничества Волоколамского лесничества, с соблюдением "Правил пожарной безопасности в лесах", утв. Постановлением Правительства N 417 от 30.06.2007.
При патрулировании территории лесного фонда 03 августа 2020 года в рамках федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в лесных участках, расположенных в квартале 44 выдела 1,2,3,4,7 Введенского участкового лесничества Волоколамского лесничества, вблизи деревни Калистово, городского округа Лотошино Московской области был осуществлен контроль за исполнением предписания об устранении нарушений лесного законодательства N 03-056/2020 от 22.05.2020, выданное ПАО "ФСЕ ЕЭС".
В результате контроля 03.08.2020 установлено, что работы по уборке горючих материалов (древесных отходов) на просеке, на которой находится линия электропередач в квартале 44 выдела 1,2,3,4,7 Введенского участкового лесничества Волоколамского лесничества не проводилось. Просека, на которой находится линия электропередач от горючих материалов (древесных отходов) не очищена.
Согласно пункту 1 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений исполняющим задачи по осуществлению контроля и надзора в области лесных отношений и оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Комитет осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности согласно Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 N 863/22.
Согласно п. 14.5 вышеуказанного Положения Комитет может обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
Предписание N 03-056/2020 от 22.05.2020, выданное ПАО "ФСК ЕЭС" не исполнено, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в частности, ст. 19.5. Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.
Таким образом, суд первой инстанции правильно отметил, что принуждение к исполнению предписания в порядке искового производства не допускается. Действующее законодательство устанавливает иные последствия неисполнения законно вынесенного предписания государственного органа. Неисполнение законно вынесенного предписания не позволяет привлечь правонарушителя к гражданско-правовой ответственности путем понуждения указанного лица к исполнению в порядке искового производства, однако не лишает административный орган права на рассмотрение вопроса в административном порядке, например, путем привлечения игнорирующего предписание лица к административной ответственности.
Кроме того, предписания государственных органов являются обязательными к исполнению, повторное придание им обязательности путем обращения в суд действующим законодательством не предусмотрено, то есть предписание подлежит безоговорочному исполнению лицом, к которому оно адресовано, вне зависимости от наличия или отсутствия судебного акта об обязании его исполнения.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.1 ст.65, ч.2 ст.9 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании норм материально права, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2021 по делу N А40-252821/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-252821/2020
Истец: Комитет Лесного хозяйства Московской области
Ответчик: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"