г. Москва |
|
18 января 2022 г. |
Дело N А40-252821/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Комитета лесного хозяйства Московской области - извещено, представитель не явился;
от ответчика: публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 12 января 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 14 июля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 23 сентября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-252821/20
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
об обязании провести мероприятия по уборке горючих материалов,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ответчик, ПАО "ФСК ЕЭС") об обязании провести мероприятия по уборке горючих материалов (древесных отходов) в квартале 44 выдела 1, 2, 3, 4, 7 Введенского участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенного вблизи д. Калистово, городского округа Лотошино Московской области с соблюдением "Правил пожарной безопасности в лесах" утв. Постановлением Правительства от 30 июня 2007 года N 417
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, Комитет обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, требования Комитета - удовлетворению.
Как установлено судами, ПАО "ФСК ЕЭС" эксплуатирует воздушные кабельные линии, расположенные в просеке в квартале 44 выдела 1, 2, 3, 4, 7 Введенского участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенного вблизи д. Калистово, городского округа Лотошино Московской области.
При проведении сотрудником Комитета патрулирования выявлен факт нарушения лесного законодательства: просека в квартале 44 выдела 1, 2, 3, 4, 7 Введенского участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенного вблизи д. Калистово, городского округа Лотошино Московской области, захламлена горючими материалами - древесными отходами, которые размещены на расстоянии менее 10,0 метров от стены леса.
В связи с выявлением факта нарушения норм противопожарной безопасности в лесах, в соответствии со статьей 96 Лесного кодекса РФ, статьей 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды", 06 апреля 2020 года выдано предписание N 03-056/2020 в срок до 22 июля 2020 устранить следующие нарушения, а именно: провести работы по уборке горючих материалов (древесных отходов) в квартале 44 выдела 1,2,3,4,7 Введенского участкового лесничества Волоколамского лесничества, с соблюдением "Правил пожарной безопасности в лесах", утв. Постановлением Правительства N 417 от 30 июня 2007 года.
В связи с тем, что предписание в досудебном порядке исполнено не была, истец обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суды, руководствуясь положениями подпункта "з" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394, пунктом 12 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что за выявленные Комитетом нарушения требований Лесного кодекса и требований противопожарной безопасности предусмотрена не гражданско-правовая, а административно-правовая ответственность, поскольку Комитет, выдавший ПАО "ФСК ЕЭС" предписание об устранении нарушений, как административный орган наделен правом составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, но не имеет права обращаться в суд с исками о понуждении исполнения выданных им предписаний, поскольку законодатель предоставил заявителю иной механизм воздействия на нарушителя.
Выводы судов ошибочны, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм права.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Указанная норма также содержится в пунктах 9 и 11 Правил использования лесов.
Согласно пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами N 417.
Пунктом 19 Правил N 417 предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно пункту 21 Правил N 417 складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:
- от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;
- от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Пунктом 35 Правил N 417 установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В период с 04 марта 2020 года по 25 сентября 2020 года Постановлением Губернатора Московской области от 4 марта 2020 года N 100-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установления особого противопожарного режима на территории Московской области" установлен особый противопожарный режим на территории Московской области.
В настоящем случае бездействие ПАО "ФСК ЕЭС" выражающееся в оставлении спиленной древесины на месте рубки, не складирование древесины в штабеля в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, а также не отделение мест складирования и противопожарных разрывов вокруг них, а также не очистка последних от горючих материалов и не отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м может привести к возникновению лесного пожара.
Выводы судов об отсутствии у Комитета полномочий на обращение в суд с настоящими исковыми требованиями, неправомерен.
Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся, в том числе, в статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, виновные в нарушении требований Правил N 417, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил N 417).
Нарушение правил складирования древесины является причинением вреда лесному фонду.
Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке, что следует из пункта 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь в соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Таким образом, за нарушение требований лесного законодательства путем причинения вреда лесу или предполагаемого причинения действиями пользователя вреда в будущем, предусмотрена, в том числе, гражданско-правовая ответственность.
Комитет лесного хозяйства Московской области в соответствии с Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами Комитета, в соответствии с пунктом 11 его Положения, являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Перечень полномочий Комитета лесного хозяйства Московской области перечислен в пункте 12 указанного Положения.
Согласно пункту 14.5 указанного Положения Комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В настоящем случае, Комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за побуждением исполнить предписание, как указали суды.
С учетом изложенного, учитывая, что основанием заявленных исковых требований явилось не неисполнение ответчиком законного предписания административного органа, а факт нарушения требований Лесного кодекса Российской Федерации, Правил N 417 и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием и защитой лесных угодий, кассационная коллегия полагает, что требования Комитета подлежат удовлетворению, тогда как судебные акты первой и апелляционной инстанции - отмене, как принятые с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2021 года по делу N А40-252821/20 отменить.
Заявленные требования удовлетворить. Обязать публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" провести мероприятия по уборке горючих материалов (древесных отходов) в квартале 44 выдела 1, 2, 4, 4, 7 Введенского участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенного вблизи д. Калистово городского округа Лотошино Московской области.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке, что следует из пункта 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь в соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
...
В настоящем случае, Комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за побуждением исполнить предписание, как указали суды.
С учетом изложенного, учитывая, что основанием заявленных исковых требований явилось не неисполнение ответчиком законного предписания административного органа, а факт нарушения требований Лесного кодекса Российской Федерации, Правил N 417 и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием и защитой лесных угодий, кассационная коллегия полагает, что требования Комитета подлежат удовлетворению, тогда как судебные акты первой и апелляционной инстанции - отмене, как принятые с нарушением норм материального права."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 января 2022 г. N Ф05-30294/21 по делу N А40-252821/2020