г. Москва |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А40-59375/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.05.2021 г. по делу N А40-59375/20,
дело по заявлению ООО "ОПИНТЕР"
к Московской областной таможне
о признании незаконным уведомления от 13.03.2020 г. N 10013000/У2020/0002054
при участии:
от заявителя: |
Грызунова Л.М. по доверенности от 07.04.2021; |
от заинтересованного лица: |
Орехова Е.С. по доверенности от 30.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОПИНТЕР" (далее - Заявитель, ООО "ОПИНТЕР", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - Заинтересованное лицо, МОТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным уведомления от 13.03.2020 г. N 10013000/У2020/0002054.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2021 г. заявление ООО "ОПИНТЕР" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, МОТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Таможни при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Московской областной таможней в адрес ООО "ОПИНТЕР" были отправлены уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 13.03.202г. N 10013000/У2020/0002054 (далее также уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 13.03.2020 г. N 10013000/У2020/0002054), таможенный приходный ордер N 10013070/130320/ТС-430380 и Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 05.03.2020 г. N 10013000/09/05032020/А0005 с Приложением, которым таможенным органом установлены обстоятельства возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин.
Денежные средства в размере 8 945 898,20 рублей, указанные в данном уведомление и таможенном приходном ордере, ООО "ОПИНТЕР" не оплачены, пятнадцатидневный срок для исполнения обязанности по уплате указанных таможенных пошлин, сборов за таможенные операции и пени истекает 03.04.2020 г.
Полагая, что указанное уведомление незаконно, нарушает права и законные интересы Заявителя, Общество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, Решение по результатам таможенного контроля от 05.03.2020 г. N 10013000/09/05032020/А0006, ссылка на которое содержится в графе 6 таможенного приходного ордера N 10013070/130320/ТС-4303801, таможней в нарушение части 3 и части 7 статьи 226 Федерального закона от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельными законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации") Обществу не направлялось.
Факт неисполнения обязанности по уплате таможенных пошли и сборов за совершение таможенных операций, послуживший основанием для начисления Обществу оспариваемым уведомлением о неуплаченных таможенных платежах от 13.03.2020 г. N 10013000/У2020/0002054 таможенных пошлин, сборов за совершение таможенных операций, установлен Актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 05.03.2020 г. N 10013000/09/05032020/А0005 с Приложением.
Как следует из указанного Акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 05.03.2020 г. N 10013000/09/05032020/А0005 с Приложением, обязанность по уплате таможенных пошлин, сборов за совершение таможенных операций возникла у ООО "ОПИНТЕР" в отношении Реестров, поданных Обществом в электронной форме в ходе проводимого ФТС России эксперимента по совершению таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическими лицами в иностранных интернет-магазинах и доставляемых в их адрес транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки (экспресс-перевозчиками) на основании индивидуальных накладных, в порядке, предусмотренном приказом ФТС России от 15.09.2014 г. N 1772 "О совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц - получателей товаров" (далее - Порядок, утвержденный приказом ФТС России от 15.09.2014 г. N 1772).
Реестры, перечисленные в Приложении к Акту проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10013000/09/05032020/А0005 (далее - Приложение к Акту) и ставшие предметом проверки со стороны Московской областной таможни (графы 1 и 10 Приложения к Акту), были поданы ООО "ОПИНТЕР" как таможенным представителем от имени и по поручению физических лиц - получателей товаров, указанных в графе 13 данного Приложения к Акту, в апреле - октябре 2017 года на ОТО и ТК N 2 Киевского таможенного поста Московской областной таможни. Указанные Реестры с учетом пункта 1 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 г. N 1772, использовались при декларировании товаров для личного пользования, приобретенных физическими лицами в иностранных интернет-магазинах и доставляемых в их адрес транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки, в качестве пассажирской таможенной декларации.
Из текста Акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10013000/09/05032020/А0005 следует: в даты, указанные в Приложении к Акту (графа N 1) были задекларированы товары, указанные в индивидуальных накладных (графа N 2 Приложения к Акту); в даты, указанные в графе N 3 Приложения к Акту, таможенным органом были приняты решения об отказе в выпуске товаров по соответствующим индивидуальных накладным в связи с необходимостью уплаты таможенных платежей; после этого в соответствии с пунктом 26 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 г. N 1772, у ООО "ОПИНТЕР" возникла обязанность сформировать индивидуальные накладные с использованием специализированных программных средств в платные Реестры на основании сведений, полученных от таможенного органа, и подать платные реестры с уплатой причитающихся таможенных платежей; ООО "ОПИНТЕР" в нарушение требований Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 г. были повторно поданы и таможенным органом зарегистрированы Реестры на товары, прибывшие на таможенную территорию ЕАЭС по индивидуальным накладным в адрес получателей; товары выпущены в свободное обращение без уплаты таможенных платежей; по мнению таможни, повторная подача таможенным представителем ООО "ОПИНТЕР" Реестров свидетельствует о заявлении недостоверных сведений о количественных нормах Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 г., что привело к нарушению законодательства и повлекло обязанность Общества по уплате таможенных платежей в сумме 6 719 873,77 рублей и сборов за совершение таможенных операций согласно пункту 34 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 г. N 1772 в общем размере 628 250 рублей.
Как верно счёл суд первой инстанции, ООО "ОПИНТЕР" не нарушило никаких требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области таможенного дела согласно статье 3 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) и статье 4 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", при таможенном декларировании товаров для личного пользования, приобретенных физическими лицами в иностранных интернет-магазинах и доставляемых в их адрес транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки.
Статьей 353 ТК ТС, действовавшего на даты таможенного оформления Реестров, предусмотрено, что товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениям.
Пунктом 1 статьи 354 ТК ТС установлено, что таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определенном ТК ТС и (или) международным договоров государств - членов таможенного союза.
Подпунктами 1) и 3) пункта 2 статьи 355 ТК ТС установлено, что товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, а также товары для личного пользования, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в письменной форме. Как предусмотрено пунктом 3 статьи 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии таможенного союза (пункт 4 статьи 355 ТК ТС). В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 180 ТК ТС пассажирская таможенная декларация является видом таможенной декларации. Согласно пункту 3 статьи 352 ТК ТС стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.
Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (далее также - Соглашение).
Статьей 13 Соглашения предусмотрены основания возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, за исключением транспортных средства.
Статьей 79 ТК ТС установлено, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств -членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 1 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьей 360 Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме на основании таможенного приходного ордера.
Пунктом 1 статьи 13 Соглашения установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с Соглашением в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, возникает у декларанта при регистрации таможенном органом пассажирской таможенной декларации.
Заполнение таможенного приходного ордера и начисление таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производит должностное лицо таможенного органа - пункт 1 статьи 360 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Соглашения таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 13 Соглашения предусмотрено, что в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшая при регистрации таможенным органом таможенной декларации, прекращается у декларанта при отказе таможенного органа в выпуске этих товаров. При этом законодатель не ставит в зависимость прекращение указанной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов от причин и оснований, по которым таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товаров.
Как следует из Акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 05.03.2020 г. N 10013000/09/05032020/А0005 и Приложения к нему, в отношении Реестров, указанных в графе 1 Приложения к Акту, таможенным органом в день регистрации Реестров были приняты решения об отказе в выпуске товаров (графа 3 Приложения к Акту).
Таможенные приходные ордера до решения таможенного органа об отказе в выпуске товаров таможенным органом не формировались, декларантам (физическим лицам -получателям товаров) не направлялись, что исключало возможность уплаты физическими лицами - получателями таможенных пошлин в отношении товаров, задекларированных по Реестрам, указанным в графе 1 Приложения к Акту, до такого решения таможенного органа.
Как правильно указал суд первой инстанции, даже если бы таможенный орган сформировал соответствующие таможенные приходные ордера, то ООО "ОПИНТЕР" с учетом части 5 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не имел правовых оснований для уплаты таможенных пошлин за декларантов - физических лиц-получателей, поскольку такая возможность не была предусмотрена условиями договора с физическими лицами-получателями.
Таким образом, с учетом подпункта 1 пункта 2 статьи 13 Соглашения в даты отказа в выпуске, предусмотренные графой 3 Приложения к Акту, таможенный орган прекратил обязанность по уплате таможенных пошлин у соответствующих физических лиц - получателей (графа 13 Приложения к Акту) в отношении товаров, задекларированных в соответствующих Реестрах, указанных в графе 1 Приложения к Акту, при отсутствии у ООО "ОПИНТЕР" правовых оснований для уплаты таможенных пошлин за таких физических лиц.
Фактов заявления недостоверных сведений, влияющих на уплату таможенных пошлин, в Реестрах, указанных в графе 1 Приложения к Акту проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 05.03.2020 г. N 10013000/09/05032020/А0005, таможенным органом в ходе проверки документов и сведений после выпуска товаров не выявлено, в Акте проверки от 05.03.2020 г. N 10013000/09/05032020/А0005 не зафиксировано.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Московская областная таможня, исчислив подлежащие уплате таможенные пошлины и пени в оспоренном уведомлении о неуплаченных таможенных платежах от 13.03.2020 г. N 10013000/У2020/0002054 и в таможенном приходном ордере от 13.03.2020 г. N 10013070/130320/ТС-4303801 на даты регистрации Реестров, указанных в графе 1 Приложения к Акту, нарушила требования подпункта 1 пункта 2 статьи 13 Соглашения.
Приказ ФТС России от 15.09.2014 г. N 1772 "О совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц - получателей товаров" не зарегистрирован в Минюсте России и не опубликован официально, в связи с чем, не является нормативным правовым актом, который может установить обязанности и повлечь правовую и экономическую ответственность для физических и юридических лиц иную, чем это предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области таможенного дела согласно статье 3 ТК ТС и статье 4 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В связи с этим, невыполнение ООО "ОПИНТЕР" обязанности по подаче платного Реестра в соответствии с пунктом 26 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 г. N 1772, как это указано в Акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 05.03.2020 г. N 10013000/09/05032020/А0005, не может повлечь наступление обязанности по уплате таможенных платежей при отсутствии иных правовых оснований, предусмотренных в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области таможенного дела.
Соглашение и ТК ТС не предусматривают каких-либо особых сроков подачи пассажирских таможенных деклараций (новых Реестров, используемых в качестве пассажирских таможенных деклараций) после отказа таможенного органа в выпуске товаров в отношении товаров для личного пользования, доставляемых в адрес физического лица перевозчиком. В связи с этим подлежат применению положения пункта 1 статьи 185, подпункта 1 статьи 188 и пунктов 1 и 2 статьи 170 ТК ТС, предусматривающие обязанность декларанта произвести декларирование товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного ' союза, до истечения срока временного хранения товаров. Указанная обязанность и была выполнена ООО "ОПИНТЕР" при декларировании товаров от имени декларантов - физических лиц-получателей по Реестрам, указанным в графе 10 Приложения к Акту.
Обязанность подать новую пассажирскую таможенную декларацию (новый Реестр) до окончания календарного месяца, в котором товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза или в котором была зарегистрирована первая пассажирская таможенная декларация (первый Реестр), не предусмотрена требованиями таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области таможенного дела согласно статье 3 ТК ТС и статье 4 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Более того, такой обязанности не было предусмотрено и приказом ФТС России от 15.09.2014 г. N 1772 "О совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц - получателей товаров".
Именно на дату регистрации Реестров, указанных в графе 10 Приложения к Акту, согласно пункту 1 статьи 13 Соглашения у декларантов (физических лиц-получателей) вновь возникла обязанность по уплате таможенных пошлин.
Учитывая, что установленные пунктом 11 раздела II Приложения N 3 к Соглашению нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования физическими лицами -получателями товаров, указанными в графе 13 Приложения к Акту, на дату регистрации Реестров, указанных в графе 10 Приложения к Акту, были соблюдены, обязанности по уплате таможенных пошлин, возникшие при регистрации указанных Реестров, выполнены.
Пунктом 1 статьи 13 Соглашения установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с Соглашением в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, возникает у декларанта при регистрации таможенном органом пассажирской таможенной декларации.
Пунктом 3 статьи 13 Соглашения предусмотрено, что таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение. Согласно пункту 4 статьи 13 Соглашения таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования исчисляются по ставкам, установленным разделами I - III приложения 5 к Соглашению. Пунктом 6 раздела II Приложения N 5 к Соглашению в отношении товаров для личного пользования, за исключением транспортных средств, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, ввозимых в течение календарного месяца в адрес одного получателя, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и (или) вес которых превышает 31 килограмм, установлена следующая единая ставка таможенных пошлин: 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения стоимостной нормы 1000 евро в эквиваленте и (или) весовой 31 килограмм.
С учетом положений пункта 2 статьи 360 и пункта 1 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Учитывая, что на даты регистрации Реестров, указанных в графе 10 Приложения к Акту, установленные пунктом 11 раздела II Приложения N 3 к Соглашению нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования были соблюдены физическими лицами - получателями товаров, представленные таможенному органу товары правомерно выпущены таможенным органом без исчисления и уплаты таможенных пошлин по единой ставке, предусмотренной пунктом 6 раздела II Приложения N 5 к Соглашению. Обязанность по уплате таможенных пошлин по единой ставке, возникшая согласно пункту 1 статьи 13 Соглашения при регистрации таможенном органом пассажирской таможенной декларации (соответствующего Реестра, указанного в графе 10 Приложения к акту), прекратилась выпуском товаров в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных платежей в соответствии с пунктом 11 раздела II Приложения N 3 к Соглашению, как это предусмотрено подпунктом 7 пункта 2 статьи 13 Соглашения.
Таким образом, Московская областная таможня неправомерно начислила Обществу к уплате таможенные пошлины, сборы за совершение таможенных операций и пени в общем размере 8 945 898,20 рублей в оспоренном уведомлении о неуплаченных таможенных платежах от 13.03.2020 N 10013000/У2020/0002054.
Кроме того, уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 13.03.2020 г. N 10013000/У2020/0002054 является незаконным, поскольку направлено с нарушениями требований, предусмотренных требованиями ТК ТС, Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и Федерального закона от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Совершение таможенных операций и принятие таможенным органом решений по результатам проверки полученных сведений и документов, в отношении товаров для личного пользования, приобретенных конкретным физическим лицом в иностранных интернет-магазинах, доставляемых в его адрес транспортными-экспедиторскими компаниями или службами курьерской доставки, определено Порядком, утвержденным приказом ФТС России от 15.09.2014 г. N 1772, применительно к каждому отправлению - к каждой индивидуальной накладной (пункты 2 и 24 указанного Порядка). Сведения о конкретных товарах заявлялись ООО "ОПИНТЕР" таможенному органу в Реестре от имени и по поручению конкретных физических лиц - получателей применительно к сведениям, содержащимся в конкретных индивидуальных накладных в отношении товаров для личного пользования, приобретенных указанными физическими лицами (графы 2, 11 и 13 Приложения к Акту).
С учетом изложенного, обязанность по уплате таможенных пошлин, предусмотренная пунктом статьи 13 Соглашения, пунктом 1 статьи 80, и пунктом 1 статьи 360 ТК ТС в отношении товаров для личного пользования, приобретенных конкретным физическим лицом в иностранных интернет-магазинах и доставляемых в его адрес транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки на основании индивидуальной накладной, возникает у этого конкретного физического лица - получателя применительно к конкретной индивидуальной накладной с момента регистрации соответствующего Реестра (используемого в качестве пассажирской таможенной декларации применительно к конкретной индивидуальной накладной). Таможенный представитель ООО "ОПИНТЕР" с учетом части 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" несет с указанными физическими лицами - получателями солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.
Частью 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Пунктом 4 статьи 270 ТК ЕАЭС и частью 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что при солидарной обязанности по уплате таможенных платежей уведомления (уточнения к уведомлению) направляются одновременно плательщику и лицам, несущим солидарную обязанность с указанием об этом в таких уведомлениях (уточнениях к уведомлению).
Московская областная таможня в нарушение требований пункта 4 статьи 270 ТК ЕАЭС и частей 1 и 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в адреса плательщиков - физических лиц, указанных в графе 13 Приложения к Акту, не направляла. Тем самым Московская областная таможня в нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 80 и пунктом 1 статьи 360, статьей 79 ТК ТС, пунктом 1 статьи 13 Соглашения, статьями 114 и 124, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возложила обязанность по уплате таможенных пошлин, сборов за таможенные операции и пени только на таможенного представителя - ООО "ОПИНТЕР".
Таким образом, оспариваемое уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 13.03.2020 г. N 10013000/У2020/0002054 нарушает имущественные права Заявителя, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате таможенных пошлин, таможенных сборов за таможенные операции и пени в размере большем, чем это предусмотрено пунктом 11 раздела II Приложения N 3 к Соглашению.
Уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 13.03.2020 г. N 10013000/У2020/0002054 выставлено с нарушениями пункта 4 статьи 270 ТК ЕАЭС и частей 1 и 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также пункта 1 статьи 80 и пункта 1 статьи 360, статьи 79 ТК ТС, пункта 1 статьи 13 Соглашения, статьей 114 и 124, части 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем деле Ответчик в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представил доказательств соответствия оспоренных решений закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемых решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции возложил на Московскую областную таможню обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленном законом порядке и сроки.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления ООО "ОПИНТЕР".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.05.2021 по делу N А40-59375/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59375/2020
Истец: ООО "ОПИНТЕР"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ