г. Санкт-Петербург |
|
25 сентября 2021 г. |
Дело N А42-6455/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Згурской М.Л., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Шаров С.С. по доверенности от 13.03.2020
рассмотрев апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-17145/2021, 13АП-17319/2021) Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и акционерного общества "Апатит" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.04.2021 по делу N А42-6455/2020 (судья Воронцова Н.В.), принятое
по иску Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к акционерному обществу "Апатит"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 5190129538, ОГРН 1045100180388; далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "Апатит" (ИНН 5103070023, ОГРН 1025100561012; далее - ответчик, Общество, АО "Апатит") платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 28 585 794 руб. 45 коп.
Решением суда от 07.04.2021 с Общества взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 7 914 517 руб. 36 коп.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции в части признания судом правомерным занижение Обществом платежной базы за размещение массы отходов 5 класса опасности хвостов обогащения полезных ископаемых, посчитав их утилизируемыми, а не размещенными, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит изменить обжалуемое решение суда 07.04.2021 в указанной части, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в части взыскания с Общества суммы платы за размещение отходов 5 класса опасности в размере 20 671 277 руб. 09 коп. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции сделаны неправильные выводы о том, что деятельность по утилизации отходов и деятельность по использованию отходов отождествляются, утилизация отходов рассматривается в качестве разновидности операций по удалению отходов, а также о том, что внесение информации об утилизации отходов в ПНООЛР не предусмотрено. Кроме того, податель жалобы полагает, что суд бездоказательно пришел к неверному выводу о том, что технология утилизации отходов "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд" в виде извлечения из отхода полезной фракции одобрена по результатам рассмотрения проектной документации главной государственной экспертизой (положительное заключение N 396-16/ГГЭ-10222/07) и государственной экологической экспертизой (заключение N 177 от 06.05.2015). Также податель жалобы не согласен с выводами специалистов, изложенных в представленной в материалы дела копии заключения комиссии специалистов по результатам комплексного исследования проектной документации, инженерно-технического исследования N 702/19 от 30.03.2020, которые суд посчитал обоснованными и принял их в качестве доказательства позиции ответчика. По мнению подателя жалобы, суд также неправомерно посчитал, что наличие положительных заключений государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ), их содержание, деятельность по реализации объекта ГЭЭ в соответствии с положительным заключением ГЭЭ или с отступлением от данного заключения не является правовым основанием для исчисления платы за НВОС, для предъявления требований о доначислении такой платы. Кроме того, по мнению подателя жалобы, наличие лицензий на право пользования недрами МУР 00892 ТЭ, МУР00903 ТЭ, МУР 00904 ТЭ, МУР 00909 ТР не является доказательством и обоснованием утилизации отходов на хвостохранилищах.
АО "Апатит" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда 07.04.2021 в части взыскания с Общества 7 914 517 руб. 36 коп. платы за размещение отходов производства и потребления, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что заполнение декларации от 01.03.2018 за 2017 год по плате за негативное воздействие на окружающую среду было осуществлено Обществом по действующему на дату составления декларации природоохранному законодательству, то есть на 01.03.2018, в связи с чем к указанным к спорным правоотношениям подлежало применению законодательство, действовавшее на дату составления и подачи Обществом первичной декларации от 01.03.2018, в частности, положения пункта 11 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) (в ред. от 31.12.2017), которые, для применения льготы в виде уменьшения размера платы на сумму затрат на выполнение мероприятий по снижению НВОС, не устанавливали ограничений по классам и видам заявленных декларацией размещаемых отходов, из суммы платы по которым плательщик мог бы вычесть затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, равно как и не требовали подтверждения экологического эффекта от таких мероприятий. При этом, как указывает податель жалобы, суд первой инстанции необоснованно исходил из положений пункта 25 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), в редакции, действующей с 01.01.2019. При этом пункт 25 Правил N 255 в редакции от 17.03.2017 не содержал положений о корректировке платы за НВОС за размещение отходов, ограничиваясь такими видами негативного воздействия как выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Также податель жалобы указывает, что судом не учтены положения пунктов 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, согласно которым отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона N 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом, по мнению подателя жалобы, законом предусмотрено, что плата с учетом всех необходимых корректировок и зачетов должна быть внесена в бюджет не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, в рассматриваемом случае - до 01.03.2018, то есть до вступления в силу обновленных положений пункта 25 Правил N 255.
Управлением представлен отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы Общества отклонены.
На основании определения заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена состава суда, рассматривающего дело N А42-6455/2020, судья Протас Н.И. в связи с нахождением в очередном отпуске заменена на судью Згурскую М.Л.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы своей апелляционной жалобы, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Управления по мотивам, изложенным в отзыве.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статьей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 07.03.2018 Кировским филиалом АО "Апатит" в Управление представлена декларация (первичная) о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2017 год.
По результатам проверки указанной декларации (первичной) в части расчета Обществом суммы платы за размещение отходов производства и потребления Управлением выявлены нарушения Правил N 255, а именно:
В разделе 3 Декларации (первичной) "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" по ОКТМО г. Кировск Обществом неправомерно исчислена плата за НВОС за вычетом суммы средств в размере 12 618 725 руб. 85 коп., направленных, как полагает Общество, на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, что отражено в строке 114 раздела "Расчет суммы платы, подлежащей уплате в бюджет". В строке 164 раздела "Расчет суммы платы, подлежащей уплате в бюджет" Обществом отражена итоговая сумма подлежащей возврату/зачету платы за размещение отходов производства в размере 8 830 304 руб. 11 коп = 15 427 668,75 - 12 618 725,85 - 11 639 247,01 (сумма авансовых платежей за 1-3 кварталы 2017 года), в то время Управление полагает, что по ОКТМО г. Кировск Обществом должна быть отражена итоговая сумма платы за размещение отходов производства и потребления за 2017 год в размере 3 788 421 руб. 74 коп. (15 427 668,75 - 11 639 247,01).
Также, по мнению Управления, Обществом неправомерно занижены фактические массы отходов производства 5 класса опасности, подлежащие для размещения на объектах размещения отходов, а именно: в столбце 7 Раздела 3 Декларации (первичной) "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления (за период с 01.01.2017 по 31.12.2017)" указано, что Обществом "утилизировано в отчетном периоде, в том числе передано в целях утилизации", в частности - отход "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд" (код ФККО 23211001395), с неправильным отражением масс, без представления документов, подтверждающих их передачу на утилизацию, а именно, на хвостохранилище апатит-нефелиновой обогатительной фабрики - 2 (далее - АНОФ - 2) - 3 554 681,00 тонн, на хвостохранилище АНОФ-3 - 8 400 634,50 тонн.
Управление при этом указало, что согласно Проектам нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 20.06.2017 N 2288-п, от 27.05.2015 N 144, от 20.06.2017 N 114-п (далее - ПНООЛР), разработанным для АНОФ-2 и АНОФ-3, виды отходов "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд" подлежат только размещению на собственных объектах размещения отходов (далее - ОРО), утилизация и передача сторонним организациям для утилизации в ПНООЛР не предусмотрена.
В связи с этим, Управлением в адрес Общества было направлено требование от 14.09.2018 N 06/2938 "О представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за НВОС".
В ответ на требование Управления Обществом направлены пояснения от 05.10.2018 (исх. N АП-КФ.430-05/1/3/1475, вх. N 5007 от 05.10.2018) с приложением корректирующей декларации о плате за НВОС за 2017 год (далее - Декларация (уточненная N1), в которой откорректирован только расчет платы за выброс загрязняющих веществ по одному из стационарных источников, в части корректировки разделов 2 "Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты", раздела 3 "Размещения отходов производства и потребления" требования Управления отклонены; в качестве документов, подтверждающих утилизацию отходов "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд", Обществом представлены акты по обращению с отходами производства за 2017 год.
По результатам проверки представленной Декларации (уточненной N 1) о плате за НВОС Управлением установлено, что Кировским филиалом АО "Апатит" неправомерно повторно зачтена стоимость природоохранных мероприятий в размере 12 618 725 руб. 85 коп. без учета положений пунктов 11 и 12 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ и пункта 25 Правил N 255, в соответствии с которыми лицам, обязанным вносить плату за НВОС, предоставлено право вычесть в пределах исчисленной платы за НВОС фактически произведенные затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия только раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления и по тем показателям, по которым в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности предусматривается повышение показателей использования и обезвреживания (обеззараживания) отходов производства и потребления.
В связи с тем, что в Плане мероприятий по охране окружающей среды АО "Апатит" на 2016-2017 годы не заявлены отраженные в Декларациях (первичной) и (уточненной N 1) отходы (хвосты), которые Общество включило в графу Декларации, "утилизировано в отчетном периоде, в том числе передано в целях утилизации", а иные отходы производства и потребления Общества в этой графе Деклараций не отражены, следовательно, Управление посчитало, что сумма средств, направленных на выполнение мероприятий по снижению НВОС за размещение отходов производства в размере 12 618 725 руб. 85 коп., Обществом заявлена необоснованно.
Управлением также не приняты приложенные Обществом к Декларации (уточненной N 1) акты по обращению с отходами производства (об использовании отходов (хвостов) обогащения апатит-нефелиновых руд (приложение N 11) для намыва пляжа участка хвостохранилища на АНОФ-2 и намыва пляжа участка хвостохранилища на АНОФ-3 за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в связи с тем, что фактически отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд размещаются (путем намыва) Обществом на собственных объектах размещения отходов - хвостохранилищах АНОФ-2 и АНОФ-3.
На основании изложенного, Управлением в адрес АО "Апатит" было направлено требование от 10.10.2018 N 06/3260 "О представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за НВОС" с предложением представить корректирующую декларацию о плате за НВОС за 2017 год с учетом выявленных нарушений.
В ответ на требование Управления Обществом направлены письменные пояснения от 23.10.2018 N АП-КФ.430-05/1/3/1575, в которых Общество в качестве правомерности своей позиции о возможности зачета в составе платы за НВОС стоимости природоохранных мероприятий сослалось на положения пункта 11 статьи 16.3, пунктов 3, 4 статьи 17 6 Закона N 7-ФЗ, а также приложило План мероприятий по охране окружающей среды АО "Апатит" на 2016-2017 гг., реализуемых на территории города Кировска с подведомственной территорией (Мурманская область), который содержит обязательства Общества по приобретению и установке оборудования для утилизации и обезвреживания отходов III-V классов опасности, затраты по установке которой, по мнению ответчика, без привязки к конкретным видам отходов, можно вычесть из суммы платы за размещение отходов.
В качестве подтверждения своей позиции в части возможности использования отхода "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд" на территории хвостохранилища АНОФ-2 Общество сослалось на наличие проектной документации, а именно, на Регламенты по эксплуатации хвостохранилища, которым, по мнению ответчика, соответствует реализуемый способ использования (утилизации) отходов.
Управлением в адрес АО "Апатит" направлено требование от 15.11.2018 N 04/3706 "О представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за НВОС" с предложением представить расшифровку сумм средств, направленных на выполнение мероприятий по снижению НВОС за размещение отходов производства и потребления, в размере 12 618 725 руб. 85 коп., с указанием конкретных видов (классов опасности) отходов производства и потребления, массы (тонн), по которым Обществом производится начисление сумм платы в части размещения отходов производства и потребления в разделе 3 (ОКТМО г.Кировск), а в случае непредставления подробного расчета Управление предложило представить корректирующую N 2 декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, исключив по ОКТМО г. Кировск сумму 12 618 725 руб. 85 коп., с внесением соответствующих изменений в лист "Расчет суммы платы, подлежащей уплате в бюджет", а также в Раздел 3 "Размещение отходов производства и потребления".
В ответ на требование Управления от 15.11.2018 N 04/3706 Обществом направлены пояснения от 07.12.2018 N АП-КФ.430-05/1/3/1887 с расшифровкой сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
По результатам проверки Декларации (уточненной N 1) о плате за НВОС за 2017 год с учетом представленных АО "Апатит" пояснений и документов Управлением составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.02.2019 (далее - Акт от 26.02.2019) и выставлено требование от 26.02.2019 N 04/02 о доначислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, которые были направлены в адрес Общества.
В Акте от 26.02.2019 (пункт 2) установлено, в том числе, что информация, указанная в Декларации (уточненной N 1) и форме N 2-ТП (отходы) относительно отхода "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд" не соответствует информации в лимитах на размещение отходов, а именно: в Декларации (уточненной N1) и форме N 2-ТП (отходы) указаны сведения об утилизации этого вида отхода на объектах АНОФ-2 и АНОФ-3, тогда как в утвержденных Управлением лимитах на размещение отходов (peг. N 114 от 27.05.2015, per. N 114-П от 22.06.2017, per. N 2288-П от 20.06.2017) "отходы добычи минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений (отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд)" подлежат размещению на хвостохранилищах АНОФ-2 и АНОФ-3 соответственно. В связи с тем, что хвостохранилища АНОФ-2 и АНОФ-3 являются объектами размещения отходов, зарегистрированы в ГРОРО под номерами 51-00008-З-00479-010814 и N51-00009-З-010814, то работы по наращиванию (реконструкции) хвостохранилищ (сооружение насыпных дамб, дамб обвалования, намыв пляжей и прочие) в соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ), должны проводиться в строгом соответствии с проектной документацией, имеющей положительное заключение ГЭЭ.
Так как на момент проверки Декларации (уточненной N 1) документы (выписки и материалы проектной и технической документации), подтверждающие утилизацию отходов, а также сведения о наличии положительного заключения ГЭЭ проектной документации, обосновывающей наращивание хвостохранилищ АНОФ-2 и АНОФ-3, в Управлении отсутствовали, истец пришел к выводу, что отход "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд)" в количестве 3 554 681,00 тонн на объекте Хвостохранилище АНОФ-2 и в количестве 8 400 634, 50 тонн на объекте Хвостохранилище АНОФ-3 неправомерно исключены Обществом из платежной базы за НВОС.
В соответствии с требованием от 26.02.2019 N 04/02 сумма недоимки по плате за размещение отходов производства по КБК 04811201041016000120 составила:
- по промплощадке Хвостохранилище АНОФ-2 - 7 324 722 руб. 47 коп. с учетом платы, начисленной АО "Апатит" в Декларации (уточненной N 1) в размере 1 155 540 руб. 21 коп., и начисленной Управлением платы в размере 8 480 262 руб. 68 коп.,
- по промплощадке Хвостохранилище АНОФ-3 - 13 346 554 руб. 62 коп. с учетом платы, начисленной АО "Апатит" в Декларации (уточненной N 1) в размере 2 772 209 руб. 39 коп., и начисленной Управлением платы в размере 16 118 764 руб. 01 коп.
В ответ на требование от 26.02.2019 N 04/02 Обществом письмом от 01.04.2019 N АП-КФ.430-05/1/3/0487 направлена Декларация о плате за НВОС за 2017 год (уточненная N 2), далее - Декларация (уточненная N2), в Разделе 3 которой расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления по отходу "Отходы (хвосты) обогащения апатитнефелиновых руд" на объектах АНОФ-2 и АНОФ-3 остался без изменений. Общество посчитало, что правомерно утилизирует на хвостохранилищах АНОФ-2 и АНОФ-3 отходы "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд" в соответствии с Регламентом по эксплуатации хвостохранилища АНОФ-2 на период 2017-2019 гг. и Регламентом по эксплуатации хвостохранилища АНОФ-3 на период 2014-2016 гг.
По результатам проверки Декларации (уточненной N 2) Управлением с учетом представленных АО "Апатит" пояснений составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.04.2019 (далее - Акт от 26.04.2019) и выставлено требование от 26.04.2019 N 04/06 о доначислении за 2017 год платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 28 585 795 руб. 45 коп., из них сумма недоимки по плате за размещение отходов производства на хвостохранилище АНОФ-2 составляет 7 324 722 руб. 47 коп., на хвостохранилище АНОФ-3 - 13 346 554 руб. 62 коп., по промплощадке г. Кировск - 7 914 517 руб. 36 коп.
Как следует из Акта от 26.04.2019 Управление пришло к выводу о том, что Обществом неправомерно в нарушение пунктов 10, 11 статьи 16.3 Закона 7-ФЗ, пунктов 25, 26, 29 Правил N 255 уменьшена начисленная сумма платы за размещение отходов в размере 19 553 764 руб. 37 коп. на сумму средств, направленных на выполнение мероприятий по снижению НВОС, в размере 12 618 725 руб. 85 коп., поскольку Обществом не представлена в Управление расшифровка суммы средств в размере 12 618 725 руб. 85 коп. с указанием конкретных видов (классов опасности) отходов производства и потребления, массы (тонн), по которым произошло снижение масс отходов для размещения на объектах или увеличение масс по этим отходам, подлежащих утилизации или обезвреживанию для достижения экологического эффекта, а также в связи с тем, что эксплуатация термической установки обезвреживания КТО-100, которая предназначена для утилизации или обезвреживания отходов АО "Апатит" для достижения экологического эффекта, осуществляется иным юридическим лицом - ООО "Экопром".
Управлением также установлено занижение Обществом в нарушение статей 16, 16.2, 16.3 Закона N 7-ФЗ платежной базы в части неправомерного исключения из платежной базы массы отхода 5 класса опасности "Отходы (хвосты обогащения) апатит-нефелиновых руд" в количестве 8 400 634,50 тонн на объекте Хвостохранилище АНОФ-3, в количестве 3 554 681,00 тонн на объекте Хвостохранилище АНОФ-2, поскольку не представлены сведения о наличии положительного заключения ГЭЭ, а представленные Обществом документы не подтверждают утилизацию вышеуказанных видов отходов в заявленном Обществом количестве.
Поскольку Общество не исполнило в установленный срок требование от 26.04.2019 N 04/06, Управление обратилось в суд с настоящим иском о взыскании с Общества задолженности по плате за НВОС за 2017 год в размере 28 585 794 руб. 45 коп.
Решением суда первой инстанции от 07.04.2021 с Общества взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 7 914 517 руб. 36 коп.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и возражений сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб Управления и Общества и отмены (изменения) решения суда первой инстанции от 07.04.2021 в связи со следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Общество является плательщиком платы за НВОС в соответствии со статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ.
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255).
Как следует из материалов дела, по результатам проверки Декларации (уточненной N 2) Управлением с учетом представленных АО "Апатит" пояснений составлен акт от 26.04.2019 и выставлено требование от 26.04.2019 N 04/06 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 28 585 795 руб. 45 коп., из них сумма недоимки по плате за размещение отходов производства на хвостохранилище АНОФ-2 составляет 7 324 722 руб. 47 коп., на хвостохранилище АНОФ-3 - 13 346 554 руб. 62 коп., по промплощадке г. Кировск - 7 914 517 руб. 36 коп.
1) В Декларации (уточненная N 2) в разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" по ОКТМО г. Кировск Обществом исчислена сумма платы 19 553 764 руб. 37 коп., при этом в строках 110 и 114 раздела "Расчет суммы платы, подлежащей уплате в бюджет" отражена сумма средств, направленных на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления, в размере 12 618 725 руб. 85 коп.; итоговая сумма платы за размещение отходов производства и потребления по ОКТМО г.Кировск отражена Обществом в строке 164 раздела "Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет" как сумма переплаты в размере 4 704 208 руб. 49 коп. = 19 553 764,37 - 12 618 725,85 - 11 639 247,01 (сумма авансовых платежей за 1-3 кварталы 2017 года).
В свою очередь Управление полагает, что по ОКТМО г. Кировск Обществом должна быть отражена итоговая сумма платы за размещение отходов производства и потребления за 2017 год в размере 7 914 517 руб. 36 коп. = 19 553 764,37 -11 639 247,01.
Управление пришло к выводу о том, что Обществом неправомерно в нарушение пунктов 10, 11 статьи 16.3 Закона 7-ФЗ, пунктов 25, 26, 29 Правил N 255 уменьшена начисленная сумма платы за размещение отходов в размере 19 553 764 руб. 37 коп. на сумму средств, направленных на выполнение мероприятий по снижению НВОС, в размере 12 618 725 руб. 85 коп., поскольку Обществом не представлена в Управление расшифровка суммы средств в размере 12 618 725 руб. 85 коп. с указанием конкретных видов (классов опасности) отходов производства и потребления, массы (тонн), по которым произошло снижение масс отходов для размещения на объектах или увеличение масс по этим отходам, подлежащих утилизации или обезвреживанию для достижения экологического эффекта, а также в связи с тем, то эксплуатация термической установки обезвреживания КТО-100, которая предназначена для утилизации или обезвреживания отходов АО "Апатит" для достижения экологического эффекта, осуществляется иным юридическим лицом - ООО "Экопром".
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что плата за размещение отходов производства по ОКТМО г. Кировск в размере 7 914 517 руб. 36 коп. правомерно начислена Управлением в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 7-ФЗ государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном данным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) также предусмотрено, что экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством понижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2016 до 01.01.2020) плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Пунктом 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2016) предусмотрено, что из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 настоящего Федерального закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
Затраты, указанные в пункте 11 настоящей статьи и не учтенные при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (пункт 12 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, положениями пункта 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей как в 2017 так и в 2018 годах) предусмотрена возможность вычета из суммы платы за НВОС затрат на реализацию мероприятий по снижению суммы НВОС раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. При этом данные затраты должны быть включены в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
Вместе Обществом не представило ни в Управление, ни в суд первой инстанции расчет суммы затрат, направленных на реализацию мероприятий по снижению суммы за размещение отходов производства и потребления в размере 12 618 725 руб. 85 коп., в котором было бы указано по каким видам (классам) отходов произошло снижение масс, направленных на размещение; по каким классам (видам) отходов производства произошло увеличение масс, направленных на утилизацию/обезвреживание.
Пунктом 25 Правил N 255 (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) предусмотрено, что из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее - планы снижения выбросов и сбросов).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, муниципальным образованием г. Кировска с подведомственной территорией 21.12.2016 согласован План мероприятий по охране окружающей среды на 2016-2017 годы (том 5 л.д.77-83, далее - План).
В Плане указан достигаемый экологический эффект - обеспечение утилизации и обезвреживания производственных отходов АО "Апатит" с использованием наилучших доступных технологий РФ, снижение захоронения производственных отходов, обеспечение нормативной очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от процессов утилизации и обезвреживания отходов на установках термического обезвреживания КТО-100 и термической деструкции УТД-1 (со сроком выполнения 31.12.2017).
Для достижения вышеуказанного экологического эффекта Обществом заключен с ЗАО "БТ" (Подрядчик) договор подряда от 01.09.2016 N 01/09/2016 (том 5 л.д.33-69), предметом которого является выполнение Подрядчиком работ по поставке, монтажу, установке по утилизации резиносодержащих, углеродосодержащих отходов с получением синтетического топлива, а также проведения гарантийных испытаний на объекте "Восточный рудник", монтаж установок термического обезвреживания КТО-100 и термической деструкции УТД-1 для утилизации промышленных отходов АО "Апатит".
Согласно представленным ООО "Экопром" в Управление Декларациям о плате за негативное воздействие за 2017 и 2018 годы от 07.03.2018 и от 25.04.2018 и Проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу источниками ООО "Экопром" именно ООО "Экопром" по адресу юридического лица в городе Кировске Мурманской области, на промплощадке АНОФ-3, к. 37, осуществляет утилизацию отходов III - IV классов опасности на установке УТД-1 и обезвреживание отходов III - IV классов опасности на установке КТО-100
В Приложении N 1 к Техническому заданию на поставку и монтаж установки по утилизации резиносодержащих, углеродосодержащих отходов с получением синтетического топлива (Приложение N 1 к договору от 01.09.2016 N 01/09/2016) (том 5 л.д. 47) указан конкретный перечень и виды утилизируемых отходов 3, 4, 5 классов опасности на установках УТД-1-100, КТО-100, а именно: шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов; шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами; фильтры очистки масла автотранспортных средств, отработанные; фильтры очистки топлива автотранспортных средств; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более); опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более); - шины пневматические автомобильные; шланги и рукава из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства; ленты конвейерные, приводные ремни, утратившие потребительские свойства.
В Приложении 1 к Плану "Перечень утилизируемых отходов" (том 5 л.д.79-83) также перечислены конкретные виды отходов (с кодами ФККО), которые подлежат утилизации на установке УТД-1-100 и обезвреживанию на установке КТО-100
Таким образом, вышеуказанное оборудование предназначено для утилизации и обезвреживания конкретных видов отходов производства и потребления с учетом их классов опасности.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Обществом в Декларации (уточненная N 2) (ОКТМО 47712000 г. Кировск) уменьшена сумма платы за размещение отходов (19 553 764,37 руб.) на сумму понесенных затрат на приобретение установки УТД-1-100 и установки КТО-100 для обезвреживания и утилизации отходов производства (12 618 725,85 руб.), без учета тех видов отходов Общества, которые подлежат утилизации и были фактически утилизированы в отчетный период на основании договоров с ООО "Экопром".
При этом, из представленных в материалы дела расчетов раздела 3 Декларации (уточненная N 2) (том 6 л.д.82-109) усматривается, что Обществом не исчисляется сумма платы по тем отходам, которые были утилизированы и обезврежены на установках УТД-1-100, КТО-100 (обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктам; шланги и рукава из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, загрязненные; ленты конвейерные, приводные ремни, утратившие потребительские свойства, незагрязненные; шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные; шины пневматические автомобильные отработанные; шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов). Обществом фактически уменьшена сумма платы за размещение отходов (хвостов) обогащения апатит-нефелиновых руд (код в ФККО 23211001395), скальных вскрышных пород в смеси практические неопасных (код в ФККО 20011099205) на сумму расходов на приобретение установок УТД-1-100, КТО-100, которые не обезвреживают или утилизируют данный вид отходов.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, вышеприведенные правовые нормы предоставляют право АО "Апатит" уменьшить размер платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов только в отношении перечисленных видов отходов, сгруппировав их по классам опасности, что не было выполнено Обществом.
При таких обстоятельствах, уменьшение Обществом суммы платы по НВОС на стоимость приобретенных установок УТД-1-100 и КТО-100 в размере 12 618 725 руб. 85 коп. без разделения в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления, правомерно не принято Управлением.
Учитывая изложенное, Управление и суд первой инстанции обоснованно признали неправомерным отражение Обществом в строке 164 раздела "Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет" по ОКТМО г.Кировск суммы переплаты в размере 4 704 208 руб. 49 коп., исходя из следующего расчета: 19 553 764,37 (сумма платы, рассчитанная Обществом за 2017 год) - 12 618 725,85 (сумма средств, направленных на выполнение мероприятий по снижению НВОС) - 11 639 247,01 (сумма авансовых платежей за 1-3 кварталы 2017 года).
В свою очередь Управление правомерно рассчитало, что по ОКТМО г. Кировск Обществом должна быть отражена итоговая сумма платы за размещение отходов производства и потребления за 2017 год в размере 7 914 517 руб. 36 коп. = 19 553 764,37 -11 639 247,01.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Управления в части взыскания с Общества платы за НВОС в размере 7 914 517 руб. 36 коп.
2) Управлением также установлено занижение Обществом в нарушение статей 16, 16.2, 16.3 Закона N 7-ФЗ платежной базы в части неправомерного исключения из платежной базы массы отхода 5 класса опасности "Отходы (хвосты обогащения) апатит-нефелиновых руд", в количестве 3 554 681,00 тонн на объекте Хвостохранилище АНОФ-2, в количестве 8 400 634,50 тонн на объекте Хвостохранилище АНОФ-3, поскольку не представлены сведения о наличии положительного заключения ГЭЭ, а представленные Обществом документы не подтверждают утилизацию вышеуказанных видов отходов в заявленном Обществом количестве.
Управлением произведено начисление суммы платы за размещение отходов производства и потребления по разделу 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" с включением в столбец 6 масс отходов (из столбца 7), направленных на утилизацию на следующих объектах размещения отходов, а именно: Хвостохранилище АНОФ-2 (отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд код ФККО 23211001395 - 3 554 681,00 тонн), общая масса отходов образованная в отчетном периоде и переданная для размещения, составляет - 7 056 318,00 тонн, что соответствует фактической массе данного отхода, образованной за отчетный период (строка 6 Раздела 3); Хвостохранилище АНОФ-3 (отходы (хвосты) обогащения апатит- нефелиновых руд код ФККО 23211001395 - 8 400 634,50 тонн), общая масса отходов образованная в отчетном периоде и переданная для размещения, составляет 16 801 269,00 тонн, что соответствует фактической массе данного отхода, образованной за отчетный период (строка 6 Раздела 3)
В соответствии с требованием от 26.04.2019 N 04/06 сумма недоимки по плате за размещение отходов производства по КБК 04811201041016000120 составила:
- по промплощадке Хвостохранилище АНОФ-2 (г.Апатиты) - 7 324 722 руб. 47 коп. с учетом платы, начисленной АО "Апатит" в Декларации (уточненной N 2) в размере 1 155 540 руб. 21 коп., и начисленной Управлением платы в размере 8 480 262 руб. 68 коп.,
- по промплощадке Хвостохранилище АНОФ-3 (г.Кировск) - 13 346 554 руб. 62 коп. с учетом платы, начисленной АО "Апатит" в Декларации (уточненной N 2) в размере 2 772 209 руб. 39 коп., и начисленной Управлением платы в размере 16 118 764 руб. 01 коп.
Всего недоимка составляет 20 671 277 руб. 09 коп.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Управления о взыскании платы за НВОС в данной части, правомерно исходил из следующего
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона N 89-ФЗ внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
АО "Апатит" осуществляет свою деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых на основании лицензий: МУР 00892 ТЭ - добыча полезных ископаемых, МУР 00903 ТЭ - добыча апатит - нефелиновых руд, МУР 00904 ТЭ - добыча апатит - нефелиновых руд.
Использование и размещение отходов при добыче рудных полезных ископаемых осуществлялось в соответствии Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным решением Росприроднадзора от 25.06.2014 N 04/2328, которым предусмотрено использование вскрышных пород и хвостов обогащения в процессе производственной деятельности Общества.
Управление посчитало неправомерным занижение Обществом фактических массы отходов производства 5 класса опасности, подлежащих размещению на объектах размещения отходов: в столбце 7 Раздела 3 Декларации (уточненной N 2) "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" указано на то, что Обществом "утилизировано в отчетном периоде, в том числе передано в целях утилизации", в частности "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд" (код ФККО 23211001395) на хвостохранилище АНОФ-2 в количестве 3 554 681,00 тонн, на хвостохранилище АНОФ-3 в количестве 8 400 634,50 тонн.
Управление посчитало, что фактически отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд размещаются (путем намыва) Обществом на собственных объектах размещения отходов - хвостохранилищах АНОФ-2 и АНОФ-3, то есть осуществлена не утилизация, а размещение отходов в вышеуказанном количестве.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил данные доводы Управления ввиду следующего:
В статье 1 Закона N 89-ФЗ даны определения следующим понятиям:
- отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 5.38 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. В процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы.
При этом, в пункте 5.37 ГОСТ 30772-2001 определено, что использование отходов - деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности.
Использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо - после соответствующей обработки). Использование отходов включает их применение для производства товаров (вторичной продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
На основании приведенных положений ГОСТ 30772-2001 суд первой инстанции заключил, что утилизация отходов и использование отходов отождествляются, а утилизация отходов рассматривается в качестве разновидности операций по удалению отходов.
Образование отходов "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд" является конечной стадией технологического процесса по производству апатитового концентрата из апатит-нефелиновых руд. На апатит-нефелиновых обогатительных фабриках Общества (АНОФ-2 и АНОФ-3) осуществляется технологический учет переработанных руд, полученных концентратов, и отведенных в хвостовое хозяйство отходов (хвостов обогащения апатит-нефелиновых руд). Хвостовое хозяйство Общества образуют хвостохранилища АНОФ-2 и АНОФ-3, эксплуатируемые в соответствии с их регламентами, а также сооружения системы гидротранспорта и укладки хвостов, сооружения системы оборотного водоснабжения и отведения дебалансных вод, контрольно-измерительная аппаратура, сооружения по охране окружающей среды.
Как установлено судом первой инстанции, пунктом 5.2 Регламента по эксплуатации хвостохранилища АНОФ-2 на 2017-2019 предусмотрено, что утилизация отхода "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд код ФККО 2 32 110 01 39 5" включает в себя использование отхода для выполнения работ по наращиванию (строительству) насыпных дамб N 1, 23 N 4, N 8, N 12а, дамб обвалования, намыву (строительству) пляжей, ремонту автомобильных и проездов.
При этом, определено, что на наращивание ограждающей дамбы проектными решениями и настоящим регламентом исходя из опыта намыва хвостов в хвостохранилище в расчетах принято, что не менее 45 % объема всего объема хвостов поступает на намыв пляжа.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отметил, что приведенным Регламентом по эксплуатации хвостохранилища АНОФ-2 на 2017- 2019 предусмотрено, что часть отходов (хвостов) от общего объема хвостов в обязательном порядке должна направляться на намыв пляжа. При этом, объем отходов (хвостов), направляемых на намыв пляжа, может быть скорректирован планом-графиком заполнения емкости хвостохранилища. Так, планом-графиком по заполнению емкости хвостохранилища АНОФ-2 на 2017 год, утвержденным 14.02.2017, предусмотрено направление не менее 50% отходов (хвостов) на намыв пляжа.
В то же время, верхний предел объема отходов (хвостов), направляемых на наращивание ограждающей дамбы, согласно Разделу 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" окружающей среды" проектной документации "Реконструкция хвостохранилища до отметки 200 м" шифр 1048-ЭЭС-ПО-260814- ОВОС, прошедшей государственную экологическую экспертизу (заключение N 177 от 06.05.2015 г), не должен быть выше 52%.
Пунктом 3.2 Регламента по эксплуатации хвостохранилища АНОФ-3 на 2014- 2016 год (действие регламента продлено на 2017 год), определено, что 50 % объема всех хвостов должно направляться на намыв пляжа.
Учитывая приведенные положения Регламентов, Обществом осуществлен намыв пляжей хвостохранилищ из отходов (хвостов) обогащения апатит-нефелиновых руд в установленных Регламентами и проектной документацией пределах, что подтверждается представленными Управлению и в материалы дела актами по обращению с отходами производства в порядке контроля платы за НВОС.
Как установлено судом первой инстанции, согласно Регламентам по эксплуатации хвостохранилища в процессе намыва должна обеспечиваться укладка хвостов требуемого гранулометрического состава (средневзвешенная крупность хвостов 0,142 мм), плотность (не менее 1,45 т/м3). "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд" образующиеся в производственном цикле не соответствуют указанным выше параметрам и не могут быть использованы для строительства сооружений на территории хвостохранилища без предварительной обработки в виде извлечения полезной фракции (средневзвешенная крупность частиц более 0,142 мм, Форма N 11 "Журнал контроля характеристик пульпы". По данным Формы N 11 в 2017 году средняя плотность подаваемых на хвостохранилище отходов составила 1,08 т/мЗ, средневзвешенная крупность хвостов 0,087 мм.
Для извлечения полезной фракции используется система разделения поступающей пульпы, состоящая из распределительных выпусков DN 125/80 оборудованных шланговыми затворами, смонтированными по длине распределительных пульповодов с шагом 10,0 метров и сосредоточенных сбросов DN 1200. Распределительные выпуски DN 125/80 оборудованные шланговыми затворами предназначены для отделения из общего потока пульпы частиц с высокой кинетической энергией и распределением отделенных частиц в прибрежную зону. Сосредоточенный сброс DN 1200 предназначен для транспортировки частиц с низкой кинетической энергией (шламистых частиц) непосредственно на размещение в центральную часть хвостохранилища (прудок). Объем шламистой части идущей на захоронение в центральную часть хвостохранилища (прудок) составляет не более 48% от общего объема пульпы, идущей на утилизацию. Согласно Разделу 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" проектной документации "Реконструкция хвостохранилища до отметки 200 м" шифр 1048-ЭЭС-ПО-260814-ОВОС, прошедшего государственную экологическую экспертизу (заключение N 177 от 06.05.2015), предусмотрено использование 52% отвальных хвостов в качестве строительного материала на возведение и формирование "упорной" призмы намывных дамб на весь период эксплуатации.
Данная технология утилизации отходов "Отходы (хвосты) обогащения апатитнефелиновых руд" в виде извлечения из отхода полезной фракции одобрена по результатам рассмотрения проектной документации (положительное заключение Государственной экспертизы N 396-25 16/ГГЭ-10222/07) и Государственной экологической экспертизой (заключение N 177 от 06.05.2015).
Обществом в обоснование своих доводов представлено в суд первой инстанции заключение комиссии специалистов АНО "Судебный эксперт" по результатам комплексного исследования промышленной безопасности, исследования проектной документации, инженерно-технического исследования от 30.03.2020 N 702/19.
В заключении от 30.03.2020 N 702/19 специалистами сделаны следующие выводы:
1) В результате обследования технологических процессов транспортировки, утилизации, размещения хвостов обогащения АНОФ-2 и АНОФ-3 несоответствий с проектной и НТД РФ не выявлено.
2) При обследовании хвостов обогащения использованных (утилизированных) для строительства дамб хвостохранилищ не обнаружено несоответствий с проектной документацией и НТР.
3) Технические устройства, используемые для разделения пульпы по гранулометрическому составу, соответствуют проектной документации и НТР. Использование указанных устройств на объектах происходит в соответствии с действующими регламентами.
4) При обследовании мест фактического использования выделенной полезной фракции хвостов обогащения и размещения выделенного отхода несоответствия с проектной документацией и НТД РФ не выявлены. Применение отхода, идущего на захоронение в хвостохранилища в качестве строительного материала для дамб, не противоречит действующему законодательству и установленным требованиям. Породы, складируемые на хвостохранилищах, имеют низкий класс опасности и минимальное воздействие на окружающую среду и могут рассматриваться как техногенное месторождение в перспективе.
5) Масса отходов (хвостов) обогащения апатит-нефелиновых руд за 2017 по АНОФ-2 составляет: образование - 7 056 318 тонн; использование - 3 554 681 тонн; размещение - 3 501 637 тонн, при нормативе 3 900 000 тонн. Масса отходов (хвостов) обогащения апатит-нефелиновых руд за 2017 по АНОФ3 составляет: образование - 16 801 269 тонн; использование - 8 400 634,5 тонн; размещение 8 400 634,5 тонн.
6) В результате осмотра и проведенного исследования специалистами не выявлено несоответствий действующим нормативам.
7) Технологии, применяемые для строительства и содержания гидротехнических сооружений: хвостохранилищ АНОФ-2, АНОФ-3 соответствуют актуальному перечню наилучших доступных технологий, соответствуют требованиям ГОСТ Р 55100-2012 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии обращения с отходами в горнодобывающей промышленности. Аспекты эффективного применения.
Указанное заключение АНО "Судебный эксперт" от 30.03.2020 N 702/19 правомерно принять судом первой инстанции в качестве одного из доказательств по делу (часть 1 статьи 64, статья 75 АПК РФ) и оценено судом наравне с иными представленными в материалы дела доказательствами. Приведенные в апелляционной жалобе Управления замечания к содержанию заключения АНО "Судебный эксперт" от 30.03.2020 N 702/19 не опровергают выводов, изложенных в данном заключении.
Применяемая Обществом технология утилизации отходов "Отходы (хвосты) обогащения апатитнефелиновых руд" для выполнения работ по наращиванию (строительству) насыпных дамб, дамб обвалования, намыву (строительству) пляжей, соответствует также технологиям, применяемым для обустройства объектов размещения отходов, отраженным в Информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям. Размещение отходов производства и потребления. ИТС 17-2016" (утв. приказом Росстандарта от 15.12.2016 N 1885), а также в ГОСТ Р 55100-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. "Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии обращения с отходами в горнодобывающей промышленности. Аспекты эффективного применения".
Суд первой инстанции также обоснованно отметил, что хозяйствующий субъект вправе разместить отходы в количестве, меньшем нежели указано в ПНООЛР и установлено в лимитах на размещение отходов, либо осуществить использование (утилизацию) отходов, что отвечает не только требованиям законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, но и целям вовлечения отходов в хозяйственный оборот. При замене заявленного в ПНООЛР размещения отходов их фактическим использованием соответствующие сведения должны быть указаны в техническом отчете по обращению с отходами. Из материалов дела усматривается, что данные сведения указаны АО "Апатит" представленной за 2017 год форме N 2-ТП (отходы).
Управление указывает, что поскольку хвостохранилища АНОФ-2 и АНОФ-3 являются объектами размещения отходов, зарегистрированы в ГРОРО под номерами 51-00008-З-00479-010814 и N 51-00009-З-010814, то работы по наращиванию (реконструкции) хвостохранилищ (сооружение насыпных дамб, дамб обвалования, намыв пляжей и прочие) в соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, должны проводиться в соответствии с проектной документацией, имеющей положительное заключение ГЭЭ.
Вместе с тем, ссылки Управления на отсутствие положительного заключения ГЭЭ проектной документации, обосновывающей наращивание хвостохранилищ АНОФ-2 и АНОФ-3, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, наличие (отсутствие) положительных заключений ГЭЭ, их содержание, деятельность по реализации объекта ГЭЭ в соответствии с положительным заключением ГЭЭ или с отступлением от данного заключения не является правовым основанием для исчисления платы за НВОС (доначисления такой платы).
В рассматриваемом случае, утилизация отхода "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд код ФККО 2 32 110 01 39 5" осуществляется Обществом в соответствии с Регламентом по эксплуатации хвостохранилища АНОФ-2 на 2017-2019 и Регламентом по эксплуатации хвостохранилища АНОФ-3 на 2014-2016, которыми предусмотрено, что утилизация данного отхода (хвостов) включает в себя использование отхода для выполнения работ по наращиванию (строительству) насыпных дамб, дамб обвалования, намыву (строительству) пляжей, ремонту автомобильных и проездов.
Проектная документация объекта "ОАО "Апатит" Вторая апатит-нефелиновая обогатительная фабрика. Реконструкция хвостохранилища до отметки 200-м" шифр 1048-ЭЭС-ПО-260814-ОВОС, предусматривающая использование хвостов, получила положительное заключение Государственной экологической экспертизы от 06.05.2015 N 177.
При этом, получение заключения Государственной экологической экспертизы на эксплуатацию хвостохранилищ в соответствии с Регламентами законодательством не предусмотрена.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доводы Управления о том, что отходы "Отходы (хвосты обогащения) апатит-нефелиновых руд", в количестве 3 554 681,00 тонн на объекте Хвостохранилище АНОФ-2, в количестве 8 400 634,50 тонн на объекте Хвостохранилище АНОФ-3 фактически размещены, а не направлены на утилизацию (использование для выполнения работ для собственных нужд), опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах Общество правомерно исчислило плату за размещение отходов производства по промплощадке Хвостохранилище АНОФ-2 (г.Апатиты) в размере 1 155 540 руб. 21 коп., по промплощадке Хвостохранилище АНОФ-3 (г.Кировск) в размере 2 772 209 руб. 39 коп. с учетом утилизированных в 2017 году отходов "Отходы (хвосты) обогащения апатит-нефелиновых руд код ФККО 2 32 110 01 39 5" на хвостохранилище АНОФ-2 в количестве 3 554 681,00 тонн, на хвостохранилище АНОФ-3 в количестве 8 400 634,50 тонн.
Учитывая изложенное, оснований для взыскания с Общества недоимки в сумме 20 671 277 руб. 09 коп., исходя из начисленной Управлением платы в размере 8 480 262 руб. 68 коп. по АНОФ-2 и в размере 16 118 764 руб. 01 коп. по АНОФ-3 не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Управления в части взыскания с Общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 7 914 517 руб. 36 коп.; в удовлетворении остальной части исковых требований обоснованно отказано.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб Общества и Управления и отмены решения суда от 07.04.2021 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат оставлению на АО "Апатит"; Управление освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07 апреля 2021 года по делу N А42-6455/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6455/2020
Истец: БАЛТИЙСКО-АРКТИЧЕСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: АО "АПАТИТ"