город Москва |
|
26 сентября 2021 г. |
Дело N А40-87373/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу АО "Почта Банк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2021
по делу N А40-87373/21
по заявлению АО "Почта Банк" (ИНН: 3232005484)
к Управлению Роспотребнадзора по Орловской области
о признании незаконным и отмене постановления;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2021 в удовлетворении заявленных ПАО "Почта Банк" требований о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (Управление Роспотребнадзора по Орловской области) от 06.04.2021 N 162 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5.000 до 10.000 руб.
В силу ч. 2 указанной статьи включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 10.000 до 20.000 руб.
Объективная сторона вышеуказанного правонарушения характеризуется нарушением прав потребителя путем включения в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
На основании п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Из материалов административного дела следует, что в ходе проведения административного расследования по обращению гражданина установлено, что АО "Почта Банк" допущено включение в договор потребительского кредита по программе "Потребительский кредит" N 53051169 и договор потребительского кредита по продукту "Сберегательный счет с картой" N 53051170 от 30.04.2020 условий, ущемляющих права потребителя и навязывание потребителю дополнительных услуг, а именно: в подп. 1 п. 2 индивидуальных условий договора N 53051169 указано: "кредитный лимит (лимит кредитования) - 404.600 руб., в том числе: кредит 1 - 104.600 руб.; кредит 2 - 300.000 руб.".
Одновременно с заключением кредитного договора, с потребителем заключен договор страхования со страховой компанией АО "СОГАЗ" N ПБ03-53051169 (программа "забота плюс") от 30.04.2020.
Фактически по договору N 53051169 заемщиком получены денежные средства в размере 300.000 руб., оставшиеся денежные средства в размере 104.600 руб. перечислены в страховую компанию, а также на оплату дополнительных услуг.
Согласно подп. 17 п. 2 индивидуальных условий договора N 53051169 "своей подписью на индивидуальных условиях я согласен на подключение услуги "гарантированная ставка". Размер (стоимость) комиссии за сопровождение услуги "гарантированная ставка при заключении договора: 2,9 % от суммы к выдаче (8. 700 руб.); 2,9 % от суммы к выдаче (8.700 руб.) (для клиентов, имеющих сберегательный счет с тарифом "зарплатный", "пенсионный", "зарплатный пенсионер").
Вместе с тем, заявление о предоставлении потребительского кредита по программе "Потребительский кредит" от 30.04.2020 не содержит согласия в письменной форме об оказании дополнительных платных услуг.
Из заявления о предоставлении потребительского кредита от 30.04.2020 следует, что заемщик обратилась в банк с целью заключения договора на получение кредита в размере 300.000 руб. (раздел "параметры запрашиваемого кредита - "адресный льготный_500_15,9>>). При этом договор N 53051169 заключен на сумму (кредитный лимит) - 404.600 руб., из которой фактически потребителю предоставлено на руки (получено потребителем в личное распоряжение) только 300.000 руб. (кедит 2). Сумма кредита, заявленная потребителем в размере 300.000 руб. искусственно увеличена банком на сумму дополнительных платных услуг, в том числе размер страховой премии (90.000 руб.), сумму комиссии за услугу "гарантированная ставка" (8.700 руб.), а также комиссии за подключение пакета услуг "все под контролем" (5.900 руб.), в связи с чем, договор N 53051169 заключен на общую сумму 404.600 руб. под 15,90 % годовых.
Таким образом, банком предоставлен кредит, превышающий сумму заявленного потребителем кредита на 104.600 руб. (кредит 1), которая предоставлена для оплаты страховой премии в адрес АО "СОГАЗ" и оплаты комиссий за подключение дополнительных услуг.
Потребителю не представлена возможность согласовать условия договора и их содержание, что прямо предусмотрено ст. 9 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
Включение суммы страховой премии в размере 90.000 руб., стоимости услуги "Гарантированная ставка" в размере 8.700 руб., а также комиссии за подключение пакета услуг "все под контролем" в размере 5.900 руб. в сумму кредита, являются вынужденным действием, а не добровольным, что противоречит ст. 10 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" и ущемляет права потребителя.
Кроме того, предусмотренное п. 19 индивидуальных условий договора N 53051169 и п. 19 индивидуальных условий договора N 53051170 условие, что "своей подписью на индивидуальных условиях я даю согласие (заранее данный акцепт) и поручаю банку исполнить (частично исполнить) предъявленные банком (получателем средств) требования на списание в пользу банка денежных средств с моего счета (сберегательного счета): в дату платежа в размере суммы моих обязательств по договору на день списания; в дату зачисления на мой счет (сберегательный счет) в размере просроченной задолженности по договору на день списания, а также в размере иной моей задолженности перед банком; в дату платежа в размере суммы банковских комиссий согласно тарифам за проведение операций в рамках договора, при этом каких-либо дополнительных распоряжений с моей стороны не требуется" противоречит ст. ст. 845, 854 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 31 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", п. п. 1.9, 1.15, 2.9.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" и ущемляет права потребителя.
В нарушение ст. ст. 5-7, 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" в заявлении о предоставлении потребительского кредита по программе "потребительский кредит" от 30.04.2020 в поле декларация заемщика указано: "своей подписью на заявлении я: даю согласие АО "Почта Банк", место нахождения: на обработку (совершение любых действий с использованием средств автоматизации или без, в том числе на сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передачу (включая трансграничную), блокирование, удаление, уничтожение) моих персональных данных (в том числе предоставленных мною банку или изготовленных при приеме заявления фотографий и записей голоса), указанных в заявлении, имеющихся у третьих лиц, в том числе содержащихся в моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, включая информацию о состоянии специальной части моего индивидуального лицевого счета и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений из Пенсионного Фонда Российской Федерации, в целях принятия банком решения о выдаче кредита, заключения и исполнения договора и договора ДБО, в случае заключения указанных договоров между мной и банком, а также в целях продвижения на рынке товаров и/ или услуг банка и/ или третьих лиц; согласен, что банк вправе поручить обработку персональных данных (за исключением биометрических) третьим лицам; предоставляю банку, а также организациям, входящим в группу ВТБ и иным лицам по поручению банка и/или партнерам банка право направлять мне информацию, включая информацию рекламного характера, об услугах банка и/или партнеров банка на предоставленные мной банку адреса и контакты, включая отправку смс-сообщений на номер мобильного телефона, указанный в заявлении, а также посредством направления сообщений по указанному мной адресу электронной почты".
Из текста, подписанного с потребителем заявления от 30.04.2020, невозможно установить наименование или фамилию, имя, отчество и адрес компаний, осуществляющих обработку персональных данных по поручению оператора, не поименован перечень третьих лиц, кому будут в дальнейшем переданы персональные данные.
Таким образом, не поименованные лица, фактически становясь операторами либо лицами, получившими доступ к персональным данным потребителя, не становятся обязанными сохранять конфиденциальность таких данных.
Подписав данные условия заявления от 30.04.2020, потребитель фактически согласился с возможностью обработки его персональных данных третьими лицами, при этом банком не были учтены установленные законом специальные требования к письменному согласию субъекта персональных данных.
Указанные условия заявления от 30.04.2020 ущемляют права потребителя посредством предоставления третьему лицу необоснованного права на обработку персональных данных потребителя без получения от такого потребителя соответствующего согласия в письменной форме, установленной законом.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Установленные обстоятельства свидетельствует о нарушении прав потребителя в виде включения АО "Почта Банк" в договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителя по указанным основаниям, а также навязывании потребителю дополнительных услуг.
Указанные действия банка образуют событие административного
правонарушения по ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с нормами ч. ч. 1-2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемые постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований является правомерным.
Нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено, оснований отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2021 по делу N А40-87373/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87373/2021
Истец: АО "ПОЧТА БАНК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ