город Ростов-на-Дону |
|
25 сентября 2021 г. |
дело N А32-20032/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.07.2021 по делу N А32-20032/2021 (резолютивная часть от 30.06.2021)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662)
к государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления по делу о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - заявитель, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 08.04.2021 N 000453 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 23.07.2021 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения общества и абонента, являются именно Правила поставки газа N 549, которые имеют специальный характер, а также договор поставки газа, заключенный с абонентом без разногласий. Государственная жилищная инспекция Краснодарского края неправомерно вменила обществу нарушение пункта "в" п.119 Правил N 354 и подпункта "в" п. 122 Правил N 354. Постановлением инспекции не подтверждено наличие события и состава административного правонарушения и соответственно не доказана вина общества, следовательно, привлечение общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ, в данном случае является не обоснованным и не законным, а событие административного правонарушения отсутствующим.
От государственной жилищной инспекции Краснодарского края в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края на основании поступившей информации из Ейской межрайонной прокуратуры выявлен факт совершения ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган пришел к выводу, что обществом не соблюдены сроки направления уведомления от 14.11.2020 о предстоящем приостановлении предоставления подачи газа в жилой дом, то есть позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа (24.11.2020), а также не выдержаны сроки, указанные в данном уведомлении (после 05.12.2020).
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 05.02.2021 N 000171.
08.04.2021 заместителем руководителя государственной жилищной инспекции Краснодарского края вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 000453 о признании ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и назначении административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила N 549). Указанные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
В силу п. 45 Правил N 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд (подпункт "в").
До приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа (п. 46 Правил N 549).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" является поставщиком природного газа в жилой дом N 13 по ул. Павленко в г. Ейск, Краснодарского края.
В связи с образовавшейся задолженностью за потребленный газ ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" в адрес потребителя жилого дома N 13 по ул. Павленко в г. Ейск, Краснодарского края направлены уведомления:
от 10.03.2020 о предстоящем приостановлении подачи газа с установлением срока оплаты до 31.03.2020, а в случае неоплаты - приостановки подачи газа после 31.03.2020; от 07.07.2020 с установлением срока оплаты до 27.07.2020, а в случае неоплаты - приостановки подачи газа после 05.10.2020.
Также ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" в адрес потребителя жилого дома направлено уведомление заказной почтовой корреспонденцией от 14.11.2020 о предстоящем приостановлении подачи газа в жилой дом с установлением срока оплаты до 25.11.2020, а в случае неоплаты - приостановки газа после 05.12.2020.
Однако, согласно акту N 8332 ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" приостановил предоставление коммунальной услуги по газоснабжению в жилой дом 24.11.2020. Таким образом, нарушил требования пункта 46 Правил N 549 в части несоблюдения сроков направления уведомления о предстоящем приостановлении предоставления подачи газа в жилой дом, а также не выдержал сроки, указанные в уведомлении (после 05.12.2020).
Подача природного газа осуществляется, в том числе с целью отопления помещений в жилом доме, альтернативный способ отопления отсутствует. Доказательства иного в материалы дела не представлено.
В разделе "Порядок и условия предоставления исполнения договора, внесения в него изменений и расторжения" Правил N 549, в котором находятся пункты 45 и 46, не урегулированы случаи приостановления предоставления коммунальной услуги по газоснабжению, если абонент приобретает газ в том числе для нужд отопления жилого дома, в котором газоиспользующее оборудование является единственным источником отопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно требованиям пункта "в" пункта 119 Правил N 354, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в праве после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления.
Приостановив поставку газа в жилой дом 24.11.2020, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" тем самым воспрепятствовало работе системы отопления жилого дома в отопительный период 2020-2021 годов, что является ограничением коммунальной услуги по отоплению в отопительный период и приводит к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан, что противоречит требованиям подпункта "в" пункта 122 Правил N 354.
Вместе с тем, в силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
По смыслу пп. "б" п. 2 Правил N 354 следует, что к отношениям, не регулируемым Правилами N 549, подлежит применению положения Правил N 354.
С учетом вышеизложенного, в случае если отопление жилого дома предоставляется от газоснабжения, приостановление предоставления коммунальной услуги по отоплению в соответствии с требованиями пп. "в" п. 119 Правил N 354 запрещено.
Учитывая вышеизложенное, доводы общества о том, что отношения между ним и абонентом регламентируются исключительно Правилами N 549 и к ним не подлежат применению нормы Правил N 354, признаются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: уведомлениями о предстоящем приостановлении подачи газа, актом N 8332 от 24.11.2020 приостановлении подачи газа, протоколом об административном правонарушении от 05.02.2021 N 000171, другими материалами административного дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доводы общества об отсутствии вины подлежат отклонению, поскольку в материалы дела не представлены документальные доказательства, свидетельствующих о принятии им исчерпывающих мер по недопущению нарушений подачи коммунальных услуг надлежащим образом.
Таким образом, общество не предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией было изучено письмо, направленное ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (исх. N 25-19.13-05/711 от 08.12.2020) в Ейскую межрайонную прокуратуру Краснодарского края, к котором указано, что уведомление о необходимости погашения задолженности от 14.11.2020, рассылаемое простым письмом сформировалось в автоматическом режиме. Дата приостановления подачи газа "05.12.2020" указана ошибочно, без учета ранее направленного заказного письма о предстоящем приостановлении подачи газа N 25-19-13-071/388 от 09.07.2020.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности наличия в деяниях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции статьи 7.23 КоАП РФ, соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 24.11.2020.
Основания для отмены решения суда от 23.07.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Согласно пункту 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N 32-20032/2021 от 23.07.2021 (резолютивная часть от 30.06.2021) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20032/2021
Истец: ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края