г. Саратов |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А57-450/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Транснефть-Приволга" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 июня 2021 года по делу N А57-450/2021
по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (ИНН 6455059390, ОГРН 1136455002507), г. Саратов,
к акционерному обществу "Транснефть-Приволга" (ИНН 6317024749, ОГРН 1026301416371), г. Самара,
о взыскании 6 381 руб. 87 коп.,
при участии в судебном заседании:
- представитель акционерного общества "Транснефть-Приволга" - Ишанина О.В., по доверенности от 29.03.2019 г N 05-05/294;
- представитель Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области - Калашникова Е.Н., по доверенности от 13.01.2021 г N 123,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее по тексту - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Транснефть-Приволга" (далее по тексту - ответчик, АО "Транснефть-Приволга") о взыскании доначисленной арендной платы по договору аренды лесного участка от 28.09.2018 N 314/Л за январь-июнь 2020 года в федеральный бюджет в размере 6 381 руб. 87 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01 июня 2021 года по делу N А57-450/2021 с акционерного общества "Транснефть-Приволга" (ИНН 6317024749, ОГРН 1026301416371) в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (ИНН 6455059390, ОГРН 1136455002507) взыскана доначисленная арендная плата по договору аренды лесного участка от 28.09.2018 N314/Л за январь-июнь 2020 года в федеральный бюджет в размере 6 381 руб. 87 коп.
С акционерного общества "Транснефть-Приволга" (ИНН 6317024749, ОГРН 1026301416371) в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 000 руб. 00 коп.
Акционерное общество "Транснефть-Приволга" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали позицию по делу.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Между министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и акционерным обществом "Транснефть-Приволга" заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 314/Л от 28.09.2018 (далее - Договор). Договор прошел государственную регистрацию 11.12.2018.
Согласно п. 1.2 Договора ответчик получил в аренду лесные участки:
- площадью 15,8598 га, расположенный в Саратовской области, Красноармейском районе, Красноармейское лесничество, Красноармейское участковое лесничество, квартал 7,части выделов 6, 10, 11, квартал 11, части выделов 11, 16, 18, квартал 14, части выделов 1, 2, 4, кадастровый номер 64:16:130102:982;
- площадью 15,6688 га, расположенный в Саратовской области, Красноармейском районе, Красноармейское лесничество, Красноармейское участковое лесничество, квартал 24, часть выделов 9, 14, 16, 20, 25, квартал 29, части выделов 5, 16, квартал 35, часть выдела 22, квартал 38, части выделов 3, И, квартал 45, части выделов 5, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, квартал 46, части выделов 7,9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, квартал 47, части выделов 3, 4, 5, 7, 8, 12, 18, квартал 47, части выделов 3, 4, 5, 7, 8, 12, 18, кадастровый номер 64:16:000000:2641;
- площадью 0,0469 га, расположенный в Саратовской области, Красноармейском районе, Красноармейское лесничество, Красноармейское участковое лесничество, квартал с 14, часть выдела 1, кадастровый номер 64:16:160101:122.
Дополнительным соглашением от 19.11.2018 к Договору стороны дополнили п. 1.2 Договора после слов "вид разрешенного использования: "для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" словами "трубопроводный транспорт (код вида разрешенного использования земельного участка 7.5)".
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
Актом N 35/2019 от 29.11.2019 года плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Саратовской области и должностных лиц органа государственной власти Саратовской области и пунктом 13 предписания Рослесхоза от 30.12.2019 г. N35/2019 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Саратовской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" министерству предписано обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, уведомление арендаторов об изменении размера арендной платы и о сумме подлежащей уплате (неприменение повышающего коэффициента в отношении защитных лесов (кроме лесопарковых зон, зеленых зон); неприменение поправочных коэффициентов в отношении противоэрозионных лесов, лесов расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах степях, горах, лесопарковых зон городов и населенных пунктов численностью до 50 тыс. до 250 тыс. человек, от 250 тыс. до 1 млн. человек; неприменение наибольшей ставки платы для лесных культур; неприменение удваивающего коэффициента для лесных участков с крутизной склона свыше 20 градусов; занижение повышающего коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования; неверное начисление арендной платы; неверное применение понижающих коэффициентов в отношении прудов, полян, песков, солонцов, выгонов, оврагов, озер, вод, крутых склонов, противопожарных разрывов, ЛЭП, газопроводов, нефтепроводов, щебенников, карьеров, сенокосов и прочих нелесных земель -5988,11 тыс. рублей), доначисление платы по договорам купли-продажи лесных насаждений в сумме 6,54 тыс. рублей (неприменение поправочных коэффициентов 1 и 1,05 при проведении сплошных рубок с учетом ликвидного запаса древесины от 100,1 до 150,0 куб.м и от 150.1 куб.м. на 1 га), а также пени в размере 11,72 тыс. рублей.
Необходимость осуществления перерасчета арендной платы вызвана тем, что проверкой Рослесхоза были выявлены факты неверного расчета арендной платы по ряду договоров аренды лесных участков. В частности, по договору аренды лесного участка N 314/Л от 28.09.2018 года, по мнению проверяющего органа, при расчете арендной платы, неверно начислялась арендная плата по договору аренды лесного участка, был нарушен п.4 приложения к таблицам 14-16 Постановления N310 (в отношении лесопарковых зон городов и населенных пунктов численностью до 50 тыс. человек применяется коэф. 5).
Пунктом 13 предписания Рослесхоза установлена обязанность Министерства обеспечить "перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений".
На основании перерасчета, произведенного в соответствии с актом проверки Рослесхоза от 29.11.2019 г. и во исполнение предписания Рослесхоза N 35/2019 от 30.12.2019 г. по договору аренды лесного участка от 28.09.2018 г. N 314/Л (АО "Транснефть-Приволга") доначислена арендная плата в федеральный бюджет за период январь-июнь 2020 г. в размере 6 381,87 рублей.
Перерасчёт суммы платы по договору аренды лесного участка N 314/Л от 28.09.2018 составляет: за период январь - февраль 2020 года в размере 2 127 руб. 29 коп., за период март-апрель 2020 года в размере 2 127 руб. 29 коп., за период май-июнь 2020 года в размере 2 127 руб. 29 коп.
На основании выше указанных требований Министерство направило в адрес АО "Транснефть-Приволга" письмо (претензию) от 18.08.2020 г. N 441 "О неполном расчете с бюджетом и расторжении договора" с предложением произвести оплату доначисленной суммы в течение 15 календарных дней в федеральный бюджет РФ.
Однако ответ в адрес Министерства от АО "Транснефть-Приволга" не поступил.
Данные обстоятельства послужили основанием к обращению Министерства в Арбитражный суд Саратовской области с вышеприведенными исковыми требованиями.
Удовлетворяя иск, Арбитражный суд Саратовской области пришел к выводу, что с учетом представления истцом надлежащих доказательств нахождения спорного лесного участка (квартал 45) на расстоянии 5 км от города Красноармейска, имеющего численность населения до 50 тыс. человек, а также доказательств того, что в части площади 0,9699 га лесной участок квартала 45 в рассматриваемый спорный период относился к лесопарковой зоне, то истцом правомерно произведен перерасчет арендной платы по договору аренды лесного участка от 28.09.2018 N 314/Л с применением к части площади лесного участка 0,9699 га коэффициента 5.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, АО "Транснефть-Приволга" в апелляционной жалобе указывает на то, что согласно Схеме расположения Красноармейского лесничества Саратовской области, имеющейся в Лесохозяйственном регламенте ГКУ СО "Саратовское областное лесничество" Красноармейского лесничества Саратовской области (далее - Регламент), рядом с 45 кварталом расположен не только г. Красноармейск, но и села Садовое, Ваулино, Ключи. Согласно публичной кадастровой карте расстояние от лесного участка квартал 45 до села Садовое составляет 3,6 км, что значительно меньше, чем до г. Красноармейска. При этом, согласно Таблице 16 Постановления N 310 при расчете арендной платы в отношении лесопарковых зон сельских поселений применяется коэффициент 4.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что части выделов 5, 13, 14, 15 квартала 45 исключены из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах, на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 19.05.2020 N 476 "Об отнесении лесов на территории Красноармейского лесничества Саратовской области к защитным и установления их границ и о внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29.03.2011 г. N 94 "Об отнесении лесов на территории Саратовской области к ценным лесам и установлении их границ" (далее - Приказ N 476). При этом, в соответствии с п. 1 Приказа N 476 квартал 45, части выделов 5, 13, 14, 15 отнесены к "противоэрозионным лесам". В соответствии с Таблицей 16 Постановления N 310 при расчете арендной платы в отношении противоэрозионных лесов применяется коэффициент 4,5. Таким образом, при указанных обстоятельствах, по мнению ответчика, истец мог произвести перерасчет арендной платы по Договору аренды только за период май - июнь 2020 года с коэффициентом 4,5.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным Кодексом РФ.
В силу положений статей 606 ГК РФ, 73 ЛК РФ арендатор обязан вносить арендную плату.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ, порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Предъявленная к взысканию сумма представляет собой доначисленную арендную плату в связи с неверным определением размера арендной платы.
Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Кодекса).
Таким образом, стоимость аренды государственных (муниципальных) лесных участков относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" принято в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Данный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2016 N 307-ЭС15-19171.
Применение корректного коэффициента в рассматриваемом случае не является изменением в соответствии с п. 3 ст. 614 ГК РФ условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение условий договора, определенных законодательством, односторонний отказ от которых не допустим. В данной ситуации арендная плата относится к регулируемым ценам и ее размер должен определяться министерством в соответствии с нормативными правовыми актами.
Таким образом, арендная плата по договорам аренды лесных участков является регулируемой, в связи с чем, стороны обязаны руководствоваться предписанным нормативным правовым актом порядком определения арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма расчета арендной платы.
Согласно договору аренды лесного участка N 314/Л от 28.09.2018 года, лесной участок расположен в Красноармейском лесничестве. Красноармейском участковом лесничестве, квартале 45, частях выделов 5, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Данный квартал относится к категории защитности - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: леса, расположенные в лесопарковых зонах.
При начальном расчете арендной платы был использован коэффициент, установленный постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в отношении зеленых зон городов численностью до 50 тыс. человек - 4. Так как в таксационном описании Красноармейского участкового лесничества категория лесов указана как "лесопарк, часть зел. зоны" Министерством было принято решение о применении коэффициента 4.
Истец указал, что, исходя из замечаний, отраженных в Акте N 35/2019 от 29.11.2019, установление поправочного коэффициента при заключении Договора являлось неверным, расчет арендной платы подлежит производить в соответствии с положениями действующего законодательства.
Правомерность применения к расчету арендной платы по спорному договору коэффициента в отношении лесопарков, городских лесов: городов численностью до 50 тыс. человек - 5 в части площади 0,9699 га, подтверждается следующим.
Истцом представлен в материалы дела фрагмент публичной кадастровой карты, из которой усматривается, что расстояние от Красноармейска до лесного участка квартал 45 составляет 5 км.
Также истцом представлен снимок SAS.Планета, из которого также усматривается, что расстояние от г. Красноармейска до лесного участка квартал 45 составляет 5 км. (том 1 л.д. 65-66).
По данным Федеральной службы государственной статистики, численность проживающих в городе Красноармейск на 1 января 2020 года составляет 22319 человек.
Истцом представлен лесохозяйственный регламент ГКУ СО "Саратовское областное лесничество" Красноармейского лесничества Саратовской области, из таблицы 1.1.3 "Распределение лесов лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов" которого усматривается, что квартал 45 относится к лесопарковым зонам.
Таксационное описание по кварталу 45 также свидетельствует, что участок относится к лесопарковым зонам в части площади 0,9699 га (Проект организации и развития лесного хозяйства Красноармейского лесхоза Саратовского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России).
С учетом установленных по делу обстоятельств, и, принимая во внимание, что истцом представлены надлежащие доказательства нахождения спорного лесного участка (квартал 45) на расстоянии 5 км от города Красноармейска, имеющего численность населения до 50 тыс. человек, а также доказательств того, что в части площади 0,9699 га лесной участок квартала 45 в рассматриваемый спорный период относился к лесопарковой зоне, то истцом правомерно произведен перерасчет арендной платы по договору аренды лесного участка от 28.09.2018 N 314/Л с применением к части площади лесного участка 0,9699 га коэффициента 5.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части обоснованности перерасчета арендной платы по договору аренды лесного участка от 28.09.2018 N 314/Л с применением к части площади лесного участка 0,9699 га коэффициента 5 за период май-июнь 2020 года по следующим основаниям.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, а именно: проектирование лесных участков на землях лесного фонда.
На основании вышеизложенного, Министерством, в целях реализации переданных полномочий был опубликован приказ от 26.12.2019 г. N 1054 "Об утверждении проектной документации по проектированию (изменению) границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах, в Красноармейском лесничестве Саратовской области".
В соответствии с письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.02.2020 N АВ-03-27/2435 приказ министерства от 26.12.2019 г. N 1054 "Об утверждении проектной документации по проектированию (изменению) границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах, в Красноармейском лесничестве Саратовской области" рекомендовано доработать.
На основании письма от 10.02.2020 N АВ-03-27/2435 Министерством был разработан и опубликован приказ от 18.03.2020 г. N133 "Об утверждении проектной документации по проектированию (изменению) границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах, в Красноармейском лесничестве Саратовской области", согласно которому из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах, лесные участки, расположенные в Красноармейском лесничестве, Красноармейском участковом лесничестве, квартал 45, части выделов 5, 13, 14, 15 исключены.
В соответствии с п. 16 ст. 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов и п.5.4.4. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 - принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса относятся к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства.
Согласно указанным полномочиям Федеральным агентством лесного хозяйства был принят приказ от 19.05.2020 N 476 "Об отнесении лесов на территории Красноармейского лесничества Саратовской области к защитным и установления их границ и о внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29.03.2011 г. N 94 "Об отнесении лесов на территории Саратовской области к ценным лесам и установлении их границ".
Таким образом, как правильно установлено судом, из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах, лесные участки, расположенные в Красноармейском лесничестве, Красноармейском участковом лесничестве, квартал 45, части выделов 5, 13, 14, 15 исключены на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 19.05.2020 N 476.
Суд первой инстанции не учёл, что приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 19.05.2020 N 476 вступил в законную силу с момента издания, в рамках настоящего спора истцом заявлен период январь - июнь 2020 года.
Таким образом, в период май - июнь 2020 года истцом неправомерно применен коэффициент 5, применяемый в отношении лесопарков, городских лесов городов численностью до 50 тыс. человек, поскольку с мая 2020 года на основании указанного приказа лесные участки, расположенные в Красноармейском лесничестве, Красноармейском участковом лесничестве, квартал 45, части выделов 5, 13, 14, 15 исключены из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах.
При этом, в соответствии с п. 1 приказа N 476 квартал 45, части выделов 5, 13, 14, 15 отнесены к категории защитных лесов "противоэрозионные леса". В соответствии с Таблицей 16 постановления N 310 при расчете арендной платы в отношении противоэрозионных лесов применяется коэффициент 4,5.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с позицией ответчика о том, что за период май-июнь 2020 года перерасчет арендной платы по договору следует производить с коэффициентом 4,5.
Суд первой инстанции, установив вышеизложенные обстоятельства, неправильно пришел к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию доначисленная по договору аренды арендная плата за январь - июнь 2020 года в федеральный бюджет в размере 6 381 руб. 87 коп., заявленная истцом и рассчитанная с коэффициентом 5 за весь указанный период.
Принимая во внимание указанные обстоятельства и, соглашаясь с доводами ответчика, истец в суд апелляционной инстанции представил расчет задолженности, в котором за период май-июнь 2020 года произвел доначисление арендной платы с применением коэффициента 4,5 в связи с изданием приказа Рослесхоза от 19.05.2021 N 476.
Как следует из расчета истца, сумма с коэффициентом по договору - 788 138,07 * 2,26 = 1 781 192,04 руб.
Сумма с коэффициентом по перерасчету - 793 785,74 * 2,26 = 1 793 955,78
Сумма доначисленной арендной платы - 1 793 955,78 / 366 дней * 18 дней (с 01.05.2020 - 18.05.2020 г.) - 1 781 192,04 / 366 дней * 18 дней (с 01.05.2020 -18.05.2020 г.) = 88 277,33 - 87 599,61 = 677,72 руб. (за 18 дней мая 2020 года с применением коэффициента в отношении ценных лесов 5).
Сумма с коэффициентом по перерасчету - 782 572,26 * 2,26 = 1 768 613,31 (в связи с изданием приказа Рослесхоза от 19.05.2021 г. N 476).
Сумма доначисленной арендной платы - 1 768 613,31 / 366 дней * 43 дня (с 19.05.2020 - 30.06.2020 г.) - 1 781 192,04 / 366 дней * 43 дня (с 19.05.2020 -30.06.2020 г.) - 207 787,90 - 209 265,73 = - 1 477,83 руб. (с 19.05.2020 - 30.06.2020 года с применением коэффициента в отношении ценных лесов 4,5).
Итого по расчету истца:
сумма за январь-февраль 2020 - 2 127,29 руб.
сумма за март-апрель 2020 - 2 127,29 руб.
сумма за май-июнь 2020 года - 677,72 руб. (с 01.05.2020 -18.05.2020 г.) + - 1 477,83 (с 19.05.2020 - 30.06.2020) = - 800,11 руб.
2 127,29 + 2 127,29 + (-800,11) = 3 454,47 рублей за январь-июнь 2020 года.
Судом апелляционной инстанции расчет проверен, выявлена арифметическая ошибка при расчете суммы доначисленной арендной платы за 18 дней мая 2020 года с применением коэффициента в отношении ценных лесов 5.
По расчету суда сумма доначисленной арендной платы - 1 793 955,78 / 366 дней * 18 дней (с 01.05.2020 - 18.05.2020 г.) - 1 781 192,04 / 366 дней * 18 дней (с 01.05.2020 -18.05.2020 г.) = 88 227,33 - 87 599,61 = 627,72 руб. (за 18 дней мая 2020 года с применением коэффициента в отношении ценных лесов 5).
Итого:
сумма за январь-февраль 2020 - 2 127,29 руб.
сумма за март-апрель 2020 - 2 127,29 руб.
сумма за май-июнь 2020 года - 627,72 руб. (с 01.05.2020 -18.05.2020 г.) + - 1 477,83 (с 19.05.2020 - 30.06.2020) = - 850,11 руб.
2 127,29 + 2 127,29 + (-850,11) = 3 404,47 рублей за январь-июнь 2020 года.
При таких обстоятельствах, размер доначисления арендной платы за период январь - июнь 2020 года составляет 3 404 руб. 47 коп.
В удовлетворении иска в остальной части следует отказать.
Истец, соглашаясь с позицией ответчика в данной части, об уточнении суммы исковых требований не заявил.
Таким образом, суд приходит к выводу, что применение неправильного коэффициента при заключении договора аренды привело к занижению в размере арендной платы за период январь - июнь 2020 года, подлежащей взысканию в бюджет, а потому имелись правовые основания для удовлетворения иска в части за период январь - июнь 2020 года.
Утверждение ответчика об отсутствии предусмотренных законом оснований для изменения (увеличения) арендной платы противоречит материалам дела и не учитывает регулируемый характер арендных ставок за использование лесных участков.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает практику по аналогичным спорам о взыскании доначисленной арендной платы в связи с неправильным применением коэффициента (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.08.2021 по делу N А57-34368/2020).
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; неправильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; выводы суда основаны на неполном исследовании материалов дела.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 июня 2021 года по делу N А57-450/2021 подлежит изменению с приведением резолютивной части в соответствии с выводами суда апелляционной инстанции, апелляционная жалоба акционерного общества "Транснефть-Приволга" - удовлетворению в части.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 июня 2021 года по делу N А57-450/2021 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (ИНН 6455059390, ОГРН 1136455002507) к акционерному обществу "Транснефть-Приволга" (ИНН 6317024749, ОГРН 1026301416371) о взыскании доначисленной арендной платы по договору аренды лесного участка от 28.09.2018 N 314/Л за январь - июнь 2020 года в федеральный бюджет в размере 6 381 руб. 87 коп. удовлетворить в части.
Взыскать с акционерного общества "Транснефть-Приволга" (ИНН 6317024749, ОГРН 1026301416371) в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (ИНН 6455059390, ОГРН 1136455002507) доначисленную арендную плату по договору аренды лесного участка от 28.09.2018 N 314/Л за январь - июнь 2020 года в федеральный бюджет в размере 3 404 руб. 47 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества "Транснефть-Приволга" (ИНН 6317024749, ОГРН 1026301416371) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение иска в размере 1 067 руб. 00 коп.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (ИНН 6455059390, ОГРН 1136455002507) в пользу акционерного общества "Транснефть-Приволга" (ИНН 6317024749, ОГРН 1026301416371) судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 399 руб. 00 коп.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-450/2021
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии СО
Ответчик: АО Транснефть-Приволга