г. Воронеж |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А64-4144/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области: Качкиной Елены Анатольевны -заместителя начальника правового отдела УФНС России по Тамбовской области по доверенности от 29.10.2019 N 04-18/15, диплом о наличии высшего юридического образования,
от ИФНС России по г.Тамбову: Качкиной Елены Анатольевны -заместителя начальника правового отдела УФНС России по Тамбовской области по доверенности от 17.12.2019 N 05-11/038138;
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбов смазочные материалы": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Федеральной налоговой службы: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбов смазочные материалы" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2021 по делу N А64-4144/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамбов смазочные материалы" (ОГРН 1056882342021 ИНН 6829014983) к Федеральной налоговой службе, Управлению Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (ОГРН 1046882321309 ИНН 6829009937) о признании незаконным и отмене решения N17-27/15087 от 25.11.2020,
при участии в качестве третьего лица - ИФНС России по г.Тамбову,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбов смазочные материалы" (далее - ООО "ТСМ", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральной налоговой службе (далее - ФНС России), Управлению Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (далее - УФНС России по Тамбовской области, Управление) с заявлением об отмене решения УФНС России по Тамбовской области N 17-27/15087 об отказе в перерасчете и (или) снижении пени от 25.11.2020.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (суд указал - в качестве заинтересованного лица), Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Тамбову (далее - ИФНС России по г. Тамбову, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "ТСМ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ТСМ" ссылается на то, что текущая ситуация в экономике, сложившаяся в связи с пандемией коронавируса, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, являясь обстоятельством непреодолимой силы. По мнению заявителя, сумма начисленной пени является чрезмерной, и ее погашение может привести к тяжелым экономическим последствиям для организации и затруднить осуществление предпринимательской деятельности. С учетом указанных обстоятельств, заявитель полагает, что начисленная сумма пени подлежит снижению налоговым органом и (или) перерасчету.
В представленном в материалы дела отзыве УФНС России по Тамбовской области возражает против доводов апелляционной жалобы, указывая, что обжалуемое письмо N 17-27/15087 от 25.11.2020 содержит ответ на обращение ООО "ТСМ" и не является решением налогового органа, которое может оспариваться.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ООО "Тамбов смазочные материалы", ФНС России не явились.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и письменных пояснений, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить решение суд первой инстанции и прекратить производство по настоящему делу по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ТСМ" направило в УФНС России по Тамбовской области письмо исх.N 89 от 13.11.2020 (адресованное руководителю Управления Мжельскому А.В.), в котором, ссылаясь на образовавшуюся задолженность по обязательным платежам в бюджет вследствие увеличения процентной ставки по кредитам и ухудшения финансового состояния организации, просит рассмотреть возможность снижения суммы пеней, начисленных по состоянию на 10.11.2020 в размере 1 373 тыс. руб., и предоставления рассрочки по их оплате, а также оказать содействие в сверке расчетов между ИФНС и судебными приставами.
Письмом от 25.11.2020 N 17-27/15087 "О рассмотрении обращения" УФНС России по Тамбовской области, рассмотрев указанное обращение, сообщило заявителю, что налоговым законодательством не предусмотрено снижение и (или) перерасчёт начисленной пени. Также УФНС России по Тамбовской области сообщило заявителю, что для проведения сверки по исполнительным производствам ООО "ТСМ" необходимо обратиться в соответствующее территориальное подразделение службы судебных приставов. Относительно вопроса о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате пени, налоговым органом разъяснен порядок и условия обращения с соответствующим заявлением.
Полагая, что письмо УФНС России по Тамбовской области N 17-27/15087 от 25.11.2020 является решением налогового органа, которое нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "ТСМ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответ УФНС России по Тамбовской области на обращение Общества не является ненормативным актом налогового органа, создающим отдельные правовые последствия, а также не относится к действиям или бездействию, поскольку УФНС России по Тамбовской области пени не начислялись и законом не предусмотрена возможность УФНС России по Тамбовской области снизить размер пени. Кроме того, суд установил, что заявителем пропущен 3-х месячный срок на обращение в суд, исчисляемый с даты, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении жалобы.
Суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Тамбовской области об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным письма УФНС России по Тамбовской области от 25.11.2020 N 17-27/15087 подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных положений закона, предметом судебного оспаривания являются акты органов публичной власти, содержащие властное волеизъявление, порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Пунктом 1 статьи 138 Кодекса предусмотрено право обжаловать в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Требования к форме и содержанию жалобы приведены в ст. 139.2 НК РФ. В том числе, в жалобе должны быть указаны обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц; наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, требования лица, подающего жалобу.
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган принимает решение (ст. 140 НК РФ).
Одновременно, подпунктом 4 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена обязанность налогового органа бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов). Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется, в том числе, управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.
При этом из содержания оспариваемого письма не следует, что оно представляет собой решение вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика на конкретные акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействия) их должностных лиц либо самостоятельно принятое Управлением решение, содержащие властное волеизъявление и порождающее определенные правовые последствия для заявителя.
Обжалуемое в настоящем случае письмо УФНС России по Тамбовской области от 25.11.2020 N 17-27/15087 "О рассмотрении обращения" содержит ответы на вопросы, изложенные ООО "ТСМ" в обращении N 89 от 13.11.2020 года, в том числе о порядке и условиях предоставления рассрочки (отсрочки) по уплате пени. Ввиду чего, данное письмо носит информационный характер, являясь ответом государственного органа на письменное обращение заявителя в порядке предоставления информации налоговыми органами на основании пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, при этом не содержит обязательных предписаний (распоряжений), не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей и не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не относится к ненормативным правовым актам и не может являться предметом оспаривания в арбитражном суде.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления, если оно не подлежат рассмотрению в судах.
С учетом изложенного, производство по настоящему делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2021 по делу N А64-4144/2021 подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктами 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
Пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что, прекращая производство по делу, арбитражный суд апелляционной инстанции со ссылкой на часть 1 статьи 151 АПК РФ и подпункт 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации решает вопрос о возврате суммы государственной пошлины, уплаченной как при подаче апелляционной жалобы, так и при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Таким образом, государственная пошлина уплаченная заявителем при рассмотрении дела судом первой инстанции государственной пошлины в сумме 3 000 руб. по платежному поручению N 287 от 19.05.2021, при обращении с апелляционной жалобой в сумме 3 000 руб. по платежному поручению N 514 от 05.08.2021, подлежит возвращению ООО "ТСМ".
Руководствуясь статьями 150, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2021 по делу N А64-4144/2021 отменить.
Производство по делу А64-4144/2021 прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тамбов смазочные материалы" (ОГРН 1056882342021 ИНН 6829014983) из федерального бюджета сумму уплаченной государственной пошлины за рассмотрение заявления судом первой инстанции и апелляционной жалобы в размере 6 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4144/2021
Истец: ООО "ТАМБОВ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"
Ответчик: УФНС России по Тамбовской области, ФНС России, ФНС России Инспекция по Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, ИФНС России по г.Тамбову Тамбовской области