г. Владивосток |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А51-14151/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу администрации городского округа Большой Камень,
апелляционное производство N 05АП-5631/2021
на решение от 16.07.2021
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-14151/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Теплоэнергетическая компания" (ИНН 2503025767, ОГРН 1072503000778)
к администрации городского округа Большой Камень (ИНН 2503005665, ОГРН 1022500579750)
о признания незаконными действий (бездействия),
при участии:
от администрации городского округа Большой Камень: Коршунова А.Е. по доверенности от 25.09.2019 сроком действия на 3 года;
от АО "Теплоэнергетическая компания": генеральный директор Борзова Ю.В. на основании выписки из ЕГРЮЛ от 31.10.2019;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Теплоэнергетическая компания" (далее - заявитель, общество, АО "Теплоком") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) администрации городского округа Большой Камень (далее - администрация) в отношении согласования сведений о тепловой энергии, фактически предъявленной АО "Теплоком" к оплате населению г. Большой Камень, в целях предоставления данных сведений в Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, оформленного письмом N 01/6228 от 19.06.2019. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать администрацию в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда осуществить действия по согласованию сведений о тепловой энергии за май 2019 года следующих коммунальных услуг: на коммунальную услугу по отоплению, на коммунальную услугу по горячему водоснабжению (закрытой системы теплоснабжения), на коммунальную услугу по горячему водоснабжению (открытой системы теплоснабжения) (с учетом принятых судом уточнений).
Решением арбитражного суда от 16.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что испрашиваемые обществом действия по согласованию сведений о фактических объемах тепловой энергии по смыслу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) могли быть совершены только в отношении теплоснабжающей организации. В этой связи, учитывая, что на дату обращения общества в администрацию статус теплоснабжающей организации заявителем был утрачен, то каких-либо оснований для получения согласования объема отпущенной тепловой энергии не имелось. Полагает, что в сложившейся ситуации общество злоупотребляет правами, поскольку, несмотря на прекращение договора аренды и получение уведомления о возврате имущества, продолжало незаконно удерживать у себя муниципальное имущество, препятствуя тем самым его передаче иной организации, продолжая оказание услуг по теплоснабжению, и, сохраняя намерения претендовать на получение субсидии. Кроме того, администрация считает, что избранный заявителем способ защиты права не является надлежащим и не приведет к восстановлению его нарушенных прав, поскольку такие права уже восстановлены в ходе рассмотрения дела N А51-1487/2020 о взыскании в пользу общества убытков в размере недополученной субсидии.
В судебном заседании представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, принятым с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене. В обоснование возражений на апелляционную жалобу по предложению суда представило соглашение N 1 от 18.01.2019.
Ходатайство о приобщении данного документа было судебной коллегией рассмотрено и на основании статей 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворено, в результате чего данный документ был приобщен в материалы дела, как связанный с обстоятельствами спора, устраняющий неполноту материалов дела и представленный в обоснование возражений на апелляционную жалобу.
При этом в судебном заседании 13.09.2021 в порядке статей 163, 184, 185 АПК РФ судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 20.09.2021, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Выслушав позиции лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционная коллегия установила следующее.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Приморскому краю 29.08.2007 с присвоением ОГРН 1072503000778, основным видом деятельности является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (35.30 ОКВЭД).
Постановлением и.о. главы администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 24.12.2014 N 1565 была утверждена схема теплоснабжения городского округа ЗАТО Большой Камень на период с 2014 по 2028 год, и заявителю был присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
В целях осуществления указанной деятельности на территории закрытого административного территориального образования между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор от 31.08.2009 N 355 аренды муниципального имущества - объекты коммунальной инфраструктуры (теплоэнергетический имущественный комплекс) сроком с 01.09.2009 по 01.09.2019.
Начало отопительного сезона на территории городского округа Большой Камень на период 2018-2019 установлено постановлением главы администрации городского округа Большой Камень от 10.10.2018 N 1212.
Окончание отопительного сезона на территории городского округа Большой Камень в 2019 году установлено постановлением главы администрации городского округа Большой Камень от 06.05.2019 N 543.
20.03.2019 администрацией принято постановление N 326 "Об отказе от договора N 355 от 31.08.2009 аренды муниципального имущества - объекты коммунальной инфраструктуры (теплоэнергетический имущественный комплекс)", в соответствии с которым решено отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора аренды с 25 апреля 2019 года полностью в связи с нарушениями пунктов 2.2.2, 2.2.13, 2.2.14, 2.2.15 договора, что привело к неоднократным отключениям потребителей от отопления в течение отопительного сезона 2018-2019 годов, допущением систематического несоответствия температуры теплоносителя в подающих трубопроводах температурному графику качественного регулирования температур, утвержденному схемой теплоснабжения городского округа Большой Камень, приведшего к ухудшению качества предоставления услуг отопления у потребителей.
Постановлением от 28.03.2019 N 374 в указанное постановление внесены изменения, согласно которым слова "25 апреля 2019 года" заменены на "28 апреля 2019 года".
Во исполнение постановления администрации от 20.03.2019 N 374 в адрес заявителя направлено уведомление исх.N 01/2550 об одностороннем отказе, а письмом от 25.04.2019 исх.N 01/3767 - акты приема-передачи муниципального имущества городского округа Большой Камень для подписания и возврату администрации.
30.04.2019 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о погашении ограничения (обременения) права аренды на объект недвижимости - теплоэнергетический имущественный комплекс, о чём в адрес общества направление уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 30.04.2019 N 25/999/001/2019-59364.
06.05.2019 администрацией вынесено постановление N 544 об утрате обществом статуса единой теплоснабжающей организации, в силу которого постановлено признать АО "Теплоком" утратившим статус единой теплоснабжающей организации, внести в постановление администрации от 24.12.2014 N 1565 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа ЗАТО Большой Камень на период с 2014 по 2028 год и присвоение статуса единой теплоснабжающей организации" изменение, исключив пункт 2.
Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами и односторонними сделками, общество обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным постановления администрации от 20.03.2019 N 326 (дело N А51-9798/2019), о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора аренды муниципального имущества (дело N А51-8413/2019), о признании недействительным постановления администрации от 06.05.2019 N 544 (дело N А51-12081/2019), о признании недействительной сделки по погашению записи аренды муниципальным имуществом (дело N А51-4135/2020).
Решением арбитражного суда от 09.06.2020 по делу N А51-9798/2019, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций от 17.08.2020 и от 13.11.2020, в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления администрации от 20.03.2019 N 326 отказано.
Решением арбитражного суда от 14.11.2019 по делу N А51-8413/2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.02.2020, в удовлетворении заявления о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора аренды муниципального имущества отказано.
Решением арбитражного суда от 15.11.2019 по делу N А51-12081/2019, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций от 21.09.2020 и от 18.12.2020, в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления администрации от 06.05.2019 N 544 отказано.
Решением арбитражного суда от 08.06.2020 по делу N А51-4135/2020, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций от 07.08.2020 и от 03.11.2020, в удовлетворении заявления о признании недействительной сделки по погашению записи аренды муниципальным имуществом отказано.
Со своей стороны ещё 03.06.2019, то есть до принятия указанных судебных актов, заявитель, ссылаясь на наличие у него права на получение субсидий из средств краевого бюджета в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию, обратился в администрацию с заявлением исх.N 845/10 о согласовании в срок до 06.06.2019 сведений о тепловой энергии, фактически предъявленной к оплате населению в г. Большой Камень за май 2019 года, в том числе по отоплению и по горячему водоснабжению (закрытой и открытой системы теплоснабжения). Дополнительно общество указало, что данные сведения необходимы для представления в Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (далее - департамент).
Одновременно сопроводительным письмом от 04.06.2019 N 850/10 в адрес департамента обществом было направлено заявление о предоставлении субсидии, гарантийное письмо, сведения за май 2019 года по отоплению и ГВС, пояснительная записка, сведения об отпуске тепловой энергии.
Кроме того, письмом департамента от 07.06.2019 N 04/5771 администрация была уведомлена об отсутствии в представленных обществом отчетах за май 2019 года согласования объемов фактического отпуска тепловой энергии, предъявленных к оплате населению, с указанием на то, что такие действия администрации являются нарушением постановления Администрации Приморского края от 04.08.2015 N 268-па "О Порядке предоставления из краевого бюджета субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность)". Также было отмечено, что субсидирование АО "Теплоком" прекращается до предоставления согласованных администрацией объемов.
По результатам рассмотрения данного обращения администрация письмом от 14.06.2019 N 04/5998 сообщила департаменту о том, что общество не владеет на праве собственности или ином праве источниками тепловой энергии, в связи с чем не является теплоснабжающей организаций.
Далее письмом от 19.06.2019 N 01/6228 администрация уведомила общество о невозможности согласования представленных документов для получения субсидии, поскольку испрашиваемые действия возможны только в случае обращения за таким согласованием теплоснабжающей организации. При этом организация, осуществляющая продажу произведенной тепловой энергии, но не владеющая на каком-либо законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями, не является теплоснабжающей организацией.
Полагая, что отказ в согласовании сведений о тепловой энергии, фактически предъявленной к оплате в мае 2019 года, свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое было удовлетворено обжалуемым решением суда.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции на основании следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение, действие (бездействие) должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 названной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 10 Закона N 190-ФЗ наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
На территории Приморского края компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций производится в соответствии с Законом Приморского края от 19.06.2015 N 640-КЗ "О льготном тарифе на тепловую энергию (мощность) и максимальном уровне розничных цен на сжиженный газ, реализуемый из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, на территории Приморского края и о внесении изменений в Закон Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" (далее - Закон N 640-КЗ), которым определены категории лиц, имеющих право на льготу по оплате тепловой энергии (мощности), основания для предоставления указанных льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В силу части 1 статьи 5 названного Закона компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), а также компенсация выпадающих доходов газоснабжающих организаций в результате установления максимального уровня розничных цен на сжиженный газ, осуществляется путем предоставления теплоснабжающим и газоснабжающим организациям субсидий за счет средств краевого бюджета в порядке, определяемом администрацией Приморского края.
Субсидии теплоснабжающим организациям предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области жилищно-коммунального хозяйства и топливообеспечения на территории Приморского края в соответствии с соглашениями на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций (часть 2 статьи 5 Закона N 640-КЗ).
В развитие указанных норм права постановлением администрации Приморского края от 04.08.2015 N 268-па утвержден Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) (далее - Порядок N 268-па).
Пунктом 2 данного Порядка определено, что субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность).
В пункте 6 этого же Порядка приведен перечень документов, которых теплоснабжающие организации предоставляют в министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края для получения субсидии в текущем финансовом году - единовременно (подпункт "а") либо для перечисления субсидии - ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за отчетным месяцем (подпункт "б").
В частности, к документам, необходимым для ежемесячного перечисления субсидии (подпункт "б" пункта 6 Порядка N 268-па), необходимо представить:
- сведения об объеме фактически отпущенной тепловой энергии (мощности) на коммунальную услугу по отоплению, предъявленной к оплате населению, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку с приложением подтверждающего документа о согласовании указанных сведений органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, на территории которых теплоснабжающая организация оказывает такую услугу;
- сведения об объеме фактически отпущенной тепловой энергии (мощности) на коммунальную услугу по горячему водоснабжению (закрытая система горячего водоснабжения), предъявленной к оплате населению, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку с приложением подтверждающего документа о согласовании указанных сведений органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, на территории которых теплоснабжающая организация оказывает такую услугу;
- сведения об объеме фактически отпущенной тепловой энергии (мощности) на коммунальную услугу по горячему водоснабжению (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) и (или) закрытая система горячего водоснабжения в части компонента на тепловую энергию), предъявленной к оплате населению, по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку с приложением подтверждающего документа о согласовании указанных сведений органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, на территории которых теплоснабжающая организация оказывает такую услугу.
На основании подпункта 8.2 Порядка N 268-па при предоставлении документов теплоснабжающей организацией министерство в течение трех рабочих дней со дня предоставления документов, указанных в подпункте "б" пункта 6 настоящего Порядка:
- принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии теплоснабжающим организациям (далее - решение о предоставлении субсидий);
- согласовывает проект решения о предоставлении субсидий с курирующим (первым) вице-губернатором Приморского края.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии являются: непредоставление (предоставление не в полном объеме) документов, указанных в подпункте "б" пункта 6 настоящего Порядка; представление теплоснабжающей организацией недостоверной информации, указанной в подпункте "б" пункта 6 настоящего Порядка; несоответствие представленных теплоснабжающей организацией документов требованиям, определенным в подпункте "б" пункта 6.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии министерство уведомляет теплоснабжающую организацию о принятом решении (с указанием причин отказа) в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Из материалов дела усматривается, что 18.01.2019 между департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (правопредшественник Министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края) и обществом в соответствии с Порядком N 268-па было заключено соглашение N 1 о предоставлении из краевого бюджета субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), по условиям которого департамент принял на себя обязательство обеспечить предоставление обществу субсидий в 2019 году в сумме 88619346,39 руб.
Согласно пункту 5.3.4 соглашения общество обязалось ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представлять департаменту документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 6 Порядка N 268-па.
В этой связи, следуя положениям Порядка N 268-па и заключенному соглашению, АО "Теплоком" до представления необходимых для перечисления субсидии документов обратилось в администрацию с заявлением от 03.06.2019 исх.N 845/10 о согласовании сведений о тепловой энергии, фактически предъявленной к оплате населению за май 2019 года, в срок до 06.06.2019.
Принимая во внимание, что наличие такого согласования по смыслу Порядка N 268-па является обязанностью органа местного самоуправления муниципального образования Приморского края, на территории которого теплоснабжающая организация оказывает услуги по отоплению и горячему водоснабжению, судебная коллегия считает, что администрации следовало рассмотреть представленные сведения и подготовить соответствующее согласование.
Между тем, как подтверждается материалами дела, администрация уклонилась от испрашиваемого согласования, в том числе письмами от 14.06.2019 N 04/5998, от 19.06.2019 N 01/6228 уведомила и департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, и общество об отсутствии оснований для согласования предоставленных документов.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что администрация допустила неправомерное бездействие, выразившееся в несогласовании сведений об объеме фактически отпущенной тепловой энергии на коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за май 2019 года, нашло подтверждение материалами дела.
Делая указанный вывод, судебная коллегия отмечает, что под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Таким образом, несовершение органом местного самоуправления действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия, имеет признаки противоправного бездействия.
Довод апелляционной жалобы о том, что положения Порядка N 268-па не содержат норм, обязывающих орган местного самоуправления осуществлять испрашиваемое согласование, судебной коллегией признается безосновательным, поскольку такая обязанность напрямую следует из подпункта "б" пункта 6 данного Порядка.
То обстоятельство, что названные нормативные положения не устанавливают срок для осуществления органом местного самоуправления спорного согласования, не отменяет факта неправомерного бездействия со стороны последнего, поскольку по условиям пункта 8.2 Порядка N 268-па необходимые сведения должны быть представлены организацией не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, а, следовательно, и спорное согласование следовало осуществить не позднее указанного числа.
Утверждение заявителя жалобы о том, что на испрашиваемое согласование могла рассчитывать только теплоснабжающая организация, тогда как общество этот статус уже утратило, судом апелляционной инстанции не принимается исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения городского округа решением органа местного самоуправления.
Организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации в случае прекращения права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (пункт 13 Правил N 808).
Пунктом 18 этих же Правил определено, что организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 настоящих Правил.
Из материалов дела усматривается, что общество было признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации постановлением от 06.05.2019 N 544.
При этом статус единой теплоснабжающей организации было присвоен другой организации МУП "Горхоз" постановлением администрации только 06.06.2019, что следует из письма Администрации Приморского края на запрос департамента от 19.07.2019 N 19-3099/3 (том N 1 л.д. 118-121).
Соответственно до 06.06.2019 общество исполняло функции единой теплоснабжающей организации на территории городского округа Большой Камень, в связи с чем имело правовые основания для обращения в администрацию с просьбой согласовать сведения о тепловой энергии, фактически предъявленной к оплате населению в г. Большой Камень за май 2019 года, в том числе по отоплению и по горячему водоснабжению (закрытой и открытой системы теплоснабжения).
Кроме того, такое право заявителя следовало из заключенного между департаментом и обществом соглашения N 1 от 18.01.2019 о предоставлении из краевого бюджета субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), а также из установленного порядка платы за коммунальные ресурсы на территории городского округа Большой Камень.
Действительно, по правилам части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением администрации ЗАТО Большой Камень от 08.04.2010 N 579 "О переходе на равномерный в течение календарного года порядок взимания платы за услугу отопления" установлено, что с 01.01.2010 расчет размера месячной оплаты услуг отопления жилищного фонда на территории городского округа ЗАТО Большой Камень производится исходя из 1/12 доли годового норматива, равного 0,19955 Гкал/куб.м, что составляет 0,0166292 Гкал/куб.м в месяц.
При этом, как уже было отмечено выше, на основании постановления администрации от 06.05.2019 N 543 датой окончания отопительного сезона на территории городского округа Большой Камень в 2019 году было определено 06 мая 2019 года.
Совокупный анализ данных норм права показывает, что поставка тепловой энергии в отопительный период 2018-2019 годов должна была быть произведена обществом в объеме годового норматива потребления на каждый квадратный метр общей площади помещений, а оплата оказанных услуг по отоплению должна была поступать от населения равными платежами 12 месяцев.
Таким образом, на момент обращения АО "Теплоком" за согласованием сведений в целях дальнейшего получения субсидии коммунальные услуги по отоплению и ГВС были оказаны населению в полном объеме, в связи с чем у администрации не имелось правовых оснований уклоняться от согласования представленных обществом сведений о тепловой энергии, фактически предъявленных к оплате населению за май 2019 года в размере 1/12 доли годового норматива.
Соответственно принятие администрацией постановления от 06.05.2019 N 544 о признании общества утратившим статус единой теплоснабжающей организации не могло отменить уже состоявшийся факт оказания населению услуг отопления и горячего водоснабжения в отопительном сезоне 2018-2019 годов и, как следствие, не могло отменить обязанность населения по внесению платы за коммунальные услуги с применением льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), что уже является достаточным основанием для предоставления обществу субсидии на компенсацию выпадающих доходов.
С учетом изложенного следует признать, что, осуществив в спорный период деятельность по теплоснабжению населения по установленным льготным тарифам, заявитель вправе был рассчитывать на возмещение ему соответствующих потерь, посредством предоставления целевых субсидий, что в спорной ситуации и имело место.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество в нарушение статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации после одностороннего отказа администрации от договора аренды муниципального имущества и погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи об ограничении (обременении) данного имущества правом аренды заявителя продолжало удерживать имущество теплоэнергетического комплекса, хотя уже с 01.05.2019 не имело законных оснований для оказания населению услуг отопления и горячего водоснабжения, названных выводов коллегии не отменяет.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции учитывает действующий на территории городского округа Большой Камень порядок взимания платы за услугу отопления, предполагающий равномерное деление соответствующей платы на весь календарный год, исходя из годового норматива потребления, и направленный на снижение финансовой нагрузки населения, что обуславливает право общества на получение от потребителей оплаты за коммунальные услуги вплоть до начала следующего отопительного сезона.
Указание заявителя жалобы на необходимость оценивать спорное поведение общества как злоупотребление правом с применением правовых последствий в виде отказа в судебной защите судебной коллегией не принимается, поскольку вопросы удержания обществом муниципального имущества не отменяют действие Порядка N 268-па и соглашения N 1 от 18.01.2019 о предоставлении субсидии.
При этом утверждение администрации о том, что удержание муниципального имущества в целях сохранения статуса единой теплоснабжающей организации было обусловлено намерением общества получить материальные блага, судом апелляционной инстанции оценивается критически, учитывая, что по своему характеру субсидия носит целевой характер и направлена, прежде всего, на компенсацию недополученных доходов, в связи с чем не может быть квалифицирована как способ обогащения заинтересованного лица.
Что касается довода апелляционной жалобы об избрании заявителем неправильного способа защиты нарушенного права, то коллегия суда учитывает, что на дату обращения общества в арбитражный суд с требованиями об оспаривании бездействия администрации отсутствовали доказательства выполнения органом местного самоуправления комплекса мер, предусмотренных подпунктом "б" пункта 6 Порядка N 268-па.
Соответственно имелись объективные обстоятельства нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, подлежащих судебной защите.
Ссылки заявителя жалобы на то, что оспариваемое бездействие не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, поскольку они фактически были восстановлены в рамках дела N А51-1487/2020 по иску АО "Теплоком" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Приморского края о взыскании убытков 34572767,15 руб., судебной коллегией не принимаются, поскольку в течение периода неправомерного бездействия (в том числе вплоть до вынесения решения по делу N А51-1487/2021) общество было ограничено в праве на получение в установленный срок соответствующей субсидии.
При этом удовлетворение арбитражным судом исковых требований АО "Теплоком" в деле N А51-1487/2020 факт неправомерного бездействия администрации не отменяет. Напротив, удовлетворяя заявленные требования о взыскании убытков в размере неполученной субсидии, арбитражный суд констатировал, что отказ в предоставлении субсидии явился следствием отказа администрации в согласовании сведений о тепловой энергии, фактически предъявленной к оплате населению в г. Большой Камень.
Оценивая довод апелляционной жалобы о принятии судом первой инстанции обжалуемого решения с нарушением норм процессуального права, как не направленного на восстановление нарушенных прав заявителя, апелляционная коллегия отмечает, что в спорной ситуации защита нарушенного права общества, выраженного в уклонении администрации от согласования спорных сведений за май 2019 года, заключается в признании такого бездействия незаконным и является достаточным способом восстановления нарушенного права.
Таким образом, обжалуемое решение принято судом первой инстанции с соблюдением процессуальных правил главы 24 АПК РФ.
Принимая во внимание, что факт неправомерного бездействия нашел подтверждение материалами дела, суд первой инстанции правомерно посчитал, что оспариваемое бездействие администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на администрацию судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.07.2021 по делу N А51-14151/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-14151/2019
Истец: АО "Теплоэнергетическая компания"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6789/2021
27.09.2021 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5631/2021
16.07.2021 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-14151/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-14151/19
30.09.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-14151/19