г. Ессентуки |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А63-12443/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 14.02.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Жукова Е.В., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А., при участии в судебном заседании от истца - министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ОГРН 1052600255993) - Призовой Е.А. по доверенности от 25.07.2023, от ответчика - индивидуального предпринимателя Тарасова Андрея Дмитриевича (ОГРНИП 321265100046272) - Булахова Р.В. по доверенности от 11.07.2023, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2023 по делу N А63-12443/2023,
УСТАНОВИЛ:
министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к индивидуальному предпринимателю Тарасову Андрею Дмитриевичу (далее - ответчик, предприниматель) о прекращении действия договора водопользования от 20.07.2021 N 26-05.01.05.002-Р-ДВБВС2021-07528/00.
Решением от 10.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью наличия существенных нарушений условий договора со стороны арендатора. Объект аренды используется по назначению (для организации зоны отдыха).
В апелляционной жалобе министерство просило отменить решение и удовлетворить требования в полном объеме. Заявитель указал, что при заключении спорного договора водопользования не было учтено, что для использования акватории водного объекта (использование водных объектов для организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов) необходимо наличие земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования; земельный участок зарегистрирован на частное лицо, по данным информационного портала "Публичная кадастровая карта" (земельный участок с кадастровым номером 26:11:0:0319, указанный в договоре аренды земельного участка), расположен за границей береговой полосы представленного в пользование водного объекта, что противоречит статье 50 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) использование водных объектов для рекреационных целей. Согласно договору аренды земельного участка от 21.04.2021 во временном пользовании у предпринимателя находится земельный участок сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы, представитель предпринимателя просил отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта.
Судом установлено, что водный объект - ручей Возгривка предоставлен в пользование предпринимателю на основании договора водопользования от 20.07.2021, зарегистрированного в государственном водном реестре под N 26-05.01.05.002-Р-ДВБВ-С-2021-07528/00. Цель водопользования - использование акватории водного объекта (использование водных объектов для организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов). Параметры водопользования 0,015 кв.км. Дата окончания действия договора водопользования - 2041 год.
В соответствии с пунктом 32 договора водопользования, договор может быть изменен или расторгнут в соответствии с гражданским законодательством в случаях невнесения платы за пользование водным объектом в течение более 2 платежных периодов, а также в случае не подписания водопользователем дополнительных соглашений к договору в соответствии с пунктом 14 договора или нарушения сторонами других условий договора.
Согласно пункту 33 договора водопользования пользование водным объектом в соответствии с договором прекращается в принудительном порядке по решению суда при нецелевом использовании водного объекта, использовании водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации, неиспользовании водного объекта в срок, установленный договором, а также прекращается в принудительном порядке уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с федеральными законами в случаях возникновения необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд.
Установив, что при заключении договора водопользования не было учтено, что для использования акватории водного объекта (использование водных объектов для организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов) необходимо наличие земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования; в представленных документах предпринимателя земельный участок зарегистрирован на частное лицо, и по данным информационного портала "Публичная кадастровая карта" (земельный участок с кадастровым номером 26:11:0:0319, указанный в договоре аренды земельного участка), расположен за границей береговой полосы представленного в пользование водного объекта, что противоречит статье 50 Водного кодекса, а также учитывая тот факт, что согласно договору аренды земельного участка от 21.04.2021 во временном пользовании у предпринимателя находится земельный участок сельскохозяйственного назначения, что нарушает пункт 2 статьи 7 и статью 42 Земельного кодекса, в адрес ответчика в порядке досудебного урегулирования спора министерством направлена претензия от 10.01.2023 N 03/01-71 о расторжении договора, на которую от предпринимателя поступили возражения, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 422 Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Статьей 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование заключаются или принимаются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Водным кодексом и не противоречит существу договора водопользования (статья 12 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1, 2 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается физическими лицами и юридическими лицами на основании договоров водопользования, в том числе, в целях использования акватории водных объектов.
На период возникновения спорных правоотношений законодательство предусматривало два порядка заключения договора водопользования: по результатам проведения аукциона согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" и без проведения аукциона в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
Согласно части 1 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
К числу таких исключений частью 2 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации отнесено приобретение права пользования в случаях, установленных статьей 50 Водного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 50 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурноспортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
Договор водопользования, заключаемый без проведения аукциона в целях, предусмотренных частью 2 статьи 50 Водного кодекса Российской Федерации, подлежит заключению в порядке, установленном Правилами N 165.
Исходя из анализа пункта 2 статьи 50 Водного кодекса и Правил усматривается, что предоставление и использование акватории водных объектов может осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона в случаях:
- при использовании акватории водных объектов для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования;
- при использовании акватории водных объектов для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, организациями отдыха детей и их оздоровления, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами;
- при использовании акватории водных объектов для организационного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Таким образом, при наличии одного из оснований, закрепленных в пункте 2 статьи 50 Водного кодекса, потенциальный водопользователь имеет право на заключение договора водопользования акватории водного объекта без проведения аукциона.
В рассматриваемом случае предметом спорного договора водопользования от 20.07.2021 N 26-05.01.05.002-Р-ДВБВ-С-2021-07528/00 является предоставление министерством без проведения аукциона в пользование участка акватории водного объекта - ручей Возгирка для организационного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов (пункт 2 договора).
В связи с чем, доводы министерства о необходимости предоставления ответчиком документов на земельный участок, находящегося в государственной или муниципальной собственности, расположенного в пределах границах береговой полосы водного объекта, при заключении договора водопользования не соответствуют требованиям пункта 2 статьи 50 Водного кодекса, судом отклонен, поскольку сторонами при заключении договора водопользования определена иная цель, а именно предоставления акватории водного объекта для организационного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Согласно пункту 7 Правил N 165 к заявлению прилагаются следующие документы и материалы: а) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица; в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости; д) материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации; е) материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования; ж) материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам. Координаты заявленной к использованию части водного объекта, примыкающей к береговой линии (границе водного объекта), определяются в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В силу пункта 7(1) Правил N 165 для рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов и материалов, предусмотренных пунктом 7 указанных Правил, уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня представления заявителем заявления и прилагаемых к нему документов и материалов запрашивает в том числе в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органах): сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о земельном участке.
Согласно пункту 13(1) Правил N 165 при подаче заявления для использования акватории поверхностных водных объектов для использования акватории водных объектов для рекреационных целей туроператорами или турагентами, а также для использования акватории водных объектов для организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов кроме документов и материалов, указанных в пункте 7 данных Правил, прилагаются копии правоустанавливающих документов на земельный участок, сведения о правах на который отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом пунктом 22 Правил N 165 установлено, что уполномоченный орган в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления документов: а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и данными Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом; б) определяет условия использования водного объекта по согласованию в электронном виде или на бумажном носителе с органами по вопросам, отнесенным к их компетенции; г) при признании возможным использования водного объекта - оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении; д) при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели; е) осуществляет проверку наличия информации о заявителе в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Таким образом для принятия решения по предоставлению акватории водного объекта и оформлению договора водопользования для целей использования акватории водного объекта для организационного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, необходимо наличие у заявителя правоустанавливающих документов либо арендных отношений на земельный участок, при этом требований к расположению земельного участка относительно удаленности от береговой линии водного объекта либо к целевому назначению земельного участка Правилами N 165 и Водным кодексом не установлено.
Установленное судом выше дополнительно подтверждается письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.03.2023 N 14-47/8911, письмами Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурс) от 01.03.2023 N ВН-02-21/1904, от 22.06.2023 N ВН-02-21/6649 о предоставлении разъяснений положений статьи 50 Водного кодекса применительно к заключению с предпринимателем договора водопользования от 20.07.2021 N 26-05.01.05.002-Р-ДВБВ-С-2021-07528/00.
Основанием для обращения в суд с исковым заявлением о прекращении действия договора водопользования от 20.07.2021 N 26-05.01.05.002-Р-ДВБВ-С-2021-07528/00 послужили выявленные истцом нарушения при заключении договора пункта 2 статьи 50 Водного Кодекса.
Согласно части 3 статьи 10 Водного кодекса основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является: 1) нецелевое использование водного объекта; 2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации; 3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки. Анализируемая статья 10 Водного кодекса устанавливает исчерпывающий перечень оснований для принудительного прекращения права водопользования.
При этом по смыслу положений Водного кодекса право пользования водным объектом может быть прекращено принудительно в судебном порядке только в случае грубого нарушения порядка пользования водным объектом.
В свою очередь Водный кодекс не регламентирует процедуру расторжения договора водопользования, прекращение действия разрешения (часть 5 статьи 10 Водного кодекса), соответственно в рассматриваемых правоотношениях действует общее правило, содержащееся статье 450 Гражданского кодекса.
Таким образом, принудительное прекращение пользование водным объектом должно осуществляться в порядке, установленном для расторжения договора.
В силу статьи 450 Гражданского кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Сторона, которой данным Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором.
Следовательно, в предмет доказывания по делу входит установление существенности нарушения условий водопользования, в том числе с позиций их периодичности (единичное нарушение, неоднократное), продолжительности, тяжести наступления последствий, а также иных юридически значимых обстоятельств.
При этом такая мера как прекращение права пользования водным объектом (прекращение действия соответствующего решения уполномоченного органа) по своей правовой природе является публично-правовой санкцией, которая должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.
В частности, применение конкретной санкции должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния, не нарушая, при этом, баланса законных интересов уполномоченных органов и экономических прав водопользователей.
В рассматриваемом случае истцом не приведено доказательств существенных нарушений условий водопользования в виде нецелевого использования водного объекта, использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации, неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки, а равно невнесения платы за пользование водным объектом в течение более 2 платежных периодов.
На иные нарушения арендных обязательств, а также на то, что сохранение договорных отношений с предпринимателем становится нецелесообразным и невыгодным для публичного собственника, министерство не ссылалось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дублируют доводы, заявленные в исковом заявлении, которые проверены судом первой инстанции и отклонены с указанием в решении мотивов их непринятия.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суд правомерно отказал в удовлетворении требований министерства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2023 по делу N А63-12443/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12443/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: Тарасов Андрей Дмитриевич