г. Красноярск |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А33-591/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белоглазовой Е.В., Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Кимом С.Д., после перерыва секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края: Свежаковой В.И., представителя по доверенности от 24.12.2020 (до перерыва),
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Тушканчик": Смирнова Е.В., представителя по доверенности от 13.02.2021 (до и после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 04 июня 2021 года по делу N А33-591/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сёмина Анастасия Владимировна (ИНН 190113360830, ОГРН 316190100060112), общество с ограниченной ответственностью "Тушканчик" (ИНН 2465172542, 1172468060533, далее - истцы) обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее - ответчик), в соответствии с которым просят:
- признать незаконным изложенное в письме от 02.10.2020 N 86-011827 решение Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН1162468093952, город Красноярск) об отказе в согласовании передачи прав и обязанностей индивидуального предпринимателя Семиной (Ситниковой) Анастасии Владимировны по договору аренды лесного участка N 72/р от 03.12.2008 обществу с ограниченной ответственностью "Тушканчик" (ИНН 2465172542, ОГРН 1172468060533, город Красноярск);
- обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, город Красноярск) согласовать передачу прав и обязанностей индивидуального предпринимателя Семиной (Ситниковой) Анастасии Владимировны по договору аренды лесного участка N 72/р от 03.12.2008 обществу с ограниченной ответственностью "Тушканчик" (ИНН 2465172542, ОГРН 1172468060533, город Красноярск).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 июня 2021 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- Министерством на основании выводов постановления Третьего Арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу N А33-31108/2019 повторно рассмотрено заявление Семиной А.В. (Ситниковой А.В.) от 20.06.2019 N млх/1-9803 в соответствии с Положением о порядке выдачи согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами, утвержденного приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.04.2017 N 486-од (далее - Порядок N 486-од), что утверждено протоколом заседания комиссии министерства от 25.09.2020 N 15/2020 и на основании которого письмом министерства от 02.10.2020 N 86-011827 выдан отказ в согласовании сделки;
- отказ в выдаче согласия содержит причину отказа, предусмотренную в пункте 11 Порядка N 486-од, в связи с чем письмо министерства от 02.10.2020 N 86-011827 соответствует требованиям пункту 13 Порядка N 486-од;
- замечания министерства, изложенные в протоколе от 25.09.2020 N 15/2020 и письме министерства от 02.10.2020 N 86-011827, основаны на требованиях законодательства и условиях договора, пункте 11 Порядка N 486-од;
- данные об оплате пени появились позднее даты заседания комиссии (25.09.2020) и регистрации письма об отказе в выдаче согласия (02.10.2020), а именно после получения Семиной А.В. письма министерства об отказе в выдаче согласия 02.10.2020 N 86-011827;
- Министерством и выпиской из ЕГРН филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" подтверждается, что государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:13:0801005:42 не проведен;
- учитывая, что приказ министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 22.12.2008 N 91-о "Об утверждении Лесохозяйственного регламента Ермаковского лесничества" утратил силу 01.01.2019 (приказ министерства от 21.09.2018 N 1379-од), то ранее действующий проект освоения лесов прекратил свое действие;
- использование лесного участка без проекта освоения лесов влечет нарушение лесного законодательства;
- в полномочия суда не входит принятие решения о возложении обязанности на министерство согласовать передачу прав по договору аренды;
- суд при вынесении решения не применил нормы права, подлежащие применению, а именно часть 6 статьи 71 Лесного кодекса РФ;
- выдача министерством согласия на передачу прав и обязанностей по договору с нарушением лесного законодательства и условий договоров создает недобросовестную конкурентную среду для юридических лиц.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу ООО "Тушканчик" считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Ситниковой Анастасией Владимировной (арендатор) подписан договор аренды лесного участка от 03.12.2008 N 72/р, в редакции дополнительного соглашения от 17.11.2016, по условиям пункта 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок на срок 17 лет, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 договора.
Пунктом 2 договора от 03.12.2008 N 72/р, в редакции дополнительного соглашения от 17.11.2016 N 2, определены участки, из состава земель лесного фонда общей площадью 6.0 га., в том числе:
площадью 3,7 га, расположенный; Красноярский край. Ермаковский район, Ермаковское лесничество, Танзыбейское участковое лесничество, квартал 197 (части выделов 19. 20), имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0211-2009-06-3318-8, с кадастровым номером 24:13:0801005:19;
площадью 2.3 га, расположенный: Красноярский край. Ермаковский район, Ермаковское лесничество, Танзыбейское участковое лесничество, квартал 197 (часть выдела 24), имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0212-2009-06-3318-8. с кадастровым номером 24:13:0801005:42.
В пункте 3 договора указано, что схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1, 2 (являющихся неотъемлемой частью договора).
Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (пункт 4 договора).
Срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации по 24.02.2025 включительно (пункт 26 договора).
Договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Красноярскому краю.
По акту приема-передачи (приложение N 5 к договору) лесной участок передан арендатору.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 12 договор аренды лесного участка от 03.12.2008 N 72/р, предусмотрено право арендатора с согласия арендодателя сдавать лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
01.11.2017 между индивидуальным предпринимателем Ситниковой Анастасией Владимировной и обществом с ограниченной ответственностью "Тушканчик" (ИНН 2465172542, ОГРН 1172468060533) подписан предварительный договор уступки права аренды по договору аренды лесного участка от 03.12.2008 N 72/р года и купи-продажи временных сооружений и объектов движимого имущества, по которому стороны договорились о подготовке и заключении в последующем договора уступки права аренды лесного участка N 72/р от 03.12.2008 в отношении следующего имущества:
- лесной участок, общей площадью 3,7 га, расположенный по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, Ермаковское лесничество, Танзыбейское участковое лесничество, квартал 197 (части выделов 19,20) учётная запись в государственном лесном реестре 24-0211-2009-06-3318-8, кадастровый номер 24:13:0801005:19;
- лесной участок, общей площадью 2,3 га, расположенный по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, Ермаковское лесничество, Танзыбейское участковое лесничество, квартал 197 (часть выдела 24) учётная запись в государственном лесном реестре 24-0212-2009-06-3318-8, кадастровый номер 24:13:0801005:42.
25.07.2018 между индивидуальным предпринимателем Ситниковой Анастасией Владимировной и ООО "Тушканчик" подписан предварительный договор на новых условиях. В соответствии с предварительным договором от 25.07.2018 стороны договорились о подготовке и заключении в последующем договора уступки права аренды лесного участка N 72/р от 03.12.2008 в отношении следующего имущества:
- лесной участок, общей площадью 3,7 га, расположенный по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, Ермаковское лесничество, Танзыбейское участковое лесничество, квартал 197 (части выделов 19,20) учётная запись в государственном лесном реестре 24-0211-2009-06-3318-8, кадастровый номер 24:13:0801005:19;
- лесной участок, общей площадью 2,3 га, расположенный по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, Ермаковское лесничество, Танзыбейское участковое лесничество, квартал 197 (часть выдела 24) учётная запись в государственном лесном реестре 24-0212-2009-06-3318-8, кадастровый номер 24:13:0801005:42.
Стороны также договорились о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи временных строений и объектов движимого имущества, расположенных на лесных участках, указанных в пункте 1.1. договора в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору, в котором указаны наименование объекта, количество. При этом, месторасположение временных строений приведено в приложении N 2 к договору (пункт 1.2 предварительного договора).
В соответствии с пунктом 1.3. предварительного договора, указанное недвижимое имущество принадлежат стороне-1 (Ситниковой А.В.) на праве аренды, а движимое имущество и временные строения на праве собственности. Права на временные строения не зарегистрированы, и продажа осуществляется по принципу "как есть", то есть временные строения продаются, после чего сторона-2 (ООО "Тушканчик") в случае необходимости осуществляет государственную регистрацию прав на указанные строения.
Согласно пункту 1.5. предварительного договора договоры, предусмотренные пунктами 1.1. и 1.2. договора, могут быть совершены только после получения согласия от Арендодателя по договору аренды лесного участка N 72 от 03.12.2008.
Пункт 1.5 Предварительного договора основан на подпункте "г" пункта 12 Договора аренды N 72/р.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 12 договора и пункта 1.5. предварительного договора, Ситникова А.В. обратилась в Министерства лесного хозяйства Красноярского края с заявлением от 20.06.2019 вх. N МЛХ/1-9803 о выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды N 72/р ООО "Тушканчик".
Письмом от 02.07.2019 N млх/1-9803 министерство лесного хозяйства сообщило, что решением комиссии на основании протокола от 01.07.2019 N 10/2019 министерство в соответствии с подпунктом "ж", "з", "к" пункта 11 Положения о порядке выдачи согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами, утвержденного приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.04.2017 N 486-од, отказывает в согласовании совершения сделки между ИП Ситниковой А.В. и ООО "Тушканчик" в связи с невыполнением мероприятий по установке стендов (2 шт), благоустройству мест отдыха (5 шт.), неоплатой задолженности по пени по договору аренды, не постановки лесного участка на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством. Указало, что указанное решение не препятствует после представления в министерство документов, подтверждающих устранение указанных замечаний, повторно обратиться за согласованием сделки в соответствии с Порядком N 486-од.
В рамках дела N А33-31108/2019 индивидуальный предприниматель Сёмина Анастасия Владимировна и общество с ограниченной ответственностью "Тушканчик" обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 02.07.2019 N МЛХ/1-9803 решения об отказе в согласовании передачи прав и обязанностей индивидуального предпринимателя Сёминой (Ситниковой) Анастасии Владимировны по договору аренды лесного участка N 72/р от 03.12.2008 обществу с ограниченной ответственностью "Тушканчик"; об обязании согласовать передачу прав и обязанностей индивидуального предпринимателя Сёминой (Ситниковой) Анастасии Владимировны по договору аренды лесного участка N 72/р от 03.12.2008 обществу с ограниченной ответственностью "Тушканчик".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.02.2020 по делу N А33-31108/2019 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 N А33-31108/2019 решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" февраля 2020 года по делу N А33-31108/2019 отменено, принят новый судебный акт. Заявление удовлетворено. Признано незаконным изложенное в письме от 02.07.2019 N МЛХ/1-9803 решение Министерства лесного хозяйства Красноярского края об отказе в согласовании передачи прав и обязанностей индивидуального предпринимателя Семиной Анастасии Владимировны по договору аренды лесного участка от 03.12.2008 N 72/р обществу с ограниченной ответственностью "Тушканчик". Суд обязал Министерство лесного хозяйства Красноярского края повторно рассмотреть заявление (вх. N МЛХ/1-9803 от 20.06.2019) индивидуального предпринимателя Семиной Анастасии Владимировны о согласовании передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 03.12.2008 N 72/р обществу с ограниченной ответственностью "Тушканчик".
Министерством на основании выводов постановления Третьего Арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу N А33-31108/2019 повторно рассмотрено заявление Семиной А.В. (Ситниковой А.В.) от 20.06.2019 N млх/1-9803 в соответствии с Порядком N 486-од.
Письмом от 02.10.2020 N 86-011827 министерство лесного хозяйства сообщило, что решением комиссии на основании протокола от 25.09.2020 N 15/2020 министерство в соответствии с подпунктами "ж", "з", "к" пункта 11 Порядка N 486-од, повторно отказывает в согласовании совершения сделки по договору аренды между индивидуальным предпринимателем Семиной А.В. (Ситниковой А.В.) и ООО "Тушканчик" по следующим обстоятельствам:
- наличие задолженности по пени за несвоевременное внесение арендной платы по договору аренды за период с 01.01.2019 по 24.09.2020 в федеральный бюджет в размере 32 руб. 27 коп. и в краевой бюджет в размере 2 184 руб. 43 коп.;
- непроведение государственного кадастрового учета лесного участка с кадастровым номером 24:13:0801005:42 в соответствии с действующим законодательством, а именно невнесение сведений о характеристиках объекта недвижимости, позволяющих определить его в качестве индивидуально-определённой вещи в соответствии с пунктом 7 статьи 1, пунктами 2, 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
- несоблюдение арендатором условий договора аренды, а именно непредставление проекта освоения лесов в соответствии с подпунктом "в" пункта 13 договора аренды. В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки". Согласно статье 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем).
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим их права и законные интересы, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, заявление о признании отказа министерства лесного хозяйства от 02.10.2020 N 86-011827 30.12.2020 незаконным, заявитель подал в арбитражный суд 30.12.2020, согласно дате указанной на почтовом конверте, т.е. с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.
Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Учитывая положения статей 71, 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, выдача согласий на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами отнесена к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений (за исключением случаев, установленных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Положением о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п, учитывая Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 и письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 21.04.2009 N МГ-03-54/2471 "О выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами", министерство, являясь арендодателем лесного участка, уполномочено на согласование сделок с арендованными лесными участками или арендными правами.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей.
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Письмом от 02.10.2020 N 86-011827 министерство лесного хозяйства сообщило, что решением комиссии на основании протокола от 25.09.2020 N 15/2020 министерство в соответствии с подпунктами "ж", "з", "к" пункта 11 Порядка N 486-од, повторно отказывает в согласовании совершения сделки по договору аренды между индивидуальным предпринимателем Семиной А.В. (Ситниковой А.В.) и ООО "Тушканчик" по следующим обстоятельствам:
- наличие задолженности по пени за несвоевременное внесение арендной платы по договору аренды за период с 01.01.2019 по 24.09.2020 в федеральный бюджет в размере 32 руб. 27 коп. и в краевой бюджет в размере 2 184 руб. 43 коп.;
- непроведение государственного кадастрового учета лесного участка с кадастровым номером 24:13:0801005:42 в соответствии с действующим законодательством, а именно невнесение сведений о характеристиках объекта недвижимости, позволяющих определить его в качестве индивидуально-определённой вещи в соответствии с пунктом 7 статьи 1, пунктами 2, 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
- несоблюдение арендатором условий договора аренды, а именно непредставление проекта освоения лесов в соответствии с подпунктом "в" пункта 13 договора аренды. В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки". Согласно статье 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем).
Пунктом 11 "Положения о комиссии по рассмотрению заявлений о выдаче согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами", утвержденного приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.04.2017 N 486-од, в редакции, действующей в момент вынесения отказа от 02.07.2019 N млх/1-9803, предусмотрено, что согласие на совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами не выдается в случае, если:
ж) лесной участок не прошел государственный кадастровый учет в соответствие с действующим законодательством;
з) установлено, что у арендатора и нового арендатора с начала действия договоров аренды лесных участков имеется задолженность по арендным платежам, пени за нарушение сроков внесения арендных платежей и (или) наличие неоплаченных неустоек (пени, штрафов);
к) установлено несоблюдение арендатором и новым арендатором условий договоров аренды лесных участков, в том числе мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В оспариваемом решении в качестве нарушения указано на наличие задолженности по пени за несвоевременное внесение арендной платы по договору аренды за период с 01.01.2019 по 24.09.2020 в федеральный бюджет в размере 32 руб. 27 коп. и в краевой бюджет в размере 2 184 руб. 43 коп.
Для вывода о наличии неоплаченных арендатором пени необходимо установить обстоятельство того, были ли пени начислены и предъявлены к оплате арендатору до момента рассмотрения заявления о выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, данные обстоятельства подлежат доказыванию министерством, однако такие доказательства в материалы дела не представлены.
Заявителем в материалы дела представлен акт сверки взаимных расчетов на 05.10.2020, со стороны Министерства лесного хозяйства Красноярского края подписанный заместителем министра Хрупалевой С.П., из которого следует, что по состоянию на 05.10.2020 имеется переплата в пользу Семиной А.В. в размере 10 руб. 10 коп.
Кроме того, как указано Министерством, задолженность у Семиной А.В. образовалась в связи с тем, что в платежных документах от 23.07.2020 указан неправильный ИНН Министерства: вместо ИНН 2463102814, был указан ИНН 2466212188, что привело к несвоевременному зачислению поступивших в бюджет платежей на лицевой счет Министерства.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие уведомление арендодателем Семиной А.В. об изменении реквизитов для оплаты.
Учитывая изложенное, указанное основание отказа является необоснованным.
Довод ответчика в части указанного в обжалуемом отказе нарушения о непроведении государственного кадастрового учета лесного участка с кадастровым номером 24:13:0801005:42 в соответствии с действующим законодательством, а именно невнесение сведений о характеристиках объекта недвижимости, позволяющих определить его в качестве индивидуально-определённой вещи в соответствии с пунктом 7 статьи 1, пунктами 2, 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ранее оценен Третьим арбитражным апелляционным судом в постановлении от 14.09.2020 по делу N А33-31108/2019.
Суд апелляционный инстанции указал, что "согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на 30.06.2016) государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Указанным законом урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости (в редакции, действующей на 30.06.2016)).
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 1 указанного закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
В соответствии с настоящим федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о государственном кадастре недвижимости каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
От ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю, на основании определения от 14.11.2019, в материалы дела поступили копии кадастровых дел на земельный участок с кадастровым номером 24:13:0801005:19 и на земельный участок с кадастровым номером 24:13:0801005:42.
Согласно представленным материалам, на основании заявлений от 28.02.2008 и от 30.06.2016 в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 24:13:0801005:19 и 24:13:0801005:42.
Таким образом, переданные арендатору в аренду по договору аренды от 03.12.2008 N 72/р, в редакции дополнительного соглашения от 17.11.2016 N 2, лесные участки поставлены на государственный кадастровый учет в соответствие с действующим законодательством.
Доводы ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером 24:13:0801005:42 имеет статус "ранее учтенный" и не имеет границ, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 6 статьи 47 Закона о государственном кадастре недвижимости участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Таким образом, указанный лесной участок считается поставленным на государственный кадастровый учет".
Установленные постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу N А33-31108/2019 обстоятельства относительно государственного кадастрового учета лесного участка с кадастровым номером 24:13:0801005:42 в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для участвующих в настоящем деле лиц являются преюдициальными и не подлежат повторному доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Согласно пункту 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".
Пунктом 3 данного Приказа установлено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками.
С учетом того, что выполнение мероприятий по охране и защите лесов при пользовании переданными в аренду лесным участком является обязательным и должно осуществляться на основании проекта освоения лесов, что соответствует установленному статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации принципу обеспечения охраны и защиты лесов, исковые требования Министерства обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
С учетом содержания и состава проекта освоения лесов, Министерство как контролирующий орган, реализующий правомочия собственника в отношении спорного лесного участка, на основании проекта освоения лесов осуществляет контрольные функции в отношении того каким образом лесной участок используется арендатором в процессе исполнения договора, при этом длительное неисполнение обязанности арендатором по подготовке проекта освоения лесов в значительной мере лишает арендодателя того, на что он вправе был рассчитывать при заключении спорного договора аренды. Общество арендуемый лесной участок не использует по назначению, следовательно, не осуществляет мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, что нарушает основные принципы лесного законодательства, закрепленные в статье 1 ЛК РФ.
Судом установлено, что срок действия проекта освоения лесов от 2010 года, представленного к договору от 03.12.2008 N 72/р, на момент вынесения оспариваемого отказа истек.
В подтверждение принятия мер к исполнению обязанности по предоставлению проекта освоения лесов заявитель представил заявление, направленное в адрес Министерства (вх. от 24.12.2020 N 86-23774) о проведении экспертизы изменений в проект освоения лесов, а также отрицательное экспертное заключение на представленный Семиной А.В. проект освоения лесов от 22.01.2021 N 62-Э.
Кроме того, суд учитывает, что при первоначальном рассмотрении заявления Семиной А.В. и ООО "Тушканчик" отсутствие проекта освоения лесов не являлось основанием для отказа в согласовании передачи прав и обязанностей по договору аренды. Помимо этого, суд принимает во внимание, что со стороны арендодателя более полутора лет с момента окончания срока проекта освоения лесов, не предъявлялись требования к арендатору по его предоставлению.
Учитывая, что заявителем представлены доказательства принятия активных мер для разработки и предоставления министерству проекта освоения лесного участка с положительным заключением государственной экспертизы, суд приходит к выводу, что указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в согласовании совершения сделки по договору аренды между индивидуальным предпринимателем Семиной А.В. (Ситниковой А.В.) и ООО "Тушканчик".
При установленных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды N 72/р, изложенное в письме от 02.10.2020 N 86-011827, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителей.
Ссылка ответчика на часть 6 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ отклоняется судом по следующим основаниям.
Положениями статьи 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" были предусмотрены ограничения для заключения договора перенайма только до момента приведения договора аренды лесного участка в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, а также в отношении лесных участков, не прошедших кадастровый учет.
Согласно пункту 7 статьи 448 Гражданского кодекса (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившего в силу 01.06.2015) если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.
Согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В пункте 83 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что положения Гражданского кодекса в измененной Законом N 42-ФЗ редакции, не применяются к правам и обязанностям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления его в силу (до 01 июня 2015 года). При рассмотрении споров из названных договоров следует руководствоваться ранее действовавшей редакцией Гражданского кодекса с учетом сложившейся практики ее применения (пункт 2 статьи 4, абзац второй пункта 4 статьи 421, пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса).
Поскольку договор аренды лесного участка был заключен до 01.06.2015, подпунктом "г" пункта 12 договора аренды прямо было предусмотрено право арендатора с согласия арендодателя передать права и обязанности по договору иным лицам, то на него не распространяются ограничения, установленные п. 7 ст. 448 ГК РФ.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 306-ЭС17-195 по делу N А72-215/2016, содержащего указание на ошибочное применение судами правил пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса (в редакции после вступления в силу Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав решение незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом, применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы, обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда, в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
Учитывая позицию ответчика, результат рассмотрения дела А33-31108/2019, в качестве восстановительной меры суд правомерно обязал Министерство лесного хозяйства Красноярского края согласовать передачу прав и обязанностей индивидуального предпринимателя Семиной Анастасии Владимировны по договору аренды лесного участка N 72/р от 03.12.2008 обществу с ограниченной ответственностью "Тушканчик".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 июня 2021 года по делу N А33-591/2021, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-591/2021
Истец: ООО "ТУШКАНЧИК", Сёмина Анастасия Владимировна
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ