г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А56-115519/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Васильева С.В. по доверенности от 05.04.2021
от заинтересованного лица: Николаенко Ю.И. по доверенности от 10.02.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24872/2021) ООО "Производственная фирма "РЕДАР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2021 по делу N А56-115519/2020 (судья Шелема З.А.), принятое
по иску Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области
к ООО "Производственная фирма "РЕДАР"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "РЕДАР" (далее - ответчик, Общество) о взыскании в доход муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области 79 937 979 руб. в возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Решением суда от 07.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что Общество не имеет никакого отношения к несанкционированному складированию отходов. Также ссылается на то, что анализ результатов исследований, содержащийся в Заключении N 88-Э-19 свидетельствует, что при проведении исследования не были соблюдены требования положений СанПиН 2.12.1287-03, а также требования по количеству проб, регламентированным ГОСТ 17.4.3.01-2017.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных Обществом к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
Представитель Общества в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Судом отказано в приобщении к материалам дела дополнительных документов, не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
Представитель ответчика заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
Поскольку приведенные в ходатайстве обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о необходимости отложения судебного заседания, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ, для отложения судебного заседания, в связи с чем, отказывает в удовлетворении данного ходатайства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Комитета просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заданием председателя Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области N 1-15-00775-19/З от 29.07.2019 на проведение планового (рейдового) осмотра обследования в период с 13 часов 19 минут по 13 часов 44 минуты 02 августа 2019 года при следовании по маршруту, сотрудником Восточного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета проведен осмотр, обследование земельного участка расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Муринское сельское поселение, в районе п. Мурино (промзона), географические координаты участка 60.039928,30.492904, кадастровый номер земельного участка 47:07:0712018:83.
По результатам осмотра данного земельного участка установлено следующее.
Проход, проезд на участок осуществляется со стороны Кругового проезда через металлические ворота зеленого цвета. Примерно в 300-х метрах от металлических ворот непосредственно на почве складируются отходы производства и потребления.
Складируемые на почве отходы представляют собой: отходы грунта при проведении земляных работ (код отхода по ФККО 81110000000), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код отхода по ФККО 81290101724), отходы тары деревянной (код отхода по ФККО 40414111524), древесные отходы от сноса и разборки зданий (код отхода по ФККО 81210101724), тара полиэтиленовая, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код отхода по ФККО 43811102514); отходы резиновой оплетки при разделке кабеля (код отхода по ФККО 74127212204); упаковка из бумаги и/или картона в смеси незагрязненная (код отхода по ФККО 40518911605).
Отходы складируются в виде куч, навалом, объем отходов, по визуальному наблюдению, составляет более 100 куб.м.
Площадь захламленного земельного участка, по визуальному наблюдению составляет 400 кв. м.
На момент осмотра отходы, складируемые навалом, горели. Площадь горения, по визуальному наблюдению, составляла 80 кв.м.
Согласно выписке филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области земельный участок с кадастровым номером 47:07:0712018:83 передан по договору аренды Обществу с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Редар" (ИНН 7804178558).
Должностным лицом Комитета определением от 19.08.2019 N 00842- 19/Д в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании определения по делу об административном правонарушении N 00842-19/Д от 09.09.2019 осуществлен отбор проб на земельном участке с кадастровым номером: 47:07:0712018:83, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, промзона Мурино. Результаты отбора проб представлены в протоколах исследований пробы отхода.
Согласно Заключению от 18.11.2019 N 88-Э-19 класс опасности отобранной пробы отхода был установлен по результатам токсикологических исследований. В качестве тест-объектов использовались ветвистоусый рачок дафния, зеленая водоросль хлорелла.
В соответствии с пунктами 12-14 раздела III Критериев отнесения опасных отходов I - IV классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536, исследованная проба отходов: проба N 1 - регистрационный N 131 относится к IV классу опасности для окружающей среды.
По результатам проведенных исследований установлено, что отобранную пробу (проба N 1 - регистрационный N 131) можно отнести по классификатору ФККО - "Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ", код ФККО 8 90 000 01 72 4, IV класс опасности.
В результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления установлено захламление земель, приведшее к деградации почв и снижению природно-хозяйственной ценности земель в месте захламления, с утратой экологических функций почв и их продуцирования (отсутствие устойчивого произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности), вследствие перекрытия почв компонентами отходов (нарушение воздушной и водной проницаемости почв, ограничение поступления света, уплотнение плодородного слоя).
Согласно расчету размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в стоимостной форме в территориальных границах земельного участка с кадастровым номером 47:07:0712018:83, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, промзона Мурино, составил 79.937.979 рублей.
Также в ходе проведения административного расследования в адрес Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) Комитетом направлено определение от 17.10.2019 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении N 00842- 19/Д.
Как следует из представленного Администрацией копии договора аренды земельного участка N 6333/1.6-08 от 29.05.2017 (далее - Договор), Администрация предоставила Обществу во временное владение и пользование за плату земельный участок с кадастровым номером 47:07:0712018:83 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Муринское сельское поселение, в районе п. Мурино (промзона), для использования в целях строительства здания сборочного цеха и размещения площадки для складирования металлоконструкций.
В соответствии с п. 2.1. Договора, срок аренды земельного участка устанавливается с 01.03.2017 по 28.02.2020.
В соответствии с пунктами 4.4.7, 4.4.8, 4.4.9, 4.4.10 Договора, Общество обязуется не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик и экологической обстановки на Участке, к порче Участка. Не допускать складирование мусора и отходов на Участке. Осуществлять вывоз мусора и отходов с Участка. Немедленно извещать арендодателя и соответствующие государственные органы о событии, нанесшем (или грозящем нанести) Участку ущерб и своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы и против дальнейшего разрушения или повреждения Участка.
По результатам проведенного Комитетом административного расследования в отношении Общества 28.02.2020 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Комитетом 11.03.2020 дело об административном правонарушении в отношении Общества рассмотрено, по результатам рассмотрения вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150.000 рублей.
В связи с установленными обстоятельствами Комитетом 02.07.2020 в адрес Общества направлена претензия о добровольном возмещении причиненного почве ущерба в месячный срок с даты получения данного претензионного письма. Данная претензия оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Комитета в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды, Закона N 7-ФЗ) к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В пункте 2 статьи 74 ЗК РФ прямо установлена обязанность лиц, виновных в совершении земельных правонарушений и привлеченных к административной ответственности, устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
На основании пункта 1 статьи 76 ЗК РФ, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 78 Закона N 7-ФЗ, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению арбитражного суда; определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.
Из материалов дела следует, что факт причинения вреда подтверждается актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 02.08.2019, в котором зафиксировано наличии отходов на земельном участке с кадастровый номер земельного участка 47:07:0712018:83, который передан Обществу по договору аренды.
Так же в момент осмотра участка произведен отбор проб находящихся на участке отходов, а также произведены маркшейдерские работы.
Комитетом представлена схема маркшейдерской съемки, являющаяся приложением к маркшейдерскому отчету от 14.10.2019, на которой нанесена точка с координатами: 60.039928с.ш., 30.492904в.д., указанными в акте планового (рейдового) осмотра от 02.08.2019 N 1-15-00775-19/З, как точка несанкционированного размещения отходов. Точка с названными координатами размещается на территории земельного участка с кадастровым номером: 47:7:0712018:83, принадлежащего Обществу.
Согласно Заключению от 18.11.2019 N 88-Э-19 от 14.10.2019 исследованные пробы относятся к IV классу опасности для окружающей среды.
В результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления установлено захламление земель, приведшее к деградации почв и снижению природно - хозяйственности ценности земель в месте захламления, с утратой экологических функций почв и их продуцирования (отсутствие устойчивого произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности), вследствие перекрытия почв компонентами отходов (нарушение воздушной и водной проницаемости почв, ограничение поступления света, уплотнение плодородного слоя).
Общество в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе указывает на то, что названное заключение не может быть признано судом обоснованным и объективным, так как не соответствует требованиям СанПиН 2.17.1287-03, ГОСТ 17.4.3.01-83 и ГОСТ 17.4.02-84.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно указал, что нормы СанПиН 2.17.1287-03 применяются при исследовании почв на стадии выполнения строительных работ, нормы ГОСТ 17.4.3.01-83 утратили силу с 01.01.2019, нормы ГОСТ 17.4.02-84 определяют методы отбора и подготовки проб почвы естественного и нарушенного сложения для химического, бактериологического и гельминтологического анализа (утратили силу с 01.01.2019).
При этом ходатайства о назначении экспертизы в рамках рассмотрения настоящего спора Обществом не заявлялось.
Доводы Общества о том, что согласно пункту 2 Плана Земельного участка N RU47504307-39, утвержденным постановлением администрации МО "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области N 345 от 09.10.2013 основными видами разрешенного использования Земельного участка является, в том числе, размещение складов не выше III-V классов опасности так же обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктами 216, 218, 220, 221, 223, 228, 240 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
При этом представленные Обществом документы в обоснование безопасности грунта, размещенного на земельном участке, кадастровый номер: 47:7:0712018:83, правомерно не приняты судом, поскольку относятся по периоду совершения действий к 2015 году и не дают возможности установить наличие изложенных в них обстоятельств по состоянию на 02.08.2019 (дата осмотра земельного участка), по состоянию на 14.10.2019 (маркшейдерская съемка, отбор проб ЛОГКУ "Леноблэкоконтроль")
Постановлением 11.03.2020 N 00842-19/Д Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.2 КоАп РФ, за несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером 47:07:0712018:83
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 27.10.2020 по делу N 2-3293/2020 Общество обязано организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления с земельного участка с кадастровым номером 47:07:0712018:83, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Муринское сельское поселение, пос. Мурино (промзона) на санкционированный полигон ТБО в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Вышеназванные акты Обществом не обжалованы, вступили в законную силу, в связи с чем установленные в данных постановлении и решении обстоятельства причинения Обществом вреда окружающей среде вследствие складирования им спорных отходов являются доказанными.
Расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды произведен на основании "Методики исчисления размера вреда, причиненного как объекту охраны окружающей среды", утвержденной Приказом Министерства родных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238.
В результате произведенного перерасчета исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0712018:83 составило 79 937 979 руб.
С учетом данных обстоятельств, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска о взыскании с ответчика ущерба в заявленном размере.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 июня 2021 года по делу N А56-115519/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "РЕДАР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-115519/2020
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Производственная фирма "РЕДАР"