г. Владивосток |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А51-220/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Павлова Ивана Юрьевича,
апелляционное производство N 05АП-5202/2021
на решение от 29.06.2021
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-220/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Павлова Ивана Юрьевича (ИНН 253402835595, ОГРНИП 314250120900040)
к Администрации Чугуевского муниципального района (ИНН 2534000040, ОГРН 1022500509899)
о признании незаконным решения Администрации Чугуевского муниципального округа, выраженного в письме N 676/08 от 11.11.2020 в ответ на заявление вх. N 8578 от 14.10.2020, об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления или муниципального образования без предоставления участков и установления сервитутов;
об обязании предоставить разрешение на использование земельного участка по заявлению вх. N 8578 от 14.10.2020, находящегося в ведении органа местного самоуправления, без предоставления земельных участков и установления сервитутов площадью 740 кв. м., расположенного примерно в 1150 м. по направлению на северо-запад от ориентира: Приморский край, Чугуевский район, с. Чугуевка, ул. 50 лет Октября, 193,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Павлов Иван Юрьевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Чугуевского муниципального округа (далее - администрация), выраженного в письме N 676/08 от 11.11.2020 в ответ на заявление вх. N 8578 от 14.10.2020, об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления или муниципального образования без предоставления участков и установления сервитутов; об обязании предоставить разрешение на использование земельного участка по заявлению вх. N8578 от 14.10.2020, находящегося в ведении органа местного самоуправления, без предоставления земельных участков и установления сервитутов площадью 740 кв. м., расположенного примерно в 1150 м. по направлению на северо-запад от ориентира: Приморский край, Чугуевский район, с. Чугуевка, ул. 50 лет Октября, 193.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что беседки, находящиеся на спорном земельном участке, относятся к малым архитектурным формам, доказательств их капитальности в материалы дела не представлено. Считает, что судом первой инстанции допущено нарушение процессуальных норм права в части распределения обязанности доказывания обстоятельств, на которые ссылаются стороны. Кроме того, как полагает заявитель, он был лишен возможности представления возражений на отзыв администрации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Администрация по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
14.10.2020 предприниматель обратился в администрацию с заявлением вх. N 8578 о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления или собственности муниципального образования, без представления земельных участков и установления сервитутов в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:23:15010:3034 площадью 740 кв.м, место положение земельного участка: примерно в 1150 м на северо-запад от ориентира - здание администрации, расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: Приморский край, Чугуевский район, с. Чугуевка, ул. 50 лет Октября, 193, в целях размещения нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешение на строительство. Элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапительных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории. Предполагаемый срок использования: 3 года, вид объекта: малые архитектурные формы (беседки), танцевальная площадка, теневые навесы, временные павильоны, туалеты.
Одновременно предприниматель представил схему расположенного земельного участка на кадастровом плане территории, согласие на обработку персональных данных и пояснительную записку.
По результатам рассмотрения указанного обращения администрация письмом от 11.11.2020 N 676/08 отказала в выдаче испрашиваемого разрешения по мотиву принятия решения о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером 25:23:150107:3034.
Не согласившись с вынесенным отказом, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителя предпринимателя, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется главой V.1 ЗК РФ. Порядок предоставления земельных участков установлен в статьях 39.11 - 39.13 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно пунктам 18, 19, 20 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе сведения о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Так, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Данная норма права согласуется с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, в силу которого виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В развитие указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300) утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
В соответствии с пунктами 4, 19, 25, 29 данного Перечня (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением) к числу таких объектов отнесены:
- элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (пункт 4);
- нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 19);
- пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки (пункт 25);
- общественные туалеты нестационарного типа (пункт 29).
В свою очередь Постановлением Администрации Приморского края от 09.09.2015 N 336-па утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Приморского края (далее - Порядок N 336-па).
Согласно пункту 2 названного Порядка размещение объектов, утвержденных Перечнем N 1300, на территории Приморского края осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 9 Порядка N 336-па предусмотрены основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения, в частности, если в заявлении указаны объекты, не предусмотренные Перечнем N 1300; опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, на котором планируется размещение объекта, или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что ранее предпринимателю было выдано разрешение N 9/19 на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на земельном участке с кадастровым номером 25:23:150107:3034, срок действия которого истек 25.06.2020.
06.08.2020 в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 25:23:150107:3034, произведенного совместно правоохранительными органами и должностными лицами администрации (письмо от 07.08.2020 N 4/4151), был установлен факт нахождения на данном земельном участке объектов некапитального строительства: беседок бревенчатых на фундаменте с пластиковыми окнами с установленными кондиционерами в количестве четырех штук, шатра, барной стойки и здания с неустановленным целевым назначением, предположительно - кухня, дощатой площадки (предположительно танцпол), на части из которой установлена металлическая конструкция. Правоустанавливающие документы на данные объекты отсутствовали.
В связи с истечением срока действия разрешения и нахождения на нем объектов, указанных в письме от 07.08.2020 N 4/4151, администрация направила в адрес предпринимателя требование об освобождении самовольно земельного участка (письмо от 16.09.2020 N 3050/24) в срок до 15.10.2020, в ответ на которое предприниматель направил отказ (письмо вх. N 788 от 19.10.2020) со ссылкой на судебный спор.
14.10.2020 заявитель обратился в администрацию о выдаче разрешения на размещение на земельном участке с кадастровым номером 25:23:150107:3034 площадью 740 кв.м, находящегося в ведении администрации, нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, а именно: беседок, танцевальной площадки, временных павильонов и навесов, туалетов.
05.11.2020 администрация издала постановление N 125 о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером 25:23:150107:3034, утвердила цену продажи лота, а также состав комиссии по проведению аукциона. Со ссылкой на данные обстоятельства заявителю отказано в удовлетворении его требования.
Как установлено судом, участок фактически самовольно занят предпринимателем, что в соответствии подпунктом 8 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ является препятствием для проведения аукциона, заявитель не принимает мер для освобождения земельного участка, чем блокирует реализацию воли администрации, как распорядителя муниципального имущества.
В данном случае, предпринимателем на спорном земельном участке, без правовых оснований, после истечения действия разрешения N 9/19, фактически были размещены объекты, не включенные в пункт 19 Перечня N 1300 - деревянные строения на ленточном фундаменте, связанные с землей и подключенные к сетям электроснабжения, а также строения для приготовления пищи, кладовые и туалеты для посетителей, оборудованные септиком.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда по делу N А51-16568/2020, также суд установил, что предпринимателем фактически испрашивается разрешение на использование земель не в целях размещения нестационарных объектов для обслуживания зоны отдыха населения, а в целях продолжения предоставления в пределах спорной территории услуг общественного питания и функционирования летнего кафе, что напрямую противоречит положениям подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, ввиду чего оснований для переоценки обстоятельств дела и выводов суда, в соответствии со статьей 69 АПК РФ, при рассмотрении настоящего дела отсутствуют.
Кроме того, актом планового (рейдового) осмотра, обследования земельного (ых) участка(ов) от 09.04.2021 N 1 подтверждается, что по состоянию на 06.04.2021 территория земельного участка остается занятой объектами, размещенными предпринимателем.
Как указывалось ранее, спорный земельный участок, в соответствии с постановлением от 05.11.2020 N 125 выставлен на аукцион в целях продажи права на заключение договора аренды, что соответствует положениям статьи 39.6 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
С учетом изложенного следует признать, что данные обстоятельства применительно к пункту 9 Порядка N 336-па являются основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в выдаче разрешения.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанные в заявлении о выдаче разрешения на использование земель беседки относятся к элементам благоустройства территории, в связи с чем имелись правовые основания для выдачи спорного разрешения, судебной коллегией не принимается.
В соответствии с пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под элементами благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Согласно пункту 36 этой же статьи благоустройство территории (городского округа) - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Таким образом, по смыслу действующего правового регулирования элементы благоустройства представляют собой объекты архитектурного или декоративного внешнего облика территории, которые улучшают исходные характеристики земельного участка, как визуальные, так и технические, и доступ к которым имеет неограниченный круг лиц.
Между тем совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается, что какие-либо элементы благоустройства территории в виде беседок в пределах земельного участка с кадастровым номером 25:23:150107:3034 предпринимателем в рамках ранее действовавших разрешений размещены не были.
Более того, фактически заявителем были возведены деревянные строения, выполненные в едином архитектурном стиле и взаимосвязанные между собой общностью цели их использования - оказание услуг общественного питания (летнее кафе), что не согласуется с положениями Перечня N 1300.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ с учетом установленных по делу обстоятельств был принят при наличии к тому правовых оснований и не привел к нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что предприниматель был лишен возможности ознакомиться с отзывом администрации и представить свои возражения, коллегия признается несостоятельным, поскольку в материалах дела имеются возражения на отзыв представленные предпринимателем в суд 21.06.2021.
Доводы заявителя о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает процессуальных нарушений в порядке рассмотрения настоящего спора по имеющимся в деле доказательствам и, как следствие, отклоняет доводы апелляционной жалобы об обратном.
В этой связи, учитывая изложенные выше обстоятельства, следует признать, что оспариваемое решение администрации было принято при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, коллегией не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при ее подаче, на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом апелляционной инстанции на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.06.2021 по делу N А51-220/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-220/2021
Истец: Индивидуальный предпринимательПавлов Иван Юрьевич
Ответчик: Администрация Чугуевского муниципального района