город Ростов-на-Дону |
|
27 сентября 2021 г. |
дело N А32-20646/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Геленджике Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
От 12.07.2021 (мотивированное решение от 03.08.2021) по делу N А32-20646/2021.
по заявлению акционерного общества "СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА" (ИНН 5190123078, ОГРН 1045100152294)
к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Геленджике Краснодарского края (ИНН 2308014320,ОГРН 1022301602091)
о признании недействительными решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА" (далее - заявитель, АО "СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Геленджике Краснодарского края (далее - пенсионный фонд) от 05.02.2021 N 4275.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2021 (мотивированное решение от 03.08.2021) признано незаконным и отменено решение УПФР РФ в городе-курорте Геленджике от 05.02.2021 N 4275 о привлечении АО "СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. С УПФР РФ в городе-курорте Геленджике в пользу АО "СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. Решение мотивировано отсутствием в рассматриваемом случае оснований для применения к юридическому лицу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27 -ФЗ, и вынесения в отношении него оспариваемого решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Геленджике Краснодарского края обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований пенсионного фонда, ссылаясь на то, что ошибка выявлена управлением, а не самостоятельно обнаружена страхователем, расхождения по формам СЗВ-М за октябрь 2020 года не были исправлены в течение пяти рабочих дней.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что несвоевременная подача сведений СЗВ-М, повлекла за собой нанесение ущерба финансовым интересам государства в лице ПФР РФ, так как в поданных сведениях присутствуют работающие пенсионеры в количестве 8 человек, по которым произведена необоснованная индексация пенсии.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда РФ и в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Страхователем АО "СМНГ" 05.11.2020 представлена ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2020 года на 15 застрахованных лиц, результат проверки - без ошибок. В этот же день страхователем представлена СЗВ -М (отменяющая) за октябрь 2020 года на 15 застрахованных лиц результат проверки - без ошибок.
Как указывает пенсионный фонд, при обращении бухгалтера с формой СЗВ-ТД на личном приеме 01.12.2020, специалистом управления указано на то, что за октябрь 2020 года отчетность по форме СЗВ-М по факту отсутствует. В тот же день, 01.12.2020 страхователем представлена ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2020 года.
16.12.2020 составлен акт N 4275 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2020 года на 15 застрахованных лиц в сумме 7500 руб., из которых 8 пенсионеров. Акт направлен в адрес АО "Севморнефтегеофизика" г. Мурманск.
Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 4275 принято 05.02.2021 с указанием письменного возражения (пояснения N 301/15 от 29.01.2021).
Решение о привлечении также направлено в адрес АО "Севморнефтегеофизика" г. Мурманск.
Считая незаконным решение, требование органа пенсионного фонда в части назначения наказания в виде штрафа в размере 7 500 руб., общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 2.2, 2.3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что общество должно было предоставить сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года в срок не позднее 15 ноября 2020 года. Сведения по форме СЗВ-М предоставлены обществом 05.11.2020, то есть в установленный срок.
Однако, как указывает общество, файл отчетности выгрузился с ошибкой.
Общество, обнаружив ошибку, вместо дополняющей формы СЗВ-М, ошибочно отправило отменяющую форму СЗВ-М.
Общество самостоятельно устранило допущенную ошибку и 01.12.2020 сдало дополняющую форму СЗВ-М с верными данными.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.
В пункте 39 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, указано, что страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточнённые индивидуальные сведения.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что дополняющая форма направлена в пределах установленного "Законом учета" и "Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" срока.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, исправляя ошибки в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, общество реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к юридическому лицу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27 -ФЗ, и вынесения в отношении него оспариваемого решения.
Довод апелляционной жалобы о то, что несвоевременная подача сведений СЗВ-М, повлекла за собой нанесение ущерба финансовым интересам государства в лице ПФР РФ, так как в поданных сведениях присутствуют работающие пенсионеры в количестве 8 человек, по которым произведена необоснованная индексация пенсии, судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.
В пункте 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В материалы дела пенсионным фондом не представлено доказательств выплаты пенсионерам пенсий в проиндексированном размере.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2021 (мотивированное решение от 03.08.2021) по делу N А32-20646/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Коде.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20646/2021
Истец: АО "СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Геленджике Краснодарского края, ГУ УПФ РФ в г. Геленджике