город Омск |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А75-5745/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9617/2021) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2021 по делу N А75-5745/2021 (судья Чешкова О. Г.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316, 628011, Ханты-Мансийский Автономный Округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 27), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерного общества "Институт "Энергосетьпроект" (ОГРН 1027700386922, ИНН 7719167509, адрес: 105318, г. Москва, ул. Ткацкая, д. 1) о признании недействительными решения от 28.01.2021 N 02/АЗ-624, предписания от 28.01.2021 N 13,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Новикова А.М., представитель по доверенности от 20.04.2021 N 72828 сроком действия по 17.07.2022;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Мустафина Л.С., представитель по доверенности от 12.01.2021 N 1 сроком действия до 31.12.2024;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень", заказчик) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - антимонопольный орган, заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительными решения от 28.01.2021 N 02/АЗ-624, предписания от 28.01.2021 N 13.
К участию в деле в качестве третьего лица не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Институт "Энергосетьпроект" (далее - АО "Институт "Энергосетьпроект", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.07.2021 по делу N А75-5745/2021 в удовлетворении требований АО "Россети Тюмень" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Россети Тюмень" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе АО "Россети Тюмень" ссылается на то, что установленные заказчиком в пункте 14 Приложения N 3 к закупочной документации критерии не являются избыточными и не приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку предусматривают выявление тех случаев ненадлежащего исполнения договорных обязательств, произошедших по вине участников, сведения о которых по тем или иным причинам не были учтены в реестре недобросовестных поставщиков, что является обоснованным и допустимым. Наличие факта неисполнения договорных обязательств, которые привели к отказу от исполнения договора по вине исполнителя, с высокой долей вероятности свидетельствуют о низкой благонадежности контрагента и о том, что договор, по которому проводится закупка, не будет исполнен таким участником надлежащим образом. Требования критерия "деловой репутации" не создают преимуществ отдельным лицам, а предоставляют АО "Россети Тюмень" дополнительные гарантии своевременного выполнения победителем закупки своих обязательств по договору с АО "Россети Тюмень". Установление повышенных требований к участникам и (или) порядку исполнения договора не может быть квалифицировано как ограничение конкуренции и нарушение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), если антимонопольным органом не было доказано, что такое условие включено в документацию о закупке исключительно для того, чтобы обеспечить победу на торгах конкретному хозяйствующему субъекту.
АО "Россети Тюмень" утверждает о том, что заявитель, осуществляя отбор поступивших заявок, принимал во внимание только факты неисполнения обязательств по договорам на выполнение проектных и изыскательских работ. Судом неверно определены фактические обстоятельства, так как заказчик не анализировал исполнение обязательств по договорам, не связанным с предметом закупки.
Управление и АО "Институт "Энергосетьпроект" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представили отзывы на жалобу.
АО "Институт "Энергосетьпроект", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель АО "Россети Тюмень" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителей АО "Россети Тюмень" и Управления, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, АО "Россети Тюмень" (заказчик) осуществляет закупку товаров (работ, услуг) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках) и Единым стандартом закупок ПАО "Россети", утвержденным решением Совета директоров ПАО "Россети" согласно протоколу от 17.12.2018 N 334) (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок).
28.12.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) заказчиком опубликовано извещение N 32009679841 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ВЛ 110 кВ ЯГП-1В-ЯГТЭС с ответвлением на ПС ЯГП-2В (замена опор, провода) филиала АО "Россети Тюмень" Северные электрические сети.
Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Положения о закупках предусмотрено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам, устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно-распорядительными документами заказчика.
В соответствии с Положением о закупке заказчик АО "Россети Тюмень" вправе устанавливать требования к участникам закупки, закупаемой продукции, условиям её поставки и определить необходимые документы, подтверждающие (либо декларирующие) соответствие этим требованиям (подпункт "д" пункта 4.2.1 Положения).
В соответствии с пунктом 1.2 Приложения N 2 к Положению о закупке заказчика ("Типовые требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок" перечень отборочных (минимальных обязательных к выполнению всеми участниками закупки) требований, критерии оценки (ценовые и неценовые) и порядок оценки заявок участников утверждаются закупочной комиссией в составе документации о закупке.
Требования к участникам закупки установлены пунктом 1.4 документации о закупке. Согласно подпункту 1.4.3 документации о закупке для того, чтобы принять участие в закупке, участник закупки должен удовлетворять требованиям, установленным в части 2 "Информационная карта закупки" (далее - информационная карта).
Из пункта 12, 13 информационной карты следует, что требования к участникам закупки устанавливаются согласно приложению N 3 к документации о закупке.
Приложение N 3 к документации о закупке содержит единые квалификационные требования к участникам закупки.
Пунктом 14 приложения N 3 установлен отборочный критерий "Деловая репутация", в соответствии с которым каждый участник закупки должен предоставить Декларацию о своевременном и полном исполнении договоров, ранее заключённых с заказчиком (его филиалами, дочерним организациям, взаимозависимыми обществами) или иными юридическими лицами (в свободной форме).
Параметрами несоответствия отборочному критерию "Деловая репутация" является:
- наличие за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке факта одностороннего отказа АО "Россети Тюмень" (ДЗО ПАО "Россети") от исполнения заключённого с участником закупки договора либо факта наличия соглашения о расторжении с участником закупки договора либо вступившего в законную силу решения суда о расторжении с участником закупки договора в связи с ненадлежащим выполнением им обязательств по договору, в том числе когда участник не приступил или несвоевременно приступил к исполнению обязательств по договору;
- наличие за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке факта одностороннего отказа участника закупки от исполнения, заключённого с АО "Россети Тюмень" (ДЗО ПАО "Россети") договора, не связанного с виновными действиями АО "Россети Тюмень" (ДЗО ПАО "Россети");
- наличие за последние 12 месяцев до даты размещения извещения о закупке вступивших в законную силу судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение участником закупки договорных обязательств. Указанное требование устанавливается, в том числе к субподрядчикам, соисполнителям, субпоставщикам, членам коллективного участника.
Данные требования являются отборочными, а несоответствие данным требованиям влечет отклонение заявки участника.
В соответствии с пунктом 5.3.4 документации о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если: участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке; заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке); участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.
В соответствии с пунктом 2.2 Типовых требований к участникам закупок (Приложение 2 к Положению о закупках), установлено, что определение перечня отборочных критериев (требований), а также измеряемых значений критериев оценки данных требований, включаемых в документацию о закупке, зависит от предмета закупки и ее особенностей, то есть обоснованность выбора конкретных отборочных требований и параметров их критериев для включения в документацию о закупке может быть обусловлена исключительно необходимостью выявления способности участника выполнить договор на условиях и в полном объеме согласно предмету закупки, а также необходимостью соблюдения участником и заказчиком требований действующего законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.
19.01.2021 в Ханты-Мансийское УФАС поступила жалоба АО "Институт "Энергосетьпроект" на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме.
В жалобе АО "Институт "Энергосетьпроект" полагало, что заказчик в нарушение Закона N 223-ФЗ установил в документации необоснованные, избыточные требования к участникам закупки, чем ограничил круг участников закупки и нарушил его права и законные интересы заявителя как потенциального участника закупки. По мнению Института, требование к участникам закупки является необоснованным, так как относится ко всем договорам и обязательствам, заключенным участниками, а не только относящимся к предмету закупки.
Решением от 28.01.2021 N 02/АЗ-624 антимонопольный орган признал жалобу АО "Институт "Энергосетьпроект" обоснованной. В соответствии с пунктом 2 решения АО "Россети Тюмень" выдано предписание от 28.01.2021 N 13, которым заказчику в целях устранения нарушений, допущенных при проведении конкурса в электронной форме, предписано совершить следующие действия:
1.1 внести изменения в закупочную документацию с учетом решения комиссии Ханты-Мансийского УФАС от 28.01.2021 по жалобе N 086/07/3-88/2021;
1.2 разместить информацию о внесенных изменениях в ЕИС в сфере закупок в сети интернет по адресу www.zakupki.gov.ru;
1.3 продлить срок приема заявок на участие в закупке N 32009858681 в соответствии с положениями части 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, подпунктами "в", "г" пункта 4.2.1 Единого стандарта закупок ПАО "Россети"; и представить информацию об исполнении предписания в срок до 20.02.2021.
Не согласившись с решением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
09.07.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, которое обжалуется АО "Россети Тюмень" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ предусматривается, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ). Регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется ими не произвольно, а с учетом вышеназванных принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о защите конкуренции.
Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов установлены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах (часть 2 статьи 18.1 Закона о конкуренции).
При этом основания для обращения указанных лиц в антимонопольный орган закреплены частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вышеприведенный перечень случаев, дающих заявителю право подачи соответствующих жалоб в антимонопольный орган, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Требования к участникам такой закупки подлежат отражению в документации о конкурентной процедуре (пункт 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
Как следует из материалов дела, АО "Россети Тюмень" (заказчик) опубликовало в ЕИС извещение N 32009679841 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ВЛ 110 кВ ЯГП-1В-ЯГТЭС с ответвлением на ПС ЯГП-2В (замена опор, провода) филиала АО "Россети Тюмень" Северные электрические сети.
Требования к участникам закупки установлены пунктом 1.4 документации о закупке.
Согласно подпункту 1.4.3 документации о закупке для того, чтобы принять участие в закупке, участник закупки должен удовлетворять требованиям, установленным в части 2 "Информационная карта закупки".
Из пункта 12, 13 информационной карты следует, что требования к участникам закупки устанавливаются согласно приложению N 3 к документации о закупке.
Приложение N 3 к документации о закупке содержит единые квалификационные требования к участникам закупки.
Пунктом 14 приложения N 3 установлен отборочный критерий "Деловая репутация", в соответствии с которым каждый участник закупки должен предоставить Декларацию о своевременном и полном исполнении договоров, ранее заключённых с заказчиком (его филиалами, дочерним организациям, взаимозависимыми обществами) или иными юридическими лицами (в свободной форме).
Параметрами несоответствия отборочному критерию "Деловая репутация" является:
- наличие за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке факта одностороннего отказа АО "Россети Тюмень" (ДЗО ПАО "Россети") от исполнения заключённого с участником закупки договора либо факта наличия соглашения о расторжении с участником закупки договора либо вступившего в законную силу решения суда о расторжении с участником закупки договора в связи с ненадлежащим выполнением им обязательств по договору, в том числе когда участник не приступил или несвоевременно приступил к исполнению обязательств по договору;
- наличие за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке факта одностороннего отказа участника закупки от исполнения, заключённого с АО "Россети Тюмень" (ДЗО ПАО "Россети") договора, не связанного с виновными действиями АО "Россети Тюмень" (ДЗО ПАО "Россети");
- наличие за последние 12 месяцев до даты размещения извещения о закупке вступивших в законную силу судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение участником закупки договорных обязательств. Указанное требование устанавливается, в том числе к субподрядчикам, соисполнителям, субпоставщикам, членам коллективного участника.
Данные требования являются отборочными, а несоответствие данным требованиям влечет отклонение заявки участника.
Признавая жалобу третьего лица обоснованной, антимонопольный орган в решении от 28.01.2021 N 02/АЗ-624 указал на то, что заказчик, устанавливая обязательное требование к участникам закупки об отсутствии факта расторжения договоров и отсутствия вступивших в законную силу судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение участником закупки договорных обязательств, делает это безотносительно к предмету закупки. Факт нарушения участником обязательств по иным договорам, не связанным с предметом закупки, объективно не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, и не может служить основанием для отклонения заявки от участия в закупке.
Оспаривая указанные выводы, АО "Россети Тюмень" ссылается на то, что заказчик, осуществляя отбор поступивших заявок, принимал во внимание только факты неисполнения обязательств по договорам на выполнение проектных и изыскательских работ. Судом неверно определены фактические обстоятельства, так как заказчик не анализировал исполнение обязательств по договорам, не связанным с предметом закупки.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанные доводы АО "Россети Тюмень" противоречат материалам дела.
Так, в частности, из материалов дела следует, что АО "Институт "Энергосетьпроект" обращалось к АО "Россети Тюмень" с запросом, в ответе на который заказчик подтвердил, что спорное требование применяется к любым договорам, в том числе договорам подряда.
Кроме того, буквальное прочтение пункта 3 отборочного критерия "Деловая репутация" (наличие за последние 12 месяцев до даты размещения извещения о закупке вступивших в законную силу судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение участником закупки договорных обязательств) также не позволяет суду апелляционной инстанции признать обоснованными доводы АО "Россети Тюмень" о том, что в данном случае подразумеваются только судебные акты в отношении договоров на выполнение проектно-изыскательских работ.
Более того, суд апелляционной инстанции также полагает неправомерным установление указанного требования, в том числе, к субподрядчикам, соисполнителям, субпоставщикам, членам коллективного участника, поскольку заказчик вправе предусмотреть требования только в отношении участников закупки.
Вопреки позиции АО "Россети Тюмень", указанные критерии являются избыточными и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку не связаны с предметом закупки, указанные требования признаны закупочной документацией отборочными, их несоответствие влечет отклонение заявки участника, что свидетельствует о необоснованном сокращении круга потенциальных участников закупки.
Судом первой инстанции верно указано на то, что факт нарушения участником обязательств по иным договорам, не связанным с предметом закупки и с заказчиком, объективно не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки и не может служить основанием для отклонения заявки от участия в закупке.
Указанные критерии нельзя связать и с удовлетворением потребности заказчика в наилучшем результате по объекту закупки, в силу чего доводы подателя жалобы о том, что указанные критерии являются дополнительными гарантиями заказчика, являются необоснованными.
Установленные избыточные требования не учитываются при определении рейтинга (оценке) заявки участника, а являются основанием для допуска или отказа в допуске к участию в закупке.
Предъявленные к участникам требования, которые также касаются не только самого исполнителя, но и субподрядчиков, сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по выполнению работ, являющихся предметом закупки, и учитывая необходимость представления на стадии подачи заявки сведений обо всех привлекаемых субподрядчиках, приводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на АО "Россети Тюмень".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2021 по делу N А75-5745/2021 - без изменения.
Возвратить акционерному обществу "Россети Тюмень" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне оплаченной платежным поручением от 15.07.2021 N 40401.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5745/2021
Истец: АО "РОССЕТИ ТЮМЕНЬ", ООО "ААА"
Ответчик: ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Третье лицо: АО Институт "Энергосетьпроект"