г. Киров |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А28-16281/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Центральная коммунальная службы" г. Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.04.2021 по делу N А28-16281/2020,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Центральная коммунальная службы" г. Кирова (ИНН 4345080847, ОГРН 1044316529080)
к администрации города Кирова (ИНН 4348005534, ОГРН 1024301340238)
при участии в деле третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Единая управляющая компания города Кирова" (ИНН 4345499797, ОГРН 1204300001751)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Центральная коммунальная служба" г. Кирова (далее - заявитель, МУП "ЦКС" г. Кирова, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Кирова (далее - ответчик, Администрация) от 21.12.2020 N 3072-п "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в которых собственниками помещений не выбран способ управления" (с изм. от 03.02.2021 N 176-п).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Единая управляющая компания города Кирова".
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "ЦКС" г. Кирова обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, в решении суда нет мотивированного обоснования, почему нарушение части 1 статьи 15, части 2 статьи 1, пункта 8 статьи 4, статья 39.1 Закона о защите конкуренции, пункта 4 Правил N 1616 и принятие решения об определении временной управляющей организации без проведения конкурса является допустимым и приемлемым, не влекущим нарушения прав неопределенного круга лиц. Также в апелляционной жалобе указано, что судом не исследовался вопрос о количестве включенных в Перечень организаций, а также количестве домов, находящихся в управлении таких организаций, до вынесения Постановления администрации города Кирова от 21.12.2020 N 3072-п, а также количестве включенных в Перечень организаций, и количестве домов, находящихся в управлении таких организаций после исполнения Постановления администрации города Кирова от 21.12.2020 N 3072-п.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу выразила несогласие с доводами заявителя, опровергла их и просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.07.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.2019 Администрацией принято постановление N 3242-п "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в которых собственниками помещений не выбран способ управления", на основании которого временной управляющей организацией в отношении МКД, перечисленных в Приложении к постановлению, определено МУП "ЦКС" г. Кирова.
21.12.2020 Администрацией принято постановление N 3072-п "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в которых собственниками помещений не выбран способ управления", на основании которого временной управляющей организацией в отношении МКД, перечисленных в Приложениях N 1, 2 к постановлению, определено ООО "Единая управляющая компания города Кирова".
29.12.2020 МУП "ЦКС" г. Кирова обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления от 21.12.2020 N 3072-п как противоречащего, в том числе части 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, поскольку в Приложении N 2 указаны адреса МКД, собственники которых реализовали свое право на выбор управляющей организации и заключили договоры управления с МУП "ЦКС" г. Кирова.
03.02.2021 Администрацией принято постановление N 176-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Кирова от 21.12.2020 N 3072-П", на основании которого из Приложения исключены адреса МКД, собственники которых заключили договоры управления с МУП "ЦКС" г. Кирова. Не оспаривая данное обстоятельство, заявитель настаивает на удовлетворении своего требования по остальным изложенным в заявлении доводам.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Заявителем оспаривается постановление Администрации от 21.12.2020 N 3072-п об определении ООО "Единая управляющая компания города Кирова" управляющей организацией для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления такими домами. Данное постановление оценивается арбитражным судом исходя из обстоятельств, имевших место на момент его вынесения.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления на основании следующего.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого ненормативного правового акта) определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи и частью 2 статьи 163 настоящего Кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся (часть 8 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 17 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 1616).
В силу пункта 2 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное (далее соответственно - уполномоченный орган, решение об определении управляющей организации), содержащим в том числе:
а) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения";
б) размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что такие полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 4 Правил N 1616).
На основании пункта 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2019 году в отношении ряда многоквартирных домов администрацией города Кирова проведены мероприятия, предусмотренные частями 4, 5 статьи 200 ЖК РФ, в том числе по проведению открытых конкурсов по отбору управляющей организации многоквартирными домами, которые признаны несостоявшимися.
По этой причине управляющей организацией в отношении 135 многоквартирных домов было определено МУП "ЦКС" г. Кирова на основании постановления администрации города Кирова от 30.12.2019 N 3242 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в которых собственниками помещений не выбран способ управления", в которое в последующем внесены изменения в части исключения ряда многоквартирных домов из перечня многоквартирных домов, в связи с выбытием их из управления МУП "ЦКС" г. Кирова.
Постановление от 30.12.2019 N 3242 не содержит указания на передачу многоквартирных домов в постоянное управление Предприятия. При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции правильно исходил из того, что по смыслу части 17 статьи 161 ЖК РФ МУП "ЦКС" г. Кирова могло осуществлять управление многоквартирными домами на основании названного постановления не более одного года. Следовательно, в декабре 2020 года Администрация обязана была вновь определить временную управляющую организацию по истечении года управления данными домами МУП "ЦКС" г. Кирова на основании постановления от 30.12.2019 N 3242-п.
Так, по истечении срока действия временного управления многоквартирными домами, в декабре 2020 года постановлением администрации города Кирова N 3072-п от 21.12.2020 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в которых собственниками помещений не выбран способ управления", в том числе для 125 многоквартирных домов, находившихся во временном управлении МУП "ЦКС" г. Кирова, временной управляющей организацией определено ООО "Единая управляющая организация города Кирова".
На основании пункта 8 Правил N 1616 при определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций.
Если 2 и более управляющие организации управляют на основании решения об определении управляющей организации равным количеством многоквартирных домов, уполномоченный орган определяет для управления многоквартирным домом управляющую организацию в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций.
Указанный пункт предписывает уполномоченному органу производить определение управляющей организации исходя из количества домов, находящихся в управлении на основании решения об определении управляющей организации, либо использовать критерий - в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций. Пункт 8 Правил не содержит указания на обязанность уполномоченного органа производить распределение количества многоквартирных домов между управляющими организациями с точностью до одного дома, на что правильно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Единая управляющая компания города Кирова" включена в Перечень управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками не выбран способ управления и не определена управляющая организация, 14.09.2020, по состоянию на 21.12.2020 в управлении указанной организации передано 2 МКД. В данном Перечне по состоянию на 21.12.2020 содержалась информация о передаче в управление МУП "ЦКС" г. Кирова (включено в Перечень 06.12.2019) 259 МКД, из них: 135 МКД по постановлению от 30.12.2019 N 3242-п, которые включены в перечень домов Приложения N 2 к постановлению от 21.12.2020 N 3072-п с последующим исключением 33 МКД в связи с заключением договоров управления.
Суд первой инстанции, оценив данные обстоятельства, пришел к выводу о законности постановления Администрации от 21.12.2020 N 3072-п, поскольку предусмотренные пунктом 8 Правил N 1616 критерии распределения многоквартирных домов между управляющими организациями Администрацией не нарушены. Основания для иной оценки фактических обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В материалы дела не представлены надлежащие, допустимые доказательства, подтверждающие нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов Предприятия в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, повторно исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с подлежащими применению положениям действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания постановления от 21.12.2020 N 3072-п недействительным, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 27.04.2021 по делу N А28-16281/2020 надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу Предприятия - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.04.2021 по делу N А28-16281/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Центральная коммунальная службы" г. Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-16281/2020
Истец: МУП "ЦКС" г. Кирова
Ответчик: Администрация города Кирова
Третье лицо: ООО "Единая управляющая компания города Кирова"