г. Чита |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А58-992/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Доржиева Э.П., при ведении протокола помощником судьи Рябковым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.07.2021 об оставлении искового заявления без рассмотрения по делу N А58-992/2021 по заявлению Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН 1414009962, ОГРН 1031400599152) от 18.01.2021 г. N 01-09-11/1 об установлении факта имеющего юридическое значение, заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646),
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение: о признании следующих объектов недвижимости завершенными строительством и пригодными для эксплуатации по назначению: объект (здание гаража) находящиеся по адресу: г. Ленск, ул. Объездная, д. 10/3 с кадастровым номером 14:14:050069:301 (1- этажный, общая площадь 2 203,80 кв. м., инв. N 98227501/лн1/000280, лит 3); гаражстоянка, находящийся по адресу: г. Ленск, 3 км трассы Ленск-Мирный с кадастровым номером 14:14:000000:3452 (1-этажный, общая площадь 1 065,40 кв. м., инв. N 98227501/ЛН2/000033/В, лит В); хлебопекарня на 3 тн./см находящийся по адресу: г. Ленск, ул. Победы 14А с кадастровым номером 14:14:050084:173.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.07.2021 исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании пункта 3 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным определением, Администрация муниципального образования "Ленский район" обратилась с апелляционной жалобой. Указывает, что заявителем были представлены суду все доказательства невозможности получения надлежащих документов устанавливающих юридический факт признания объектов завершенными строительством и пригодными для эксплуатации по назначению. Установление данного юридического факта необходимо в целях эксплуатации объектов недвижимости и не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду. Исходя из представленных суду доказательств, объекты фактически принадлежат заявителю МО "Ленский район" на праве собственности как незавершенные строительством объекты, какие либо притязания на указанные объекты со стороны других лиц отсутствуют. В связи с чем, вывод суда о том, что установление испрашиваемых юридических фактов приведет к спору о праве, является ошибочным.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России, сайта КАД, Кроме того, их представители извещались и участвовали в судебных заседаниях по данному делу, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 2 части 4 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
На основании абзаца второго части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Согласно части 1 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" разъяснено, что по делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ч. 1 статья 220 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (часть 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение.
Пункт 3 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также указывает, что арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 года N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" разъяснено, что заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения, если требование возникло из спора о праве; такое требование может быть рассмотрено в общем порядке.
Из содержания заявления следует, что Администрация, обращаясь с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, по сути, ставит вопрос о введении в гражданский оборот возведенных объектов в отсутствие разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, ссылаясь на невозможность их получения в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью.
Основанием для обращения стала невозможность представить в регистрирующий орган разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и разрешение на строительство на объекты недвижимого имущества. Само Муниципальное образование "Ленский район" PC (Я) не является застройщиком указанных объектов недвижимости.
В связи с указанными обстоятельствами по делу возникает вопрос о соблюдении специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей, а также о наличии оснований для приобретения заинтересованным лицом вещных прав на спорное имущество, а это свидетельствует о том, что требование Администрации связано с разрешением вопросов права, но не имеющего бесспорный характер факта.
Вещно-правовые вопросы могут быть исследованы и получить правовую оценку суда только в рамках разрешения в исковом порядке спора о праве, учитывая установленный процессуальным законом различный состав и процессуальное положение лиц, участвующих в деле, а также круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении спора о праве и заявления об установлении юридического факта (статьи 125, 168, 217, 221, 222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совокупность условий для установления юридического факта в данном случае отсутствует, поскольку смысл поданного заявления об установлении юридического факта сводится, по существу, к легализации в гражданском обороте спорных объектов недвижимости. При этом, наличие либо отсутствие у объектов недвижимости признаков самовольного строения подлежат установлению при рассмотрении спора о праве материальном.
Поскольку установление указанных заявителем фактов и приведенное заявителем обоснование необходимости их установления связано с необходимостью разрешения судом спора о праве, который не подлежит рассмотрению в порядке особого производства, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 217, частью 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно оставил заявление без рассмотрения. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 268, статьей 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.07.2021 об оставлении искового заявления без рассмотрения по делу N А58-992/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия.
Судья |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-992/2021
Истец: Администрация муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)