г. Челябинск |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А07-23202/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-Уфа 1" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2021 по делу N А07-23202/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - Файзрахманова Г.А. (доверенность от 11.01.2021, диплом).
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - истец, фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью "Стандарт-Уфа 1" (далее - ответчик, ООО "Стандарт-Уфа 1", общество, страхователь) с исковым заявлением о взыскании излишне выплаченного пособия по обязательному социальному страхованию в сумме 222 796 рублей.
Судом первой инстанции привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Адельгареева Алиса Павловна.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие ошибок со стороны истца, неправильное истолкование истцом заполнения строки в сведениях "число календарных дней в расчетном периоде" в соответствии с частью 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В представленном отзыве Фонд ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Стандарт - Уфа 1" с 22.08.2007 и по настоящее время состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в филиале N 1 государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан.
03.07.2020 ООО "Стандарт-Уфа 1" направило в филиал N 1 Фонда реестр сведений в электронном виде для назначения и выплаты пособия по беременности и родам по листку нетрудоспособности N 360277294223 от 18.06.2020 (за период с 18.06.2020 по 04.11.2020) и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в отношении Адельгареевой Алисы Павловны, который был принят филиалом N 1 Фонда 08.07.2020.
В сведениях, необходимых для назначения и выплаты пособия по беременности и родам страхователем было указано следующее:
1. суммарный заработок застрахованного лица за два года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам 508335,78 руб.;
2. средний дневной заработок 709,97 руб.;
3. число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде - 140 дней.
На основании полученного от страхователя указанного реестра сведений страховщиком были начислены и перечислены застрахованному лицу (Адельгареевой А.П.) 322 968,22 руб., в том числе, пособие по беременности и родам в размере 322 191,80 руб., единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 776,42 руб., что подтверждается платежными поручениями от 10.07.2020 N 136307 и N 135832, соответственно.
В связи с недостоверными сведениями, направленными ответчиком в адрес истца, Адельгареевой А.П. излишне выплачено пособие по беременности и родам в размере 222 796 рублей.
Фонд направил страхователю письмо от 17.07.2020 N 18-01-09/03-1212 с уведомлением о факте излишне понесенных расходов в связи с недостоверными сведениями, представленными страхователем, и с требованием вернуть излишне уплаченную сумму пособия.
Страхователь в добровольном порядке требование Фонда не исполнил, данное обстоятельство послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии основания для взыскания излишне выплаченного застрахованному лицу пособия в сумме 222 796 рублей со страхователя.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом N 255-ФЗ, являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Основанием для назначения застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Порядок исчисления спорных пособий регулируется Законом N 255-ФЗ, а также Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному медицинскому социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 Республика Башкортостан участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 294 для получения пособия застрахованное лицо (работник) обращается к страхователю (работодателю) по месту своей работы с заявлением, к которому прилагаются соответствующие документы, необходимые для выплаты пособия.
Согласно пункту 3 Положения N 294 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия.
Согласно пункту 4 Положения N 294 страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.
Выплата осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица. Выплата ежемесячного пособия осуществляется с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие (пункт 9 Положения N 294).
В соответствии с пунктом 16 Положения N 294 за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
Порядок возмещения ущерба производится на основании статей 15, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Для взыскания убытков необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств: противоправности поведения причинителя вреда, наступления вреда и причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом. При этом бремя доказывания в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на Фонде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица, вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Излишняя выплата сумм пособий по обязательному социальному страхованию, произошедшая по причине предоставления страхователем Фонду неполных или недостоверных данных является убытками Фонда.
В рассматриваемом случае представленные страхователем документы в порядке пункта 3 Положения для назначения и выплаты застрахованному лицу соответствующих пособий содержали недостоверные сведения о числе календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
Так, страхователю в строке "число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде" было указано 140 дней (т.1, л.д. 84), в то время как следовало указать "716".
Факт наличия ошибки при заполнении сведений страхователем не оспаривается.
Страховщиком была произведена обработка представленных ответчиком реестровых данных и на основании представленных сведений был произведен расчет пособия застрахованному лицу, исходя из суммарного заработка за два года 508 335,79 руб., число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде - 140.
Между тем, податель апелляционной жалобы указывает, что в поданном заявлении им была предоставлена достоверная информация о среднедневном заработке - 709,97 руб., исходя из верно рассчитанного количества календарных дней в расчетном периоде (716 дней), а также верный размер пособия (99 395,80 рублей).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закон N 255-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого страхователя.
Согласно части 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не начислялись.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, положения части 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ не допускают двоякого толкования, приведенная норма содержит ссылку на часть 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, указывающую на порядок определения расчетного периода (два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая).
Следовательно, предположение страхователя о том, что строка "число календарных дней, учитываемых в календарном периоде" могла заполняться показателем "140 дней", то есть количество дней, исключаемых в соответствии частью 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, является ошибочным.
Следует отметить, что Фонд сведениями об указанных в части 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ периодах в целях правильного исчисления пособий не обладает, в связи с чем, сведения с указанием числа календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, подлежит представлению именно страхователем.
Согласно части 5 статьи 14 Закона N 255-ФЗ размер пособия по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на отпуск по беременности и родам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.
Согласно пунктам 8, 9 Положения N 294, после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий, и осуществляет выплату путем перечисления на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя).
Таким образом, сумма пособия определяется и выплачивается Фондом на основании сведений, представленных страхователем.
Доводы заявителя о том, что в Сведениях он указал верный размер среднего дневного заработка работника (709,97 руб.), и правильную сумму пособия (99 395,80 руб.), не могут быть приняты во внимание, поскольку Фондом при расчете пособия используются данные о числе календарных дней, учитываемых в расчетном периоде, сообразно суммарному заработку за два года (т.е. за указанный расчетный период), предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.
При этом Положение N 294 не предусматривает обязанность Фонда проверять правильность представленных страхователями сведений (в том числе путем сопоставления разных показателей, представленных в составе сведений), в связи с чем не могут быть приняты во внимание и доводы общества о том, что Фонд не принял меры для проверки правильности представленных обществом Сведений.
Более того, Положение N 294 предусматривает возможность Фонда обратиться к страхователю за какими-либо сведениями только в том случае, если представленные сведения не обладают признаком достаточности для назначения и выплаты соответствующего пособия (пункт 7 Положения N 294).
Положение не предусматривает обязанность Фонда проверять достоверность представленных страхователями сведений (в том числе путем их сопоставления), в связи с чем не могут быть приняты во внимание и доводы общества о том, что Фонд не принял надлежащие и своевременные меры для проверки правильности представленных обществом Сведений.
Из Положения N 294 следует, что в своей деятельности Фонд исходит из достоверности представленных страхователем сведений.
Страхователь должен самостоятельно проводить анализ имеющихся документов в каждой ситуации в отдельности, поскольку предоставление достоверных сведений возложено именно на него.
Действующее законодательство не предусматривает возможности проверки всех сведений, поступающих от страхователей, поэтому пунктом 16 Положения N 294 предусмотрено, что расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем.
Кроме того, осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за предоставление недостоверной информации, влияющей на право получения застрахованным лицом пособия и определение его размера, что находит также свое отражение в определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о представлении страхователем Фонду недостоверных сведений, на основании которых размер пособия был определен неверно, а пособие выплачено застрахованному лицу в излишнем объеме.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выплата пособия застрахованному лицу в завышенном размере на 222 796 рублей по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ фактически представляет собой сумму убытков, понесенных Фондом, размер убытков подтвержден расчетом пособия, платежными поручениями по выплате пособия застрахованному лицу.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2021 по делу N А07-23202/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-Уфа 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23202/2020
Истец: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "СТАНДАРТ-УФА 1"
Третье лицо: Адельгареева А. П.