город Томск |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А45-15030/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Зайцевой О.О.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Лидер" (N 07АП-8315/2021) на решение от 15.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15030/2021 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Лидер", г. Татарск (ОГРН 1085468000375) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН 1055406102223) о признании недействительным предписания от 17.03.2021 N 08-03-012/502-1.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Лидер" (далее - заявитель, общество, ООО "УК-Лидер") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 17.03.2021 N 08-03-012/502-1.
Решением от 15.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Оспаривая законность оспариваемого предписания, указывает, что собственники помещений в многоквартирных домах фактически приняли решение, предоставляющее обществу право производить начисления за вывоз ЖБО согласно утвержденному тарифу Администрацией города Татарска. В тех домах, где собственниками жилых домов не принято решение об утверждении платы за вывоз ЖБО, применяется плата за вывоз ЖБО, установленная постановлением Администрации города Татарска исходя из расчета за 1 кв. метр общей площади помещения.
В отзыве на апелляционную жалобу жилищная инспекция считает доводы общества несостоятельными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Из материалов дела следует, управление многоквартирными домами N N 55а, 53а, 53, 51, 47, 45 по ул. Полевая, N 60 по пер. Кирпичный в г. Татарске Татарского района Новосибирской области осуществляет управляющая организация ООО "УК-Лидер" на основании договоров управления и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 15.04.2015 N054- 000015.
В жилищную инспекцию обратились собственники помещений в многоквартирных домах N N 55а, 53а, 53, 51, 47, 45 по ул. Полевая, N 60 по пер. Кирпичный в г. Татарске Татарского района Новосибирской области о нарушении установленных требований в части организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества.
В связи с поступлением обращения собственников на основании приказа инспекции от 17.03.2021 N 08-01-012/502 в отношении ООО "УК-Лидер" проведена внеплановая документарная проверка, предметом которой являлось соблюдение лицензионных требований к исполнению обязанностей по выполнению работ и (или) оказанию услуг по управлению указанным многоквартирным домом в части организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в указанных выше многоквартирных домах за период с октября 2019 по февраль 2021 года.
По итогам проверки установлено, что начисление платы за услугу сбор и вывоз жидких бытовых отходов общество осуществляло в отсутствие решения общего собрания собственников об утверждении размера платы за данную услугу, в связи с чем должностным лицом жилищной инспекции сделан вывод о нарушении лицензионных требований, результаты проверки зафиксированы в акте от 17.03.2021 N 08-02- 012/502.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями обществу было выдано предписание от 17.03.2021 N 08-03-012/502-1 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 19.04.2021.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и отсутствии оснований для признания его недействительным, отсутствия нарушений порядка проведения проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности доказывания обстоятельств нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим (надзорным) органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них.
Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, и несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом (статья 44 ЖК РФ).
Управление многоквартирными домами N N 55а, 53а, 53, 51, 47, 45 по ул. Полевая, N 60 по пер. Кирпичный в г. Татарске Татарского района Новосибирской области осуществляет управляющая организация ООО "УК-Лидер" на основании договоров управления и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 15.04.2015 N054- 000015.
В соответствии с абзацем "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионным требованием к лицензиату, устанавливаемым в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил N 491 услуги и работы по сбору и вывозу жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) входят в перечень работ по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из пункта 26 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - постановление Правительства N 290), работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе, откачке жидких бытовых отходов, отнесены к услугам и работам, необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества.
Порядок установления размера платы по договору управления определен частью 7 статьи 156 ЖК РФ, согласно которой размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 491 перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования утверждаются собственниками помещений на общем собрании. При этом расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Перечень работ и услуг, выполняемых управляющей организацией, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения утверждается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В многоквартирных домах N N 55а, 53а, 53, 51, 47, 45 по ул. Полевая, N 60 по пер. Кирпичный в г. Татарске Татарского района Новосибирской области сброс канализационных стоков осуществляется в выгребные емкости (нецентрализованная система водоотведения).
Размер расходов на оказание данной услуги должен определяться собственниками на общем собрании и быть согласованным с управляющей организацией.
В ходе проверочных мероприятий жилищной инспекцией охвачен период с октября 2019 года по февраль 2020 года. В указанный период, а именно в январе 2020 года заявителем осуществлены доначисления за услугу вывоз ЖБО за предыдущие периоды.
Суд первой инстанции установил, что протоколы общих собраний собственников помещений ни об утверждении размера платы за вывоз ЖБО, ни об изменении данного размера в ходе проверки не представлен. Факт осуществления доначисления являлся самостоятельным нарушением и отмечен в пункте 2 оспариваемого предписания.
Соответствующими решениями общих собраний собственники фактически утвердили порядок расчета (порядок начисления), но не сам размер платы (в денежном выражении, фиксированную сумму) за услуги по сбору и вывозу ЖБО.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции в части помещений в многоквартирных домах N N 55а, 53а, 53, 51, 47, 45 по ул. Полевая, поскольку в протоколах общих собраний собственники фактически утвердили порядок расчета (порядок начисления), но не сам размер платы (в денежном выражении, фиксированную сумму) за услуги по сбору и вывозу ЖБО.
Однако многоквартирный дом N 60 по пер. Кирпичный подлежит исключению из предписания, поскольку согласно протоколу от 19.05.2019 N4 собственники утвердили: повестка дня N 3- утвердить плату за услугу "Вывоз жидких бытовых отходов согласно Постановлениям Администрации города Татарска в следующем размере:
с 01.07.2018 по 31.08.2018 - 23 руб. 83 коп. за 1 кв.м,
с 01.09.2018 по 30.06.2019 - 15 руб. 56 коп. за 1 кв.м,
с 01.07.2019 по 30.06.2020 - 15 руб. 73 коп. за 1 кв.м.
Таким образом, собственники помещений многоквартирного дома N 60 по пер. Кирпичный фактически приняли решение, предоставляющее обществу право производить начисления за вывоз ЖБО согласно утвержденному тарифу.
Таким образом, предписание жилищной инспекции от 17.03.2021 N 08-03-012/502-1 подлежит признанию недействительным в части обязания общества устранить нарушение в части начисления размера платы за услугу "вывоз ЖБО" по многоквартирному дому 60 по улице пер. Кирпичный в г. Татарске за период с октября 2019 года по февраль 2021 года; устранить нарушения в части начисления размера платы за услугу "вывоз ЖБО" по многоквартирному дому 60 по улице пер. Кирпичный в г. Татарске за период с апреля 2019 года по сентябрь 2019 года.
Учитывая изложенное, решение от 08.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15030/2021 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить частично, признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 17.03.2021 N 08-03-012/502-1 в части обязания устранить нарушение по многоквартирному дому 60 по улице пер. Кирпичный в г. Татарске в части начисления размера платы за услугу "вывоз ЖБО" за период с апреля 2019 по сентябрь 2019 года, с октября 2019 по февраль 2021 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН 1055406102223) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Лидер", г. Татарск (ОГРН 1085468000375) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 4500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-15030/2021
Истец: ООО "Управляющая компания - Лидер"
Ответчик: Государственная Жилищная Инспекция Новосибирской Области
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд