г. Москва |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А40-31/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2021, принятое судьей Куклиной Л.А., в порядке упрощенного производства по делу N А40-31/21, по исковому заявлению ЗАО "Локотранс" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 701 113 рублей 14 копеек,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Локотранс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании суммы убытков, причиненных повреждением колесных пар вагонов в размере 701 113,14 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25 июня 2021 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
31.05.2020 г. выпущен из ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 29414190.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 081 от 29.05.2020 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл.
Осмотр вагона произвел представитель Марковеев ДА. на основании договора 7/010220 от 01.02.2020 г. По результатам осмотра был составлен акт от 30.05.2020. Согласно данному Акту, на колесной паре N 1175-104939-2013 была обнаружена неисправность односторонний ползун, на колесной паре N 1175-104946-2013 -неисправность односторонний ползун, на колесной паре N 1175-104935-2013 -неисправность односторонний ползун, на колесной паре N 1175-105073-2013 -неисправность односторонний ползун.
Акт подписал представитель Марковеев ДА. и представитель ремонтного депо, к акту приложены фотоматериалы.
Как следует из данного акта, выявленные неисправности являются повреждениями.
31.08.2020 г. выпущен из ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 52658333.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 0104 от 29.08.2020 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл.
Осмотр вагона произвел представитель Малышев В.В. на основании договора 7/10219 от 01.02.2019 г. По результатам осмотра был составлен акт от 31.08.2020. Согласно данному Акту, на колесной паре N 29-232400-1986 была обнаружена неисправность выщербина на одностороннем ползуне, на колесной паре N 29-232379-1986 - неисправность выщербина на одностороннем ползуне, на колесной паре N 29-23413-1986 - неисправность выщербина на одностороннем ползуне, на колесной паре N 29-229144-1988 - неисправность выщербина на одностороннем ползуне.
Акт подписал представитель Малышев В.В., к акту приложены фотоматериалы.
Как следует из данного акта, выявленные неисправности являются повреждениями.
24.08.2020 г. выпущен из ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 53753950.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 078 от 24.08.2020 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл.
Осмотр вагона произвел представитель Кончин Ю.В. По результатам осмотра был составлен акт от 31.08.2020. Согласно данному Акту, на колесной паре N 39-52202-1989 была обнаружена неисправность односторонний ползун, на колесной паре N 1226-31387-2003 - неисправность односторонний ползун.
Акт подписал представитель Кончин Ю.В., к акту приложены фотоматериалы.
Как следует из данного акта, выявленные неисправности являются повреждениями.
17.08.2020 г. выпущен из ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 64456569.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 053 от 17.08.2020 г. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл.
Осмотр вагона произвел представитель Кончин Ю.В. По результатам осмотра был составлен акт от 18.08.2020. Согласно данному Акту, на колесной паре N 1175-117034-2019 была обнаружена неисправность односторонний ползун, на колесной паре N 1175-118010-2019 - неисправность односторонний ползун.
Акт подписал представитель Кончин Ю.В., к акту приложены фотоматериалы.
Как следует из данного акта, выявленные неисправности являются повреждениями.
Перевозчик был уведомлен о производстве комиссионных осмотров вагонов путем направления телеграмм, а также принимал участие в комиссионных осмотрах.
Получение телеграмм опосредовано договором между ЗАО "Локотранс" и ОАО "РЖД" N 1-451113/Т от 28 октября 2014 г. Факт доставки телеграмм подтверждается детализацией, счетом-фактурой, а также актом оказанных услуг. Факт оплаты услуг телеграфной связи подтверждается приложенными к настоящему иску платежными поручениями.
Вышеуказанные неисправности, в соответствии с Отраслевым классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов" К ЖА 2005 имеет коды: "выщербины обода колеса" - 107, "ползун на поверхности катания" - 106, классифицируются как эксплуатационные (вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона).
Приказом Минтранса РФ от 21.02.2010 года N 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
Пунктом 15 Приложения N 5 к указанным Правилам "Правила эксплуатации подвижного состава" предусмотрено, что автоматические и электропневматические тормоза железнодорожного подвижного состава должны содержаться в соответствии с нормами и правилами и обладать управляемостью и надежностью действия в различных условиях эксплуатации, обеспечивать плавность торможения автоматические тормоза также остановку поезда при разъединенительном разрыве, тормозной магистрали и при открытии стоп-крана (крана экстренного торможения).
На сети железных дорог Российской Федерации действуют Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (приложение N 18 к протоколу от 7 мая 2014 г. N60). Указанными Правилами, на перевозчика возложена обязанность по такой эксплуатации подвижного состава, которая исключала бы скольжение заклиненных колесных пар по рельсам, а, следовательно, и торможение, приводящее к возникновению ползунов на поверхности катания колес, а в последствии и выщербин по ползунам (Раздел IX, п. 151, п. 156, п. 157, п. 177, п. 178. При этом п. 4 Раздела I установлено, что контроль соблюдения требований настоящих Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
Аналогичные требования содержатся и в Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 16 мая 1994 г. N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, утвержденной МПС РФ (п.п. 10.1.1., 10.1.10, Раздел 2 Инструкции).
Кроме того, как установлено п. 7.5. Распоряжения ОАО "РЖД" от 13 июля 2007 г. N 1305р, в случаях наличия на поверхности катания колес следов схода с рельс железнодорожного подвижного состава, а также отколов обода, выщербин, неравномерного проката, ползунов или наваров выше допустимых в эксплуатации размеров (со стороны аварийного буксового узла) событие относить за эксплуатационными вагонными депо, производившими последнее техническое обслуживание поезда.
Исходя из приведенных выше нормативных актов, скольжение заклиненных колесных пар по рельсам является нарушением правил эксплуатации подвижного состава.
Причиной появления на колесных парах "выщербин", "ползунов", по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары. Причиной возникновения настоящей неисправности определены выше названными актами и указывают на вину ОАО "РЖД".
Согласно п. 2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной 22.05.2009 г. на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п. 2.5.3. Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
Истец указывает, что ОАО "РЖД" приняло исправные вагоны к перевозке.
В частности, вагон N 29414190 был принят к перевозке в исправном состоянии, что подтверждается копией транспортной железнодорожной накладной N ЭГ283253; вагон N 52658333 был принят к перевозке в исправном состоянии, что подтверждается копией транспортной железнодорожной накладной N ЭК171907; вагон N 53753950 был принят к перевозке в исправном состоянии, что подтверждается копией транспортной железнодорожной накладной N ЭК560914; вагон N 64456569 был принят к перевозке в исправном состоянии, что подтверждается копией транспортной железнодорожной накладной N ЭЙ898606.
Таким образом, в момент принятия вагонов к перевозке, они были исправны.
Отсутствие неисправностей спорных вагонов, поданных к погрузке, подтверждается принятием их ОАО "РЖД" к перевозке.
Следовательно, по мнению истца, ОАО "РЖД" повредило вагоны, принадлежащие истцу посредством неправильной эксплуатации колесных пар.
Истец понес затраты на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту вагонов и ремонту колёсных пар на сумму 701 113 руб. 14 коп.
Истцом в адрес Ответчика направлены претензии с просьбой возместить убытки, вызванные повреждением вагонов, с просьбой возместить убытки, вызванные повреждением вагонов, оставленные ответчиком без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1096 ГК РФ вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В связи с изложенным, поскольку ответчиком не предоставил доказательств наличия иных причин неисправности колесных пар, свидетельствующих об отсутствии вины ОАО "РЖД" по передаче вагонов после перевозки в неисправном состоянии из-за повреждения колесных пар, истец просит взыскать с ответчика понесенные убытки в размер 701 113 руб. 14 коп.
Суд, руководствуясь ст.71 АПК РФ, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, полагает, что в настоящем споре доказано наличие совокупности предусмотренных законодателем оснований для удовлетворения требований по взысканию убытков на 648 646 руб. 75 коп. (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Доводы, приведенные ответчиком, суд исследовал, и считает, что они подлежат отклонению.
Представитель перевозчика был заблаговременно вызван для участия в осмотре вагонов.
Для составления актов и осмотра поврежденных колесных пар вагонов был произведен заблаговременный вызов представителей перевозчика путем направления телеграмм.
Намеренное уклонение ОАО "РЖД" от участия в комиссионных осмотрах не может сводить на нет доказательственное значение актов осмотра, поскольку принудить перевозчика к участию в расследовании собственник возможности не имеет.
Вагон N 29414190 - телеграмма N 081 от 29.05.2020, направлена за сутки до осмотра. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл, осмотр проведен представителем ЗАО "Локотранс" и представителем ремонтного депо.
Вагон N 52658333 - телеграмма N 0104 от 29.08.2020, направлена за 2 суток до осмотра. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл.
Вагон N 53753950 - телеграмма N 078 от 24.08.2020, направлена за 6 суток до осмотра. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл.
Вагон N 64456569 - телеграмма N 053 от 17.08.2020, направлена за сутки до осмотра. Представитель перевозчика на комиссионный осмотр вагона не прибыл.
Заявление ответчика об исправности тормозного оборудования не имеет юридического значения для рассматриваемого дела ввиду следующего.
В настоящем деле, согласно комиссионным актам проверки обоснованности отцепки вагонов, на колесных парах спорных вагонов были выявлены такие неисправности, как односторонние ползуны и выщербины по односторонним ползунам. Согласно классификатору КЖА 2005, на применении которого настаивает ответчик, они являются повреждениями вне зависимости от механизма образования (код неисправности 116 "Ползун на поверхности катания на одном колесе").
Поэтому ссылка ответчика на исправность тормозного оборудования, которая была формально и в одностороннем порядке удостоверена им путем составления справок и рапортов, не снимает с него ответственности за образование односторонних ползунов.
Исправность либо неисправность тормозного оборудования в рассматриваемой ситуации не имеет юридического значения, поскольку нормативно установлено, что "односторонний ползун" является повреждением вне зависимости от причин и механизма образования.
В соответствии с Классификатором КЖА 2005, на применении которого настаивает ответчик, неисправность "односторонний ползун" тоже является повреждением (код неисправности 116 "Ползун на поверхности катания на одном колесе").
Согласно Классификатору КЖА, указанная неисправность относится к разделу 3 "повреждения", и причиной ее возникновения является нарушение установленных правил и условий эксплуатации вагона при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
Таким образом, причины образования односторонних ползунов и выщербин по односторонним ползунам, связанные с действиями перевозчика, установлены не только классификатором ИТМ-В и Классификатором 2007, но и Классификатором КЖА 2005.
В рассматриваемом деле наличие на колесных парах "односторонних ползунов" подтверждается комиссионными актами осмотра.
В комиссионных актах осмотра указано, что выявленные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес.
В актах осмотра содержатся фотоматериалы, фиксирующие характер дефекта, при этом фотографии являются составной частью акта, соответственно, по дате составления соответствуют дате акта. Из фотоматериалов усматривается наличие на круговой поверхности катания плоского места, то есть "Одностороннего ползуна" и образованной впоследствии "выщербины на одностороннем ползуне".
Квалификация представителей ЗАО "Локотранс", принявших участие в осмотре, подтверждается копиями дипломов об образовании, приложенными к исковому заявлению.
Акты комиссионного осмотра составлены после отцепки вагона в ремонт, когда ОАО "РЖД" уже не исполнило своей обязанности, установленной п.п. 3.5, 6.2 Правил составления актов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС 4 А40-219877/15 России N 45 от 18.06.2003, по оформлению акта общей формы и акта о повреждении вагона формы ВУ-25, что должно быть сделано в случае обнаружения технической неисправности собственного порожнего вагона в пути следования и направлении собственного порожнего вагона для производства ремонта, при котором допускается участие уполномоченных представителей владельца собственного порожнего вагона или иного полномочного лица.
Акты ВУ-25 и Акты-рекламации обязан составлять перевозчик. В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" N 562р от 30.03.2007 "Об утверждении Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка" предписано исключить прием с путей необщего пользования поврежденных вагонов без оформления акта о повреждении вагона формы ВУ-25.
Кроме того, этим распоряжением возложена персональная ответственность на начальников железнодорожных станций и ВЧДЭ, при которой поврежденные сторонней организацией вагоны должны оставаться на ее ответственности до момента подписания актов формы ГУ-23 и ВУ-25.
Таким образом, заявление ответчика о том, что истцом не представлены в материалы дела акты, фотографии и документы, свидетельствующие о повреждении колесных пар, не соответствует действительности.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2021 года по делу N А40-31/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31/2021
Истец: ЗАО "Локотранс"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"