г. Челябинск |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А07-41470/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.06.2021 по делу N А07-41470/2019.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Оренбург" - Макаревский Д.В. (доверенность N Д-181 от 15.07.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Оренбург" (далее - заявитель, ООО "Газпромнефть-Оренбург", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Южно-Уральскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора, управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии корректирующих расчетов платы за сжигание попутного нефтяного газа (ПНГ) за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года и в не проведении зачета излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в 1 квартале 2013 года в сумме 12543745,04 руб. в счет будущих платежей заявителя, а также об обязании произвести зачет излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года в сумме 12543745,04 руб. в счет будущих платежей заявителя (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительном предмета спора, привлечена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 18.05.2021) требования заявителя удовлетворены, оспоренное бездействие Управления Росприроднадзора признано незаконным, на управление возложена обязанность произвести зачет излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года в сумме 12543745,04 руб. в счет будущих платежей заявителя, а также с управления в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Управление Росприроднадзора, не согласившись с таким решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение удом обстоятельств дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе управление указывает на выбор заявителем ненадлежащего способа защиты права и направленность его заявления на подмену судебным актом решения уполномоченного органа. Обращает внимание на то, что корректирующие расчеты платы надлежащей формы и содержания обществом в управление представлены не были. Полагает, что суд не должен подменять уполномоченный орган власти. Указывает на то, что обращение заявителя направлено на осуществление зачета в обход установленной административной процедуры. Также полагает, что обществом пропущен трехгодичный срок исковой давности.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпромнефть-Оренбург" создано путем реорганизации в форме преобразования, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1165658052450 и является правопреемником закрытого акционерного общества "Газпром нефть Оренбург". Основным видом деятельности общества является добыча сырой нефти, а дополнительным видом деятельности - добыча нефтяного (попутного) газа.
01.02.2016 прекращена деятельность закрытого акционерного общества "Центр наукоемких технологий" ввиду его реорганизации в форме присоединения к заявителю.
Заявитель является дочерним обществом публичного акционерного общества "Газпром нефть", которое письмом от 18.02.2014 N НК-25/2862, адресованным Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, в отношении пользователей недр, входящих в состав (группы лиц) ПАО "Газпром нефть", сообщило о принятом решении по выбору агрегированного метода расчета интегрированного показателя сжигания попутного нефтяного газа.
Письмом от 21.08.2019 N 13/5513 заявитель обратился к администратору платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Оренбургской области - Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области (07.10.2019 реорганизовано в Южно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) с просьбой принять скорректированные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду общества за 1 и 2 кварталы 2013 года и расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду ЗАО "Центр наукоемких технологий" за 3 и 4 кварталы 2013 года.
Письмом от 21.08.2019 N 13/5514, адресованным Управлению Росприроднадзора по Оренбургской области, общество просило произвести зачет излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду 2013 года. В заявлении общество указало на изменение показателя покрытия затрат по итогам 2013 года, рассчитанного по группе компаний ПАО "Газпром нефть" и составившего 0,6239. Общество просило зачесть переплату за негативное воздействие на окружающую среду 2013 года в размере 16342848 руб. 65 коп. в счет предстоящих платежей.
В ответ на это обращение Управление Росприроднадзора по Оренбургской области письмом от 17.09.2019 N МК-04-02-09/5313 сообщило, что провести проверку правильности представленных корректирующих расчетов платы не представляется возможным до представления расчетов платы, отражающих сведения об оказанном негативном воздействии на окружающую среду.
Письмом от 03.10.2019 N 13/6581 "О направлении пояснений к расчетам платы за НВОС 2013 г." общество сообщило управлению о том, что расчеты, направленные письмом N 13/5513 от 21.08.2019, были скорректированы только в части платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании попутного нефтяного газа (ПНГ) в количестве, превышающем 5 процентов объема, добытого ПНГ. Одновременно, Общество сообщило, что расчеты платежей за другие виды негативного воздействия на окружающую среду за 1-4 квартал 2013 года, направленные ЗАО "Газпром нефть Оренбург" и ЗАО "Центр наукоемких технологий" в адрес Ответчика в 2013-2014 гг. остались неизменными.
Поскольку срок рассмотрения заявления от 21.08.2019 N 13/5514 истек 23.11.2019 и ответ от административного органа получен не был, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспоренного бездействия управления.
Вывод суда первой инстанции является верным.
Требования заявителя носят характер оспаривания бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, порядок их рассмотрения регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность обжалования решений, несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду является платным (часть 1). Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются названным Федеральным законом, иными федеральными законами (часть 2). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 3). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, в силу пункта 1 которого плательщиками сборов за вредное воздействие на окружающую природную среду признаются природопользователи, под которыми понимаются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Заявитель, осуществляя деятельность по добыче углеводородного сырья, которое оказывает непосредственное воздействие на окружающую природную среду, является природопользователем, на которого возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Согласно статьи 6 БК РФ, главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом; администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 20 БК РФ перечень главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.
В рамках бюджетного процесса главный администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями, в том числе, по формированию перечня подведомственных ему администраторов доходов бюджета (пункт 1 статьи 160.1 БК РФ).
Пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ предусмотрено, что администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В перечень администраторов включена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
В силу части 1 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ, контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5.5(23) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положения о Росприроднадзоре), к полномочиям Росприроднадзора относится осуществление контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в рамках предоставленных полномочий издан приказ от 29.02.2016 N 109 "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета"
Согласно прилагаемому к этому приказу Перечню территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, осуществляющих полномочия администраторов доходов федерального бюджета, Управление Росприроднадзора по Оренбургской области (а с 07.10.2019 - Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) является администратором доходов федерального бюджета.
Согласно части 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ, излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду по заявлению лиц, обязанных вносить плату, подлежат возврату или зачету в счет будущего отчетного периода.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден Приказом Федеральной службы в сфере природопользования от 20.06.2019 N 334. В силу пунктов 3, 5 и 6 этого Порядка зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится территориальным органом Росприроднадзора в счет авансовых платежей текущего периода в случае, если лицом, обязанным вносить плату, в заявлении о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов делается пометка о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет авансовых платежей текущего периода. Зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы (рекомендуемый образец заявления приведен в приложении 2 к настоящему Порядку) в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы. Заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 утверждено Положение об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (далее - Положение N 1148), которым установлены особенности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, добытого на участках недр, предоставленных субъектам предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах, в соответствии с лицензиями на пользование недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 N 1381 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 1148" установлено, что в отношении показателей, предусмотренных пунктами 3, 4, 9, 17 и 22 Положения N 1148, пользователь недр вправе осуществить перерасчет платы с учетом изменений, утвержденных настоящим постановлением, за период с 1 января 2013 г.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 1148, в случае реализации пользователем недр проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа в рамках инвестиционных газовых программ пользователей недр, представленных в Министерство энергетики Российской Федерации, и (или) технических проектов разработки месторождений, согласованных в установленном порядке, показатель покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа определяется по формулам, указанным в пунктах 17 и 22 настоящего Положения.
Пунктом 8 Положения N 1148 предусмотрено, что фактически понесенные затраты на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа учитываются пользователем недр - плательщиком платы за выбросы при определении показателя покрытия затрат. К затратам на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа относятся документально подтвержденные затраты на сокращение показателя сжигания, являющиеся капитальными вложениями, в том числе затраты на долевое участие в совместных проектах с юридическими лицами, осуществляющими переработку попутного нефтяного газа, включая затраты на реализацию следующих мероприятий: а) проектирование, строительство и реконструкция систем сбора, подготовки и транспортировки попутного нефтяного газа (компрессорных станций и газопроводов с сооружениями, являющимися их неотъемлемой конструктивной частью, установок сепарации, ингибирования, линий электропередачи вдоль трасс, а также проездов, узлов регулирования и переключения, мультифазных насосных станций и напорных трубопроводов газожидкостной смеси, эжекторных установок для транспорта попутного нефтяного газа, установок предварительной и комплексной подготовки газа); б) проектирование, строительство и реконструкция установок по выработке электрической энергии и тепла, в качестве топлива для которых используются попутный нефтяной газ или продукты его переработки, а также строительство и реконструкция связанных с этими установками распределительных электрических сетей и подстанций; в) проектирование, строительство и реконструкция установок по переработке попутного нефтяного газа, а также мощностей по отгрузке товарной продукции, включая наливные эстакады, продуктопроводы и газопроводы сухого отбензиненного газа от газоперерабатывающих мощностей соответственно до наливной эстакады и магистрального газопровода; г) проектирование, строительство и реконструкция объектов по закачке попутного нефтяного газа в пласт, включая закачку в газовые шапки, пласты, естественные и искусственные подземные хранилища газа, в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией на разработку и обустройство месторождения, на газонагнетательные скважины, а также на строительство кустовых площадок и манифольдов, бурение и освоение нагнетательных скважин; д) проектирование, строительство и реконструкция объектов и систем по повышению нефтеотдачи пластов, использующих попутный нефтяной газ, в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией на разработку и обустройство месторождения; е) оборудование факельных установок нефтегазодобывающих организаций высокоинтенсивными камерами сгорания с минимальным количеством выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (бездымное сгорание).
Показатель покрытия затрат определяется самостоятельно плательщиком и учитывается при расчете и исчислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду по итогам каждого отчетного периода.
Для принятия решения о зачете (об уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с учетом показателя покрытия затрат плательщик представляет сведения о фактических затратах на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Заявитель обратился в адрес управления с заявлением за зачете излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в счет будущих платежей (заявление от 21.08.2019 N 13/5513"О направлении скорректированного расчёта платы за НВОС 2013 года").
К заявлению заявитель приложил следующие документы: расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года; пояснительную записку, в которой указал, что основанием для проведения корректировок расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду 2013 года, является судебный спор (дело N А75-21297/2017) между ООО "ГазпромнефтьХантос" и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об обязанности произвести зачет излишне уплаченной суммы за НВОС 2013 года, в рамках которого был установлен показатель покрытия затрат равный 0,6239; расчет суммы платы по объекту негативного воздействия 1 квартал 2013 года, раздел 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (сжигание ПНГ сверх 5%)"; письменные пояснения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 10.07.2019 N 01-3/270 в рамках дела NА75- 21297/2017, в котором приведена таблица принятых и документально подтвержденных затрат, понесенных пользователями недр - плательщиками платы, входящими в одну группу компаний ПАО "Газпром нефть"; письменные пояснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в рамках дела N А75-21297/2017, в которой федеральный орган признает затраты группы компаний, входящих в одну группу с ПАО "Газпром нефть" в сумме 2564092205,96 руб.; устав ООО "Газпромнефть-Оренбург" в котором указано, что решением единственного акционера от 30.09.2015 ЗАО "Газпром нефть Оренбург" реорганизовано в форме присоединения к нему ЗАО "ЦНТ" и ЗАО "Живой Исток" с одновременным преобразованием общества в ООО "Газпромнефть-Оренбург"; лист записи ЕГРЮЛ о реорганизации и смене наименования; расчет интегрального и фактического показателей сжигания на факельных установках и (или) рассеивания попутного нефтяного газа за 2013 год; расчет показателей покрытия затрат и суммы платы за выбросы с учетом их значений за 2013 год; отчет об освоении затрат на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ в отчетном периоде по ОАО "Газпром нефть" в 2013 году; отчет (сведения) о затратах на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ по ОАО "Газпром нефть" в 2013 году.
Также, заявителем представлен акт сверки затрат, понесенных в 2013 году предприятиями группы компании ПАО "Газпром нефть" на реализацию проектов по полезному использованию нефтяного газа. Акт подписан ООО "ГазпромнефтьХантос" и Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре, согласован Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письмом от 19.07.2019 N АА-06-02-31/19129. Исходя из указанного акта сверки, понесенные всей группой компании ПАО "Газпром нефть" (в том числе и ООО "Газпромнефть-Оренбург") финансовые затраты на реализацию указанных проектов составили 2564092205,96 руб. (без НДС).
То есть, заявителем представлен полный пакет документов, необходимых для разрешения вопроса о проведении зачета излишне уплаченных платежей в счет будущих отчетных периодов.
В соответствии с пунктами 6 и 6.2 Положения о Росприроднадзоре, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции службы.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, каких-либо действий по проверке представленной заявителем информации управлением не осуществлено. Получив обращение общества, содержащее просьбу осуществить корректировку расчетов платы, управление не организовало проверку правильности произведенных исчислений, а ограничилось формальным ответом о невозможности такой проверки до представления расчетов платы, отражающих сведения об оказанном негативном воздействии на окружающую среду. Таким образом, по существу поставленные в заявлении общества вопросы управлением не рассмотрены.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции сторонами проведена сверка взаимных расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 20.01.2014. По результатам сверки составлен акт, согласно которому на 20.01.2014 задолженность в пользу ООО "Газпромнефть-Оренбург" составляет 12543745,04 руб.
То есть, наличие оснований для проведения зачета указанной суммы в счет предстоящих платежей будущих отчетных периодов материалами дела подтверждено. Каких-либо возражений в этой части не приведено управлением и в апелляционной жалобе.
При рассмотрении заявления общества о зачете излишне уплаченной платы управлением указанные обстоятельства не устанавливались, в установленный срок решение о зачете управлением не принято, что нарушило права заявителя на своевременное осуществление зачета излишне уплаченных платежей.
В этой связи, бездействие управления, выраженное в не осуществлении действий по принятию представленных обществом корректирующих расчетов платы за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года и по проведению зачета излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в 1 квартале 2013 года в сумме 12543745,04 руб. в счет будущих платежей ООО "Газпромнефть-Оренбург" обоснованно признано судом первой инстанции несоответствующим закону.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В настоящем случае в качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать управление произвести зачет излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года в сумме 12543745,04 руб. в счет будущих платежей общества.
Исходя из характера спора и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции признал позицию общества в этой части обоснованной и обязал управление произвести соответствующий зачет.
При условии фактического не рассмотрения управлением заявления общества о зачете излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду избранный судом способ восстановления нарушенных прав заявителя следует признать правильным.
Довод подателя апелляционной жалобы о неправомерности возложения судом на управление обязанности по проведению такого зачета подлежит отклонению, как не основанный на законе.
Также, не принимается судом довод апелляционной жалобы о пропуске обществом срока исковой давности, установленного пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В настоящем случае предметом рассмотрения являются требования заявителя о признании незаконным бездействия управления. Такие требования могут быть заявлены в трехмесячный срок со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Правила пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего общий трехгодичный срок исковой давности, в рассматриваемой ситуации неприменимы.
Поскольку о факте бездействия заявитель узнал не ранее истечения установленного срока на рассмотрение его заявления от 21.08.2019 N 13/5514 (23.11.2019) обращение в суд с рассматриваемым заявлением - 17.12.2019 следует признать состоявшимся в пределах указанного трехмесячного срока.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.06.2021 по делу N А07-41470/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-41470/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОРЕНБУРГ"
Ответчик: ЮЖНО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования