г. Самара |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А55-23355/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Некрасовой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахмеджановой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22.09.2021 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Самара "Благоустройство" на определение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2021 по делу N А55-23355/2021 (судья Медведев А.А.) о возвращении заявления муниципального предприятия городского округа Самара "Благоустройство" (ИНН 6315705990, ОГРН 1066315023720), г.Самара, к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (ИНН 6315800795, ОГРН 1046300456058), г.Самара, об оспаривании постановления,
в судебном заседании приняли участие:
от МП г.о.Самара "Благоустройство" - Еремеева Л.А. (доверенность от 05.07.2021),
от Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям - Дмитриева О.В. (доверенность от 11.01.2021),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство" (далее - МП г.о.Самара "Благоустройство", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - административный орган) от 30.07.2021 N 260-ар о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 60 000 руб.
Определение от 18.08.2021 по делу N А55-23355/2021 Арбитражный суд Самарской области заявление МП г.о.Самара "Благоустройство" возвратил на основании п.1 ч.1 ст.129 АПК РФ.
МП г.о.Самара "Благоустройство" в апелляционной жалобе просило отменить определение суда первой инстанции и направить дело на рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В соответствии с ч.2 ст.272 АПК РФ апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
В судебном заседании представитель предприятия апелляционную жалобу поддержала, просила отменить определение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель административного органа апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.1 ст.27 АПК РФ).
В силу ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ч.2 ст.207 АПК РФ).
При этом, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, содержащимися в п.33 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в ч.3 ст.30.1 КоАП РФ и п.3 ч.1 ст.29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Таким образом, наличие статуса юридического лица не дает оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подсудности (компетенции) арбитражного суда.
Исходя из п.11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", решения административных органов о привлечении к административной ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из совокупности приведенных положений следует, что к подсудности (компетенции) арбитражных судов относятся дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, относятся к подсудности (компетенции) суда общей юрисдикции.
Следовательно, при определении подсудности дел по жалобам в соответствии с ч.3 ст.30.1 КоАП РФ следует учитывать не только субъектный состав участников, но и характер административного правонарушения.
Оспариваемым постановлением от 30.07.2021 N 260-ар МП г.о.Самара "Благоустройство" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ за порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления на площади 5 817 кв.м.
Ст.8.6 КоАП РФ находится в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" КоАП РФ и предусматривает, в том числе административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч.2).
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.6 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, а не в сфере предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных в главе 8 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя, так и к частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель.
Следовательно, совершение лицом действий (бездействия), образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в любом случае представляет собой нарушение норм публичного права, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования.
Таким образом, предметом заявленных требований является постановление, вынесенное административным органом в сфере природоохранного законодательства.
Диспозиция ч.2 ст.8.6 КоАП РФ также не содержит указания на такой квалифицирующий признак правонарушения, как его совершение в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, в данном случае МП г.о.Самара "Благоустройство" привлечено к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оснований полагать, что указанное административное правонарушение МП г.о.Самара "Благоустройство" было совершено именно в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется. Само по себе наличие у МП г.о.Самара "Благоустройство" статуса юридического лица, указание в ЕГРЮЛ основного вида деятельности "Подметание улиц и уборка снега" не дает оснований для отнесения данного спора к подсудности (компетенции) арбитражного суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Доказательств того, что МП г.о.Самара "Благоустройство" обращалось с аналогичными требованиями в суд общей юрисдикции и ему было отказано в рассмотрении заявления по мотиву неподсудности спора, арбитражному суду не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно возвратил заявление МП г.о.Самара "Благоустройство" на основании п.1 ч.1 ст.129 АПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при принятии обжалуемого определения не допущено.
Таким образом, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Уплата государственной пошлины по данной категории споров действующим законодательством не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 110, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2021 года по делу N А55-23355/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23355/2021
Истец: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям