город Омск |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А70-20259/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9460/2021) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2021 по делу N А70-20259/2020 (судья Крюкова Л.А.) по исковому заявлению ООО "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН:1147232024455, ИНН:7204205739) к садоводческому некоммерческому товариществу "Светлое" (ОГРН:1047200565785, ИНН:7224007196) о взыскании 49 079, 56 руб.,
при участии в судебном заседании представителей лиц:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" - Кузнецовой О.В. (по доверенность от 18.02.2021),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ООО "ТЭО", Общество, региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Светлое" (далее - СНТ "Светлое", Товарищество, ответчик) о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за июль 2020 года в сумме 49 079 руб. 56 коп.
Решением от 28.06.2021 Арбитражный суд Тюменской области исковые требования удовлетворил частично, с СНТ "Светлое" в пользу ООО "ТЭО" взыскано 3110 руб. 17 коп. основного долга и 126 руб. 74 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "ТЭО" указало, что ответчиком заявка на заключение договора не направлялась, проект договора, направленный истцом для подписания, ответчик не возвратил, в связи с чем правоотношения сторон регулируются условиями типового договора; поскольку договор N ТО02КО0101008967 сторонами не подписан, ответчику отказано во внесении изменений в договор; ни в выписке из реестра мест накопления ТКО, ни в самом реестре мест накопления ТКО дата внесения контейнерной площадки в реестр не указывается; доказательств того, что контейнерная площадка включена в реестр в исковой период, не представлено; ввиду отсутствия договора вывоз осуществлялся с близлежащей площадки; расчет за оказанные услуги должен осуществляться по нормативу, исходя из количества участников СНТ.
СНТ "Светлое" в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
СНТ "Светлое", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило; на основании положений статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель ООО "ТЭО" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ТЭО" в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Тюменской области, за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Потенциальные потребители были извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО с истцом посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://teo.ecotko.ru/
СНТ "Светлое" заявку на заключение договора не направило, в связи с чем проект договора N ТО02КО0101008967 от 10.10.2019 направлен товариществу 21.11.2019, что подтверждается почтовой квитанцией (документы в материалы дела представлены сторонами в электронном виде).
Подписанный экземпляр договора истцу возвращен не был.
Обращаясь с иском, ООО "ТЭО" указало на оказание товариществу услуг по обращению с ТКО в июле 2020 года на сумму 49 079 руб. 56 коп., в подтверждение чего представило счет от 31.07.2020 (л.д. 18), счет-фактуру (л.д. 19), маршрутные листы и путевые листы, сведения системы ГЛОНАСС.
Поскольку в добровольном порядке услуги оплачены не были, претензионные требования (л.д. 20) не исполнены, ООО "ТЭО" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
СНТ "Светлое" против удовлетворения иска возражало, указав, что у него имеется контейнерная площадка и товариществом региональному оператору направлялось заявление о произведении расчетов исходя из количества контейнеров.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для определении объема обязательств ответчика перед истцом за оказанные исходя из количества установленных у ответчика на контейнерной площадке, внесенной в реестр, контейнеров (2 по 0,75 куб. м каждый) и заявленного в заявке от 13.01.2020 количества вывозов ТК в июле 2020 (3 раза в месяц), с связи с чем, приняв во внимание возражения ответчика и недобросовестное поведение истца, частично удовлетворил исковые требования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
К твердым коммунальным отходам (ТКО) в соответствии с Законом N 89-ФЗ относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для СНТ регулируется также с учетом специального законодательства, а именно Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N217-ФЗ).
Согласно положениям пунктов 1, 3 статьи 5 Закона N 217-ФЗ, ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, может осуществляться без участия в товариществе. Однако, при этом, такие лица обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества.
В соответствии со статьей 5 и пунктом 1 статьи 7 Закона N 217-ФЗ, обеспечение обращения с твердыми коммунальными отходами является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества, причем, как являющихся членами садового общества, так и не являющихся таковыми (что следует из содержания пункта 3 статьи 5 названного закона).
Пунктом 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) предусмотрено, что садоводческое или огородническое некоммерческое товариществ от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором.
Таким образом, ответчик в силу закона является уполномоченным лицом, действующим в интересах членов товарищества, которое осуществляет заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором в отношении членов товарищества и владельцев объектов, находящихся на территории товарищества, если члены товарищества не выбрали иной способ обращения с ТКО.
Сведений о заключении членами товарищества прямых договоров с региональным оператором в порядке подпунктов "г"-"е" пункта 148(11) Правил N 354 не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на СНТ "Светлое" лежала обязанность по заключению договора по обращению с ТКО.
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Последний не вправе отказать собственнику ТКО в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил. На основании пункта 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Адресованное потребителям (физическим и юридическим лицам) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Потребитель в течение 15 рабочих дней, со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами должен направить региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
При этом, в соответствии с абзацем 4 пункта 8(17) Правила N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что правоотношения сторон до подписания ими договора подлежат регулированию условиями типового договора.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ. Соответственно, отсутствие подписанного сторонами договора не освобождает ответчика от обязательств по оплате оказанных ему услуг по обращению с ТКО.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал, что в поведении истца имеются признаки недобросовестности (статьи 10 ГК РФ).
Процедура заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО урегулирована пунктами 8(11) - 8(16) Правил N 1156.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта, договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8(14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
Как следует из материалов дела, ООО "ТЭО" направило ответчику проект договора N ТО02КО0101008967 21.11.2019 (л.д. 12).
Пунктом 5 и Приложением N 1 договора N ТО02КО0101008967 предусмотрен порядок оплаты: способ расчета объема - по нормативу, единица расчета норматива - участники (члены), количество расчетных единиц - 622 (л.д. 17).
Доказательств направления истцу надлежаще оформленного протокола разногласий материалы дела не содержат.
Вместе с тем, 31.12.2019 истцу вручено письмо СНТ "Светлое", в котором товарищество выражает несогласие с ранее направленными документами на оплату, расчетом по нормативу исходя из 622 садоводств и просит выставлять документы по фактическим объемам по вывозу ТКО, сообщить о принятом решении (л.д. 98).
Заявлением от 13.01.2020 товарищество просило внести изменения в договор N ТО02КО0101008967, изменив единицу расчета норматива с участников СНТ на количество контейнеров с момента заключения договора, приложив график вывоза ТКО (л.д. 88,89).
Подписанный договор N ТО02КО0101008967, как утверждает истец, ему не направлен.
Письмом исх.N 0199 от 14.01.2020 в ответ на заявление от 31.12.2019 ООО "ТЭО" разъясняет правила расчета платы за оказываемые услуги, указывает, что изменение расчета за прошлые периоды не предусмотрено. При этом, само ООО "ТЭО" также ссылается на пункт 8(18) Правил N 1156, в соответствии с которым после заключения сторонами договора сумма оплаты подлежит перерасчету.
По оценке суда, направленные истцу после получения проекта договора письмо от 31.12.2019 и заявление от 13.01.2020 являются по существу предложением о внесении изменений в проект договора.
Между тем, региональный оператор не принял мер к урегулированию возникших разногласий, проект протокола урегулирования разногласий ответчику не направил (в материалы дела представлены только протоколы, приложенные к письму от 24.02.2021 (л.д. 99).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 505).
Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
2) исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
3) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
В правоотношениях с собственником ТКО применяются два первых способа, которые являются расчетными.
В отсутствие заключенного договора, предполагающего иной порядок расчета, расчет осуществляется по нормативу.
Расчет по нормативу предполагает, что каждому потребителю (например, собственнику помещения в МКД) вменяется производство определенного объема отходов, данный способ позволяет осуществлять учет ТКО и взимать плату в отсутствие контейнерной площадки, при складировании отходов на иные контейнерные площадки.
При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО) (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 по делу N 305-ЭС21-54, А41-9815/2020).
Иными словами, коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, осуществляется в случае, когда правоотношения между потребителем и региональным оператором регулируются условиями типового договора (до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО), либо (если такой договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами заключен) в случае выбора данного способа коммерческого учета самим потребителем.
Вместе с тем, товариществом фактически заявлено о применении к нему способа учета исходя из количества установленных контейнеров.
ООО "ТЭО", не предприняв дальнейших мер по согласованию условий договора, производило расчет по нормативу, который значительно более выгоден для истца, чем расчет исходя из количества контейнеров, тем самым навязывая ответчику невыгодные для последнего условия договора по обращению с ТКО и игнорируя волеизъявление потребителя относительно выбора способа коммерческого учета ТКО.
При этом, как следует из материалов дела, у СНТ "Светлое" имеется собственная контейнерная площадка, включенная в реестр мест накопления ТКО.
Из представленной ответчиком выписки из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, усматривается, что в реестр внесена запись в отношении ответчика, согласно которой у ответчика по адресу: ул. Салаирский тракт, 15 установлено 2 контейнера объемом 0, 75 куб. м для накопления ТКО (л.д. 118).
Истец отказался производить расчет объема услуг по обращению с ТКО исходя из фактического вывоза, ссылаясь на неподписание ответчиком основного договора от 10.10.2019 N ТО02КО0101008967.
В заявлении от 13.01.2021 СНТ "Светлое", действительно, просит производить расчет исходя из количества контейнеров со ссылкой на договор N ТО02КО0101008967.
Однако, указанное свидетельствует о том, что СНТ "Светлое" согласно на заключение договора, но не согласно с предложенным порядком расчета, право заявления таких возражений предусмотрено Правилами N 1156.
Поведение истца, при котором он, воспользовавшись допущенными ответчиком недостатками в формальной стороне соблюдения процедуры заключения договора, уклонился от дальнейшего согласования условий, не является добросовестным.
При этом, апелляционным судом принимается во внимание, что истец является профессиональным участником рынка услуг по обращению ТКО (более сильной стороной), у которого в силу его профессионального статуса имеются определенные познания в сфере нормативно-правового регулирования данных отношений, тогда как садоводческое некоммерческое товарищество "Светлое" является слабой стороной.
Неподписание договора потребителем на стадии согласования не лишает его возможности заявить об имеющихся разногласиях, также как и регулирование правоотношений сторон условиями типового договора ввиду незаключенности самостоятельного договора с потребителем не лишает последнего права заявить об изменении порядка расчета и заключении договора на иных условиях.
В соответствии со статьей 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, данными в пункте 1 постановления Президиума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Также и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" особое внимание уделяет добросовестности сторон при заключении договора и согласовании его условий, защите более слабой стороны от несправедливых договорных условий и злоупотребления правом со стороны контрагента.
Оценив доводы истца о причинах, по которым с 13.01.2020 ответчику производится начисление объемов исходя из норматива без учета заявления о переходе к расчету исходя из фактического объема ТКО, суд первой инстанции обоснованно счел данные доводы не соответствующими принципу добросовестного поведения участников гражданского оборота и противоречащими Правилам N 1156, презюмирующим наличие между сторонами договорных отношений на условиях типового договора и без подписанного на бумажном носителе соглашения.
На основании изложенного суд первой инстанции при определении объема обязательств ответчика перед истцом за оказанные в июле 2020 года услуги по обращению с ТКО исходил из количества установленных у ответчика на контейнерной площадке, внесенной в реестр, контейнеров (2 по 0,75 куб. м каждый) и заявленного в заявке от 13.01.2020 количества вывозов ТКО в июле 2020 (3 раза в месяц).
Количество контейнеров подтверждается территориальной схемой по обращению с ТКО на территории города Тюмени.
Доказательств того, что объем ТКО исходя из количества контейнеров не соответствует потребностям СНТ "Светлое", фактически вывоз осуществлялся из большего количества контейнеров, материалы дела не содержат. Оснований полагать, что при наличии контейнерной площадки СНТ "Светлое" складировало отходы на иные контейнерные площадки, не имеется.
Ссылка истца на наличие у ответчика на контейнерной площадке 4-х контейнеров для накопления ТКО, обоснованно отклонена, так как данное обстоятельство установлено лишь в апреле 2021 и не свидетельствует о том, что по состоянию на июль 2020 года у ответчика на контейнерной площадке имелось 4 контейнера.
Представленной в материалы дела выпиской из реестра мест накопления ТКО в городе Тюмени подтверждается, что контейнерная площадка у ответчика имелась в исковой период.
В Распоряжении Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 30.12.2019 N 45-РД (в редакции от 26.02.2020) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Тюменской области" Приложение N 6.1 "Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории города Тюмени" под N 839 также указана контейнерная площадка СНТ "Светлое" по ул. Салаирский тракт, объем контейнеров - 0,75 куб.м, количество контейнеров - 2.
Таким образом, контейнерная площадка СНТ "Светлое" по состоянию на июль 2020 года уже имелась и включена в реестр. Соответствующие доводы истца о невозможности установить, имелась ли площадка в исковой период, подлежат отклонению.
Нормативы накопления ТКО установлены распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25.12.2018 N 624/01-21.
Для садоводческих некоммерческих товариществ утвержден норматив накопления в размере 160, 62 кг в год или 1, 37 м3 в год.
В силу пункта 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).
Таким образом, средняя плотность твердых коммунальных отходов для объектов ответчика составляет 117, 2408759.
В соответствии с произведенным судом расчетом в июле 2020 года объем услуг по обращению с ТКО составляет 527, 5839 кг.
Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 07.12.2018 N 303/01-21 истцу установлен тариф за услуги по обращению с ТКО на период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в размере 5 895 руб. 11 коп. за тонну (с учетом НДС).
На основании изложенного стоимость оказанных в июле 2020 года услуг составила по расчету суда первой инстанции 3110 руб. 17 коп.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что с декабря 2020 года сторонами ведутся переговоры по урегулированию разногласий по договору N ТО02КО0101008967 относительно порядка учета ТКО. Сторонами предлагалось осуществлять учет либо исходя из количества контейнеров, либо исходя из числа фактически занятых участков, которых, по утверждению СНТ "Светлое", 52 шт., а не 622 членов.
В письме ООО "ТЭО" в адрес ответчика от 22.06.2021 исх.N 8503 истец указывает, что 24.03.2021 во исполнение определения Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-20259/2020 произведено комиссионное обследование территории СНТ "Светлое", по результатам которого составлен акт обследования N266 от 24.03.2021. На основании поступившей заявки товарищества, с даты заключения дополнительного соглашения к договору, заключенному на условиях типового, коммерческий учет объемов ТКО будет осуществляться исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Таким образом, из представленного письма следует, что истец признает как возможность учета по объему контейнеров, так и возможность изменения способа коммерческого учета к договору, заключенному на условиях типового. Кроме того, проведение комиссионного обследования только на основании определения суда, несмотря на то, что такие предложения ранее поступали от товарищества, также свидетельствует в незаинтересованности истца изменять более выгодный для него порядок учета ТКО.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у СНТ "Светлое" имеется обязанность оплатить услуги по обращению с ТКО за июль 2020 года, однако, в сумме, соответствующей стоимости фактически оказанной услуги - 3110 руб. 17 коп.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2021 по делу N А70-20259/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-20259/2020
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "СВЕТЛОЕ"