город Омск |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А46-6977/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9189/2021) индивидуального предпринимателя Комогорцева Александра Геннадьевича на решение Арбитражного суда Омской области от 02.07.2021 по делу N А46-6977/2021 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Комогорцева Александра Геннадьевича (ИНН 550300403221, ОГРНИП 304550306500020) к Администрации Центрального административного округа г. Омска (ИНН 5503037246, ОГРН 1025500757930, адрес: 644007, Омская область, г. Омск, ул. Герцена, д. 25) о признании незаконными действий Администрации Центрального административного округа г. Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Комогорцева Александра Геннадьевича - Воробьева Е.П. по доверенности от 01.02.2021 сроком действия три года;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Комогорцев Александр Геннадьевич (далее - ИП Комогорцев А.Г., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Центрального административного округа г. Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в продлении договора на размещение нестационарного торгового объекта от 01.01.2016 N Д-165/2015.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.07.2021 по делу N А46-6977/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что основания для отказа от заключения договора нa новый срок у Администрации отсутствуют; ИП Комогорцев А.Г. является лицом, которое длительное время без перерывов использует спорное нестационарное место, ввиду чего проведение аукциона недопустимо; Администрацией утвержден проект магазина с размещением на ул. 24-я Северная.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайство об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 01.01.2016 между Администрацией и ИП Комогорцевым А.Г. заключен договор N Д-165/2015 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории Центрального административного округа г. Омска (далее - ЦАО г. Омска) сроком на 5 лет. Местоположение НТО установлено относительно ориентира: 3-х этажного административного здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 188.
НТО предназначен для торговли продовольственными товарами, использовался предпринимателем в соответствии с его назначением.
Срок действия договора от 01.01.2016 N Д-165/2015 истекал 01.01.2021.
В связи с истечением срока действия договора Администрация письмом от 23.11.2020 известила заявителя о необходимости освободить занимаемое нестационарное место.
Письмом от 23.12.2020 Администрация повторно уведомила предпринимателя о необходимости освободить занимаемое место, а также о том, что в противном случае будет принято решение о выносе НТО в порядке, предусмотренном постановлением Администрации г. Омска от 30.01.2014 N 95 "Об утверждении положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске".
В целях заключения договора на новый срок ИП Комогорцев А.Г. направил в Администрацию заявление на размещение НТО согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории ЦАО г. Омска сроком на последующие 5 лет.
Письмом Администрации от 19.01.2021 Исх. N АЦАО/193 заявителю отказано в заключении договора.
Полагая, что отказ Администрации в продлении договора на размещение нестационарного торгового объекта от 01.01.2016 N Д-165/2015 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ИП Комогорцев А.Г. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
02.07.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ предусматривается, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ принято постановление Администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности г. Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1812-п (в редакции, действовавшей на дату отказа) право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов со специализацией "печатная продукция", а также торгово-остановочных комплексов, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме конкурса, на размещение иных нестационарных торговых объектов - по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Данное требование не распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, указанных в пунктах 24, 25, 27, подпункте 4 пункта 36 настоящего Порядка.
В силу пункта 24 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающим статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - индивидуальный предприниматель), или физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о расторжении договора аренды земельного участка, направленного департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, арендатор земельного участка имеет право обратиться в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта. Договор на размещение нестационарного торгового объекта должен быть заключен в течение 10 рабочих дней с момента обращения арендатора земельного участка в уполномоченный орган при соблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 25 Порядка N 1812-п компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска (далее - Порядок предоставления компенсационного места) согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в случаях:
1) если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) если нестационарный торговый объект попадает в зону проведения работ по ремонту, реконструкции, строительства линейных объектов, благоустройства территорий, строительства капитальных объектов, повлекших необходимость переноса нестационарного торгового объекта;
3) если торгово-остановочный комплекс, владелец которого имеет действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта, размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, в отношении которого департаментом транспорта Администрации города Омска принимается решение о переносе места остановки пассажирского транспорта для посадки - высадки пассажиров на отдельно взятом остановочном пункте общественного пассажирского транспорта (подтверждается соответствующим актом, приказом);
4) если торгово-остановочный комплекс, размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, где фактическое количество пассажиров, ожидающих пассажирский транспорт на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, не превышает 100 человек за сутки в расчете на каждый из установленных торгово-остановочных комплексов (расчеты выполняются департаментом транспорта Администрации города Омска натурным обследованием или с применением технических средств фото-видеофиксации).
Согласно пункту 27 Порядка N 1812-п на территориях, прилегающих к объектам общественного питания в местах, установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов, правообладатели объектов общественного питания имеют право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта - веранды - без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Подпунктом 4 пункта 36 настоящего Порядка N 1812-п предусмотрено, что изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов могут быть внесены в случае необходимости предоставления компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта.
Таким образом, правом на заключение договора без проведения аукциона или конкурса имеют лица, с которыми ранее был заключен договора аренды земельного участка и включенные в схему, а также лица, с которыми ранее был заключен договора аренды земельного участка, но не включенные в схему в порядке предоставления компенсационного места.
Как указано выше, между Администрацией и ИП Комогорцевым А.Г. заключен договор от 01.01.2016 N Д-165/2015 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории ЦАО г. Омска сроком на 5 лет. Местоположение НТО установлено относительно ориентира: 3-х этажного административного здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 24-я Северная, д 188. Срок действия договора истекал 01.01.2021.
В связи с истечением срока действия договора от 01.01.2016 N Д-165/2015 Администрация письмами от 23.11.2020 и от 23.12.2020 известила заявителя о необходимости освободить занимаемое нестационарное место.
В силу пункта 3.2.10 договора от 01.01.2016 N Д-165/2015 предприниматель обязан по истечении срока действия договора освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней администрации округа по акту приема-передачи.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие заключенного заявителем договора аренды земельного участка, на котором расположен принадлежащий предпринимателю торговый объект.
Доводы подателя жалобы об отсутствии оснований для отказа в заключении договора и отказа в продлении договора, отсутствии оснований для проведения аукциона, а также о том, что ИП Комогорцев А.Г. является лицом, которое длительное время без перерывов использует спорное нестационарное место, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, исходя из следующего.
Как указано выше, по общему правилу, приведенному в пункте 5 Порядка N 1812-п, право на заключение договора на размещение иных нестационарных торговых объектов реализуется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона или конкурса. Данное требование не распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, указанных в пунктах 24, 25, 27, подпункте 4 пункта 36 Порядка N 1812-п.
Утверждая о том, что ИП Комогорцев А.Г. имеет право на продление договора на размещение торгового павильона, предприниматель не учитывает, что им был заключен договор от 01.01.2016 N Д-165/2015 на размещение НТО, а не договор аренды земельного участка.
Поскольку формирование и регистрация места размещения НТО не осуществляется, а его местоположение устанавливается только относительно конкретного адреса или объекта недвижимости, договор на размещение НТО не является тождественным договору аренды земельного участка.
Исключение, указанное в подпункте 1 пункта 24 Порядка N 1812-п, отражает в качестве условия наличие заключенного и действующего договора аренды земельного участка.
Между тем, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, принимая во внимание заключение договора от 01.01.2016 N Д-165/2015 на размещение НТО, а не на аренду земельного участка, у Администрации отсутствовали правовые основания для заключения договора на новый срок либо продления договора на размещение нестационарного торгового объекта от 01.01.2016 N Д-165/2015.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции предприниматель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования, просил признать незаконным отказ в продлении договора на размещение нестационарного торгового объекта от 01.01.2016 N Д-165/2015, в связи с чем доводы подателя жалобы о том, что им было подано заявление на заключение нового договора на следующий срок, не изменяют вышеприведённых выводов суда апелляционной инстанции.
Довод подателя жалобы о том, что Администрацией утвержден проект магазина с размещением на ул. 24-я Северная, отклоняется апелляционной коллегией как не имеющий правового значения в рамках рассмотрения настоящего дела.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя. В связи с отсутствием в деле доказательств уплаты государственной пошлины на момент рассмотрения жалобы государственная пошлина подлежит взысканию с предпринимателя в доход федерального бюджета в размере 150 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 02.07.2021 по делу N А46-6977/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Комогорцева Александра Геннадьевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6977/2021
Истец: ИП КОМОГОРЦЕВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ
Ответчик: Администрация Центрального административного округа города Омска