г. Москва |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А40-254242/2023 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Фриева А.Л.,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2024 по делу N А40-254242/23, принятое в порядке упрощенного производства, по иску Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (119021, город Москва, Комсомольский проспект, дом 18 стр. 3, ОГРН: 1097746390224, Дата присвоения ОГРН: 08.07.2009, ИНН: 7703702341) к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью "Строительные Ресурсы" (454045, Челябинская область, Челябинск город, Корабельная улица, дом 15, помещение 5, ОГРН: 1157451000464, Дата присвоения ОГРН: 21.01.2015, ИНН: 7451384634)
о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ по договору N 2017/2- 852 от 21 апреля 2017 года в размере 358 729 руб. 56 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление обустройства войск" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Строительные Ресурсы" о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ по договору N 2017/2-852 от 21 апреля 2017 года в размере 358 729 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2024, принятым в порядке ст. 229 АПК РФ, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела видно, 21 апреля 2017 года между Акционерным обществом "Главное управление обустройства войск" (далее - Истец, Управление) и Обществом с ограниченной ответственностью "Строительные ресурсы" (далее - Ответчик, Общество) был заключен Договор N 2017/2-852 на выполнение работ по капитальному ремонту объектов филиала ФГКУ ВОУ ВПО "Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева", (далее - Договор), согласно которому Управление обязалось осуществлять финансирование работ, контроль за их исполнением, оказывать необходимое содействие Обществу, а Ответчик - выполнить обследование, строительно-монтажные работы, пуско-наладочные работы в целях проведения капитального ремонта объекта, выполнить иные работы (оказать услуги), необходимые для приведения объекта до состояния полной готовности к эксплуатации в соответствии с условиями Договора, в том числе Техническим заданием (Приложение N 1 к Договору) (пункт 2.1 Договора).
В силу пункта 3.1 Договора в редакции его дополнительного соглашения N 2 от 31.08.2020 его цена составляет 28 900 000 рублей.
Согласно пункту 5.2 Договора сроком окончания работ являлось 20 ноября 2017 года.
В силу пункта 17.4 и подпункта 17.4.2 Договора в случае нарушения Обществом сроков окончания работ, предусмотренных Договором, Ответчик уплачивает Истцу неустойку в размере 0,1% от цены Договора, начиная с 91 дня просрочки, за каждый день просрочки.
В обоснование исковых требований Истец указал, что работы были выполнены Обществом с просрочкой, претензией от 26.06.2023 N исх-1159/сп была начислена неустойка за нарушение сроков выполнения работ за период с 28.06.2020 по 04.10.2022 (дату сдачи результатов работ), исходя из стоимости неисполненных обязательств, в размере 4 662 465 рублей 85 копеек.
Истец уведомил ответчика о прекращении обязательства по оплате стоимости выполненных работ путем уменьшения его размера на сумму начисленной неустойки, то есть на 4 303 736 рублей 29 копеек (страница 2 претензии).
Таким образом, размер неустойки, подлежащей уплате Ответчиком Истцу, составил: 4 662 465 рублей 85 копеек - 4 303 736 рублей 29 копеек = 358 729 рублей 56 копеек.
Направленная в адрес Ответчика Истцом претензия от 26.06.2023 N исх-1159/сп (получена Обществом 13.07.2023) оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что работы выполнены в предусмотренный контрактом срок.
Так, из п. 12.2.1 Договора следует, что сдача-приемка выполненных строительно-монтажных работ за текущий (отчетный) месяц осуществляется по Журналу учета выполненных работ (форма КС-6а), Акту о приемке выполненных работ (форма КС-2), Справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Предусмотренные договором работы были завершены ООО "Строительные ресурсы" и результат выполненных работ был передан АО "ГУОВ" в 2018 г., что подтверждается подписанными сторонами актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2) N 1 от 05.02.2018 г., N 2 от 24.05.2018 г., N 3 от 24.05.2018 г., N 4 от 24.05.2018 г., N 5 от 24.05.2018 г.
Исполнительная документация в ходе выполнения предусмотренных Договором работ составлялась сторонами совместно, по мере выполнения отдельных видов работ.
В составленных при исполнении Договора актах освидетельствования скрытых работ сторонами фиксировался фактический период выполнения соответствующих видов работ, который подтверждался подписанием актов представителями АО "ГУОВ" и Филиала ФКП "УЗКС КС МО РФ" - регионального управления заказчика строительства Центрального военного округа.
Согласно актам освидетельствования скрытых работ, подписанным представителями АО "ГУОВ" и Филиала ФКП "УЗКС КС МО РФ" - регионального управления заказчика строительства Центрального военного округа предусмотренные Договором работы были выполнены в период с мая 2017 г. по апрель 2018 г.
Более того, в соответствии с п. 12.6. Договора приемка законченного капитальным ремонтом Объекта осуществляется приемочной комиссией, создаваемой заблаговременно в составе представителей Генподрядчика, балансодержателя, эксплуатирующей организации, проектной организации (если осуществлялся авторский надзор), органов госнадзора, архитектурно-строительного контроля (надзора).
Приказом руководителя департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации от 07 марта 2018 г. N 85 была назначена комиссия по передаче в эксплуатацию законченного строительством объекта "Капитальный ремонт объектов ФГКУ ВОУ ВПО "Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева", военный городок N 1 (шифр объекта Ц-12/17-9)".
Приемочной комиссией, назначенной руководителем департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, был подписан акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-14), согласно которому было принято решение о том, что предъявленные к приемке работы по капитальному ремонту объектов ФГКУ ВОУ ВПО "Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева" (шифр объекта Ц-12/17-9)" выполнены в соответствии с проектом, отвечают санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и вводятся в действие без замечаний.
Согласно указанному акту (ф. N КС-14) работы на объекте были завершены в апреле 2018 г.
Исходя из изложенного, предусмотренные Договором работы были выполнены ООО "Строительные ресурсы" и результат выполненных работ был передан АО "ГУОВ" в 2018 г.
Доказательств выполнения ООО "Строительные ресурсы" каких-либо работ по Договору после 24.05.2018 (даты подписания актов о приемке выполненных работ N 2, N 3, N 4 и N 5) АО "ГУОВ" в материалы дела не представлено.
Ссылка апелляционной жалобы на отсутствие в акте (ф. N КС-14) данных о стоимости выполненных работ не имеет правового значения, поскольку в указанном акте содержатся сведения о видах и объемах выполненных ООО "Строительные ресурсы" работ, а также о вводе результата выполненных работ в действие без замечаний.
При таких обстоятельствах утверждение АО "ГУОВ" о том, что работы по Договору были завершены в октябре 2022 г. со ссылкой на представленные им в материалы дела справки (форма N КС-3) не принимается апелляционным судом.
В данном случае акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2) N 1 от 05.02.2018 г., N 2 от 24.05.2018 г., N 3 от 24.05.2018 г., N 4 от 24.05.2018 г., N 5 от 24.05.2018 г. были подписаны АО "ГУОВ" с понижающим коэффициентом 0,8 (т.е. 80%), что отражено на последних страницах актов в пересчете в базовых ценах, поскольку к моменту их подписания в 2018 г. сметная документация не получила положительного заключения государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства.
Данная практика существовала во взаимоотношениях АО "ГУОВ" со всеми подрядчиками и основывалась на Решении "о порядке приемки работ в отсутствие заключения государственной экспертизы о проверки достоверности определения сметной стоимости строительства"", которое было утверждено Заместителем Министра обороны РФ Цаликовым Р.Х. 20.10.2015.
Согласно Решению Заместителя Министра обороны РФ Цаликова Р.Х. от 20.10.2015 в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства надлежало при заполнении формы КС-2 вносить фактически выполненные объемы работ за отчетный период с пересчетом в текущий уровень цен согласно утвержденному определению расчета цены государственного контракта. После выведения итоговой стоимости без НДС отражать стоимость работ в объеме до 80%.
Пунктом 3 Решения Заместителя Министра обороны РФ Цаликова Р.Х. от 20.10.2015 г. установлено, что после получения положительного заключения Государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства генподрядной организации производится корректировка актов приемки выполненных работ, а государственным заказчиком производится приемка и оплата выполненных работ в полном соответствии с проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение Государственной экспертизы.
В связи с тем, что на ранее предъявленные ООО "Строительные ресурсы" к приемке и принятые АО "ГУОВ" по актам (форма N КС-2) N 1 от 05.02.2018 г., N 2 от 24.05.2018 г., N 3 от 24.05.2018 г., N 4 от 24.05.2018 г., N 5 от 24.05.2018 г. виды и объемы работ с коэффициентом 0,8 было получено положительное заключение оценки достоверности сметной стоимости строительства сторонами были подписаны дополнительные акты (форма N КС-2) N 6, N 7, N 8 и N 9 от 03.10.2022 г. на те же виды и объемы работ, но без применения понижающего коэффициента 0,8 (т.е. 80%).
Указанные в актах (форма N КС-2) от октября 2022 г. виды и объемы работ полностью совпадают с видами и объемами работ, указанными в актах (форма N КС-2) от февраля и мая 2018 г., различие заключается только в итоговой стоимости работ.
Исходя из изложенного актами (форма N КС-2), подписанными в октябре 2022 г. была оформлена не приемка выполненных работ, а корректировка стоимости ранее выполненных ООО "Строительные ресурсы" и принятых АО "ГУОВ" в 2018 г. работ по Договору, которая произведена истцом в соответствии с Решением "о порядке приемки работ в отсутствие заключения государственной экспертизы о проверки достоверности определения сметной стоимости строительства"", утвержденным Заместителем Министра обороны РФ Цаликовым Р.Х. 20.10.2015 г.
Подписание актов о приемке выполненных работ с понижающим коэффициентом 0,8 не связано с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по выполнению предусмотренных Договором работ.
Предусмотренные Договором работы были завершены ООО "Строительные ресурсы", а результат выполненных работ был передан АО "ГУОВ" и введен в эксплуатацию в 2018 г., то есть до указанного в исковом заявлении периода начисления неустойки, и следовательно в период с 28.06.2020 г. по 04.10.2022 г. нарушение ответчиком срока окончания работ отсутствовало, что исключает основания для начисления ответчику за указанный период предусмотренной п. 17.4. Договора неустойки.
При таких обстоятельствах правовых основания для удовлетворения исковых требований АО "ГУОВ" о взыскании с ответчика предусмотренной п. 17.4. Договора неустойки за период с 28.06.2020 по 04.10.2022 в данном случае не имелось.
Кроме того, доказательств наличия у отдела государственной экспертизы каких-либо замечаний к проектной и (или) рабочей документации, препятствующих прохождению государственной экспертизы, АО "ГУОВ" в материалы дела не представлено.
Поскольку длительность получения положительного заключения государственной экспертизы была обусловлена действиями (бездействием) самого АО "ГУОВ", в силу п. 3 ст. 405 ГК РФ оснований для взыскания с ответчика начисленной истцом до даты получения такого заключения неустойки в данном случае не имелось.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда, поскольку оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2024 по делу N А40-254242/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Л. Фриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-254242/2023
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"
Ответчик: ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ"