город Воронеж |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А64-904/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Администрации города Котовска Тамбовской области: Сергеевой М.Ю. - представителя по доверенности N 36 от 01.09.2021;
от индивидуального предпринимателя Артамонова Александра Владимировича: Лаврентьева А.Ю. - представителя по доверенности от 24.03.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражным судом Тамбовской области апелляционную жалобу Администрации города Котовска Тамбовской области на решение Арбитражного суд Тамбовской области от 14.07.2021 по делу N А64-904/2021, по исковому заявлению Администрации города Котовска Тамбовской области (ОГРН 1026801014855, ИНН 6825001535) к индивидуальному предпринимателю Артамонову Александру Владимировичу (ОГРНИП 308682010100047, ИНН 682500493309) о взыскании субсидии в размере 1 000 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Котовска Тамбовской области, Тамбовская область, г. Котовск, ул. Свободы, 8 (ОГРН 1026801014855, ИНН 6825001535) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к ИП Артамонову Александру Владимировичу (ОГРНИП 308682010100047, ИНН 682500493309) с требованием взыскать денежные средства в размере 1000000 руб., предоставленные в 2017 году, как субъекту малого и среднего предпринимательства по постановлению администрации города Котовска от 20.11.2017 N 1698 в качестве субсидии.
Решением от 14.07.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Администрация города Котовска Тамбовской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что по результатам проверки контрольно-счетной палатой Тамбовской области от 23.07.2019 N04-02/15 установлено, что субсидия была выдана ответчику с нарушением установленного порядка как предпринимателю, не осуществляющему социально ориентированную деятельность, что, в частности, установлено в рамках дела NА64-7171/2019. По мнению Администрации, срок давности для предъявления требований о взыскании субсидии не пропущен, поскольку истец узнал о нарушении его прав после повторного рассмотрения заявки по результатам проведения проверки контрольно-счетной палатой Тамбовской области N04-02/15 от 23.07.2019 и вступления в силу решения Арбитражного суда Тамбовской области по делу NА64-7171/2019, которыми было установлено, что субсидия в указанном выше размере, в нарушение условий Порядка N 463 была выдана Артамонову А.В. как предпринимателю, не осуществляющему социально ориентированную деятельность. Полагает, что срок исковой давности следует исчислять со дня принятия решения комиссией по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально-ориентированную деятельность от 10.11.2020.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Тамбовской области от 24.09.2013 N 1057 утверждена государственная программа Тамбовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014-2020 годы" (далее - Программа). В рамках Программы разработана подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" (далее - Подпрограмма).
Согласно пункту 4.1.12, перечня мероприятий Программы (приложение N 2) бюджетам монопрофильных образований Тамбовской области (в том числе и городу Котовску) были предоставлены субсидии для софинансирования муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации данных мероприятий, постановлением администрации города Котовска от 04.04.2017 N463 утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность (далее - Порядок N 463).
В соответствии с Порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность в городе Котовске Тамбовской области, утвержденного постановлением администрации города от 04.04.2017 N463 между Администрацией ИП Артамоновым А.В. (Получатель) было заключено соглашение N2/2017 от 15.11.2017 о предоставлении субсидии (далее - Соглашение).
Соглашение вступает в силу с даты его подписания, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств и действует до исполнения сторонами своих обязательств (п. 6.2. соглашения).
Пунктом 1.1. Соглашения N2/2017 от 15.11.2017 о предоставлении субсидии, предусмотрено, что предметом соглашения является субсидирование субъектам малого предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, в целях возмещения затрат Получателя, связанных с реализацией бизнес - проекта "Организация развлекательно-досугового комплекса в здании Дворца культуры города Котовска".
Согласно п. 3.1. Соглашения, субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии на цели, указанные в разделе 1 Соглашения.
В силу п. 3.2. соглашения перечисление субсидии осуществляется на расчетный счет получателя, открытый им в кредитных организациях в течение 10-ти рабочих дней с момента подписания соглашения.
Согласно указанному Соглашению Администрацией города ИП Артамонову А.В. была предоставлена субсидия в сумме 1 000 000 рублей.
Пунктом 4.1.5. Соглашения предусмотрено, что в случае установления Администрацией города или получения от органа информации о факте (ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидий, предусмотренных Порядком предоставления субсидий и Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений, а также получения информации о невыполнении (не достижении) значений показателей результативности, предусмотренных бизнес-проектом, направлять Получателю требование об обеспечении возврата Субсидии в бюджет Тамбовской области в размере и в сроки, определенном в указанном требовании.
По результатам проведения проверки контрольно-счетной палатой Тамбовской области от 23.07.2019 N04-02/15, было установлено, что субсидия в указанном выше размере, в нарушение условий Порядка N463 была выдана ИП Артамонову А.В. как предпринимателю, не осуществляющему социально - ориентированную деятельность,
Учитывая изложенные выше обстоятельства, комиссией по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально-ориентированную деятельность (далее - комиссия), повторно была рассмотрена заявка ИП Артамонова А.В. на участие в конкуре по отбору претендентов на получение в 2017 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально-ориентированную деятельность.
По результатам повторного рассмотрения заявки, было установлено, что в составе заявки ИП Артамонова А.В., отсутствовали документы, подтверждающие, что на момент первоначальной подачи заявки индивидуальным предпринимателем осуществлялась социально-ориентированная деятельность.
Учитывая содержание заключенного Сторонами Соглашения N2/2017 от 15.11.2017, его условия ИП Артамоновым А.В. не исполнены.
Согласно п. 4.3. Порядка N463, решение комиссии является основанием для возврата получателем субсидии суммы полученной субсидии. Средства подлежат зачислению в бюджет города в срок не позднее 15 календарных дней с даты получения получателем субсидии решения о возврате субсидии.
По итогам повторного рассмотрения заявки ИП Артамонова А.В. комиссией по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально-ориентированную деятельность, в адрес ИП Артамонова А.В. направлено письмо от 04.12.2020 N01.01-15/4762 о необходимости вернуть в бюджет города Котовска средства субсидии, предоставленной в 2017 году, как субъекту малого и среднего предпринимательства по постановлению администрации города Котовска от 20.11.2017 N1698, в сумме 1 000 000 рублей.
Письмо ИП Артамоновым А.В. получено не было и вернулось в адрес администрации города 20.01.2021 года.
До настоящего времени, денежные средства в размере предоставленной субсидии, от ИП Артамонова А.В. в адрес Администрации города не поступили.
В соответствии с п. 6.1. Соглашения о предоставлении субсидии от 15.11.2017 N 2/2017 споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением Соглашения решаются ими, по возможности путем проведения переговоров с оформлением соответствующих протоколов или иных документов. При не достижении согласия споры между Сторонами решаются в судебном порядке.
Поскольку требования ответчиком не были удовлетворены, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим исковым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательства сторон в данном случае установлены Соглашением N 2/2017 от 15.11.2017 о предоставлении субсидии и должны исполняться надлежащим образом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ N209-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В силу пункта 7 статьи 7 ФЗ N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (ч. 2 ст. 16 ФЗ N 209-ФЗ).
Частью 1 статьи 17 ФЗ N 209-ФЗ установлено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение денежных средств в распоряжение конкретных получателей с указанием их направления на финансирование конкретных целей.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Из пункта 2 статьи 78 БК РФ следует, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета.
Исходя из пункта 3 статьи 78 БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 4.1.5 соглашения определено, что в случае установления Администрацией или получения от органа финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком и соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, а также получения информации о невыполнении (недостижении) значений показателей результативности, предусмотренных бизнес-проектом, Администрация обязуется направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Тамбовской области в размере и сроки, определенные в указанном требовании.
По мнению истца, факт неосуществления ИП Артамоновым А.В. социально ориентированной деятельности на момент подачи заявки на участие в конкурсе на получение субсидии является основанием для возврата субсидии в бюджетную систему РФ.
Пунктом 1.1 Порядка закреплено, что он разработан с целью оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность (субъект социального предпринимательства), при выполнении одного из условий:
1. субъект социального предпринимательства обеспечивает занятость инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до семи лет, сирот, выпускников детских домов (лица, относящиеся к социально незащищенным группам граждан), а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение двух лет, предшествующих дате проведения отбора, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50 %, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %;
2. субъект социального предпринимательства осуществляет деятельность по предоставлению услуг (производству товаров, выполнению работ) в следующих сферах:
- содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;
- социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;
- организация социального туризма - только в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
- производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);
- предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищенным группам граждан;
- содействие вовлечению в социально активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение двух лет, и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.
Исходя из п. 1.6 Порядка, субсидирование производится субъектам социального предпринимательства:
- соответствующим критериям, установленным ФЗ N 209-ФЗ;
- зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории г.Котовска Тамбовской области;
- не имеющим просроченной задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и других обязательных платежей перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами;
- в отношении которых в течение двух лет, предшествующих дате обращения за получением субсидирования, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии;
- принявшим на себя обязательство в период реализации бизнес-проекта прироста среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) не менее 1,2 %;
- увеличения объема реализации продукции (работ, услуг) (в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года) не менее 7,0 %;
- предоставившим бизнес-проект, содержащий финансово-экономические параметры (включая сопоставительную оценку затрат и результатов, эффективность использования, окупаемость вложений), технологии, способы, сроки и особенности реализации предусмотренных им мероприятий;
- при условии вложения субъектом социального предпринимательства в реализацию бизнес-проекта собственных денежных средств в размере не менее 15 % от общей суммы субсидирования.
Пунктом 1.7 Порядка предусмотрены случаи, когда субъектам социального предпринимательства субсидирование не производится.
В связи с чем, пунктами 1.1, 1.6, 1.7 Порядка определены направления предпринимательской деятельности, подпадающие под социально ориентированную деятельность, критерии, которым должен отвечать субъект социального предпринимательства, претендующий на получение субсидии.
Согласно п. 4.3 Порядка решение комиссии является основанием для возврата получателем субсидии суммы полученной субсидии. Средства подлежат зачислению в бюджет города не позднее 15 календарных дней с даты получения получателем субсидии решения о возврате субсидии.
Как следует из статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
Законодательство Российской Федерации не содержит единого определения категории "социально незащищенные граждане (группы населения)". В отдельных нормативных актах и в правоприменительной практике группы социально незащищенных граждан указываются применительно к регулируемым правоотношениям. В этой связи, определяющую роль играет социальный статус лица - пенсионер, инвалид, сирота и т.д.
Поскольку Порядок не содержит четкой формулировки понятия "социально незащищенные граждане", суд исходил из общего смысла этого понятия: социально незащищенные граждане - лица, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите.
Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30-ти дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Поводом для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском послужили следующие обстоятельства.
По результатам проведения проверки контрольно-счетной палатой Тамбовской области от 23.07.2019 N 04-02/15, было установлено, что субсидия в указанном выше размере, в нарушение условий Порядка N 463 была выдана Артамонову А.В. как предпринимателю, не осуществляющему социально - ориентированную деятельность на момент рассмотрения заявки и предоставления субсидии (в 2017 году).
Между тем, такие доказательства КСП и/или Администрацией г. Котовска Тамбовской области у получателя субсидии не истребовались, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Факт занятия (не занятия) ИП Артамоновым А.В. социально ориентированной деятельностью на момент получения субсидии комиссией Администрации по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, при выполнении изложенных в представлении КСП требований не проверялся.
Данные обстоятельства заявителем жалобы не опровергнуты.
Вместе с тем, ответчиком в материалы дела представлены доказательства того, что по состоянию на дату рассмотрения заявки и получения субсидии ИП Артамонов А.В. фактически осуществлял деятельность отвечающую термину "социальное предпринимательство", как его понимает действующее законодательство.
В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие вышеуказанные факты.
Так, из письма Муниципального казенного учреждения "Котовская городская психолого-консультативная служба "Доверие" (МКУ "Доверие") от 09.04.2021 (л.д. 59) следует, что данное учреждение осуществляет свою деятельность на территории г. Котовска с 2001 года, его основными направлениями деятельности являются: воспитательно-профилактическая работа с несовершеннолетними детьми и молодежью; обеспечение доступной и своевременной психологической помощи взрослым и детям, семье (индивидуальное, бесплатное, анонимное психологическое консультирование граждан); вовлечение детей, семей с детьми, социально незащищенных групп населения в общественную деятельность, занятие физической культурой и спортом; проведение досуговых мероприятий в клубе для молодых инвалидов "Объединенные доверием" в возрасте от 16 до 35 лет в количестве 60 человек; работа подросткового волонтерского отряда "Мы вместе", целью которого является позитивное влияние на пассивную молодежь и подростков из группы "социального риска".
В программах и проектах МКУ "Доверие" участвуют все образовательные учреждения города, в том числе ТОГАОУ "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", молодые инвалиды и их родители, волонтерский отряд "Мы вместе", а также представители других организаций города и области, в том числе ИП Артамонов А.В., который с 2014 года на постоянной основе принимает участие в организации и проведении всех мероприятий с участием МКУ "Доверие", является спонсором этих мероприятий.
В указанном письме МКУ "Доверие" выражает ИП Артамонову А.В. благодарность за помощь в организации и проведении ежегодных городских социальных и спортивных мероприятий для жителей г. Котовска.
МКУ "Доверие" неоднократно ИП Артамонову А.В. объявлялась благодарность (л.д. 70-79).
Из письма руководителя Творческой студии "Праздничный БУМ" и танцевального коллектива "Arti" (Творческая студия) Коноводова А.С. б/н от 10.04.2021 (л.д. 80) усматривается, что деятельность Творческой студии осуществляется на территории г. Котовска и направлена на повышение уровня здоровья населения, проведение общественных и зрелищных мероприятий, вовлечение населения (в том числе социально незащищенных категорий) в занятие физической культурой и массовым спортом.
В организации и проведении мероприятиях Творческой студии постоянное участие принимает ИП Артамонов А.В., в том числе как спонсор по предоставлению площадки для их проведения, подарков для участников, наград и т.д.
За время сотрудничества с указанной творческой студией в 2017-2018 годах были проведены следующие мероприятия: открытие парка аттракционов "Город развлечений" и фестиваль спорта и здоровья "Энергия жизни" (май 2017 года); спортивный праздник "Пришел, увидел, стал участником!" (октябрь 2017 года); детский конкурс творчества "Талант&Я" (февраль 2018 года); развлекательное мероприятие "Праздник непослушания" (март 2018 года); игровая программа для детей "День смеха" (апрель 2018 года); проект "Оздоровительная гимнастика от Arti" (май 2018 года); городское мероприятие "День молодежи", праздник для детей "Праздник лета и детей", проект "Оздоровительная гимнастика от Arti", фестиваль спорта и здоровья "Энергия жизни 2018", открытое соревнование по скейтборду (июнь 2018 года).
Представитель истца подтвердил, что приведенные в упомянутых письмах МКУ "Доверие" и Творческой студии фактические данные соответствуют действительности.
Таким образом, материалами дела подтверждается фактическое занятие ответчиком социально ориентированной предпринимательской деятельностью, предусмотренной абзацами 5, 11 пункта 1.1. Порядка, как на момент рассмотрения заявки и предоставления субсидии, так и в последующем.
Суд также принимает во внимание и то обстоятельство, что материалы дела не содержат информации, какие именно документы должна была предоставить ИП Артамоновым А.В. для подтверждения факта осуществления социального предпринимательства и пояснений относительно отсутствия споров между истцом и ответчиком до проведения КСП проверки.
Таким образом, оснований для возврата субсидии в бюджетную систему не имеется.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчиком заявлялось о пропуске истцом срока исковой давности.
В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
Исходя из пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В соответствии с п. 14 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020, как следует из разъяснений, изложенных в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), согласно п. 3 ст. 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку.
Поскольку субсидия не могла быть предоставлена ИП Артамоновым А.В. без документов, подтверждающих, что он занимается социальным предпринимательством, то при должной степени заботливости и осмотрительности о нарушении своего права истец должен был знать в момент предоставления субсидии (21.11.2017).
Требование о возврате субсидии предъявлено истцом 04.12.2020, а иск подан 05.02.2021, то есть за пределами срока исковой давности.
Утверждение подателя жалобы о необходимости исчисления срока исковой давности с момента повторного рассмотрения заявки по результатам составления отчета контрольно-счетной палатой не принимается судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с п. 1 Постановления N 43, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Таким образом, применение судом исковой давности по заявлению стороны в споре направлено на сохранение стабильности гражданского оборота и защищает его участников от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Администрацией заявка ответчика была рассмотрена повторно на комиссии 10.11.2020, тогда как субсидия была перечислена 21.11.2017.
При этом Порядок не предусматривает возможность повторного рассмотрения ранее одобренной заявки.
Пункт 2.3 Порядка устанавливает перечень необходимых документов, которые должен представить претендент на получение субсидии.
Между тем, истцом не было принято решение об отказе в предоставлении субсидии по причине предоставления документов не в полном объеме, несоответствия документов, представленных в составе заявки, требованиям к их содержанию и оформлению, несоответствия претендента условиям предоставления субсидии (п. 2.14 Порядка).
Напротив, Администрация сочла ИП Артамонова А.В. соответствующим установленным условиям на получение субсидии.
В связи с чем, именно дата принятия решения по заявке о предоставлении субсидии (21.11.2017) является моментом, когда истец должен был узнать о нарушении своего права. Кроме того, при повторном рассмотрении заявки оценивались те же самые документы, что и при первоначальном анализе.
Таким образом, исковые требования Администрации правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны состоятельными по указанным ранее основаниям.
Ссылка Администрации на преюдициальный характер дела N А64-7171/2019 не может быть признана состоятельной.
В соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами, гражданами и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Вступившему в законную силу судебному акту присущи свойства неопровержимости, исключительности, преюдициальности.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 30-П разъяснено, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Статья 69 АПК РФ связывает преюдициальное значение не с наличием вступивших в законную силу судебных актов, разрешающих дело по существу, а с обстоятельствами (фактами), установленными данными актами, имеющими значение для другого дела, в котором участвуют те же лица.
Между тем, по делу N А64-7171/2019 факт того, что ИП Артамонов А.В., будучи претендентом на получение субсидии, не являлся предпринимателем, осуществляющим социально ориентированную деятельность, не был установлен.
Обжалуя решение суда первой инстанции, каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо опровергали выводы арбитражного суда области, заявитель жалобы не привел.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку исследованных доказательств и выводов суда при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, т.к. основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337.37 НК РФ заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.07.2021 по делу N А64-904/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-904/2021
Истец: Администрация г.Котовска Тамбовской области
Ответчик: ИП Артамонов Александр Владимирович
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд