г. Челябинск |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А07-18137/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционные жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2021 по делу N А07-18137/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан - Ахметшин М.М. (доверенность от 17.06.2021, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Ихсанов А.Р. (доверенность N 35 от 20.07.2021, диплом);
Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" - Зайнуллин Р.Р. (доверенность N 35/20 от 17.11.2020, диплом).
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ, антимонопольный орган, управление) о признании незаконными решения и предписания от 25.01.2021 N ТО002/10/18.1-1947/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Мослифт" (далее - АО "Мослифт", общество) и Некоммерческая организация Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" (далее - НО Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2021 (резолютивная часть решения объявлена 30.06.2021) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство и НО Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" обжаловали его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалоб их податели ссылаются на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагают незаконным оспоренные решение и предписание управления о признании обоснованной жалобы общества на действия Министерства при проведении процедуры предварительного отбора подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на оказание и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в многоквартирных домах на территории Республики Башкортостан. Оспаривают вывод суда о том, что внесение сведений в национальный реестр специалистов в области строительства подтверждает опыт работы сотрудников общества, поскольку нахождение специалиста в реестре не подтверждает, что он является главным инженерном проекта / главным архитектором проекта по текущему месту работы, тогда как наличие у юридического лица таких специалистов, внесенных в реестр, является обязательным нормативным требованием и требованием Документации о проведении предварительного отбора, а их отсутствие препятствует исполнению обязанностей, предусмотренных градостроительным законодательством. Как указывают податели жалобы, исходя из представленных АО "Мослифт" в составе заявки сведений о квалифицированном персонале, общество имеет работников, включенных в реестр - Петухова М.М. (заместитель директора филиала по производству) и Тищенко И.А. (главный инженер), которые не являются главными инженерами проекта или главными архитекторами проекта, и доказательств исполнения этими лицами функций главного инженера проекта не представлено. В этой связи отклонение заявки АО "Мослифт" по мотиву непредставления сведений о наличии сотрудников в должности "главный инженер проекта" является правомерным. Также податели жалоб считают правомерным отклонение заявки общества по мотиву неподтверждения необходимого опыта выполнения работ, поскольку с заявкой представлены доказательства выполнения работ по договорам на сумму, не соответствующую общей стоимости работ по представленным договорам, при этом дополнительных соглашений на изменение стоимости работ по договорам не представлено.
В судебном заседании представители подателей жалоб доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представитель УФАС по РБ в судебном заседании против удовлетворения апелляционных жалоб возражал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители АО "Мослифт", извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционные жалобы рассмотрены без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Из материалов дела следует, что 20.05.2020 Министерством на официальном сайте https://house.bashkortostan.ru/ опубликовано извещение N 0101120000962000008 о проведении процедуры предварительного отбора подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на оказание и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан.
Документация по проведению процедуры предварительного отбора подрядных организаций разработана в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее Положение N 615), и 20.05.2020 утверждена Председателем комиссии по предварительному отбору подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на оказание и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан от 26.06.2020, заявка АО "Мослифт" признана не соответствующей требованиям, установленным пунктом 3.2 Документации по предварительному отбору.
АО "Мослифт" не согласилось с отклонением его заявки и 08.07.2020 обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения указанной жалобы управлением принято решение от 23.07.2020 N ТО002/10/18.1-1947/2020, которым жалоба АО "Мослифт" на действия Министерства при проведении процедуры предварительного отбора подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на оказание и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан, информация о которой размещена на официальном сайте - http://zakupki.gov.ru (извещение N 0101120000962000008) признана обоснованной.
Также антимонопольным органом выдано предписание от 23.07.2020 N ТО002/10/18.1-1947/2020, которым органу по ведению реестра - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан предписано устранить нарушения, выявленные в ходе рассмотрения жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции при проведении процедуры предварительного отбора подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на оказание и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан, информация о которой размещена на официальном сайте - http://zakupki.gov.ru (извещение N 0101120000962000008), а именно: внести изменения в протокол рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на оказание и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан от 26.06.2020 в части несоответствия АО "Мослифт" требованиям, установленным пунктом 3.2 Документации по предварительному отбору.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, Министерство оспорило его в судебном порядке.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативных правовых актов антимонопольного органа, порядок рассмотрения таких требований установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В настоящем случае предметом судебной оценки являются решение и предписание УФАС по РБ, которыми признана обоснованной жалоба АО "Мослифт" на действия Министерства, отказавшего в допуске заявки АО "Мослифт" к участию в процедуре предварительного отбора подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на оказание и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов.
В соответствии с этой нормой, действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2). По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания (часть 20). Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке (часть 23).
Согласно пункту 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Положением N 615, в соответствии с которым предварительные отборы и (или) электронные аукционы проводятся на сайте оператора электронной площадки из числа операторов электронных площадок, определенных актом Правительства Российской Федерации в целях обеспечения проведения закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Привлечение оператора электронной площадки к проведению предварительного отбора осуществляется органом по ведению реестра, к проведению электронных аукционов - заказчиком (пункт 4). Предварительный отбор проводится в субъекте Российской Федерации в сроки, предусмотренные пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". После истечения указанного срока предварительные отборы осуществляются органом по ведению реестра не реже одного раза в квартал (пункт 6). По итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций (пункт 7). Предварительный отбор подрядных организаций проводится для оказания услуг и (или) выполнения работ в том числе по предмету электронного аукциона: оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (далее - ремонт (замена, модернизация) лифтов) (подпункт "в" пункта 8). Комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций (пункт 48). На основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений: а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций; б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 настоящего Положения (пункт 52). Решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях: а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения; б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения; в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе (пункт 53).
В соответствии пунктом 3.54 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21.01.2013 N 6, Министерство ведет реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан.
20.05.2020 Министерством на официальном сайте опубликовано извещение N 0101120000962000008 о проведении процедуры предварительного отбора подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на оказание и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан.
Также опубликована документация по проведению процедуры предварительного отбора подрядных организаций, которая 20.05.2020 утверждена Председателем комиссии по предварительному отбору подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 26.06.2020 (т.1 л.д.79-141), заявка АО "Мослифт" признана не соответствующей требованиям, установленным пунктом 3.2 Документации по предварительному отбору. Этим пунктом Документации по предварительному отбору установлены требования к заявке на участие в предварительном отборе, включая необходимость представления в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения N 615. Такое положение Документации соответствует подпункту "б" пункта 38 Положения N 615.
Пунктом 23 Положения N 615 предусмотрено, что при проведении предварительного отбора устанавливаются в том числе следующие требования к участникам предварительного отбора: наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (подпункт "о"); наличие у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, ремонт (замена, модернизация) лифтов, разработка проектной документации, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с настоящим Положением. При этом минимальный размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по указанным исполненным контрактам и (или) договорам устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере: не более 10 процентов предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, в соответствии с которым участником предварительного отбора как членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "а"-"в" пункта 8 настоящего Положения; не более 10 процентов предельного размера обязательств по договорам подряда на подготовку проектной документации, в соответствии с которым указанным участником предварительного отбора, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "г" и "д" пункта 8 настоящего Положения. Размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по всем исполненным контрактам и (или) договорам, представленным участником предварительного отбора и соответствующим требованиям настоящего пункта, определяется как совокупная стоимость услуг и (или) работ по таким контрактам и (или) договорам. Минимальный размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по представляемым участником предварительного отбора исполненным контрактам и (или) договорам не устанавливается в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "е" и "ж" пункта 8 настоящего Положения (подпункт "п").
Аналогичные требования установлены в пункте 1.4.3 Документации по проведению предварительного отбора.
В соответствии с пунктом 38 Положения N 615, заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения: копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в предварительном отборе; копия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (за исключением работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов), являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, или в части оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния и разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (за исключением работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов), являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; копия аттестата аккредитации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с приложением, определяющим область аккредитации, которая позволяет выполнять работы, связанные с проверками, испытаниями, измерениями при проведении обследования лифтов в соответствии с требованиями технического регламента, - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части выполнения работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента; копия справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученная не ранее 1 января года, в котором подается заявка; копия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по форме, утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа, копия штатного расписания, штатно-списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала; копии не менее 3 исполненных контрактов и (или) договоров, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора, предусмотренного подпунктом "п" пункта 23 настоящего Положения, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.
Аналогичные требования установлены в пункте 3.2.1 Документации по проведению предварительного отбора.
Согласно пункту 39 Положения N 615, орган по ведению реестра не вправе требовать от участника предварительного отбора иных документов, кроме документов, предусмотренных пунктом 38 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 5.5 Документации по проведению предварительного отбора, решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях: а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 1.4 настоящей документации; б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 3.2.1 настоящей документации; в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе. Формулировка этих положений Документации соответствует требованиям пункта 53 Положения N 615.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 26.06.2020, заявка АО "Мослифт" признана не соответствующей требованиям, установленным пунктом 3.2 Документации по предварительному отбору, а именно: 1) в нарушение требований, предусмотренных подпунктом "о" пункта 23 Положения N 615, статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта "н" пункта 1.4 Документации по проведению предварительного отбора, в штате организации отсутствуют 2 специалиста по месту основной работы, трудовая функция которых соответствует должности "главный инженер проекта", включенных в национальный реестр специалистов в области строительства (НОСТРОЙ); 2) опыт работы обществом не подтвержден (представленный обществом договор N ПЛЗ-000042-16 от 23.12.2016 не может быть рассмотрен в качестве подтверждения опыта выполнения работ, так как превышает 3 года от даты подачи заявки на участие в предварительном отборе; по всем представленным в составе заявке договорам сумма актов выполненных работ не соответствует сумме прописанной в договоре, при этом изменение условий договоров в части цены договоров не оформлены).
Как указано выше, подпунктом "о" пункта 23 Положения N 615 предусмотрено требование к участникам предварительного отбора - наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалифицированным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части: 1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет; 2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса, - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
При этом, в силу части 1 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
Частью 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям: 1) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства; 2) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года; 3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет; 4) повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет; 5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).
Из материалов дела следует, что в составе заявки АО "Мослифт" представлен штатно-списочный состав сотрудников организации и копии документов, подтверждающих их образование, квалификацию и стаж работы, в том числе на следующих сотрудников: 1) Петухов М.М. - заместитель директора филиала по производству, образование высшее, стаж работы 13 лет, удостоверение о повышении квалификации от 2015 года регистрационный N 1266/СТР-2015 по направлению "Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта", уведомление НОСТРОЙ от 25.08.2017 о включении сведений в Национальный реестр специалистов в области строительства (идентификационный номер специалиста С-77- 086047); 2) Тищенко И.А. - главный инженер, образование высшее, стаж работы 35 лет, удостоверение о повышении квалификации от 2015 регистрационный N 1276/СТР-2015 по направлению "Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта", уведомление НОСТРОЙ от 25.08.2017 о включении сведений в Национальный реестр специалистов в области строительства (идентификационный номер специалиста С-77-166704).
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, разделом IV "Рекомендуемые образцы форм и документов для заполнения участниками предварительного отбора" Документации о проведении предварительного отбора (приложение N 1 к заявке на участие в предварительном отборе "Предложение по количеству квалифицированного персонала", входящего в штат участника предварительного отбора") не предусмотрено обязательного требования о предоставлении документов, подтверждающих выполнение вышеназванными сотрудниками функциональных обязанностей, соответствующих должности "Главный инженер проекта" или "Главный архитектор проекта".
В то же время, требованиями, предъявляемыми к специалистам НОСТРОЙ, являются: сведения о наличии у заявителя высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства (пункт 1 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации); сведения о наличии у заявителя стажа работы в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года (пункт 2 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет (пункт 3 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации); сведения о повышении заявителем своей квалификации или прохождении профессиональной подготовки по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет (пункт 4 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Требованиями, предъявляемыми к специалистам НОПРИЗ является: наличие высшего образовании в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации N 688/пр от 06.04.2017; наличие трудовой книжки с общим стажем не менее 10 лет, из них не менее 3-х лет на инженерной должности по специальности; должностная инструкция; окончание курсов повышения квалификации не менее 5 лет назад. Включение физических лиц в Национальный реестр специалистов (НОСТРОЙ) и в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ) осуществляется на основании представленных копий трудовой книжки, дипломов, сертификатов и аттестатов и проверку их достоверности.
Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что внесение сведений в национальный реестр специалистов в области строительства означает официальное подтверждение наличия у работников необходимых опыта работы и квалификационного уровня.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, основные функциональные обязанности указанных сотрудников соответствуют должностным обязанностям, предусмотренным статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также, судом первой инстанции правомерно отмечено, что в силу пункта 25 Положения N 615 Комиссия по проведению предварительного отбора вправе была проверить достоверность сведений, представленных участниками предварительного отбора, на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 этого Положения, для чего запросить должностные инструкции вышеназванных сотрудников, однако, этого сделано не было.
При таких обстоятельствах оснований для отклонения заявки АО "Мослифт" по мотиву отсутствия у общества необходимых специалистов, трудовая функция которых соответствует должности "главный инженер проекта" или "главный архитектор проекта", включенных в НОСТРОЙ, не имелось. Приведенные в апелляционных жалобах возражения в это части подлежат отклонению.
Также, в силу подпункта "п" пункта 23 Положения N 615 одним из требований к участникам предварительного отбора является наличие у участника за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, ремонт (замена, модернизация) лифтов, разработка проектной документации, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с этим Положением.
В целях подтверждения этого обстоятельства пунктом 3.2 Документации участнику предварительного отбора в составе заявки предложено представить копии не менее 3 исполненных контрактов и (или) договоров, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.
Как указывает Министерство, в целях подтверждения опыта работ АО "Мослифт" в составе заявки представлены следующие документы: 1) договор от 12.12.2017 N ПЗЛ-000144-17 (цена договора 197137984,69 руб.), акты выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ по этому договору на сумму 151369736,12 руб., соглашения об изменении цены договора не представлено; 2) договор от 12.12.2017 N ПЗЛ-000145-17 (цена договора 188903817,82 руб.), акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и акты взаимозачета по этому договору на сумму 187842466,79 руб., соглашения об изменении цены договора не представлено; 3) договор от 12.12.2017 N ПЗЛ-000172-17 (цена договора 198944231,6 руб.), акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и акты взаимозачета по этому договору на сумму 109101498,39 руб., соглашения об изменении цены договора не представлено; 4) договор от 12.12.2017 N ПЗЛ-000132-17 (цена договора 98707574,38 руб.), акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и акты взаимозачета по этому договору на сумму 97112064,18 руб., соглашения об изменении цены договора не представлено; 5) договор от 23.12.2016 N ПЗЛ-000042-16 (цена договора 393379751,2 руб.), заключенный более трех лет назад, исполненный в период с марта по декабрь 2017 года, часть выполненных работ выходит за пределы трехгодичного срока от даты подачи заявки; 6) договор от 04.04.2019 N ПЗЛ-000200-19 (цена договора 115721054,03 руб.), акты выполненных работ, справки о стоимости работ по этому договору на сумму 115158549,02 руб., соглашения об изменении цены договора не представлено.
Управление пришло к выводу о необоснованности довода Министерства о предоставлении актов выполненных работ по всем договорам не в полном объеме. По мнению управления, представленные обществом договоры являются исполненными. При этом, поскольку представленными в составе заявки 5 исполненных договоров на сумму 799414662,52 руб. (за исключением договора от 23.12.2016 N ПЗЛ-000042-16) подтверждают соответствие АО "Мослифт" требованиям пункта 3.2 Документации по предварительному отбору, антимонопольный орган пришел к выводу о неправомерном отклонении заявки общества по мотиву неподтверждения опыта выполнения работ. Выводы управления поддержаны судом первой инстанции.
Вместе с тем, позиция антимонопольного органа и суда первой инстанции в указанной части противоречит представленным в материалы дела доказательствам, поскольку представленные обществом в составе заявки в целях подтверждения исполнения работ по договорам приведенные выше акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и акты взаимозачетов не подтверждают полное исполнение обществом таких договоров (работы выполнены обществом на меньшие суммы, чем цены договоров, при этом, доказательств изменения цен договоров в установленном порядке не представлено). То есть, представленные в составе заявки АО "Мослифт" документы не подтверждают наличие не менее трех исполненных обществом договоров, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, в связи с чем такие документы обоснованно не приняты организатором торгов в качестве подтверждения необходимого опыта работ.
Таким образом, заявка общества правомерно признана комиссией не соответствующей требованиям пункта 38 Положения N 615 и пункта 3.2 Документации по предварительному отбору, а приведенный в оспоренном решении антимонопольного органа вывод об обоснованности жалобы общества следует признать неправомерным.
То есть оспоренное решение управления, а также выданное на основании этого решения предписание нельзя признать законными и обоснованными.
Учитывая, что указанными ненормативными правовыми актами необоснованно созданы препятствия в реализации Министерством функции по проведению процедуры предварительного отбора подрядных организаций, суд апелляционной инстанции полагает подтвержденным факт нарушения такими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах совокупность условий для удовлетворения заявленных требований о признании оспоренных ненормативных правовых актов недействительными материалами дела подтверждена, а потому оснований для отказа в удовлетворении этих требований у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание обоснованность апелляционной жалобы НО Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан", уплаченная этим лицом при подаче жалобы госпошлина в размере 1500 руб. (платежным поручением от 08.07.2021 N 7007) подлежит возмещению за счет УФАС по РБ (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2021 по делу N А07-18137/2020 отменить.
Требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительными принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан решение и предписание от 25.01.2021 N ТО002/10/18.1-1947/2020.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ОГРН 1030203893202) в пользу Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" (ОГРН 113200004461) 1500 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18137/2020
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ
Ответчик: Управление ФАС России по РБ
Третье лицо: НОФ "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РБ", АО "Мослифт", Некоммерческая организация Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РБ"