г. Санкт-Петербург |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А56-33660/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н. С. Пиецкой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26416/2021) ООО "Ветком" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2021 по делу N А56-33660/2021 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению ООО "Ветком"
к Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Неделин А. А. (доверенность от 12.01.2021)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственности "Ветком" (далее - заявитель, общество, ООО "Ветком") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в направлении сообщений от 27.05.2020 N583957, от 01.07.2020 N1580687 об отказе в предоставлении мер поддержки (субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N576).
Решением суда от 17.06.2021 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению общества, судом не учтено, что деятельность по ОКВЭД 56.10 является для общества основной с момента регистрации; общество получало лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции; 27.02.2020 заявитель представил в регистрирующий орган сведения об изменении ОКВЭД, однако в результате длительного оформления со стороны налогового органа новый ОКВЭД включен в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) только 05.03.2020.
Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы обществом не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания общество не обращалось. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество обратилось в инспекцию с заявлениями на меры государственной поддержки (субсидии) как предприятие, наиболее пострадавшее от действий коронавирусной инфекции.
Сообщениями от 27.05.2020 N 583957 и от 01.07.2020 N 1580687 инспекция отказала обществу в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N576 в связи с тем, что деятельность предприятия не включена в перечень отраслей, наиболее пострадавших от действия коронавирусной инфекции, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Отказ инспекции в предоставлении субсидии обжалован налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Письмом от 17.03.2021 N 05-39/16537@ Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу сообщило обществу о том, что поскольку основной вид деятельности заявителя, содержащийся в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 (код ОКВЭД 41.2), не включен в перечень пострадавших отраслей, ООО "Ветком" не вправе воспользоваться предоставляемой субсидией из федерального бюджета.
Считая незаконным отказ инспекции в предоставлении субсидии, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Признав обоснованным отказ инспекции в предоставлении ООО "Ветком" субсидии, суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Правила и условия получения субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства, ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждены постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 N 658) (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлен закрытый перечень условий для включения в реестр в целях предоставления субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление);
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии (пп. "д" в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 N 658);
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, налоговые органы руководствуются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона N 129-ФЗ и пункта 1.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.08.2012 N ММВ-7-6/25@, учредитель юридического лица или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель самостоятельно определяют виды экономической деятельности, которыми предполагают заниматься, и представляют сведения о соответствующих кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности для включения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Согласно подпункту "п" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКВЭД 2).
При регистрации юридического лица при создании в регистрирующий орган представляется, в частности, заявление по форме N Р11001.
При этом в листе "И" указываются сведения о кодах по ОКВЭД 2. В указанном листе должны быть указаны коды деятельности по ОКВЭД 2, которую будет осуществлять создаваемое юридическое лицо (пункт 2.16 Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств").
Согласно пункту 2.16.1 Приложения N 20 к Приказу ФНС России N ММВ-7-6/25@ в разд. 1 "Код основного вида деятельности" и 2 "Коды дополнительных видов деятельности" указывается не менее четырех цифровых знаков.
Таким образом, основным видом деятельности юридического лица будет являться тот вид деятельности, который был указан при регистрации при заполнении формы N Р11001.
При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для государственной регистрации документах тех или иных кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Впоследствии при внесении изменений в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ в отношении осуществляемых видов деятельности, как связанные с изменением учредительных документов, так и без изменения учредительных документов, в заявлениях N Р13001 и N Р14001 соответственно должны быть также указаны основной и дополнительный виды экономической деятельности.
Юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней с момента изменения вида деятельности относительно кодов по ОКВЭД 2, содержащихся в ЕГРЮЛ, сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (пункт 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Если сведения об изменении основного вида деятельности своевременно не были внесены в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности в целях получения субсидии в соответствии с постановлением Правительства РФ N 576 будет являться основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом осуществляемой ООО "Ветком" деятельности по состоянию на 1 марта 2020 года являлось "Строительство жилых и нежилых зданий" (код ОКВЭД 41.2).
Смена ОКВЭД на 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" произведена ООО "Ветком" 05.03.2020 на основании заявления по форме N Р13001, поданного в регистрирующий орган, то есть после 01.03.2020.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительный документ юридического лица, осуществляются в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего закона.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (пункт 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ).
Инспекцией соблюден срок государственной регистрации сведений об изменении обществом основного вида деятельности по заявлению от 27.02.2020.
В соответствии с введением к "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)" (утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст в редакции от 12.02.2020) ОКВЭД 2 используется при решении следующих основных задач, в том числе: определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, а также разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень пострадавших отраслей), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (с учетом изменений и дополнений).
Используемый ООО "Ветком" ОКВЭД по состоянию на 01.03.2020 не поименован в Перечне пострадавших отраслей.
Учитывая изложенное, ООО "Ветком" не может воспользоваться субсидиями в целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе, на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В соответствии с пунктом 5 Правил налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе, соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Процесс предоставления субсидии максимально автоматизирован и осуществляется посредством обработки программным комплексом ФНС России сведений, в том числе, переданных внешними источниками (в частности, Пенсионным Фондом Российской Федерации), без участия сотрудников налоговых органов. Формирование заявителям соответствующих исходящих документов (уведомление о выплате субсидии/сообщение об отказе в выплате субсидии) производится непосредственно системой автоматизированно.
Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии производит расчет размера субсидии, формирует реестр в электронном виде и направляет его в Федеральное казначейство.
Территориальные налоговые органы не наделены полномочиями по принятию решений о выплате или об отказе в выплате субсидий.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд признал обоснованным отказ инспекции в предоставлении ООО "Ветком" субсидии, в связи с чем, обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2021 по делу N А56-33660/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33660/2021
Истец: ООО "ВЕТКОМ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу