г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А21-3935/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25133/2021) МБУСО "СКЦСОН "Вита" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.07.2021 по делу N А21-3935/2021 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению МБУСО "СКЦСОН "Вита"
к Северо-Западному МУГАДН (Калининградский отдел автотранспортного и автодорожного надзора)
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания "Советский комплексный центр социального обслуживания населения "ВИТА" (адрес: 238750, Калининградская область, город Советск, улица Ленина, 16, ОГРН 1023902006457; далее - МБУСО "СКЦСОН "ВИТА", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес: 236006, Калининград, Московский пр., д. 95; далее - Управление, административный орган) N 8/183 от 22.03.2021 об устранении выявленных нарушений.
Решением от 08.07.2021 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, МБУСО "СКЦСОН "ВИТА" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 22.03.2021 на основании распоряжения заместителя начальника Управления N 8/106 от 16.02.2021 административным органом проведена плановая выездная проверка в отношении МБУСО "СКЦСОН "ВИТА", в ходе которой выявлены нарушения пункта 4, подпункта "г" пункта 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616 (далее - Положение о лицензировании); статей 4, 5, пункта 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ); подпункта 6 пункта 1 части I, пункта 6 части I, пункта 12 части II Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ N 368); пункта 15.3 Приказа Минтранса России от 31.07.2020 N 282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - Приказ N 282), пункта 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ); части 1 статьи 5 Федерального закона РФ N 67-ФЗ от 14.06.2012 "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Закон N 67-ФЗ).
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки N 8/183 от 22.03.2021.
На основании выявленных нарушений МБУСО "СКЦСОН "ВИТА" Управлением выдано предписание от 22.03.2021 N 8/183 об устранении выявленных нарушений (далее - Предписание), в соответствии с которым Учреждению предписано в срок до 23.04.2021 обеспечить заполнение путевых листов в соответствии с требованиями нормативных актов, а именно: указывать сведения о перевозке; отметки уполномоченного лица, проставляющего показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку заверять подписями с указанием фамилий и инициалов; в срок до 23.04.2021 лицензируемый вид деятельности дополнить видом работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" - перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства; в срок до 23.04.2021 обеспечить наличие специалиста соответствующего требованиям пункта 15.3 Приказа N 282, т.е. имеющего образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и прошедшего аттестацию на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации либо образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации, и прошедшего аттестацию на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации; в срок до 26.03.2021 обеспечить страхование гражданской ответственности за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Предписание обжаловано Учреждением в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности обжалуемого Предписания, в связи с чем, в удовлетворении заявления МБУСО "СКЦСОН "ВИТА" отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учреждение на основании лицензии от 22.03.2019 N АСС-39-000081 осуществляет лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами.
Административным органом в ходе проверки выявлены допущенные Учреждением нарушения к заполнению обязательных реквизитов путевых листов (нарушения подпункта "г" пункта 8 Положения о лицензировании, статей 4, 5, пункта 1 статьи 6 Закона N 259-ФЗ, подпункта 6 пункта 1 части I, пункта 6 части I, пункта 12 части II Приказа N 368).
Кроме того, административным органом выявлено, что Учреждением фактически осуществляется деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами (пункт 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). При этом, лицензия от 22.03.2019 N АСС-39-000081 выдана Учреждению только на такой вид работ (услуг), как перевозка автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
Ввиду изложенного, Управлением установлено отсутствие в лицензии Учреждения вида работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, чем нарушен пункта 4 Положения о лицензировании, в соответствии с которым лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
В соответствии с пунктом 15.3 Приказа N 282 к квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований: образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации; образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации, и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Административным органом установлен факт отсутствия соответствующей аттестации у должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, Альковой С.А. в соответствии с приказом N 41-ОД от 30.12.2017.
Относительно представленных заявителем в материалы дела диплома о профессиональной переподготовке от 22.08.2017 ДПП N 000127 и удостоверения о повышении квалификации от 22.08.2017 БД 000198 суд отмечает, что в реестре аттестованных специалистов, размещенном на официальном сайте на сайте ФБУ "Росавтотранс": https://rosavtotransport.ru/ru/activities/road-safety/bdd-register, Алькова С.А. не значится.
При этом в соответствии с пунктом 28 Приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 283 "Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью" копия протокола заседания аттестационной комиссии в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня проведения аттестации, направляется аттестационной комиссией в ФБУ "Росавтотранс" для формирования реестра кандидатов, аттестованных в качестве специалистов, который размещается на официальном сайте.
Информация о специалистах вносится в реестр специалистов в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня проведения аттестации.
Началом действия аттестации является дата внесения реестровой записи о специалисте, указанная в реестре аттестованных специалистов.
Согласно абзаца 8 пункта 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств является обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Частью 1 статьи 5 Закона N 67-ФЗ предусмотрен запрет на осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована.
Управлением выявлены допущенные Учреждением нарушения перечисленных норм Закона N 196-ФЗ и Закона N 67-ФЗ, выразившееся в отсутствии договора на страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Факт нарушения Учреждением перечисленных норм правомерно установлен Управлением, судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 22.03.2021, и Учреждением по существу не оспорен.
Доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении административным органом процедуры проведения проверки, положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены. Оснований для переоценки данных выводов судом апелляционной инстанции не усматривается, поскольку требования Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностными лицами Управления в полной мере соблюдены, о проведении плановой выездной проверки генеральный директор Учреждения уведомлена заблаговременно - 18.02.2021, о чем свидетельствует запись на распоряжении от 16.02.2021 N 8/106 (л.д.11-14).
Ввиду изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный и обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого Предписания.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Учреждением государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб. подлежит возвращению заявителю из федерального бюджета на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.07.2021 по делу N А21-3935/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания "Советский комплексный центр социального обслуживания "Вита" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному бюджетному учреждению социального обслуживания "Советский комплексный центр социального обслуживания "Вита" 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 16.07.2021 N 663382.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3935/2021
Истец: МБУСО "СКЦСОН "ВИТА"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (РОСТРАНСНАДЗОР) Северо-Западное МУГАДН Калининградский отдел автотранспортного и автодорожного надзора