г. Москва |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А40-120716/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Втормет"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2021 по делу N А40-120716/2021
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Втормет"
к Инспекции Федеральной налоговой службе N 43 по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Савенков В.И. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2021, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Втормет" (заявитель, Общество) о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по городу Москве (налоговый орган, Инспекция) от 26.03.2021 N 7743210780015460003 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судом решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить по мотивам, изложенным в жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечило, ввиду чего апелляционная жалоба рассмотрена в порядке п. 5 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Представитель Инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя налогового органа, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических материалов дела, постановлением налогового органа от 26.03.2021 N 7743210780015460003 Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 318 649 руб. 51 коп.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении налоговым органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Так судом установлено, что Инспекцией, на основании Поручения N 774320210056002 от 16.03.2021 была проведена проверка соблюдения валютного законодательства ООО "Втормет", по результатам которой составлен проверки N 774320210056004 от 11.06.2021 (далее - Акт).
Между тем, из за технической ошибки, верной следует считать дату 17.03.2021. Номер тот же - 774320210056004.
Данный Акт оформлен и зарегистрирован в Автоматизированной информационной системе ФНС России АИС "Налог-3" 17.03.2021.
13.07.2021 Инспекцией в адрес Общества Почтой России было направлено письмо N 26-12/033828 от 13.07.2021 об исправлении технической ошибки в Акте в части указания даты его составления.
Кроме того, 17.03.2021 по телекоммуникационному каналу связи в адрес Общества налоговый орган направил Информационное письмо с разъяснением права на ознакомление с Актом, что свидетельствует о том, что Инспекция была готова ознакомить ООО "Втормет" с Актом уже с 17.03.2021. Данное Информационное письмо получено Обществом 17.03.2021, о чем свидетельствует извещение о получении электронного документа.
Таким образом вывод Общества по данному поводу является несостоятельным и необоснованным.
Уведомление о месте и времени составления протоколов на 22.03.2021 в 14.00, было направлено по ТКС и получено Обществом 17.03.2021, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
В соответствии с ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
22.03.2021 начальником отдела камеральных проверок N 9 Инспекции Шапошниковой Е.А. в отсутствии надлежаще извещенного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении был составлен протокол об административном правонарушении N 77432107800154600001, который вместе с определением о назначении времени и места рассмотрения дела на 26.03.2021 в 14.00 был направлен по ТКС и получен Обществом 22.03.2021, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
26.03.2021 Инспекцией, в отсутствии представителя Общества, извещенного надлежащим образом, в отношении Заявителя было вынесено Постановление о назначении административного наказания N 77432107800154600003 в соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 процентов суммы незаконной валютной операции, что составляет 318 649,51 рублей.
Копия данного постановления была направлена по почте 02.04.2021 г. (почтовый идентификатор 12599355224100) и согласно информации сайта "Почта России" было выслано 11.04.2021 обратно отправителю.
Оспаривая решение суда ООО "Втормет" указывает на то, что вывод суда первой инстанции о пропуске Обществом срока на обжалование Постановления не мотивирован должным образом и не соответствует имеющимся в деле доказательствам, указывая на то, что копию оспариваемого постановления оно получило на руки в Инспекции 01.06.2021. Следовательно, на него нельзя возложить риск ненадлежащего исполнения организацией почтовой связи своих обязанностей по соблюдению правил оказания услуг почтовой связи и порядка доставки почтовых отправлений, равно как и риск неявки получателя за почтовой корреспонденцией.
Между тем, суд апелляционной инстанции в отношении данного довода сообщает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Втормет", юридический адрес общества: 125438, г.Москва, ул. Автомоторная, д. 1/3, стр. 2, помещ. 601.
Как было указано выше, копия данного постановления была направлена по почте 02.04.2021 (почтовый идентификатор 12599355224100) с указанием юридического адреса Заявителя и согласно информации сайта "Почта России" постановление Инспекции было выслано 11.04.2021 обратно отправителю.
В абз. 2 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
В абз. 3 п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" указывается на то, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
При таких обстоятельствах Общество несет риск последствий неполучения корреспонденции в случае непринятия мер по отражению в ЕГРЮЛ сведений о достоверном адресе, а также по обеспечению надлежащей организации получения почтовой корреспонденции.
Таким образом, ООО "Втормет" были пропущены сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ на обжалование постановления.
Доводы заявителя об отсутствии события административного правонарушения, так как налоговым органом не доказан факт отсутствия у иностранных граждан вида на жительство в Российской Федерации, в связи с чем они признаются нерезидентами, являются необоснованными по следующим основаниям.
В Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" N 173-ФЗ от 10.12.2003 (далее - Закон N 173-ФЗ) дано определение понятия "Резидент".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 части 1 Закона N 173-ФЗ резидентом являются постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" N 115-ФЗ от 25.07.2002 до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Согласно пп. б п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ валютной операцией является использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Проверкой установлено осуществление Обществом выплат заработной платы без открытия счета в банке физическим лицам - нерезидентам гражданам иностранных государств - Узбекистана и Таджикистана, при отсутствии вида на жительства 10.06.2019 наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации на общую сумму 424 866,01 руб., что является незаконной валютной операцией.
Указанные обстоятельства установлены из анализа документов, представленных самим Обществом в рамках мероприятий налогового контроля, а также информацией полученной по запросу Инспекции, в рамках полномочий, предоставленных Законом N 173-Ф.
В том числе, в трудовых договорах, заключенных Обществом с работниками-иностранцами, указано гражданство работника, номер его миграционной карты и патента.
В ходе проверки выявлено, что 10.06.2019 из кассы ООО "Втормет" работникам-нерезидентам была выплачена заработная плата в наличной форме, в общей сумме 424 866,01 руб., что подтверждается платежной ведомостью.
Привлеченные Обществом к работе иностранные граждане - физические лица, не являются гражданами Российской Федерации, не имеют вида на жительство в Российской Федерации, и на основании пункта 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ являются нерезидентами, что подтверждается информацией, представленной Управлением МВД РФ по вопросам миграции, которая содержится в Информационном ресурсе Инспекции.
Так, Общество заключило трудовые договоры на выполнение ряда работ со следующими иностранными гражданами (нерезидентами): от 26.03.2019 N 11 Гиесов А.Р., от 22.02.2019 N 4 Махмадризоев Э.С., от 25.06.2018 N 0000025 Махмудов Ф.С., от 11.10.2018 N 0000053 Пулодов А.Т., от 26.03.2019 N 12 Сайдализод М.З., от 15.01.2019 N 1 Холов К.К., от 26.03.2019 N 10 Хусайнов К.И., от 21.05.2019 N 24 Наботов Р.С., от 30.04.2019 N 18 Сохибназаров Ч.Т., от 18.10.2018 N 0000057 Абдувалиев А.Г., от 20.07.2018 N 0000033 Абдугафуров Х.И., от 19.03.2019 N 6 Абдуллаев З.А., от 03.12.2018 N 0000074 Абдуллаев С.С., от 03.12.2018 N 0000076 Абдурахманов Ш.Р., от 27.02.2018 N 0000003 Абдусамадов У.А., от 12.10.2018 N 0000055 Азизов Б.А., от 09.11.2018 N 00000067 Ахметжанов С.К., от 25.12.2018 N 0000080 Бурхонов Ф.Ф., от 19.03.2019 N 5 Газиев А.У., от 07.11.2018 N 0000062 Гофуров Ш.О., от 07.11.2018 N 0000063 Зиевиддинов И.И., от 20.11.2018 N 0000070 Исроилов М.И., от 01.11.2018 N 0000061 Кодиров Т.Р., от 17.05.2019 N 21 Мадрахимов И.И., от 03.10.2017 N 0000058 Мамадалиев Н.Г., от 09.11.2018 N 00000064 Махмудов И.С., от 19.03.2019 N 9 Муминов А.А., от 08.10.2018 N 0000050 Муминов A.M., от 17.05.2019 N22 Муминов М.А., от 09.11.2018 N 00000068 Мусаханов И.И., от 17.08.2018 N 0000039 Низамов Х.А., от 09.11.2018 N 00000066 Нуритдинов А.С., от 09.11.2018 N 00000065 Нуритдинов И.М., от 19.03.2019 N8 Рахимбердиев У.Н., от 01.11.2018 N 0000059 Рахматуллаев К.Н., от 18.09.2018 N 0000046 Самижанов Б.К., от 18.09.2018 N0000047 Ташбаев Р.А., от 08.10.2018 N0000052 Тиллаев А.А., от 09.10.2017 N 0000063 Турабоев М.М., от 19.03.2019 N 7 Умарханов М.М., от 03.12.2018 N 0000073 Фазлиддинов И.И., от 12.10.2018 N 0000054 Фахриддинов Ж.Р., от 21.05.2019 N 25 Хамиджонов А.О., от 27.08.2018 N0000042 Хожиев А.Ж., от 08.10.2018 N 0000051 Хожимирзаев У.С., от 20.07.2018 N 0000034 Хошимов Ж. Б., от 20.02.2019 N 2 Хусанов Р.У., от 30.05.2019 N26 Шакиров Ф.Г. от 16.10.2018 N0000056 Шахобиддинов Ш.А., от 16.11.2018 N 0000069 Шермирзаев A.M., от 25.05.2018 N 0000020 Юсупов Х.Р., от 25.06.2018 0000027 Юсуфбоев И.И.
10.06.2019 Обществом по платежным ведомостям N 85 и N 87 нерезидентам были выплачены денежные средства из кассы в размере 424 866,01 рублей. Выплата данных денежных средств указанным гражданам из кассы Общества не оспаривается Заявителем.
Следовательно, 10.06.2019 Обществом были осуществлены валютные операции с использованием валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, заключающиеся в выдаче денежных средств иностранным гражданам в наличной форме.
В силу ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, установлен ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ.
Операции по выдаче (отчуждению) Обществом денежных средств иностранным гражданам - нерезидентам в наличной форме, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрены, в перечень разрешенных случаев, указанных в ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, не входят.
Резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25 Закона N 173-ФЗ).
При этом возможность осуществления валютной операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов, валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит.
Судом установлен и подтвержден материалами административного дела факт осуществления валютной операций в виде выплаты заработной платы работникам -нерезидентам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, а не через банковские счета в уполномоченном банке.
Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, с учетом изложенного реализация юридическим лицом - резидентом норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм специального законодательства - Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Судом установлен факт осуществления обществом расчетов с иностранными гражданами без использования банковского счета в уполномоченном банке.
Правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела в совокупности, суд обоснованно посчитал доказанным наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ".
Таким образом, выплаты нерезидентам денежных средств из кассы в сумме 24 718,19 рублей произведены Обществом с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно ст. 131 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
В соответствии с ч. 3 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Согласно ч. 5 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
Учитывая, что работники Общества являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, то реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
Таким образом, нормы трудового законодательства не препятствовали Обществу в осуществлении расчетов с работниками-нерезидентами с соблюдением правил, установленных валютным законодательством.
Судебная коллегия считает, что вина Общества доказана и подтверждена материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях заявителя малозначительности вмененного деяния. Обстоятельства рассматриваемого правонарушения не имеют свойства исключительности, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется.
Административное наказание установлено заявителю с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с положениями части 5 статьи 30.2, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ и статьи 208 АПК РФ вопрос об уплате государственной пошлины по жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2021 по делу N А40-120716/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120716/2021
Истец: ООО "ВТОРМЕТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 43 ПО Г. МОСКВЕ