г. Москва |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А40-88151/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Бодрова Е.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Истца -
ООО "РК "НОВОТРАНС" на Решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2021 г. принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-88151/21, по иску ООО "РК "НОВОТРАНС" (ИНН: 7706430713). к ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727) о взыскании денежных средств,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтная компания "Новотранс" (далее - ООО "РК "НОВОТРАНС", истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковыми требованиями о взыскании 144 890 руб. 57 коп. неосновательного обогащения, 203 042 руб. 32 коп. убытков в сумме расходов на ремонт вагона, 6 096 руб. 78 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, с последующим начислением на сумму долга (144 890 руб. 57 коп.) исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды просрочки, и по день фактической оплаты долга, а также 1 314 руб. 05 коп. почтовых расходов с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 25.05.2021 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объёме.
В обосновании доводов жалобы заявитель указал на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены или изменения решения у суда не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее -"Ответчик", "Подрядчик") и Открытым акционерным обществом Холдинговая компания "Новотранс" заключен договор на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов N ТОР-ЦДИЦВ/1 от 22.01.2014 г. (далее - "Договор").
15 июня 2016 года Ответчиком, Акционерным обществом Холдинговая компания "Новотранс" и Обществом с ограниченной ответственностью "Ремонтная компания "Новотранс" (далее - "Истец", "Заказчик") было заключено Дополнительное соглашение N 6 к Договору, согласно которому Акционерное общество Холдинговая компания "Новотранс" передает, а Истец принимает на себя в полном объеме все права, обязанности и ответственность Заказчика по Договору.
Согласно п. 1.1 Договора (в редакции Дополнительного соглашения N 6 от 15.06.2016 г.) Заказчик поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - "ТР-2"), принадлежащих АО "ХК "Новотранс" на праве собственности, аренды или ином законном основании, в эксплуатационных вагонных депо дирекции инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", указанных в перечне эксплуатационных вагонных депо Подрядчика.
В соответствии с п. 4.1.1 Договора Подрядчик обязуется произвести ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту от 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97 и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.
Согласно п. 4.1.2.3 Договора (в редакции Дополнительного соглашения N 5 от 01.12.2015 г.) Подрядчик предоставляет гарантию на повторные отцепки и ремонт по кодам эксплуатационных неисправностей, указанным в Приложении N 19 к Договору, после проведения Подрядчиком ТР-2 грузового вагона, если с момента проведения предыдущего ТР-2 данного грузового вагона не истек срок указанный а Приложении N 19 к Договору, а именно:
Кольцевая выработка поверхности катания (код 104 по КЖА 2005 05) - 2 месяца; Выщербина обода колеса (код 107 по КЖА 2005 05) - 1 месяц; Неравномерный прокат по кругу катания выше нормы (код 117 по КЖА 2005 05) -2 месяца.
Согласно п. 4.1.2.6 Договора (в редакции Дополнительного соглашения N 5 от 01.12.2015 г.) в случае отцепки вагонов по гарантийной неисправности грузовых вагонов в течение гарантийного срока, представленного Подрядчиком, грузовые вагоны направляются для устранения неисправности в ближайшее ВЧДЭ. Работы по устранению дефектов в период гарантийного срока, предоставленного Подрядчиком, выполняются Подрядчиком без выставления счета за данные работы.
В период с 22 марта 2020 г. по 27 июля 2020 г. было зафиксировано 12 случаев отцепки грузовых вагонов в течение гарантийного срока, предоставленного Ответчиком.
Грузовой вагон N 52922606.
27 февраля 2020 года в эксплуатационном вагонном депо Батайск - СП Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД" был произведен текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 (далее -"ТР-2") грузового вагона N 52922606, в ходе которого был проведен осмотр колесных пар 93-20785-1975,1175-8916- 2011,1175-8395-2011.
22 марта 2020 года в пути следования по железнодорожным путям общего пользования Московской железной дороги грузовой вагон N 52922606 был отцеплен в ремонт в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесных пар 93-20785-1975, 1175-8916-2011, 1175-8395-2011 - выщербина обода колеса (код 107 по КЖА 2005 05).
В связи с нарушением Ответчиком своих гарантийных обязательств, установленных п. 4.1.2 Договора, Истец понес расходы на ТР-2 грузового вагона N 52922606 в размере 21 800 руб. 00 коп. согласно расчету суммы исковых требований.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия исх. N 377РК/07 от 15.07.2020 г. (получена 23.07.2020 г.), оставленная Ответчиком без удовлетворения.
Грузовой вагон N 55601504.
10 февраля 2020 года в эксплуатационном вагонном депо Батайск - СП Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД" был произведен ТР-2 грузового вагона N 55601504, в ходе которого был проведен осмотр колесной пары 5-187755- 2010.
26 марта 2020 года в пути следования по железнодорожным путям общего пользования Горьковской железной дороги грузовой вагон N 55601504 был отцеплен в ремонт в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесной пары 5-187755-2010 - неравномерный прокат по кругу катания выше нормы (код 117 по КЖА 2005 05).
Поскольку с даты выпуска грузового вагона из предыдущего ТР-2 (далее - "Первый ремонт") прошло менее 2 (Двух) месяцев, а на неисправности колесных пар по коду 117 по КЖА 2005 05 распространяется гарантийная ответственность Ответчика, ремонт, направленный на устранение выявленной неисправности (далее - "Второй ремонт") должен был быть выполнен Ответчиком без выставления счета, однако в нарушении п. 4.1.2.6 Договора Ответчик осуществил ремонт грузового вагона N 55601504 за счет Истца. Выявленная в гарантийный период неисправность была устранена посредством проведения ТР-2 грузового вагона N 55601504 в эксплуатационном вагонном депо Лянгасово - СП Горьковской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД". Стоимость работ по ТР-2 грузового вагона N 55601504 составила 4 225 руб. 29 коп. согласно расчету суммы исковых требований (Приложение N 1). Кроме того, Истец понес расходы на ремонт колесной пары 5-187755-2010, который был произведен в рамках ТР-2 грузового вагона N 55171490, в размере 16 138 руб. 00 коп.
Таким образом, Ответчик сам выявил неисправность и устранил ее, однако не за свой счет, а за счет Истца, несмотря на то, что неисправность (скрытый недостаток) возникла в течении гарантийного срока по вине Ответчика и последний был обязан устранить ее безвозмездно.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ взысканию с Ответчика в пользу Истца подлежат проценты за пользование чужими денежными средствами.
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.03.2020 г. (день, следующий за днем списания денежных средств на основании счета-фактуры - неосновательное обогащение) по 23.04.2021 г., согласно расчету суммы исковых требований, составил 1 005 руб. 29 коп.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия исх. N 363РК/07 от 08.07.2020 г. (получена 20.07.2020 г.), оставленная Ответчиком без удовлетворения.
Грузовой вагон N 55392666.
03 февраля 2020 года в эксплуатационном вагонном депо Батайск - СП Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД" был произведен ТР-2 грузового вагона N 55392666, в ходе которого был проведен осмотр колесных пар 1175-7236- 2010,1175-53988-2010.
02 апреля 2020 года в пути следования по железнодорожным путям общего пользования Казахстанской железной дороги грузовой вагон N 55392666 был отцеплен в ремонт в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесных пар 1175-7236-2010,1175-53988-2010 - кольцевая выработка поверхности катания (код 104 по КЖА 2005 05).
В связи с нарушением Ответчиком своих гарантийных обязательств, установленных п. 4.1.2 Договора, Истец понес расходы на ТР-2 грузового вагона N 55392666 в размере 60 420 руб. 00 коп. согласно расчету суммы исковых требований.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия исх. N 372РК/07 от 15.07.2020 г. (получена 21.07.2020 г.), оставленная Ответчиком без удовлетворения. Грузовой вагон N 53122867.
08 апреля 2020 года в эксплуатационном вагонном депо Тула - СП Московской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" был произведен ТР-2 грузового вагона N 53122867, в ходе которого был проведен осмотр колесных пар 39-42948- 2008,119-23314-1986.
22 апреля 2020 года в пути следования по железнодорожным путям общего пользования Львовской железной дороги грузовой вагон N 53122867 был отцеплен в ремонт в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесных пар 39-42948-2008,119-23314-1986 - выщербина обода колеса (код 107 по КЖА 2005 05).
В связи с нарушением Ответчиком своих гарантийных обязательств, установленных п. 4.1.2 Договора, Истец понес расходы на ТР-2 грузового вагона N 53122867 в размере 15 039 руб. 15 коп. согласно расчету суммы исковых требований.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия исх. N 521РК/09 от 09.09.2020 г. (получена 17.09.2020 г.), оставленная Ответчиком без удовлетворения.
Грузовой вагон N 60567419.
04 апреля 2020 года в эксплуатационном вагонном депо Входная - СП Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД" был произведен ТР-2 грузового вагона N 60567419, в ходе которого был проведен осмотр колесных пар 5-254979- 2011,1175-44160-2005.
24 апреля 2020 года в пути следования по железнодорожным путям общего пользования Юго-Восточной железной дороги грузовой вагон N 60567419 был отцеплен в ремонт в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесных пар 5-254979-2011,1175-44160-2005 - выщербина обода колеса (код 107 по КЖА 2005 05).
Поскольку с даты выпуска грузового вагона из первого ремонта прошло менее 1 (Одного) месяца, а на неисправности колесных пар по коду 107 по КЖА 2005 05 распространяется гарантийная ответственность Ответчика, второй ремонт должен был быть выполнен Ответчиком без выставления счета, однако в нарушении п. 4.1.2.6 Договора Ответчик осуществил ремонт грузового вагона N 60567419 за счет Истца. Выявленная в гарантийный период неисправность была устранена посредством проведения ТР-2 грузового вагона N 60567419 в эксплуатационном вагонном депо Стой ленская - СП Юго-Восточной дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД". Стоимость работ по ТР-2 грузового вагона N 60567419 (за вычетом стоимости колесных пар 5-254979-2011, 1175-44160-2005 согласно акту N 229 приема-передачи товарно-материальных ценностей от 27.04.2020 г.) составила 51 956 руб. 48 коп. согласно расчету суммы исковых требований.
Таким образом, Ответчик сам выявил неисправность и устранил ее, однако не за свой счет, а за счет Истца, несмотря на то, что неисправность (скрытый недостаток) возникла в течении гарантийного срока по вине Ответчика и последний был обязан устранить ее безвозмездно.
В соответствии со статьёй 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) взысканию с Ответчика в пользу Истца подлежат проценты за пользование чужими денежными средствами.
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.2020 г. (день, следующий за днем списания денежных средств на основании счета-фактуры - неосновательное обогащение) по 23.04.2021 г., согласно расчету суммы исковых требований, составил 2 317 руб. 94 коп.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия исх. N 364РК/07 от 08.07.2020 г. (получена 28.07.2020 г.), оставленная Ответчиком без удовлетворения.
Грузовой вагон N 53399150.
27 марта 2020 года в эксплуатационном вагонном депо Могоча - СП Забайкальской дирекции инфраструктуры - СП Центральной инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" был произведен ТР-2 грузового вагона N 53399150, в ходе которого был проведен осмотр колесной пары 29-139505-1992.
29 апреля 2020 года в пути следования по железнодорожным путям общего пользования Западно-Сибирской железной дороги грузовой вагон N 53399150 был отцеплен в ремонт в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесной пары 29-139505-1992 - неравномерный прокат по кругу катания выше нормы (код 117 по КЖА 2005 05).
Поскольку с даты выпуска грузового вагона из первого ремонта прошло менее 2 (Двух) месяцев, а на неисправности колесных пар по коду 117 по КЖА 2005 05 распространяется гарантийная ответственность Ответчика, второй ремонт должен был быть выполнен Ответчиком без выставления счета, однако в нарушении п. 4.1.2.6 Договора Ответчик осуществил ремонт грузового вагона N 53399150 за счет Истца. Выявленная в гарантийный период неисправность была устранена посредством проведения ТР-2 грузового вагона N 53399150 в эксплуатационном вагонном депо Тайга - СП Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД". Стоимость работ по ТР-2 грузового вагона N 53399150 составила 4 861 руб. 48 коп. согласно расчету суммы исковых требований. Кроме того, Истец понес расходы на ремонт колесной пары 29-139505-1992 в размере 2 249 руб. 26 коп.
Таким образом, Ответчик сам выявил неисправность и устранил ее, однако не за свой счет, а за счет Истца, несмотря на то, что неисправность (скрытый недостаток) возникла в течении гарантийного срока по вине Ответчика и последний был обязан устранить ее безвозмездно.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ взысканию с Ответчика в пользу Истца подлежат проценты за пользование чужими денежными средствами.
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.05.2020 г. (день, следующий за днем списания денежных средств на основании счета-фактуры - неосновательное обогащение) по 23.04.2021 г., согласно расчету суммы исковых требований, составил 310 руб. 73 коп.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия исх. N 365РК/07 от 08.07.2020 г. (получена 21.07.2020 г.), оставленная Ответчиком без удовлетворения.
Грузовой вагон N 53102224.
04 апреля 2020 года в эксплуатационном вагонном депо Алтайская - СП Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД" был произведен ТР-2 грузового вагона N 53102224, в ходе которого был проведен осмотр колесных пар 1175-33771- 2011, 5-214697-2011.
02 мая 2020 года в пути следования по железнодорожным путям общего пользования Южно-Уральской железной дороги грузовой вагон N 53102224 был отцеплен в ремонт в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесных пар 1175-33771-2011,5-214697-2011 - неравномерный прокат по кругу катания выше нормы (код 117 по КЖА 2005 05).
В связи с нарушением Ответчиком своих гарантийных обязательств, установленных п. 4.1.2 Договора, Истец понес расходы на ТР-2 грузового вагона N 53102224 в размере 21100 руб. 25 коп. согласно расчету суммы исковых требований.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия исх. N 373РК/07 от 15.07.2020 г. (получена 28.07.2020 г.), оставленная Ответчиком без удовлетворения.
Грузовой вагон N 61162038.
28 марта 2020 года в эксплуатационном вагонном депо Входная - СП Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД" был произведен ТР-2 грузового вагона N 61162038, в ходе которого был проведен осмотр колесных пар 29-438966- 1985,1175-42664-2011.
10 мая 2020 года в пути следования по железнодорожным путям общего пользования Куйбышевской железной дороги грузовой вагон N 61162038 был отцеплен в ремонт в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесных пар 29-438966-1985,1175-42664-2011 - неравномерный прокат по кругу катания выше нормы (код 117 по КЖА 2005 05).
В связи с нарушением Ответчиком своих гарантийных обязательств, установленных п. 4.1.2 Договора, Истец понес расходы на ТР-2 грузового вагона N 61162038 в размере 32 830 руб. 74 коп. согласно расчету суммы исковых требований.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия исх. N 374РК/07 от 15.07.2020 г. (получена 28.07.2020 г.), оставленная Ответчиком без удовлетворения.
Грузовой вагон N 58474701.
24 марта 2020 года в эксплуатационном вагонном депо НовокузнецкСеверный - СП Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" был произведен ТР-2 грузового вагона N 58471701, в ходе которого был проведен осмотр колесных пар 5-178669-2010,119-2139-2008,29-109895-2011,29-306749-2012.
19 мая 2020 года в пути следования по железнодорожным путям общего пользования Южно-Уральской железной дороги грузовой вагон N 58474701 был отцеплен в ремонт в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесных пар 5-178669-2010, 119-2139-2008, 29-109895-2011, 29-306749-2012 - неравномерный прокат по кругу катания выше нормы (код 117 по КЖА 2005 05).
В связи с нарушением Ответчиком своих гарантийных обязательств, установленных п. 4.1.2 Договора, Истец понес расходы на ТР-2 грузового вагона N 58474701 в размере 37 827 руб. 44 коп. согласно расчету суммы исковых требований.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия исх. N 375РК/07 от 15.07.2020 г. (получена 28.07.2020 г.), оставленная Ответчиком без удовлетворения. Грузовой вагон N 60565520. 01 мая 2020 года в эксплуатационном вагонном депо Брянск - СП Московской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" был произведен ТР-2 грузового вагона N 60565520, в ходе которого был проведен осмотр колесных пар 5-116434- 2009,1175-1002-2010.
27 мая 2020 года в пути следования по железнодорожным путям общего пользования Юго-Восточной железной дороги грузовой вагон N 60565520 был отцеплен в ремонт в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесных пар 5-116434-2009,1175-1002-2010 - выщербина обода колеса (код 107 по КЖА 2005 05).
Поскольку с даты выпуска грузового вагона из первого ремонта прошло менее 1 (Одного) месяца, а на неисправности колесных пар по коду 107 по КЖА 2005 05 распространяется гарантийная ответственность Ответчика, второй ремонт должен был быть выполнен Ответчиком без выставления счета, однако в нарушении п. 4.1.2.6 Договора Ответчик осуществил ремонт грузового вагона N 60565520 за счет Истца. Выявленная в гарантийный период неисправность была устранена посредством проведения ТР-2 грузового вагона N 60565520 в эксплуатационном вагонном депо Стойленская - СП Юго-Восточной дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД". Стоимость работ по ТР-2 грузового вагона N 60565520 (за вычетом стоимости колесных пар 5-116434-2009, 1175-1002-2010 согласно акту N 261 приема-передачи товарно-материальных ценностей от 02.06.2020 г.) составила 49 242 руб. 48 коп. согласно расчету суммы исковых требований.
Таким образом, Ответчик сам выявил неисправность и устранил ее, однако не за свой счет, а за счет Истца, несмотря на то, что неисправность (скрытый недостаток) возникла в течении гарантийного срока по вине Ответчика и последний был обязан устранить ее безвозмездно.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ взысканию с Ответчика в пользу Истца подлежат проценты за пользование чужими денежными средствами.
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.05.2020 г. (день, следующий за днем списания денежных средств на основании счета-фактуры - неосновательное обогащение) по 23.04.2021 г., согласно расчету суммы исковых требований, составил 1 951 руб. 99 коп.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия исх. N 366РК/07 от 08.07.2020 г. (получена 17.07.2020 г.), оставленная Ответчиком без удовлетворения.
Грузовой вагон N 53829842.
08 июля 2020 года в эксплуатационном вагонном депо НовокузнецкСеверный - СП Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - СП Центральной инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД" был произведен ТР-2 грузового вагона N 53829842, в ходе которого был проведен осмотр колесной пары 29-867043-2010.
26 июля 2020 года в пути следования по железнодорожным путям общего пользования Свердловской железной дороги грузовой вагон N 53829842 был отцеплен в ремонт в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесной пары 29-867043-2010 - неравномерный прокат по кругу катания выше нормы (код 117 по КЖА 2005 05).
Поскольку с даты выпуска грузового вагона из первого ремонта прошло менее 2 (Двух) месяцев, а на неисправности колесных пар по коду 117 по КЖА 2005 05 распространяется гарантийная ответственность Ответчика, второй ремонт должен был быть выполнен Ответчиком без выставления счета, однако в нарушении п. 4.1.2.6 Договора Ответчик осуществил ремонт грузового вагона N 53829842 за счет Истца. Выявленная в гарантийный период неисправность была устранена посредством проведения ТР-2 грузового вагона N 53829842 в эксплуатационном вагонном депо Пермь-Сортировочная - СП Свердловской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД". Стоимость работ по ТР-2 грузового вагона N 53829842 составила 79 руб. 58 коп. согласно расчету суммы исковых требований. Кроме того, Истец понес расходы на ремонт колесной пары 29-867043-2010, который был произведен в рамках ТР-2 грузового вагона N 55112718, в размере 16 138 руб. 00 коп.
Таким образом, Ответчик сам выявил неисправность и устранил ее, однако не за свой счет, а за счет Истца, несмотря на то, что неисправность (скрытый недостаток) возникла в течении гарантийного срока по вине Ответчика и последний был обязан устранить ее безвозмездно.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ взысканию с Ответчика в пользу Истца подлежат проценты за пользование чужими денежными средствами.
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.07.2020 г. (день, следующий за днем списания денежных средств на основании счета-фактуры - неосновательное обогащение) по 23.04.2021 г., согласно расчету суммы исковых требований, составил 510 руб. 83 коп.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия исх. N 469РК/08 от 24.08.2020 г. (получена 03.09.2020 г.), оставленная Ответчиком без удовлетворения.
Грузовой вагон N 54190467.
03 июля 2020 года в эксплуатационном вагонном депо Тайга - СП ЗападноСибирской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД" был произведен ТР-2 грузового вагона N 54190467, в ходе которого был проведен осмотр колесных пар 1175-9867- 2011,39-24681-2008.
27 июля 2020 года в пути следования по железнодорожным путям общего пользования Северо-Кавказской железной дороги грузовой вагон N 54190467 был отцеплен в ремонт в связи с обнаружением эксплуатационной неисправности колесных пар 1175-9867-2011,39-24681-2008 - выщербина обода колеса (код 107 по КЖА 2005 05).
В связи с нарушением Ответчиком своих гарантийных обязательств, установленных п. 4.1.2 Договора, Истец понес расходы на ТР-2 грузового вагона N 54190467 в размере 14 024 руб. 74 коп. согласно расчету суммы исковых требований.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика была направлена претензия исх. N 451РК/08 от 14.08.2020 г. (получена 26.08.2020 г.), оставленная Ответчиком без удовлетворения.
Претензии оставлены ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
На основании ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании п. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В соответствии с п. 1 ст. 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика возмещения своих расходов на устранение недостатков.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании п. п. 1,3 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Согласно п. 7.2 Договора если Стороны (Истец и Ответчик) не придут к соглашению путем переговоров, все споры рассматриваются в претензионном порядке.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 106, 148 АПК РФ).
Таким образом, в состав судебных издержек входит сумма расходов по оплате почтовых отправлений претензий N N 377РК/07 от 15.07.2020 г., 363РК/07 от 08.07.2020 г., 372РК/07 от 15.07.2020 г., 521РК/09 от 09.09.2020 г., 364РК/07 от 08.07.2020 г., 365РК/07 от 08.07.2020 г., 373РК/07 от 15.07.2020 г., 374РКУ07 от 15.07.2020 г., 375РК/07 от 15.07.2020 г., 366РК/07 от 08.07.2020 г., 469РК/08 от 24.08.2020 г., 451РК/08 от 14.08.2020 г. согласно расчету в размере 1314 рублей 05 копеек.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п.1 ст.723 ГК РФ, срок исковой давности для требований, предъявленных в соответствии с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет один год. В соответствии со ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу специфики использования грузовых вагонов, а также особенностей выявления дефектов ремонтируемых узлов и деталей грузовых вагонов, заявлением о недостатках выполненных работ является акты о выполненных работ, так как именно данным документом подтверждается факт выявления недостатка и несения убытков.
Исходя из приложенных документов к иску и даты их составления, подтверждается вывод, что данный иск был подан по истечении срока исковой давности. Акты о выполненных работах были составлены в период с 22.03.2020 г. по 27.07.2020 г. Истцом не совершалось никаких действий, предусмотренных законом для приостановления срока исковой давности. Иск предъявлен в 23.04.2021 г. то есть по истечении установленного срока по вагонам 52922606, 55601504, 55392666, 53122867. Акты о выполненных работах по данным вагонам составлены в период с 22.03.2020 г. по 22.04.2020 г.
Согласно ст.195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Иными словами, по истечению данного срока лицо теряет право на защиту своих интересов в судебном порядке.
Правильность позиции Ответчика о сокращенном сроке исковой давности по требованиям, возникшим из перевозок подтверждается также пунктом 53 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Между сторонами заключен договор NТОР-ЦДИЦВ/1 от 22.01.2014 г. на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов (далее - Договор), по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт (ТР2) грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законом основании, в эксплуатационных вагонных депо - филиалах ОАО "РЖД".
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 1.4 Договора, основанием для отцепки грузового вагона в ТР-2 являются требования, установленные "ЦВ-ЦЛ-408. Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщик вагонов)", утвержденной на пятидесятом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств -участников Содружества (протокол от 21-22 мая 2009 N 50) (далее - Инструкция).
Согласно п. 1.1, настоящая Инструкция устанавливает порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов.
Порядок технического обслуживания колесных пар регламентируется разделом 3 Инструкции. Так согласно п.3.2.1. Инструкции, запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию вагоны после сходов при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава.
В соответствие с п. 8 "Руководства по текущему отцепочному ремонту" от 02.09.1997 г. N РД 32 ЦВ-056-97 осмотр, дефектацию и замену колесных пар производить в соответствии с "Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм)" (Далее - РД по ремонту колесных пар), предназначенным для вагоноремонтных депо, осуществляющих все виды ремонта колесных пар (п. 1.4), включающие обыкновенное освидетельствование (текущий ремонт) колесных пар, полное освидетельствование (средний ремонт) колесных пар, капитальный ремонт колесных пар (ремонт со сменой элементов).
С учетом особенностей характера ремонтных работ проводимых колесным парам, которые ОАО "РЖД" не производит, колесные пары для проведения ремонта направляются в вагоноремонтные предприятия на полигонах сети железных дорог.
Вместе с тем, пунктом 4.1.2.3. Договора, изложенным в редакции дополнительного соглашения N 5 от 1 декабря 2015 г. предусмотрено, что Подрядчиком на случай возникновения эксплуатационных неисправностей на поверхности катания осмотренных колесных пар, устанавливается на срок 1 (один) месяц с даты передачи сообщения 1354 (оформления уведомления формы ВУ-36 ЭТД) о выполненным ремонте.
По существу заявленных требований:
По вагону N 52922606:
При проведении ремонта грузового вагона N 52922606 в ВЧДЭ Батайск были осмотрены колесные пары NN 93-20785-1975, 1175-8916-2011, 1175-8395-2011. Грузовой вагон выпущен из ремонта 27 февраля 2020 г.
В соответствии с п. 4.1.2.6. Договора в случае отцепки грузового вагона по гарантийной неисправности грузовых вагонов в течение гарантийного срока, предоставленного Подрядчиком, грузовые вагоны направляются для устранения неисправности в ближайшее ВЧДЭ. Работы по устранению дефектов в период гарантийного срока, предоставленного подрядчиком, выполняются Подрядчиком без выставления счета за данные работы.
С учетом изложенного, в соответствии с условиями Договора Истец имел полное право в течение месяца после выпуска грузового вагона из ремонта на устранение образовавшихся неисправностей без выставления счета. Между тем, Истец данным правом не воспользовался.
По вагону N 55601504:
При проведении ремонта грузового вагона N 55601504 в ВЧДЭ Батайск была осмотрена колесная пара N 5-187755-2010. Грузовой вагон выпущен из ремонта 10 февраля 2020 г.
Для проведения повторного ремонта по эксплуатационной неисправности колесной пары N 5-187755-2010 неравномерный прокат по кругу катания (код 117) грузовой вагон был отцеплен 26 марта 2020 г., т.е за пределом срока, предусмотренного п. 4.1.2.3. Договора. Гарантийные обязательства ОАО "РЖД" отсутствуют.
По вагону N 55392666:
При проведении ремонта грузового вагона N 55392666 в ВЧДЭ Батайск были осмотрены колесные пары NN 1175-7236-2010, 1175-53988-2010. Грузовой вагон выпущен из ремонта 3 февраля 2020 г.
Для проведения повторного ремонта по эксплуатационной неисправности колесных пар N N 1175-7236-2010, 1175-53988-2010 кольцевая выработка поверхности катания (код 104) грузовой вагон был отцеплен 2 апреля 2020 г., т.е за пределом срока, предусмотренного п. 4.1.2.3. Договора. Гарантийные обязательства ОАО "РЖД" отсутствуют.
По вагонам N N 60567419, 53829842:
Ремонтные работы по спорным вагонам выполнялись силами ВЧДЭ Входная и Новокузнецк-Северный, при которых были осмотрены колесные пары N 1175-12549-10 и N 0098-226-09. Вагоны были выпущены из ремонта 04.04.2020 г. и 08.07.2020 г. соответственно.
В соответствии с п. 4.1.2.6. Договора в случае отцепки грузового вагона по гарантийной неисправности грузовых вагонов в течение гарантийного срока, предоставленного Подрядчиком, грузовые вагоны направляются для устранения неисправности в ближайшее ВЧДЭ. Работы по устранению дефектов в период гарантийного срока, предоставленного подрядчиком, выполняются Подрядчиком без выставления счета за данные работы.
С учетом изложенного, в соответствии с условиями Договора Истец имел полное право в течение месяца после выпуска грузового вагона из ремонта на устранение образовавшихся неисправностей без выставления счета. Между тем, Истец данным правом не воспользовался.
По вагонам N N 51322867, 53122867:
Ремонтные работы по спорным вагонам выполнялись силами ВЧДЭ Тула и Брянск, при которых были осмотрены колесные пары N 0029-602050-08 и N 12- 296-01. Вагоны были выпущены из ремонта 08.04.2020 г. и 01.05.2020 г. соответственно.
В соответствии с п. 4.1.2.6. Договора в случае отцепки грузового вагона по гарантийной неисправности грузовых вагонов в течение гарантийного срока, предоставленного Подрядчиком, грузовые вагоны направляются для устранения неисправности в ближайшее ВЧДЭ. Работы по устранению дефектов в период гарантийного срока, предоставленного подрядчиком, выполняются Подрядчиком без выставления счета за данные работы.
С учетом изложенного, в соответствии с условиями Договора Истец имел полное право в течение месяца после выпуска грузового вагона из ремонта на устранение образовавшихся неисправностей без выставления счета. Между тем, Истец данным правом не воспользовался.
По вагонам N N 53102224, 61162038, 58474701, 54190467:
Согласно п.4.1.2 Договора, подрядчик обязуется предоставить гарантию на фактически выполненные работы. При этом гарантия распространяется на повторные отцепки и ремонт по кодам эксплуатационных неисправностей, указанным в приложении N 19 к Договору, после проведения подрядчиком ТР-2 грузового вагона, если с момента проведения предыдущего ТР-2 данного вагона не истек срок, указанный в приложении N19 (п.4.1.2.3 в редакции дополнительного соглашения от 1 декабря 2015 г. N 5).
С момента составления уведомления ф. ВУ-36-М о выпуске вагона из предыдущего ТР-2 по неисправности неравномерный прокат (код - 117) гарантийный срок составляет 2 месяца, по неисправности выщербина обода колеса (код - 107) гарантийный срок составляет 1 месяц.
В соответствии с п. 4.1.2.6. Договора в случае отцепки грузового вагона по гарантийной неисправности грузовых вагонов в течение гарантийного срока, предоставленного Подрядчиком, грузовые вагоны направляются для устранения неисправности в ближайшее ВЧДЭ. Работы по устранению дефектов в период гарантийного срока, предоставленного подрядчиком, выполняются Подрядчиком без выставления счета за данные работы.
Однако в нарушение положений заключенного Договора, истец направил спорные вагоны для выполнения ремонтных работ в ВЧДР АО "ВРК-1" и АО "ВРК-2".
Так повторная отцепка была произведена: Вагон N 53102224 - 02.05.2020 г. в ВЧДР Челябинск AO "BPK-2"; Вагон N 61162038 - 12.05.2020 г. в ВЧДР Пенза АО "ВРК-1" ; Вагон N 58474701 - 22.05.2020 г. в BЧДP Челябинск AO "BPK-2"; Вагон N 54190467 - 27.07.2020 г. в ВЧДР Краснодар АО "ВРК-1".
У ОАО "РЖД" отсутствовала возможность произвести ремонт 4 грузовых вагонов в соответствии с п.4.1.2.6 Договора, так как Истец принял решение произвести повторный ремонт в вагоноремонтных депо не входящих в структурные подразделения и в связи с чем истец необоснованно требует возместить ему денежные средства понесенные им на ремонт.
Арбитражный суд в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценивает доказательства (на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пунктом 2 статьи 9 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании изложенного, учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся исключительно к несогласию с оценкой обстоятельств, данной судом первой инстанции, повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нормы материального и процессуального права применены правильно, основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 30.07.2021 г. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29, статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статей 269, 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы 30.07.2021 г. по делу N А40-88151/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88151/2021
Истец: ООО "РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ "НОВОТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"