г. Самара |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А55-34229/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 27.09.2021.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской, судей: С.А. Кузнецова, О.И. Буртасовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
от Департамента градостроительства городского округа Самара - Нагорной С.С., представителя по доверенности от 30.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2021 по делу N А55-34229/2020 по иску жилищного кооператива "Краснодонская, 10" (ИНН 6319230987, ОГРН 1186313069392) к Департаменту градостроительства городского округа Самара (ИНН 6315700286, ОГРН 1036300450086 ) о взыскании долга и неустойки,
третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
жилищный кооператив "Краснодонская, 10" обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара о взыскании 132 689 руб. 92 коп., в том числе: 115 619 руб. 68 коп. задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период декабрь 2018 - декабрь 2019 года, 17 070 руб. 24 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2021 по делу N А55-34229/2020 с Департамента градостроительства городского округа Самара в пользу Жилищного кооператива "Краснодонская, 10" взыскано 132 689 руб. 92 коп., в том числе: 115 619 руб. 68 коп. задолженности, 17 070 руб. 24 коп. пени, а также 4 981 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Департамент градостроительства городского округа Самара обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что в спорный период Департамент не владел указанными жилыми помещениями, поскольку передал их в Департамент управления имуществом городского округа Самара, который и обязан нести бремя содержания жилых помещений.
Ссылается на отсутствие в деле расчета размера коммунальных платежей.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец и третье лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Краснодонская, д. 10, введен в эксплуатацию в 2017 году, с 08.08.2018 находится в управлении и обслуживании жилищного кооператива "Краснодонская, 10".
Передаточными актами объектов (квартир) в период с июля 2019 года по ноябрь 2019 года квартиры N N 221, 223, 227, 231, 233, 236, 237, 240, 274, 284, 285, 292, 296, 381, 396, 405, 408, 420, 428, 429, 432, 440, 441, 444, 448, 452, 453, 457, 463, 464, 465, 466, 468, 469, 472, 475, 476, 478, 480, 481, 484, 488, 492, 493, 496, 500, 501, 502, 504, 505, 512, 513, 514, 516, 517, 524, 525, 529, 532, 541, 544, 547, 549, 550, 552, 560, 564, 565 переданы застройщиком обществом с ограниченной ответственностью "Олимпия-2" Департаменту градостроительства городского округа Самара.
В связи с уклонением ответчика от оплаты за содержание и ремонт общего имущества и коммунальных услуг, в результате чего в период с декабря 2018 года по декабрь 2019 года у ответчика образовалась задолженность в размере 115 619 руб. 68 коп., не урегулировав отношения в досудебном порядке, истец обратился в суд с настоящим иском.
Признав требования обоснованными, суд первой инстанции удовлетворил иск.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что ответчик, действующий от имени муниципального образования, является владельцем спорных квартир на основании заключенных муниципальных контрактов N 195351 от 28.05.2019, N 195352 от 28.05.2019, N 196298 от 09.06.2019, N 195492 от 28.05.2019, N 195495 от 28.05.2019, N 199616 от 29.07.2019, N 195491 от 28.05.2019, N 199586 от 23.07.2019, N 1917297 от 11.11.2019, N 1910499 от 12.08.2019, N 1813518 от 12.11.2018, N 199618 от 29.07.2019, N 195346 от 28.05.2019.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанные положения гражданского законодательства корреспондируют нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое/нежилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Аналогичная норма закреплена в пункте 34 указанных Правил N 491.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пункт 11 Правил N 491 содержит перечень мероприятий по содержанию общего имущества многоквартирного дома, который не является исчерпывающим. При надлежащем выполнении указанных мероприятий у истца возникает право на получение платы за эти услуги и работы.
Таким образом, в силу вышеназванных норм права собственник помещений в многоквартирном доме обязан оплачивать коммунальные услуги, а также нести бремя расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Довод ответчика о передаче им спорных квартир Департаменту управления имуществом городского округа Самара на основании писем от 13.09.2019, от 25.09.2019, от 18.12.2018, от 21.08.2019, от 02.12.2019 отклоняется апелляционным судом, так как доказательств возникновения у Департамента управления имуществом городского округа Самара прав на спорное имущество в силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации не представлено. В рассматриваемом случае, требования истца предъявлены к ответчику как заказчику строительства за период с момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию и до регистрации права собственности на квартиры за муниципальным образованием.
Довод о том, что в материалы дела не представлен расчет размера коммунальных платежей отклоняется, так как объем оказанных коммунальных услуг, а также расшифровка его начисления отражается в платежном документе за соответствующий месяц, из которой усматривается, что начисления платы произведено по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов исходя из общей площади жилого помещения (т.1, л.д. 110-120, 122-138, 140-144, 146-149, т.2, л.д. 1-4, 7-49, 52-141, 143-150, т.3 л.д. 2-17, 19-20).
При указанных обстоятельствах апелляционный суд соглашается выводом суда об обоснованности требования истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 115 619 руб. 68 коп.
Ввиду непредставления доказательств уплаты истребуемой суммы задолженности истец на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации начислил пени за период с 01.01.2019 по 01.01.2020 в сумме 17 070 руб. 24 коп.
Расчет неустойки судом проверен, ответчиком по существу не оспорен.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2021 по делу N А55-34229/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34229/2020
Истец: ЖК "Краснодонская, 10"
Ответчик: Департамент градостроительства городского округа Самара
Третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара