г. Москва |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А41-26192/21 |
Судья Десятого арбитражного апелляционного суда Виткалова Е.Н.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу ТСЖ "Наш уют" (ИНН 5022019580, ОГРН 1035004259366) на решение Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2021 года по делу N А41-26192/21, по заявлению Фонда капитального ремонта к ТСЖ "Наш уют" о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ТСЖ "Наш уют" (далее - ответчик) о взыскании денежных средств в размере 567 554 руб. 30 коп., расходов по уплате госпошлины в размере 26 351 руб., обязании закрыть специальный счёт и предоставлении справки из обслуживающего банка о закрытии счёта, о предоставлении отчётов по сбору и перечислению взносов на капитальный ремонт собственниками помещений, оплаченных за период действия специального счёта, с указанием информации, перечисленной в п. 3 ст. 3.1 Закона N 66/2013-ОЗ, по акту приёма-передачи.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Отзыв приобщен к материалам дела, поскольку подан с соблюдением требований ст.279 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании информации, размещаемой на сайте Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" www.gzhi.mosreg.ru, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Уманская, д. 17, не включен в реестр открытых специальных счетов.
На основании банковской выписки операций от 02.12.2020 N 383592 по лицевому счету N 40705810040000000103, открытому в ПАО Сбербанк, владельцем которого является ТСЖ "Наш уют" установлено, что сбор взносов осуществляет ТСЖ "Наш уют".
В соответствии с банковской выпиской сумма собранных взносов за период 13.03.2015-30.11.2020 составляет 567 554 руб. 30 коп.
Договорные отношения между сторонами отсутствуют. Агентский договор между сторонами не заключался.
Фонд не давал поручения ТСЖ "Наш уют" осуществлять начисления по взносам на капитальный ремонт собственниками помещений в вышеуказанном многоквартирном доме.
Поскольку обязательства по перечислению денежных средств, закрытию специального счета, а также по предоставлению отчетов по сбору и перечислению взносов на капитальный ремонт, Ответчиком в добровольном порядке не исполнены, Фондом была направлена претензия N исх-23287/18 от 28.12.2020.
До настоящего времени денежные средства на счет регионального оператора не перечислены ТСЖ "Наш Уют", и до настоящего времени информация о размере обязательств каждого собственника помещений в данном многоквартирном доме с указанием суммы имеющейся задолженности и периода такой задолженности за период действия специального счета в адрес Фонда также не поступала.
Поскольку досудебное требование (претензия) истца N исх-23287/18 от 28.12.2020 оставлено ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.
В силу пункта 11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если не установлен иной срок, в соответствии с действующим законодательством.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт (п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - система учета фондов капитального ремонта).
Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, согласно положениям статьи 183 ЖК РФ.
На основании части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома согласно части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения прав собственности на помещения в этом доме.
При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Уплата взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечению восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная Региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - Фонд) является организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области, и наделена функциями регионального оператора.
К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (ч. 1 ст. 180 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Московской области от 27 декабря 2013 года N 1188/58 утверждена Региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2038 годы".
Программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 на официальном Интернет-портале Правительства Московской области www.mosreg.ru.
Постановлением Администрации городского округа Коломна Московской области от 07.04.2014 N 713 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов городского округа Коломна" способ формирования фонда капитального ремонта по указанному многоквартирному дому определен на счете регионального оператора.
На основании пункта 5 постановления Правительства Московской области от 03 декабря 2013 года N 1023/54 установлено, что обязанность по уплате минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в соответствии с пунктом 4 настоящего постановления, возникает у собственников помещений в многоквартирном доме с 1 мая 2014 года.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по капитальному ремонту общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося у него в собственности и расходов на коммунальные услуги.
В материалы дела доказательства перечисления денежных средств на счет регионального оператора и информация о размере обязательств каждого собственника помещений в данном многоквартирном доме с указанием суммы имеющейся задолженности и периода такой задолженности за период действия специального счета в адрес истца отсутствуют.
Ответчик в своих возражениях указывает на то, что Протоколом общего собрания N 5 от 20.07.2014 собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Коломна, ул. Уманская, д. 17 принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, а также, что о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта были уведомлены региональный оператор, Администрация города Коломна, и государственная жилищная инспекция.
В связи с чем, исковые требования, по мнению ответчика, не подлежат удовлетворению.
В нарушение действующего законодательства, до 2019 года вышеуказанный протокол ни в адрес Фонда, ни в адрес ГУ МО ГЖИ не направлялся.
Доказательств обратного суду не представлено.
У Администрации г. Коломна, ГУ МО ГЖИ и Фонда отсутствовала информация о принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете Постановлением администрации городского округа Коломна Московской области от 07.04.2014 N 713 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов городского округа Коломна" способ формирования фонда капитального ремонта по указанному многоквартирному дому определен на счете регионального оператора.
Таким образом, утверждение ответчика о том, что информация о решении общего собрания была размещена на государственном сайте ЖКХ, не соответствует предоставленным в материалы дела документам. Какие-либо документы, свидетельствующие о том, что ранее протокол направлялся истцу или в ГУ МО ГЖИ, не представлены.
Кроме того, ответчик знал о том, что ГУ МО ГЖИ не приняло вышеуказанный протокол и отказало внести ответчика в реестр владельцев специальных счетов, однако, отказ ГУ МО ГЖИ в судебном порядке не оспорен и недействительным не признан.
Информация по вышеуказанному многоквартирному дому в реестре действующих специальных счётов отсутствует. Таким образом, ТСЖ "Наш Уют" осуществляет сбор взносов на капитальный ремонт незаконно.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - Фонд) является некоммерческой организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области, и наделен функциями регионального оператора.
На основании части 7 статьи 173 ЖК РФ при изменении способа формирования фонда капитального ремонта владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок передачи документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта, при изменении способа формирования фонда капитального ремонта указан в статье 3.1 Закона Московской области N 66/2013-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон N 66/2013-03). Согласно положениям указанной статьи при изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных ЖК РФ, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 3.1 Закона N 66/2013-03 определено, что владелец специального счета в течение четырнадцати календарных дней с даты перечисления средств фонда капитального ремонта со специального счета на счет регионального оператора обязан передать региональному оператору следующую информацию:
о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме;
о задолженности по их оплате;
о размере уплаченных пеней;
об остатке средств на специальном счете;
о всех операциях по данному специальному счету;
документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет.
Согласно части 10 статьи 173 ЖК РФ владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора.
Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Уманская, д. 17, направленный в Фонд 19.03.2019, признан Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГУ МО ГЖИ) оформленным с нарушением требований жилищного законодательства, а именно: в вводной части протокола отсутствуют сведения об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме, о количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании на общем собрании, общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, также не определены инициатор собрания, председательствующий на общем собрании, секретарь собрания и лица, проводившие подсчет голосов, также отсутствует информация о месте хранения протокола.
Истцом в адрес ответчика 09.05.2019 направлен ответ с просьбой об оформлении протокола общего собрания собственников в соответствии с требованиями ЖК РФ.
В части 1 статьи 46 ЖК РФ установлено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами, удостоверяющими факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В нарушение действующего законодательства до 2019 года вышеуказанный протокол ни в адрес Фонда, ни в адрес ГУ МО ГЖИ не направлялся.
Доказательств обратного суду не представлено.
У Администрации г. Коломна, ГУ МО ГЖИ и Фонда отсутствовала информация о принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете Постановлением администрации городского округа Коломна Московской области от 07.04.2014 N 713 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов городского округа Коломна" способ формирования фонда капитального ремонта по указанному многоквартирному дому определен на счете регионального оператора. Таким образом, утверждение ответчика о том, что информация о решении общего собрания была размещена на государственном сайте ЖКХ, не соответствует предоставленным в материалы дела документам.
Какие-либо документы, свидетельствующие о том, что ранее протокол направлялся истцу или в ГУ МО ГЖИ, не представлены.
Кроме того, ответчик знал о том, что ГУ МО ГЖИ не приняло вышеуказанный протокол и отказало внести ответчика в реестр владельцев специальных счетов, однако, отказ ГУ МО ГЖИ в судебном порядке не оспорен и недействительным не признан. Информация по вышеуказанному многоквартирному дому в реестре действующих специальных счётов отсутствует.
Таким образом, решение собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счёта регионального оператора на специальный счёт не реализовано.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, не указав счет, опровергается материалами дела.
С учётом положений статьи 174 АПК РФ суд считает необходимым установить месячный срок со дня вступления решения в законную силу для предоставления необходимых документов.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При вынесении резолютивной части судом была допущена опечатка.
В соответствии с частью 3 статьи 179 АПК РФ, арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки, арифметические ошибки без изменения его содержания. Поскольку указанная ошибка является следствием технической опечатки, не меняет содержание судебного акта, но может повлечь затруднения в его исполнении, арбитражный суд считает необходимым устранить данную опечатку.
В резолютивной части решения Арбитражного суда Московской области от 09.09.2021 следует читать: Обязать ТСЖ "НАШ УЮТ" в месячный срок со дня вступления решения в законную силу закрыть специальный счёт и предоставить справку из обслуживающего банка о закрытии счёта. Обязать ТСЖ "НАШ УЮТ" в месячный срок со дня вступления решения в законную силу предоставить ФОНДУ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ отчёты по сбору и перечислению взносов на капитальный ремонт собственниками помещений, оплаченных за период действия специального счёта, с указанием информации, перечисленной в п. 3 ст. 3.1 Закона N 66/2013-ОЗ, по акту приёма-передачи.
Таким образом, суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, исправил указанную ошибку.
Несогласие заявителя с применением судом первой инстанции ч.1 ст. 46 ЖК РФ, в данном случае значения не имеет, поскольку это не привело к вынесению неправильного решения по существу рассматриваемого спора.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Также суд обращает внимание, что требование об оформлении протокола общего собрания собственником было направлено истцом 09 мая 2019 года, после вступления в силу положений ч. 1 ст. 46 АПК РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт по существу спора законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2021 года по делу N А41-26192/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26192/2021
Истец: "Фонд Капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов"
Ответчик: ТСЖ "НАШ УЮТ"