г. Москва |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А41-37100/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - АО "МОСОБЛГАЗ" - Ивлева О.А. представитель по доверенности от 31.05.2021,
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по Московской области - Новикова О.В. представитель по доверенности от 13.04.2021,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16.07.2021 по делу N А41-37100/21 по заявлению АО "МОСОБЛГАЗ" к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "МОСОБЛГАЗ" (далее - АО "МОСОБЛГАЗ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление, регистрирующий орган) о незаконным решения, изложенного в уведомлении от 01.04.2021 N КУВД-001/2020-7355442/6, об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрации права собственности АО "МОСОБЛГАЗ" на газопровод низкого давления протяженностью 36 п. м, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Подольск, г. Подольск, проезд Садовый.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Управления Росреестра по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Управления Росреестра по Московской области в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель АО "МОСОБЛГАЗ" возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 25.06.2020 АО "МОСОБЛГАЗ" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на газопровод низкого давления протяженностью 36 п. м, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Подольск, г. Подольск, проезд Садовый.
Уведомлением от 09.07.2020 N КУВД-001/2020-7355442/1 осуществление регистрационных действий приостановлено до 09.10.2021.
03 сентября 2020 года в регистрирующий орган были направлены дополнительные документы.
Уведомлением от 11.09.2020 N КУВД-001/2020-735442/2 управление сообщило о неустранении причин приостановления.
Общество 01.10.2021 направило в регистрирующий орган заявление о приостановлении государственной регистрации в порядке статьи 30 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) на срок шесть месяцев.
Уведомлением от 12.10.2020 N КУВД-001/2020-735442/3 управление приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав до 01.04.2021.
11 февраля 2021 года для устранения причин приостановления действий по государственному кадастровому учету, АО "МОСОБЛГАЗ" направило в регистрирующий орган дополнительные документы.
Уведомлением от 18.02.2021 N КУВД-001/2020-735442/4 управление сообщило о неустранении причин приостановления.
Общество 25.03.2021 направило в регистрирующий орган дополнительные документы.
Уведомлением от 29.03.2021 N КУВД-001/2020-735442/5 управление сообщило о неустранении причин приостановления.
01 апреля 2021 года уведомлением N КУВД-001/2020-735442/6 управление отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, указав, что не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а именно:
- с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
- в нарушение пункта 43 Требований некорректно заполнена строка "7" (Адрес объекта недвижимости) раздела "Характеристики объекта недвижимости";
- графическая часть представленного технического плана оформлена с нарушением п. 54, 55 Требований.
Полагая отказ незаконным, общество обратилось в суд с заявлением о его оспаривании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что общество представило регистрирующему органу все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорный газопровод, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, газопровод проходит по земельному участку с кадастровым номером 50:55:0031049:120, поставленному на кадастровый учет 06.09.2018. Однако Разрешение на размещение объекта выдано Администрацией городского округа Подольск 14.12.2016, объект, законченный строительством принят 21.07.2017. Следовательно, с заявлением обратилось надлежащее лицо.
В XML файле адрес указан идентичный адресу, указанному в акте приемки законченного строительством объекта сети газораспределения в эксплуатацию, с указанием дополнительных сведений о местоположении (иного описания) "<Оther>г.о.Подольск</Оther >
<Note>
Российская Федерация, Московская обл., г.о. Подольск, г. Подольск, пр-д Садовый
</Note>".
Следовательно, строка "7" (Адрес объекта недвижимости) заполнена корректно.
В графической части технического плана схемы отображены со всеми условными знаками и отображают местоположение сооружения. Следовательно, указанная причина для отказа не обоснована.
Более того, в уведомлении от 18.02.2021 N КУВД-001/2020-735442/4 не было указано основание, что графическая часть представленного технического плана оформлена с нарушением п. 54, 55 Требований.
В соответствии с пунктом 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Вышеуказанное Уведомление в нарушение пункта 70 Административного регламента о приостановлении государственной регистрации от 29.10.2020 обязательным требованиям не соответствует, поскольку из содержания указанного Уведомления не представляется возможным установить, в чем конкретно выразилось нарушение форм представленных документов и их несоответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, иа котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем признается судом незаконным.,
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10 августа 2021 года по делу А41-2965/21.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.07.2021 по делу N А41-37100/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37100/2021
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ