г. Москва |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А41-40868/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2021 по делу N А41-40868/21, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НКН-Строй" к Управлению Росреестра по Московской области об оспаривании,
при участии в заседании:
от ООО "НКН-Строй" - Истомин Д.А. по доверенности от 20.09.2021;
от Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области - Новикова О.В. по доверенности от 13.04.2021;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НКН-Строй" (далее - общество, ООО "НКН-Строй") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) об оспаривании отказа 01.03.2021 N КУВД-001/2020-23561500/2 в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ООО "НКН-Строй" на объект недвижимости - нежилое здание Водозаборного Узла общей площадью 316 кв.м с адресным ориентиром: Московская область, городской округ Подольск, деревня Борисовка, территория "НКН-Строй", дом 1, сооружение 5, обязании произвести регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.07.2021 по делу N А41-40868/21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
ООО "НКН-Строй" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020550:807, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Подольск, деревня Борисовка, территория "НКН-Строй", 1, а также расположенного на нем административно-складского комплекса в составе: Корпуса N 1 с кадастровым номером 50:27:0020550:1466 и Корпуса N 2 с кадастровым номером 50:27:0020550:1467.
В 2019 году обществом на земельном участке было завершено строительство нежилого здания Водозаборного Узла (далее - ВЗУ) общей площадью 316 (триста шестнадцать) кв. метров, с адресным ориентиром: Московская область, городской округ Подольск, деревня Борисовка, территория "НКН-Строй", д. 1, сооружение 5, имеющего вспомогательное назначение по отношению к административно-складскому комплексу и осуществляющего функции его водоснабжения.
В целях постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости: нежилое здание ВЗУ, общество обратилось в Управление Росреестра по Московской области с соответствующим заявлением, приложив платежное поручение об оплате государственной пошлины, технический план ВЗУ, декларацию об объекте недвижимости.
Управлением вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 27.11.2020 N КУВД001/2020-23561500/1, а в последующем вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 01.03.2021 N КУВД-001/2020-23561500/2.
В качестве причин в отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, государственный регистратор указал, что разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в орган регистрации прав не представлены. При этом представленные в составе приложения к техническому плану документы не подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, а образы документов, входящих в состав технического плана, представлены не в полноцветном режиме.
Вышеуказанное решение общество считает нарушающим его права и не соответствующим требованиям действующего законодательства в связи с чем, обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (п. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ), если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с частью 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Одним из исключений из данного правила является п. 3 ч. 17 той же статьи, в соответствии с которым выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (Определение ВАС РФ от 03.12.2012 N ВАС-15260/12 по делу N А51-2472/2012). Эти объекты могут быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.
В случае отсутствия необходимости в получении разрешения на строительство спорного имущества, отсутствует и необходимость в получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с пунктом 15 статьи 55 ГрК РФ.
Учитывая приведенные нормы права, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того, что для строительства объектов вспомогательного использования не требуется получение разрешения на строительство, но предполагается разработка проектной документации, в соответствии с которой это строительство осуществляется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ВЗУ как объект недвижимости не имеет самостоятельного значения - объект является объектом вспомогательного использования по отношению к административно-складскому комплексу - основному объекту, и носит вспомогательную (обслуживающую) функцию: снабжение артезианской (питьевой) водой основных и вспомогательных зданий Административно-складского комплекса. К зданию ВЗУ не подведены самостоятельные сети и коммуникации, снабжение ВЗУ коммунальными ресурсами осуществляется от коммуникаций, обслуживающих здания административно-складского комплекса: технологически, эксплуатационно-технически и функционально здание ВЗУ неразрывно связано с основными зданиями, расположенными на земельном участке.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный объект является объектом вспомогательного использования, для строительства которого не требуется получения разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию.
Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Регистрация права собственности юридического лица на объект недвижимого имущества вспомогательного использования, для строительства которого не требуется разрешение на строительство, возможна в порядке, установленном статьей 25.3 Закона N 218-ФЗ, т.е. на основании декларации, что отмечено в Письме Росреестра от 09.02.2012 N 14-910-ГЕ и при обязательном наличии прав на земельный участок.
Декларация об объекте недвижимости по форме соответствует требованиям, предъявляемым к форме декларации Приложения N 4 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений".
Земельный участок, на котором находится объект, имеет вид разрешенного использования, который позволяет осуществлять строительство на нем объектов, соответствующих его целевому назначению, а сам объект недвижимого имущества не является объектом самовольного строительства.
Статьей 24 Закона N 218-ФЗ установлены требования к техническому плану, в соответствии с частью 11 которой, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 названной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости; в отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка.
К заявлению о постановке вновь созданного объекта недвижимости (ВЗУ) на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности обществом был приложен технический план здания ВЗУ, приложением которого являлась Декларация об объекте недвижимости, а также выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающее право собственности общества на земельный участок, на котором возведено здание ВЗУ.
В соответствии с письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 15.12.2015 N 10-4482-КЛ, в разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера" должно быть указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Помимо указания на то, что соответствующий объект является объектом вспомогательного использования, требуется отражение информации о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается (письмо Минэкономразвития России от 03.03.2017 N Д23и1179).
Согласно письму Управления Росреестра по Московской области N 07.02.2019 N 50/700-10-1018/19 при наличии в техническом плане, подготовленном в отношении вспомогательного объекта, необходимой информации об основном (главном) объекте может быть осуществлен кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объекта вспомогательного использования даже при отсутствии в ЕГРН записи о наличии прав в отношении объекта, по отношению к которому строение или сооружение выполняет обслуживающую функцию.
В разделе Технического плана здания ВЗУ "Заключение кадастрового инженера", представленного на регистрацию, указано: "В рассматриваемой ситуации, водозаборный узел не имеет признаков самостоятельного объекта недвижимости - объект является объектом вспомогательного использования по отношению к административно-складскому комплексу (КН 50:27:0020550:1467 и 50:27:0020550:1466) - основному зданию, и носит вспомогательную (обслуживающую) функцию. К сооружению не подведены самостоятельные коммуникации, электроснабжение. Снабжение коммунальными услугами водозаборного узла осуществляется от инженерных сетей и коммуникаций основного здания, технологически и эксплуатационно, сооружение водозаборного узла прочно связано с основным зданием и не может самостоятельно функционировать без него".
В соответствии с п. 21 Приказа Минэкономразвития от 18 декабря 2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", Технический план ВЗУ был подготовлен и представлен в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформлен в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивает считывание и контроль представленных данных.
Документы, необходимые в соответствии с действующим законодательством РФ для постановки ВЗУ на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с вышеизложенным приказом подлежат включению в состав приложения, оформлены и поданы обществом на регистрацию в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего Технический план.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем были представлены все необходимые документы для совершения регистрационных действий, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2021 по делу N А41-40868/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40868/2021
Истец: ООО "НКН-СТРОЙ"
Ответчик: РОСРЕЕСТР
Третье лицо: Росреестр