г. Москва |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А41-85898/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колтан А.В.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Скайвэй" и ООО "Экоком" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2021 года по делу N А41-85898/20, по иску НП "Экологическое международное аудиторское сообщество "Сертификация" к ООО "Скайвэй", ООО "Экоком", третьи лица: Администрация муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", Министерство экологии и природопользования Московской области, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Экологическое международное аудиторское сообщество. Сертификация" (далее -партнерство "ЭМАССерт", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Скайвэй" (далее - ООО "Скайвэй", ответчик 1) и обществу с ограниченной ответственностью "Экоком" (далее - ООО "Экоком", ответчик 2) с требованиями об обязании ответчиков солидарно предоставить истцу проектную документацию по объектам (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
- материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) новой технологии и оборудования "Система сбора и обезвреживания свалочного газа в высокотемпературных факельных установках на полигоне ТКО "Лесная" с городском округе Серпухов Московской области;
- материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) новой технологии и оборудования "Установка "Reverse Osmosis (ro) Plant" для очистки сточных, технических, поверхностных вод с комплектующими" на полигоне ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области;
- проектная документация, содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду: "Проектная документация на рекультивацию полигона ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области;
- проектная документация, содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду: "Проектная документация на реконструкцию полигона ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области.
- обязать ООО "Скайвэй" предоставить НП "Экологическое международное аудиторское сообщество. Сертификация" проектную документацию по объектам: проектная документация, содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду: "Проектная документация на рекультивацию полигона ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области; проектная документация, содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду: "Проектная документация на реконструкцию полигона ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области.
- обязать ООО "Экоком" предоставить НП "Экологическое международное аудиторское сообщество. Сертификация" проектную документацию по объектам: материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) новой технологии и оборудования "Система сбора и обезвреживания свалочного газа в высокотемпературных факельных установках на полигоне ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области; материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) новой технологии и оборудования "Установка "Reverse Osmosis (ro) Plant" для очистки сточных, технических, поверхностных вод с комплектующими" на полигоне ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.06.2021 по делу N А41-85898/20 заявленные требования НП "Экологическое международное аудиторское сообщество "Сертификация" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО "Скайвэй" и ООО "Экоком" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением инициативной группы граждан к партнерству "ЭМАССерт" о проведении общественной экологической экспертизы по объекту - полигон ТБО "Лесная" городского округа Серпухов Московской области, истец 10.10.2020 обратился в Администрацию городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация) с заявлением о проведении общественной экологической экспертизы указанного объекта в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе).
Уведомлением от 14.10.2020 вх. N 2/5127 администрация сообщила партнерству "ЭМАССерт" о регистрации заявления на проведение общественной экологической экспертизы по объектам: материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) новой технологии и оборудования "Система сбора и обезвреживания свалочного газа в высокотемпературных факельных установках на полигоне ТКО "Лесная" с городском округе Серпухов Московской области;
- материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) новой технологии и оборудования "Установка "Reverse Osmosis (ro) Plant" для очистки сточных, технических, поверхностных вод с комплектующими" на полигоне ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области;
- проектная документация, содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду: "Проектная документация на рекультивацию полигона ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области;
- проектная документация, содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду: "Проектная докментация на реконструкцию полигона ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области.
Установив, что заказчиками проектной документации по организации полигона ТКО "Лесная", связанной с оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) новых технологий и оборудования "Система сбора и обезвреживания свалочного газа в высокотемпературных факельных установках", "Установка "Reverse Osmosis (RO) Plant" для очистки сточных, технических, поверхностных вод с комплектующими", проектной документации на рекультивацию и реконструкцию полигона, являются ответчики, партнерство "ЭМАССерт" обратилось к ответчикам письмами от 01.11.2020 N 203, от 01.11.2020 N 204, от 01.11.2020 по электронной почте и от 12.12.2020 по ЕМS с просьбой предоставить разработанную проектную документацию.
Разработанная проектная документация является объектом государственной экологической экспертизы на основании пункта 5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ.
Поскольку обращения истца оставлены ответчиками без ответа, проектная документация, необходимая для проведения общественной экологической экспертизы не была представлена, партнерство "ЭМАССерт" обратилось в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Скайвэй" является заказчиком проектной документации, связанной с рекультивацией и реконструкцией полигона ТКО "Лесная" в соответствии с договором N 03/04-2020 ПР от 03.04.2020, ООО "Экоком" является заказчиком проектной документации оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) новой технологии и оборудования: Система сбора и обезвреживания свалочного газа в высокотемпературных факельных установках и Установка "Reverse Osmosis (ro) Plant" для очистки сточных, технических, поверхностных вод с комплектующими" на полигоне ТКО "Лесная", в связи с чем истцом были уточнены требования к каждому ответчику.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1; статьи 42 и 58).
К законодательным актам, направленным на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в частности, относятся Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и Закон об экологической экспертизе.
Закон об экологической экспертизе, как отмечается в его преамбуле, регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В соответствии со статьей 33 Закона об охране окружающей среды в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно статьи 1 Закона об экологической экспертизе, экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В силу статьи 3 названного Закона одним из принципов проведения государственной экологической экспертизы является принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
Согласно статье 4 Закона об экологической экспертизе в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Как следует из статьи 11 указанного закона, объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе: проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду; материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации; проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
Согласно положениям статьи 20 Закона об экологической экспертизе общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней (пункт 1 статьи 22 Закона об экологической экспертизе).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 указанного Закона общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов.
Согласно статье 23 Закона об экологической экспертизе, общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
Судом первой инстанции установлено, что партнерство "ЭМАССерт" зарегистрировано в установленном законом порядке, отвечает требованиям предъявляемым Законом об экологической экспертизе.
В силу части 3 статьи 22 данного закона, общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
- получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;
- знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
- участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
Данному праву корреспондирует установленная статьей 27 указанного закона обязанность заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе, представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 настоящего Федерального закона, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона; передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы.
При этом непредставление документации на экологическую экспертизу, уклонение от представления общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных в соответствии со статьей 30 Закона об экологической экспертизе признаются нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Таким образом суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что обязанность заказчиков проектной документации в отношении полигона ТКО "Лесная" предоставлять подлежащую экспертизе проектную документацию для проведения общественной экологической экспертизы прямо предусмотрена положениями Закона.
Судом первой инстанции установлено, что факт проведения государственной экологической экспертизы не исключает возможности проведения общественной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза не зависит от проведения государственной экологической экспертизы и служит инструментом общественного реагирования на реализацию проектов, которые могут оказать негативное влияние на состояние окружающей среды.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие зарегистрированного органом местного самоуправления заявления о проведении общественной экологической экспертизы, что влечет необходимость ее проведения, обязанность ответчиков как заказчиков проектной документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, представить материалы разработанной проектной документации, обращения истца к ответчикам о предоставлении данных материалов и не предоставление их ответчиками, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных партнерством "ЭМАССерт" требований о возложении на ответчиков обязанности по предоставлению запрашиваемых материалов для целей проведения общественной экологической экспертизы.
В апелляционной жалобе ссылается ООО "СКАЙВЭЙ" ссылается на неполучение запросов истца о предоставлении разработанной проектной документации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод по следующим основаниям.
Согласно ст. 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. При этом сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
С учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, имеющейся в материалах настоящего дела, адресом места нахождения ООО "СКАЙВЭЙ" является: 142253, Московская область, г. Серпухов, п. Большевик, ул. Ленина, 9 - административные помещения
Из почтовых квитанций, предоставленных НП "ЭМАССЕРТ" в материалы дела, не усматривается наличия в них иного адреса получателя отправлений.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ООО "СКАЙВЭЙ" о том, что проектная документация на рекультивацию полигона ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области и проектная документация на реконструкцию полигона ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области были отозваны из Министерства экологии и природопользования Московской области и находятся на доработке, поскольку отзыв документации, представленной для проведения государственной экологической экспертизы, даже с учетом необходимости ее доработки, не лишает лицо, проводящее общественную экологическую экспертизу, права на получение данной проектной документации и проведение ее экспертизы.
Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями ст. 21 настоящего Федерального закона (ст. 27 ФЗ "Об экологической экспертизе").
В силу ст. 21, 11-12 ФЗ "Об экологической экспертизе" общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
При этом факт проведения государственной экологической экспертизы не исключает возможности проведения общественной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза не зависит от проведения государственной экологической экспертизы и служит инструментом общественного реагирования на реализацию проектов, которые могут оказать негативное влияние на состояние окружающей среды.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ООО "Экоком" по следующим основаниям.
Как усматривается из письма от 09.11.2020 N 6-3951 Администрации г.о. Серпухов Московской области, имеющегося в материалах дела, ООО "СКАЙВЭЙ" и ООО "ЭКОКОМ" являются заказчиками общественных обсуждений, ввиду чего органом местного самоуправления было рекомендовано направить запрос о предоставлении проектной документации указанным юридическим лицам.
Вышеуказанные факты воспроизведены в том числе и в извещениях о проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний, размещённых в открытом доступе на официальном сайте Администрации городского округа Серпухов:
- по объекту государственной экологической экспертизы - проектная документация, содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду: "Проектная документация на реконструкцию полигона ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области". Заказчик - ООО "СКАЙВЭЙ";
- по объекту государственной экологической экспертизы - проектная документация, содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду: "Проектная документация на рекультивацию полигона ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области". Заказчик - ООО "СКАЙВЭЙ";
- по объекту государственной экологической экспертизы - материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) новой технологии и оборудования "Установка "Reverse Osmosis (RO) Plant" для очистки сточных, технических, поверхностных вод с комплектующими" на полигоне ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области". Заказчик - ООО "ЭКОКОМ";
- по объекту государственной экологической экспертизы - материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) новой технологии и оборудования "Система сбора и обезвреживания свалочного газа в высокотемпературных факельных установках на полигоне ТКО "Лесная" в городском округе Серпухов Московской области". Заказчик - ООО "ЭКОКОМ".
В материалы дела также представлено заключение государственной экологической экспертизы проекта технической документации "Установка "Reverse Osmosis (ro) Plant" для очистки сточных, технических, поверхностных вод с комплектующими", из которого следует, что данный проект разработан в т.ч. для объекта - полигон ТКО "Лесная", исходя из чего ООО "ЭКОКОМ" является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Доводы заявителей апелляционных жалоб фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционные жалобы заявителей удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2021 года по делу N А41-85898/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-85898/2020
Истец: НП "Экологическое международное аудиторское сообщество. Сертификация"
Ответчик: ООО "СКАЙВЭЙ", ООО "ЭКОКОМ"
Третье лицо: Администрация городского округа Серпухов Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области