г. Москва |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А40-23581/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б.Красновой,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО "АЛЕТ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.05.2021 по делу N А40-23581/21, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "АЛЕТ"
к Краснодарской таможне
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
Булатов Д.Х. по дов. от 18.01.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Алет" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни от 21.01.2021 по делу об административном правонарушении N 10309000-2635/2020 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 27.05.2021 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано. Суд исходил из доказанности события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения административным органом порядка и срока привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Алет" обратилось Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленное требование удовлетворить.
Краснодарская таможня в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие административного органа в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения арбитражного суда г.Москвы.
Как следует из материалов дела, постановлением N 10309000-2635/2020 от 21.01.2021 на основании протокола об административном правонарушении от 04.12.2020 года в N 10309000-2635/2020, ООО "Алет" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Судом установлено, что ООО "Алет" осуществляет деятельность таможенного представителя (включено в реестр таможенных представителей, регистрационный номер 0376).
На основании договора на оказание услуг таможенного представителя N 0376/09- 16-55 от 27.07.2016, заключенного между ООО "Морской терминал "Тамань" (далее - Декларант) и Заявителем, последний осуществлял таможенное декларирование товаров, перемещаемых декларантом через таможенную границу Российской Федерации.
Между декларантом (Покупателем) и компанией "VIRGOZ OILS & FATS PTE LTD", Сингапур (Продавец) заключен внешнеторговый контракт от 18.03.2019 N VTR/MTT 75/2019, на поставку пальмовой продукции - олеин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленный без изменения химического состава по цене 517,42 долларов США/мт тонну. Страна происхождения Индонезия.
Как установлено судом, ООО "Морской терминал "Тамань" заключен договор от 27.07.2016 N 0376/09-16-55 с таможенным представителем (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей N 0376/20) ООО "Алет" (ИНН 7701902680).
Указанным таможенным представителем для помещения товара, поступившего в адрес ООО "Морской терминал "Тамань", под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на таможенный пост Морской порт Темрюк Краснодарской таможни была подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10309150/190419/0000793.
Пунктом 4 Контракта от 18.03.2019 N VIR/MTT 75/2019 согласованы условия поставки товаров FOB - Думай/Индонезия (Инкотермс 2010).
В целях доставки товаров ООО "Морской терминал "Тамань" заключен договортранспортной экспедиции: от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018 с компанией-экспедитором "НМ ATTITUDE FLETT LTD" (Кипр), согласно которому оказывались услуги экспедитором в отношении импортируемых грузов в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора морской перевозки от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018 (далее - Договор морской перевозки) экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнять и организовывать выполнение комплекса транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой грузов клиента морским транспортом от пункта отправления до пункта назначения.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора морской перевозки услуги экспедитора считаются оказанными с даты завершения перевозки.
В соответствии с пунктом 3.1 Договора морской перевозки на основании полученной заявки от клиента (устной или письменной) стороны подписывают Приложения, в которых фиксируют все необходимые условия для осуществления перевозки, в том числе: груз, порт погрузки и выгрузки, судна, стоимость услуг экспедитора и прочие.
В соответствии с пунктами 3.4 - 3.6 Договора морской перевозки по завершению перевозки для целей документального оформления его результатов сторонами составляется и двусторонне подписывается акт оказанных услуг по договору перевозки. Акт оказанных услуг по договору составляется экспедитором после завершения перевозки по форме, отражающей полные данные по первичному учетному документу.
В соответствии с разделом 5 Договора морской перевозки расчеты между сторонами по настоящему договору производятся в долларах США. Датой исполнение расчета принимается дата поступления денежных средств на счет получателя. Расчеты производятся в течение 90 дней с момента доставки груза в порт назначения, возможна предоплата.
Ввоз товара по ДТ N 10309150/190419/0000793 осуществлен морским транспортом на условиях поставки FOB - Думай (Индонезия).
Декларантом таможенная стоимость товара по ДТ N 10309150/190419/0000793 определена и заявлена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со статьями 39, 40 ТК ЕАЭС.
В структуру таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10309150/280119/0000147, к цене, фактически уплаченной, добавлены дополнительные начисления: расходы на страхование; расходы по перевозке (транспортировке) товаров до порта Тамань (место прибытия на территорию ЕАЭС).
Расходы на страхование, заявленные ООО "Морской терминал "Тамань" в графе 19 ДТС -1, документально подтверждены.
Расходы по перевозке (транспортировке) товара до порта Тамань при декларировании ООО "Морской терминал "Тамань" заявлены в графе 17 ДТС -1 на основании первично выставленного коммерческого инвойса от 31.03.2019 N 24/1 POP за доставку товаров в соответствии с Приложением N 24 от 04.03.2018 к Договору транспортной экспедиции от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018 на сумму 1 702 210,45 долл. США.
Согласно подпункту VI пункта 8-внешнеторгового контракта от 18.03.2019 N VIR/MTT 75/2019 все расходы, связанные с судном в порту погрузки, включая причальные и доковые сборы, лоцманский сбор, портовые сборы, плату за буксировку, налоги и сборы за грузоперевозку и транспортировку, взимаемые индонезийским правительством, и тому подобные расходы, понесенные в порту (портах) погрузки, оплачивается покупателем.
Согласно условиям Договора транспортной экспедиции от 01.02.2018 N HMATTF7STT 01/2018 стороны подписывают приложения, которые принимаются в качестве основы для расчетов сторонами и для составления Актов оказанных услуг. Услуги экспедитора считаются оказанными с даты завершения перевозки и подписания сторонами Акта оказанных услуг.
Согласно акту оказанных услуг от 01.05.2019 N Б/н комплекс транспортно-экспедиторских услуг выполнен по маршруту:
- порт погрузки: порт Думай, порт Лубук Гаунг/Индонезия;
- порт выгрузки: порт Тамань (Россия).
Стоимость услуг составила 1702210,45 долл. США. Расчеты с экспедитором производились на основании акта оказанных услуг от 01.05.2019 N Б/н, что подтверждается сведениями, содержащимися в разделе 3 "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля от 16.04.2018 N 18040005/1481/0314/4/1.
В ходе камеральной таможенной проверки выявлены расхождения сведений о занижении стоимости услуг, содержащихся в коммерческом инвойсе от 31.03.2019 N 24/1 POP, представленного при декларировании, со сведениями, содержащимися в акте оказанных услуг от 01.05.2019 N Б/н. На основании инвойса N 24/1 POP от 31.03.2019 стоимость транспортно-экспедиторских услуг составила 1 692 691,17 долларов США, в дальнейшем увеличилась до 1 702 210,45 долларов США.
Таможенный орган пришел к выводу, который был поддержан судом первой инстанции, что Общество заявило в указанной ДТ недостоверные сведения о таможенной стоимости оформляемых товаров, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и вынесения постановления от 21.01.2021 N 10309000-2635/2020 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 1648,17 руб.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Согласно подпункту 44 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенный представитель - юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Согласно пунктам 2 и 7 статьи 405 ТК ЕАЭС обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
В соответствии со статьей 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
Товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС, таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС, таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (статья 104 ТК ЕАЭС).
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
В декларации на товары указывается таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) (подпункт 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В силу пункта 1 статьи 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС, ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально: расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - от места, определенного Комиссией.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 10 Кодекса местами прибытия товаров являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, которыми являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно Приказу Федерального агентства по обустройству границы Российской Федерации от 04 мая 2011 года N 78-ПП "Об открытии морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ" морской порт Тамань, является постоянным многосторонним пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В соответствии с условиями Приложения N 20 к договору на транспортно-экспедиторские услуги от 01.02.2018 N HMATTF/ STT 01/2018, стоимость услуг была рассчитана до порта назначения Тамань Российская Федерация.
Таким образом, на момент подачи заявителем декларации законодательства, морской порт Тамань (Российская Федерация) являлся официально утвержденным пунктом пропуска, и при этом стоимость транспортных услуг по представленной заявителем заинтересованному лицу декларации, была рассчитана в соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, непосредственно до места прибытия товара на территорию ЕАЭС.
Следовательно, вопрос о правомерности включения в таможенную стоимость товаров расходов на погрузку, разгрузку или перегрузку товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до морского порта, подлежит разрешению с учетом того, выполнялись ли операции в период нахождения оцениваемых товаров до границ морского порта либо после пересечения границ морского порта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации", территория морского порта включает в себя акваторию морского порта, состоящую из внешнего и внутреннего рейда.
Согласно подпункту 3 статьи 4 указанного Закона внешним рейдом является водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов.
Как следует из акта учета стояночного времени, грузовое судно, осуществившее доставку ввозимого товара, прибыло в пункт пропуска 23.04.2019, находилось до момента окончательной разгрузки, а именно до 01.05.2019 года, когда и был оформлен окончательный акт оказанных услуг.
Расходы декларанта, составившие разницу между стоимостью транспортных расходов по доставке товара до пункта пропуска и итоговой стоимостью транспортных услуг, оплаченной декларантом на основании акта от 01.05.2019, относятся к расходам на демередж (простой судна в порту). Указанные расходы относятся к периоду нахождения оцениваемых товаров на судне после пересечения границ морского порта прибытия, в связи с чем не подлежат включению в таможенную стоимость товаров (письмо Минфина России от 11.04.2017 N 03-10-12/21436).
Указанное не было учтено судом первой инстанции.
Следовательно, понесенные декларантом дополнительные расходы за простой судна на внутреннем рейде порта Тамань после 23.04.2019 и отраженные в итоговом акте оказания услуг от 01.05.2019, не влияли на итоговую таможенную стоимость товара и не могли повлечь ее увеличения.
Кроме того, таможенный представитель, подавая декларацию 19.04.2019, не мог предположить, что судно простоит до 01.05.2019.
При изложенных обстоятельствах возложение ответственности на заявителя за невключение таких расходов в таможенную стоимость товаров декларанта при их таможенном оформлении является неправомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в рассматриваемом случае расходы понесены после подачи таможенной декларации, в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, оснований для признания законным оспариваемого постановления не имеется. Решение суда подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2021 по делу N А40-23581/21 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Краснодарской таможни от 21.01.2021 N 10309000-2635/2020 о привлечении ООО "АЛЕТ" к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23581/2021
Истец: ООО "АЛЕТ"
Ответчик: КРАСНОДАРСКАЯ ТАМОЖНЯ