г. Москва |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А40-18913/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Пермские Автобусные Линии"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-18913/21
по заявлению ООО "Пермские Автобусные Линии" (ОГРН: 1025901369394)
к 1) Министерству транспорта Российской Федерации (ОГРН: 1047702023599),
2) ФБУ "Росавтотранс" (ОГРН: 1037739118317)
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованных лиц: |
1.Коновалов Д.В. по доверенности от 16.12.2020; 2.Гарифуллина Р.Ф. по доверенности от 11.09.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Пермские Автобусные Линии" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минтрансу России, ФБУ "Росавтотранс" (далее также - заинтересованные лица) об оспаривании бездействия, выраженного в невыдаче карт маршрутов и неустановлении отдельных межрегиональных маршрутов с учетом паспортов автобусных маршрутов заявителя N 843, 844, 690, 1303, 320 в силу статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), а также об обязании установить отдельные маршруты регулярных межрегиональных перевозок и выдать свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим маршрутам регулярных перевозок.
Решением суда от 05.07.2021 заявление общества оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзывах на апелляционную жалобу Минтранс России и ФБУ "Росавтотранс" с доводами апелляционной жалобы не согласились, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы прося отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Минтранса России и ФБУ "Росавтотранс" поддержали обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя общества.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, обществом не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество имеет лицензию (регистрационный N АКК-59-000376) от 22.05.2019 на осуществление вида деятельности (перевозка пассажиров и иных лиц автобусами), выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
На основании данных, представленных ООО "Пермские Автобусные Линии" в соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в 2016 в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (далее - реестр) были зарегистрированы 11 маршрутов истца: г. Пермь - г. Саратов (59.64.001/2), г. Пермь - г. Нижний Тагил (59.66.004), г. Пермь - г. Челябинск (59.74.002), г. Пермь - г. Магнитогорск (59.74.004), г. Пермь - г. Ульяновск (59.73.002), г. Пермь - г. Серов (59.66.003), г. Пермь - г. Миасс (59.74.003), г. Пермь - г. Екатеринбург (59.66.002), г. Пермь - г. Сарапул (59.18.006), г. Пермь - г. Казань (59.16.004), г. Пермь - г. Уфа (59.02.001).
ООО "Пермские Автобусные Линии" осуществляет перевозку пассажиров на основании паспортов автобусных маршрутов, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации и Правительством Пермского края, а именно:
1. Паспорт автобусного маршрута N 843 "город Пермь - город Екатеринбург" - дата регистрации 20.12.2004;
2. Паспорт автобусного маршрута N 844 "город Пермь - город Челябинск" - дата регистрации 20.12.2004;
3. Паспорт автобусного маршрута N 690 "город Пермь - город Казань" - дата регистрации 25.04.2007;
4. Паспорт автобусного маршрута N 1303 "город Пермь - город Нижний Тагил" - дата регистрации 03.08.2009;
5. Паспорт автобусного маршрута N 320 "город Пермь - город Сарапул (через Ижевск)" - дата регистрации 10.08.2010.
Указанные автобусные маршруты перевозок пассажиров были зарегистрированы в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, опубликованном на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации.
Общество полагает, что Минтранс России не исполняет обязанность, предусмотренную частью 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, устанавливающей, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего закона (т.е. до 09.04.2016) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленной настоящим законом компетенцией выдает юридическим лицам, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.
Общество полагает, что Минтранс России в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ должен был установить отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых заявителем ООО "Пермские Автобусные Линии".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок в настоящее время регулируются Федеральным законом N 220-ФЗ.
Федеральный закон N 220-ФЗ, вступивший в законную силу с 14.07.2015, содержит переходные положения, в частности статью 39 Федерального закона N 220-ФЗ, из которой следует, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ.
По истечении тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования (до 14.01.2016) Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона N 220-ФЗ, и включены в соответствующие реестры (части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
Таким образом, в переходный период возможность включения уполномоченным органом исполнительной власти в реестр маршрутов сведений о маршруте по заявлениям лиц, осуществлявших после опубликования Федерального закона N 220-ФЗ перевозки по маршрутам регулярных перевозок, предусмотрена только в случае легальности осуществления указанными лицами такой деятельности (осуществления перевозки на основании заключенных с этими лицами договоров, выданных им разрешений, паспортов маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами).
На основании данных, представленных ООО "Пермские Автобусные Линии" в соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона, в 2016 году в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (далее - реестр) были зарегистрированы 11 маршрутов истца: г. Пермь - г. Саратов (59.64.001/2), г. Пермь - г. Нижний Тагил (59.66.004), г. Пермь - г. Челябинск (59.74.002), г. Пермь - г. Магнитогорск (59.74.004), г. Пермь - г. Ульяновск (59.73.002), г. Пермь - г. Серов (59.66.003), г. Пермь - г. Миасс (59.74.003), г. Пермь - г. Екатеринбург (59.66.002), г. Пермь - г. Сарапул (59.18.006), г. Пермь - г. Казань (59.16.004), г. Пермь - г. Уфа (59.02.001).
Установление отдельных маршрутов в отношении межрегиональных маршрутов в соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ применимо только в случаях, если регулярные перевозки осуществляются совместно несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, установленному уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества.
Регулярные перевозки по маршрутам: г. Пермь - г. Саратов (59.64.001/2), г. Пермь - г. Нижний Тагил (59.66.004), г. Пермь - г. Челябинск (59.74.002), г. Пермь - г. Магнитогорск (59.74.004), г. Пермь - г. Ульяновск (59.73.002), г. Пермь - г. Серов (59.66.003), г. Пермь - г. Миасс (59.74.003), г. Пермь - г. Екатеринбург (59.66.002), г. Пермь - г. Сарапул (59.18.006), г. Пермь - г. Казань (59.16.004), г. Пермь - г. Уфа (59.02.001) осуществлялись только ООО "Пермские Автобусные Линии", в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ данные маршруты зарегистрированы в реестре за ООО "Пермские Автобусные Линии".
Согласно части 9 статьи 4 Федерального закона N 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным со дня внесения сведений о данном маршруте, предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ, в реестр.
Таким образом, требование общества о признании незаконным бездействия федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" в части не установления отдельных маршрутов является необоснованным.
Расписаниями маршрутов регулярных перевозок, зарегистрированных в реестре за ООО "Пермские Автобусные Линии" и указанных в апелляционной жалобе, предусмотрены следующие остановочные пункты, незарегистрированные в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок:
Регистрационный номер, (порядковый номер) маршрут |
Общее кол-во останов, пунктов по расписанию |
Остановочные пункты, которые не включены в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам |
59.74.002, (N 844) г. Пермь - г. Челябинск |
9 |
АВ г. Кунгур, АС п. Суксун, КП с. Ключи, АВ "Южные ворота" г. Челябинск |
59.66.002, (N 843) г. Пермь - г. Екатеринбург |
6 |
АВ г. Кунгур, АС п. Суксун, КП с. Ключи |
59.16.004, (N 690) г. Пермь - г. Казань |
6 |
АВ г. Краснокамск, АС г. Набережные Челны |
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона N 220-ФЗ остановочный пункт по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции, должен быть зарегистрирован в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (далее - реестр остановочных пунктов). В связи с этим свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок (далее - свидетельство) и карты маршрутов регулярных перевозок (далее - карты маршрута) оформляются только на те маршруты, в расписаниях которых все остановочные пункты зарегистрированы в реестре остановочных пунктов. Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 220-ФЗ в свидетельствах указываются сведения о наименованиях начального, конечного и промежуточных остановочных пунктов по маршруту. В связи с этим уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, выдавая свидетельство перевозчику, подтверждает его право осуществлять перевозки по маршруту с использованием всех остановочных пунктов (начального, конечного и промежуточных). При этом все остановочные пункты, которые включены в состав данного маршрута, должны быть внесены в реестр остановочных пунктов.
Маршруты возможно изменить, исключив или заменив в расписаниях остановочные пункты, которые не зарегистрированы в реестре, для чего необходимо представить заявления об изменении маршрутов.
Суд обоснованно отметил, то для получения свидетельства и карты маршрута перевозчику необходимо обратиться с заявлением на изменение маршрута, указав начальный, конечный и те промежуточные остановочные пункты, которые зарегистрированы в реестре. После чего возможна выдача свидетельства, о чем заявителю было известно, что подтверждается поданными им в 2019-2021 годах заявлениями об изменении маршрута
При этом, частью 7 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что отказом от осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок признается непредставление заявления о выдаче свидетельства в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена выдача свидетельств по данному маршруту, до окончания срока действия указанных в части 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ карт данного маршрута (до 14.07.2016).
Суд установил, что в период с 2016 по 2018 от ООО "Пермские Автобусные Линии" не поступали заявления об изменении маршрутов, указанных в апелляционной жалобе общества.
В 2019 году от ООО "Пермские Автобусные Линии" поступили два заявления об изменении маршрута Пермь - Екатеринбург N 843 от 18.03.2019 N 03-06/2219 и от 18.09.2019 N 03-06/7281. Данные заявления рассмотрены и вынесены решения Минтранса России от 10.06.2019 N К-25/1203 и от 13.12.2019 N К-25/2760 об отказе в связи с наличием в заявлениях недостоверных сведений о пути следования и лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами.
По другим маршрутам, указанным в апелляционной жалобе, заявления об изменении маршрутов в 2019 не поступали.
Суд установил, что в 2020-2021 годах от ООО "Пермские Автобусные Линии" поступили следующие заявления об изменении маршрутов:
три заявления об изменении маршрута Пермь - Нижний Тагил N 1303:
заявление от 21.10.2020 за N 03-06/2020/7161 возвращено письмом ФБУ "Росавтотранс" от 30.10.2020 N 03-061/5133 из-за несоответствия приказу Минтранса России от 10.11.2015 N 333 "Об утверждении формы заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок" (далее - приказ N 333);
заявление от 19.11.2020 за N 03-06/2020/7968 рассмотрено и вынесено решение Минтранса России от 29.01.2021 за N К-25/113-ВН-АК об отказе в связи с несоответствием пути подъезда к остановочному пункту в г. Нижний Тагил нормативному правовому акту Свердловской области, на основании части 13 статьи 4 Федерального закона N 220-ФЗ;
заявление от 10.03.2021 за N 03-06/2021/1465 рассмотрено Минтрансом России и вынесено решение от 28.05.2021 N К-25/805-ВН-АК об изменении маршрута г. Пермь - г. Нижний Тагил (59.66.004).
23.06.2021 (в период рассмотрения заявления судом) обществом по данному маршруту выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок МТРФ-007229 и карты маршрутов регулярных перевозок.
два заявления об изменении маршрута г. Пермь - г. Екатеринбург N 843:
заявление от 28.10.2020 N 03-06/2020/7358 возвращено письмом ФБУ "Росавтотранс" от 16.11.2020 N 03-061/5354 из-за несоответствия приказу N 333;
заявление от 17.12.2020 N 03-06/2020/8588 возвращено письмом ФБУ "Росавтотранс" от 29.12.2020 N 03-061/6098 из-за несоответствия части 3 статьи 5 Федерального закона N 220-ФЗ;
- заявление от 28.10.2020 N 03-06/2020/7364 об изменении маршрута Пермь - Казань N690, возвращено письмом ФБУ "Росавтотранс" от 10.11.2020 N 03- 061/5275 из-за несоответствия части 3 статьи 5 Федерального закона N 220-ФЗ;
- два заявления об изменении маршрута Пермь - Челябинск N 844:
заявление от 28.10.2020 N 03-06/2020/7366 возвращено письмом ФБУ "Росавтотранс" от 16.11.2020 N 03-06/5355 из-за несоответствия приказу N 333;
заявление от 20.11.2020 N 03-06/2020/8026 возвращено письмом ФБУ "Росавтотранс" от 3.12.2020 N 03-061/5666 из-за несоответствия части 3 статьи 5 Федерального закона N 220-ФЗ;
- два заявления об изменении маршрута Пермь - Сарапул N 320:
заявление от 6.11.2020 N 03-06/2020/7584 возвращено письмом ФБУ "Росавтотранс" от 16.11.2020 N 03-061/5378 из-за несоответствия части 3 статьи 5 Федерального закона N 220-ФЗ;
заявление от 3.12.2020 N 03-06/2020/8292 рассмотрено Минтрансом России и вынесено решение от 19.02.2021 N К-25/219-ВН-АК об изменении маршрута г. Пермь - г. Сарапул (59.18.006).
ФБУ "Росавтотранс" ссылается, что 19.03.2021 (в период рассмотрения судом первой инстанции дела) обществу по данному маршруту выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок МТРФ-006306 и карты маршрутов регулярных перевозок.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, карта маршрута по своей правовой природе, наряду со свидетельством об осуществлении регулярных перевозок по маршруту, представляет собой документ, подтверждающий легитимность деятельности перевозчика.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у общества отсутствуют законные основания осуществлять регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по маршрутам, указанным в апелляционной жалобе: г. Пермь - г. Челябинск (59.74.002), г. Пермь - г. Екатеринбург (59.66.002), г. Пермь - г. Казань (59.16.004) в связи с отсутствием свидетельств и новых карт.
Таким образом, как обоснованно заключил суд, ФБУ "Росавтотранс" и Минтранс России действовали в пределах своих полномочий и в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования ООО "Пермские Автобусные Линии" удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Минтранс России и ФБУ "Росавтотранс" исполнили процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией суда апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-18913/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18913/2021
Истец: ООО "ПЕРМСКИЕ АВТОБУСНЫЕ ЛИНИИ"
Ответчик: ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерство транспорта Российской Федерации, ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АГЕНТСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА"