г. Вологда |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А66-672/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Селивановой Ю.В.,
судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Рассвет" Просвирина В.В. по доверенности от 20.12.2020, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области Абросимовой И.Ю. по доверенности от 05.10.2020 N 03-23/08207, Семеновой А.Г. по доверенности от 11.05.2021 N 03-23/043/14,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рассвет" на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 мая 2021 года по делу N А66-672/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рассвет" (ОГРН 1056914000439, ИНН 6935503834; адрес: 172782, Тверская область, поселок городского типа Пено, деревня Слаутино; далее - общество, ООО "Рассвет") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области (ОГРН 1046912005953, ИНН 6913008804; адрес: 172730, Тверская область, город Осташков, улица Рудинская, дом 7; далее - налоговый орган, инспекция) от 11.09.2021 N 439, 440 и 442 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 31 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Рассвет" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на неправомерное доначисление земельного налога в ввиду включения в налогооблагаемую базу площади земельного участка, фактически не используемой обществом, в виду наложения участка на земли лесного фонда в размере 21 740 га, что установлено судебными актами.
Представитель ООО "Рассвет" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании с ее доводами не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведены камеральные налоговые проверки, представленных обществом уточненных налоговых деклараций по земельному налогу:
-за 2016 год (корректировка N 2), представленной 27.11.2019, составлен акт налоговой проверки от 31.01.2020 N 93 и по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, с учетом дополнения к акту налоговой проверки от 11.06.2020 N 4, письменных возражений налогоплательщика, вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.09.2020 N 439, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 10 474,25 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств). Также обществу начислен земельный налог в размере 837 938 руб., соответствующие пени в сумме 312 198,10 руб.
-за 2017 год (корректировка N 1), представленной 20.11.2019, составлен акт налоговой проверки от 31.01.2020 N 94 и по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, с учетом дополнения к акту налоговой проверки от 11.06.2020 N 5, письменных возражений налогоплательщика, вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.09.2020 N 440, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 10 606 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств). Также обществу начислен земельный налог в размере 824 963 руб., соответствующие пени в сумме 302 000,76 рублей.
- за 2018 год (корректировка N 2), представленной 20.11.2019, составлен акт налоговой проверки от 31.01.2020 N 95 и по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, с учетом дополнения к акту налоговой проверки от 11.06.2020 N 6, письменных возражений налогоплательщика, вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.09.2020 N 442, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 10 728 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств). Также обществу начислен земельный налог в размере 811 989 руб., соответствующие пени в сумме 257 329,05 руб.
Основанием для принятия указанных решений послужили выводы инспекции о занижении налогоплательщиком в нарушение ст. 390 НК РФ налоговой базы по земельному налогу вследствие расхождения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N 69:25:0000000:14, отраженной в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2016 - 2018 годы, с кадастровой стоимостью данного земельного участка в сведениях, полученных в электронном виде от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра по Тверской области) в соответствии со ст. 85 НК РФ.
Решениями УФНС России по Тверской области N 08-11/271, N 08-11/272, N 08-11/273 решения инспекции от 11.09.2020 N 439, 440, 442 оставлены без изменения, жалобы общества без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми инспекцией решениями, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога определен гл. 31 НК РФ, а также иными нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог является местным налогом, который устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В целях налогообложения сведения о правообладателях объектов недвижимости представляют в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований, устанавливая налог, определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований определяют также порядок и сроки уплаты налогов.
В отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, ставка земельного налога определена в размере 0,3 процента.
В соответствии с п. 5 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками, являющимися организациями или индивидуальными предпринимателями, как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Обществом в уточненной налоговой декларации по земельному налогу:
-за 2016 год (корректировка N 2) отражена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N 69:25:0000000:14 в сумме 6 651 348 руб., налог рассчитан в размере 19 954 руб.;
-за 2017 год (корректировка N 1) отражена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N 6925:0000000:14 за первые 6 месяцев 2017 года в размере 6 651 348 руб., за следующие 6 месяцев 2017 года в размере 15 301 050 руб., сумма налога составила 32 929 руб. ((6651348руб.х0,3%х0,5)+(15301050руб.х03%х0,5));
- за 2018 год (корректировка N 2) отражена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N 69:25:0000000:14 в сумме 15 301 050 руб., размер налога составил 45 903 руб.
Согласно сведениям представленным Управлением Росреестра по Тверской области, а также выписке из ЕГРН (том 1, л.д. 210) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N 69:25:0000000:14 определена в размере 285 964 050 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка равная рыночной установлена решением комиссии Управления Росреестра по Тверской области по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 10.10.2019 по заявлению общества от 07.10.2019.
Со ссылкой на положения ст. 391 НК РФ указанная выше стоимость, учтена налоговым органом при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с 01.01.2016.
В обоснование применения установленного комиссией размера кадастровой стоимости налоговый орган ссылается на механизм установленный положениями статьи 391 НК РФ, акт комиссии об утверждении кадастровой стоимости от 10.10.2019 N 597.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При этом согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Согласно положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в том числе, установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что сведения о кадастровой стоимости, измененные решением комиссии Управления Росреестра по Тверской области от 10.10.2019, внесены уполномоченным органом в ЕГРН 24.10.2019.
Согласно сведениям, представленным налоговым органом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:25:0000000:14 ранее была утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 20 ноября 2013 года N 3-нп и составляла 602 178 273 руб.
Следовательно, у налогового органа имелись правовые основания для распространения установленной решением комиссии управления от 10.10.2019 кадастровой стоимости в размере 285 964 050 руб. на правоотношения, возникшие начиная с 2016 года по 2018 год.
Данные обстоятельства обществом не оспариваются, обоснованных доводов о несогласии в части примененной при расчете земельного налога кадастровой стоимости, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы заявителя о неправомерном применении инспекцией при расчете земельного налога площади земельного участка с кадастровым номером 69:25:0000000:14 22 969 га со ссылкой на преюдициальный характер судебных актов по делу N А66-5353/2013 правомерно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
Как усматривается из материалов дела в 1993 году акционерному обществу "Слаутино", правопреемником которого является ООО "Рассвет", передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 22 969 га, в состав которого входили земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, кустарники, болота и земли застройки. Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано ООО "Рассвет" 28.09.2007, о чем в Едином государственном реестре прав сделана запись регистрации N 69-69-01/016/2007-171.
В отношении указанного земельного участка ООО "Рассвет" проведены кадастровые работы по установлению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 69:25:0000000:14, площадью 22 969 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно письму ГКУ Тверской области "Осташковское лесничество Тверской области" от 25.12.2019 N 1314 земельный участок с кадастровым номером N 69:25:0000000:14 относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Министерством лесного хозяйства Тверской области в адрес Администрации Пеновского района направлено письмо N 01-07-01/4853-ВБ от 16.08.2019 об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером N 69:25:0000000:14 в части исключения из его границ земель лесного фонда и необходимости прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ООО "Рассвет" в связи с переводом, ранее находившихся во владении сельскохозяйственной организации земель, в земли лесного фонда.
Вместе с тем, Администрацией Пеновского района меры по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 69:25:0000000:14, в части исключения из его границ земель лесного фонда и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ООО "Рассвет" в связи с переводом лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций в земли лесного фонда, не приняты.
Согласно письму Управления Росреестра по Тверской области от 31.03.2020 N 10/19-09/13112-20 из земельного участка с кадастровым номером N 69:25:0000000:14 (единое землепользование) площадью 22 969 000 кв. м., находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ООО "Рассвет", образован земельный участок с кадастровым номером 69:25:0000000:239, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, декларированная площадь 217 400 000 кв. м., расположен по адресу: Тверская область, Пеновский район, Рунское сельское поселение (Осташковское лесничество Слаутинское участковое лесничество; леса ранее находившиеся во владении ООО "Слаутинское"), поставлен на государственный кадастровый учет 04.04.2016, сведения о границах отсутствуют.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:25:0000000:239, зарегистрированы: право федеральной собственности "69-69-01/027/2008-381 от 30.07.2008; обременение - аренда N 69-69-01/019/2011-051 от 15.09.2011, арендатор общество с ограниченной ответственностью "ЛесСервис"".
Из письма Управления Росреестра по Тверской области от 05.06.2020 N 10/18-09/22088-20 следует, что уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 69:25:0000000:14 (изменение качественных характеристик) может быть осуществлено только на основании заявления ООО "Рассвет" с приложением межевого плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, содержащего необходимые сведения (протокол заседания рабочей группы для организации и проведения работ по повышению качества данных ЕГРН от 22.05.2020 N 5).
Вместе с тем, до настоящего времени со стороны заявителя указанных выше действий не произведено.
Согласно сведениям Единого государственного реестре недвижимости ООО "Рассвет" является правообладателем земельного участка с кадастровым номером N 69:25:0000000:14, расположенным по адресу: 172782, Тверская обл., Пеновский район, д. Слаутино, площадью 22 969 000 кв.м., с назначением - земли сельскохозяйственного назначения.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у общества оснований для учета в качестве объекта налогообложения земельного участка в ином размере, чем площадь участка, сведения о которой содержаться в ЕГРН - 22 969 000 кв.м.
При администрировании земельного налога и контролем за правильностью его исчисления налоговым органом, в целях определения величины налога, подлежат использованию исключительно данные кадастрового учета о размере земельного участка, а также о кадастровой стоимости земельных участков, что соответствует требованиям ст. 391 НК РФ.
Таким образом до внесения соответствующих изменений в регистры государственного учета основания для уменьшения суммы земельного налога и уплаты его в размере, на котором настаивает общество, отсутствуют.
Указанная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2017 N 307-КГ17-20244.
Вышеперечисленные обстоятельства позволяют суду апелляционной инстанции прийти к выводу об отсутствии в рассматриваемом деле фактов указывающих на нарушение прав и законных интересов заявителя принятием инспекцией оспариваемых решений.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта по безусловным основаниям, апелляционной коллегией не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 мая 2021 года по делу N А66-672/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рассвет" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рассвет" (ОГРН 1056914000439, ИНН 6935503834; адрес: 172782, Тверская область, поселок городского типа Пено, деревня Слаутино) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку (операция Сбербанк онлайн) от 21.08.2021 за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-672/2021
Истец: ООО "РАССВЕТ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ