г.Москва |
|
28 сентября 2021 г. |
А40-93816/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Е.В. Бодровой, |
|
рассмотрев апелляционную жалобу
АО "РОСЛОКОМОТИВ" на Решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.08.2021 принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-93816/21, по иску ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295) к АО "РОСЛОКОМОТИВ" (ОГРН: 1037705059270) о взыскании денежных средств в размере 145 163,80 руб., а также госпошлины в размере 5 355 руб.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с АО "РОСЛОКОМОТИВ" денежных средств в размере 145 163,80 руб.
От ответчика поступили ходатайства о привлечении к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, АО "УК "БМЗ", ООО "ПК "НЭВЗ", ООО "ЛокоТехСервис", о снижении неустойки.
Решением суда от 03.08.2021 в удовлетворении ходатайств ответчика отказано, исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены.
АО "РОСЛОКОМОТИВ" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, 28.03.2018 г. между истцом (Заказчик) и ответчиком (Исполнитель) заключен договор N 2833180 на поставку локомотивов с обязательством обеспечения их сервисного обслуживания в период жизненного цикла, в соответствии с условиями которого, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства осуществить поставку локомотивов в эксплуатационные локомотивные депо и осуществлять сервисное обслуживание локомотивов на стадиях жизненного цикла, в условиях, предусмотренных Договором.
Пунктом 14.3 Договора установлено, что результатом сервисного обслуживания локомотивов является поддержание локомотивов в технически исправном состоянии, отвечающем требованиям конструкторской документации на Локомотивы и их Оборудование (составные части).
В соответствии с разделом 2.7 Приложения N 1 Договора - начальник эксплуатационного локомотивного депо обеспечивает формирование и подписание Акта-рекламации.
Акт-рекламация является итоговым документом, на основании которого и определяется виновная сторона.
В сентябре 2020 года допущено 7 случаев неисправности локомотивов, в результате которых допущены задержки поездов и/или потребовался вызов вспомогательного локомотива.
04 сентября 2020 года на перегоне Шижня-Сухое допущена задержка грузового поезда N 2169 во главе с локомотивом серии 2ЭС5К N 492 (приписки эксплуатационного локомотивного депо Лянгасово - структурного подразделения Горьковской дирекции тяги) по причине отключения главного выключателя на секции 1 на локомотиве серии 2ЭС5К N 492.
Данный случай квалифицирован в системе КАСАНТ за N 11462834 как отказ технических средств 1-й категории. Задержан пассажирский поезд N 2169 на 04 часа 45 минут.
В соответствии с актом - рекламации N 53/20/Э от 09.09.2020 года по виновности случай неисправности Локомотива отнесен за Исполнителем в соответствии с п.21.2 Договора.
Согласно пункта 22.7.13 Договора Исполнитель несет обязательства по уплате штрафа за неисправность локомотива, повлекшую за собой задержку поездов в сумме 3 000 руб. за первый отказ 1 категории.
02 сентября 2020 года допущена задержка поезда N 2308 во главе с локомотивом серии 2ТЭ25Км N 0374 (приписки эксплуатационного локомотивного депо Агрыз -структурного подразделения Горьковской дирекции тяги) по причине сброса нагрузки с последующей остановкой ДГУ секция "А" локомотива серии 2ТЭ25Км N 0374.
Данный случай квалифицирован в системе КАСАНТ за N 11447430 как отказ технических средств 1-й категории. Задержан поезд N 2308 на 00 часа 46 минут.
В соответствии с актом - рекламации N 148 от 07.09.2020 года по виновности случай неисправности Локомотива отнесен за Исполнителем как за поставщиком локомотива, не обеспечившим безотказную работу локомотива в гарантийный период.
Согласно пункта 22.7.13 Договора Исполнитель несет обязательства по уплате штрафа за неисправность локомотива, повлекшую за собой задержку поездов в сумме 3 000 руб. за первый отказ 1 категории.
11 сентября 2020 года на перегоне Канаш-Траки допущен случай отказа поезда N 3540 во главе с локомотивом серии 2ТЭ25Км N 0499 (приписки эксплуатационного локомотивного депо Агрыз - структурного подразделения Горьковской дирекции тяги) по причине пропадания тока главного генератора и сброса нагрузки по защите максимального тока 3ТЭД секции "Б" на локомотиве серии 2ТЭ25Км N 0499.
Данный случай квалифицирован в системе КАСАНТ за N 11462950 как отказ технических средств 2-й категории. Задержан грузовой поезд N 3540 на 18 час 59 минут.
В соответствии с актом - рекламации N 153/1 от 18.09.2020 года по виновности случай неисправности Локомотива отнесен за Исполнителем как за поставщиком локомотива, не обеспечившим безотказную работу локомотива в гарантийный период.
Согласно пункта 22.7.13 Договора Исполнитель несет обязательства по уплате штрафа за неисправность локомотива, повлекшую за собой задержку поездов в сумме 2 000 руб. за первый отказ 2 категории.
26 сентября 2020 года на станции Алнаши допущена задержка поездаN 2324 во главе с локомотивом серии 2ЭС5К N 463 (приписки эксплуатационного локомотивного депо Лянгасово - структурного подразделения Горьковской дирекции тяги) по причине расхода воды поводяному трубопроводу горячего контура секция "Б" на локомотиве серии2ЭС5К N 463.
Данный случай квалифицирован в системе КАСАНТ за N 11483028 как отказ технических средств 2-й категории. Задержаны поезд N 2324 на 00 час 22 минуты.
В соответствии с актом - рекламации N 163 от 26.09.2020 года по виновности случай неисправности Локомотива отнесен за Исполнителем как за поставщиком локомотива, не обеспечившим безотказную работу локомотива в гарантийный период.
Согласно пункта 22.7.13 Договора Исполнитель несет обязательства по уплате штрафа за неисправность локомотива, повлекшую за собой задержку поездов в сумме 2 000 руб. за первый отказ 2 категории.
09 сентября 2020 года на станции Балезино произошла задержка поезда N 2057 во главе с локомотивом серии 2ЭС5К N 463 (приписки эксплуатационного локомотивного депо Лянгасово - структурного подразделения Горьковской дирекции тяги) по причине технической неисправности теплового реле в цепи пускового двигателя на секции 2 локомотива серии 2ЭС5К N 463.
Данный случай квалифицирован в системе КАСАНТ за N 11459918 как отказ технических средств 1-й категории. Задержан поезд N 2057 на 01 час 51 минуту.
В соответствии с актом - рекламации N 229 от 11.09.2020 года по виновности случай неисправности Локомотива отнесен за Исполнителем как за поставщиком локомотива, не обеспечившим безотказную работу локомотива в гарантийный период.
Согласно пункта 22.7.13 Договора Исполнитель несет обязательства по уплате штрафа за неисправность локомотива, повлекшую за собой задержку поездов в сумме 3 000 руб. за первый отказ 1 категории.
27 сентября 2020 года на станции Мукшур допущена задержка поезда N 2309 во главе с локомотивом серии 2ТЭ25Км N 0377 (приписки эксплуатационного локомотивного депо Агрыз - структурного подразделения Горьковской дирекции тяги) по причине сброса нагрузки с последующей остановкой ДГУ секция "Б" локомотива серии 2ТЭ25Км N 0377.
Данный случай квалифицирован в системе КАСАНТ за N 11483360 как отказ технических средств 2-й категории. Задержан грузовой поезд N 0377 на 00 часов 41 минуту.
В соответствии с актом - рекламации N 164 от 01.10.2020 года по виновности случай неисправности локомотива серии 2ТЭ25Км N 0377 отнесен за Исполнителем как за поставщиком локомотива, не обеспечившим безотказную работу локомотива в гарантийный период.
Согласно пункта 22.7.13 Договора Исполнитель несет обязательства по уплате штрафа за неисправность локомотива, повлекшую за собой задержку поездов в сумме 2 000 руб. за первый отказ 2 категории.
28 сентября 2020 года на станции Балезино допущена задержка поезда N 2001 во главе с локомотивом серии 2ЭС5К N 495 (приписки эксплуатационного локомотивного депо Лянгасово - структурного подразделения Горьковской дирекции тяги) по причине срабатывания автомата SF21 в кабине N 1 (КЗ) локомотива серии 2ЭС5К N 495.
Данный случай квалифицирован в системе КАСАНТ за N 11484033 как отказ технических средств 2-й категории. Задержан грузовой поезд N 2001 на 00 часов 32 минуты.
В соответствии с актом - рекламации N 239 от 29.09.2020 года по виновности случай неисправности локомотива серии 2ЭС5К N 495 отнесен за Исполнителем как за поставщиком локомотива, не обеспечившим безотказную работу локомотива в гарантийный период.
Согласно пункта 22.7.13 Договора Исполнитель несет обязательства по уплате штрафа за неисправность локомотива, повлекшую за собой задержку поездов в сумме 2 000 руб. за первый отказ 2 категории
На основании вышеизложенного, общая сумма ответственности Исполнителя, за сентябрь 2020 года предусмотренная пунктом 22.7.13 Договора, составляет 17 000 руб.
В августе 2020 года допущено 2 случая неисправности локомотивов, в результате которых допущены задержки поездов и/или потребовался вызов вспомогательного локомотива.
24.08.2020 года на участке Красный Узел-Канаш на 210 км произошла задержка поезда N 3802 с локомотивом 2ТЭ25КМ N 387 приписки эксплуатационного локомотивного депо ТЧЭ-15 Агрыз - структурного подразделения Горьковской дирекции тяги по причине остановки ДГУ ведущей секции "Б" с появлением на дисплее тревожного сообщения "Давление в картере" на локомотиве серии 2ТЭ25КМ N 387.
Данный случай квалифицирован в системе КАСАНТ за N 11437521 как отказ технических средств 1-й категории. Задержан поезд N 3802 на 03 часа 43 минуты.
В соответствии с актом - рекламации N 142 от 31.08.2020 года по виновности случай неисправности локомотива серии 2ТЭ25КМ N 387 отнесен за Исполнителем в соответствии с п.21.2 Договора.
Согласно пункта 22.7.13 Договора Исполнитель несет обязательства по уплате штрафа за неисправность локомотива, повлекшую за собой задержку поездов в сумме 3 000 руб. за первый отказ 1 категории.
04 августа 2020 года на ст. Нуя допущена задержка поезда N 3575 во главе с локомотивом серии 2ТЭ25Км N 0502 (приписки эксплуатационного локомотивного депо Юдино - структурного подразделения Горьковской дирекции тяги) по причине того, что при наборе тяговых позиций, на дисплейном модуле высветилось тревожное сообщение "Включено управление нескольких кабин сек. Б", схема тяги не собиралась. Произведена остановка на 4-м пути ст. Нуя (вр. 05 ч. 09 мин.). На нажатие кнопок "Реверсор" и кнопки "Стоп" дизель-генераторная установка (ДГУ) секции "А" и секции "Б" не реагировала. С пульта управления ведомой секции "Б" остановить ДГУ так же не удалось. ДГУ было остановлено выключением автомата "МПСУ" и рубильником АБ.
Данный случай квалифицирован в системе КАСАНТ за N 11412619 как отказ технических средств 2-й категории. Задержан поезд N 3575 на 00 часа 39 минут.
В соответствии с актом - рекламации N 72 от 06.08.2020 года по виновности случай неисправности Локомотива отнесен за Исполнителем как за поставщиком локомотива, не обеспечившим безотказную работу локомотива в гарантийный период.
Согласно пункта 22.7.13 Договора Исполнитель несет обязательства по уплате штрафа за неисправность локомотива, повлекшую за собой задержку поездов в сумме 2 000 руб. за первый отказ 2 категории.
На основании вышеизложенного, общая сумма ответственности Исполнителя за август 2020 года, предусмотренная пунктом 22.7.13 Договора, составляет 5 000 руб.
Пунктом 15.1.1. Договоров закреплена обязанность Исполнителя осуществлять качественное выполнение сервисного обслуживания локомотивов. В период нахождения локомотивов на сервисном обслуживании Исполнитель принял на себя обязательства по обеспечению исправного работоспособного состояния локомотивов и устранению всех неисправностей и недостатков.
При этом в 2020 году имели место 5 случаев отказов технических средств на локомотивах (электровозах) ОАО "РЖД", ранее проходивших техническое обслуживание у Исполнителя.
09 февраля 2020 года произошла задержка поезда N 2815 на 02 часа 34 минуты по причине неисправности на локомотиве серии 2ЭС5К N 489 (КАСАНТ N11181452).
Из содержания акта - рекламации N 37 от 13.02.2020 года следует, что виновной стороной за отказ локомотива на линии является Исполнитель как предприятие не обеспечившее безотказную работу локомотива в гарантийный период.
Размер ущерба от данного отказа составляет: 4 604,23 руб.
Убытки складываются из затрат отказавшего локомотива с момента начала отказа до момента постановки локомотива в ремонт и затрат по вспомогательному локомотиву, вызванному для передислокации неисправного локомотива к месту ремонта (калькуляция ущерба прилагается).
26 августа 2020 года локомотив серии 2ТЭ25Км N 0387 отставлен на рекламацию по причине недостаточной мощности ДГУ секция "Б". (КАСАНТ 11437521).
Из содержания акта - рекламации N 142 от 31.08.2020 года следует, что виновной стороной за отказ локомотива на линии является Исполнитель как предприятие не обеспечившее безотказную работу локомотива в гарантийный период.
Размер ущерба от данного отказа составляет: 42 053,09 руб.
Убытки складываются из затрат отказавшего локомотива с момента начала отказа до момента постановки локомотива в ремонт и затрат по вспомогательному локомотиву, вызванному для передислокации неисправного локомотива к месту ремонта (калькуляция ущерба прилагается).
28.06.2020 года допущен отказ с поездом N 2332 по неисправности локомотива серии 2ТЭ25Км N 0504 по причине сброса нагрузки с последующей остановкой ДГУ секция "А" (КАСАНТ 11368916).
Из содержания акта - рекламации N 110 от 30.06.2020 года следует, что виновной стороной за отказ локомотива на линии является Исполнитель как предприятие, не обеспечившее безотказную работу локомотива в гарантийный период.
Размер ущерба от данного отказа составляет: 12 933,76 рублей.
Убытки складываются из затрат отказавшего локомотива с момента начала отказа до момента постановки локомотива в ремонт и затрат по вспомогательному локомотиву, вызванному для передислокации неисправного локомотива к месту ремонта (калькуляция ущерба прилагается).
04 апреля 2020 года допущен отказ с поездом N 3544 по неисправности гарантийного локомотива серии 2ТЭ25Км N 0470 по причине отсутствия нагрузки ДГУ (нарушения синхронизации 6-ти каналов ВУ) СЕКЦИЯ "А" (КАСАНТ 11252205).
Из содержания акта - рекламации N 64 от 10.04.2020 года следует, что виновной стороной за отказ локомотива на линии является Исполнитель как предприятие не обеспечившее безотказную работу локомотива в гарантийный период.
Размер ущерба от данного отказа составляет: 44 167,57 рублей.
Убытки складываются из затрат отказавшего локомотива с момента начала отказа до момента постановки локомотива в ремонт и затрат по вспомогательному локомотиву, вызванному для передислокации неисправного локомотива к месту ремонта (калькуляция ущерба прилагается).
25 марта 2020 года допущен отказ поезда N 2269 по неисправности гарантийного локомотива серии 2ЭС5К N 459 по причине отсутствия питания на включающейся катушке главного выключателя секции N 1 (КАСАНТ 11239368).
Из содержания акта - рекламации N 28-О от 27.03.2020 года следует, что виновной стороной за отказ локомотива на линии является Исполнитель как предприятие не обеспечившее безотказную работу локомотива в гарантийный период.
Размер ущерба от данного отказа составляет: 6 345,15 рублей.
Убытки складываются из затрат отказавшего локомотива с момента начала отказа до момента постановки локомотива в ремонт и затрат по вспомогательному локомотиву, вызванному для передислокации неисправного локомотива к месту ремонта.
В октябре 2020 года допущены 5 случаев неисправностей локомотивов, в результате которых допущены задержки поездов и/или потребовался вызов вспомогательного локомотива.
Согласно пункта 22.7.13 Договора Исполнитель несет обязательства по уплате штрафа за неисправность локомотива, повлекшую за собой задержку поездов в сумме 3 000 руб. за первый отказ 1 категории.
Согласно пункта 22.7.13 Договора Исполнитель несет обязательства по уплате штрафа за неисправность локомотива, повлекшую за собой задержку поездов в сумме 2 000 руб. за первый отказ 2 категории.
На основании вышеизложенного, общая сумма ответственности за октябрь 2020 года составила 13 000 руб.
Истцом соблюден претензионный порядок.
В силу положений ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Как установлено частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пунктам 1,2 статьи 393 ГК России должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК России.
В соответствии со статьей 15 ГК России под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 ст.15 ГК РФ). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены сметы (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг, договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств.
Согласно ст. 330 ГК РФ штрафом признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Доводы ответчика, что просительная часть искового заявления не соответствует мотивировочной, отклоняется, поскольку истец имеет право самостоятельно определить, в связи с чем суд первой инстанции не выходя за пределы искового заявления (просительной части) удовлетворил требования.
Доводы ответчика, что из решения не представляется возможным определить за какие именно отказы локомотивов взыскан штраф, отклоняется, поскольку учитывая, что истцом подтверждены правомерность штрафов и не пропущен срок, однако с учетом просительной части просил удовлетворить требования о взыскании штрафа в части.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.08.2021 по делу N А40-93816/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "РОСЛОКОМОТИВ" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93816/2021
Истец: ОАО "РЖД" в лице Горьковской железной дороги
Ответчик: АО "РОСЛОКОМОТИВ"