г. Москва |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А40-204106/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Бодровой Е.В., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "АЭРОЭЛЕКТРОМАШ", публичного акционерного общества "ТУПОЛЕВ",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2021 по делу N А40-204106/20,
по исковому заявлению акционерного общества "АЭРОЭЛЕКТРОМАШ" (ОГРН: 1027700055877, ИНН: 7715218978)
к публичному акционерному обществу "ТУПОЛЕВ" (ОГРН: 1027739263056, ИНН: 7705313252)
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании, а также встречное исковое заявление о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Зырянов В.С. по доверенности от 01.01.2021,
от ответчика: Антипова Т.Б. по доверенности от 28.05.2021,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АЭРОЭЛЕКТРОМАШ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к публичному акционерному обществу "ТУПОЛЕВ" о взыскании (с учетом заявления в порядке ст.49 АПК РФ) 42 262 267 руб. 52 коп. задолженности, неустойки в размере 1 292 914 руб. 30 коп.
Ответчик исковые требования не признал, заявил встречный иск о взыскании неустойки в размере 15 784 216 руб. 66 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2021 исковые требования по первоначальным и встречным исковым требованиям удовлетворены частично.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 16.07.2021, истец и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2021 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Между ПАО "Туполев" (заказчик) и АО "Аэроэлектромаш" (исполнитель) 10.08.2018 заключены контракты на выполнение составной части опытно- конструкторской работы (СЧ ОКР) N 1727187323191452208001130/0715/80/181-18Т18 по теме: "Создание преобразователя частоты" (шифр: "ПЧ15-80"), N 1727187323191452208001130/0716/80/181-19Т18 по теме "Создание блока регулирования, защиты и управления" (шифр:"БРЗУ115ВОН-80") N 1727187323191452208001130/0717/80/181-20Т18 по теме: "Создание выпрямительного устройства" (шифр: "ВУ12НСК-80"), N 1727187323191452208001130/0718/80/181-21Т18 по теме: "Создание генератора переменного тока мощностью 120кВа для объекта 80" (шифр: "ГТ20НЖЧ12Н-80").
Основанием для заключения контрактов является государственный контракт от 27.12.2017 N 1727187323191452208001130 на ОКР шифр "Посланник-1", заключенный между ПАО "Туполев" и Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 контрактов СЧ ОКР выполняется исполнителем в полном соответствии с требованиями контрактов, ТЗ, ГОСТ РВ 15.203-2001, Положения о создании авиационной техники военного назначения и авиационной техники специального назначения, утвержденного ВПК при Правительстве Российской Федерации от 08.12.2010 N 17с. Полный объем и сроки выполнения СЧ ОКР определяются ТЗ и Ведомостью исполнения СЧ ОКР, являющимися неотъемлемой частью контрактов.
В соответствии с ведомостью исполнения СЧ ОКР исполнитель обязан выполнить:
этап N 1 СЧ ОКР "Разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца. Разработка программной документации" по контракту N 1727187323191452208001130/0715/80/181-18Т18 шифр: "ПЧ15-80" в срок с 09.01.2018 по 30.01.2020,
этап N 1 СЧ ОКР "Разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца. Разработка программной документации" по контракту N 1727187323191452208001130/0716/80/181-19Т18 шифр: "БРЗУ115ВОН-80" в срок с 09.01.2018 по 30.01.2020,
этап N 1 СЧ ОКР "Разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца" по контракту N 1727187323191452208001130/0717/80/181-20Т18 шифр: "ВУ12НСК-80" в срок с 09.01.2018 по 30.01.2020,
этап N 1 СЧ ОКР "Разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца" по контракту N 1727187323191452208001130/0718/80/181-21Т18 шифр: "ГТ20НЖЧ12Н-80" в срок с 09.01.2018 по 29.02.2020 (в редакции дополнительного соглашения N4 от 19.02.2020).
Пунктом 4.3 контрактов предусмотрено, что датой завершения этапа СЧ ОКР считается дата подписания заказчиком и ВП заказчика технического акта приемки этапа СЧ ОКР, датой исполнения обязательств по этапу СЧ ОКР считается дата подписания заказчиком и ВП заказчика акта приемки этапа СЧ ОКР.
АО "Аэроэлектромаш" выполнило работы по этапу N 1 СЧ ОКР по контракту N 1727187323191452208001130/0715/80/181-18Т18 шифр: "ПЧ15-80", что подтверждается актом N 1866, утвержденным заказчиком 30.09.2020. При этом стоимость работ составила 25 298 400,11 рублей. Согласно акту работы приняты с недостатками согласно план-графику мероприятий, утвержденному УАТВ ДОГОЗ Минобороны России 18.09.2020, по доработке рабочей конструкторской документации для изготовления опытных образцов составных частей, разработанной в рамках этапа 1.1 государственного контракта от 27.12.2017 N 1727187323191452208001130, заключенного Минобороны России с ПАО "Туполев", не влияющих на приемку этапа.
Исполнителем допущена просрочка в выполнении работ по контракту N 1727187323191452208001130/0715/80/181-18Т18 шифр: "ПЧ15-80" за период с 31.01.2020 по 30.09.2020.
АО "Аэроэлектромаш" выполнило работы по этапу N 1 СЧ ОКР по контракту N 1727187323191452208001130/0716/80/181-19Т18 шифр: "БРЗУ115ВОН-80", что подтверждается актом N 1867, утвержденным заказчиком 30.09.2020. При этом стоимость работ составила 16 912 420,68 рублей. Согласно акту работы приняты с недостатками согласно план-графику мероприятий, утвержденному УАТВ ДОГОЗ Минобороны России 18.09.2020, по доработке рабочей конструкторской документации для изготовления опытных образцов составных частей, разработанной в рамках этапа 1.1 Государственного контракта N 1727187323191452208001130 от 27.12.2017, заключенного Минобороны России с ПАО "Туполев", не влияющих на приемку этапа.
Отношения истца и ответчика являются отношениями соисполнителей государственного оборонного заказа, входящих в кооперацию головного исполнителя этого заказа.
Контрактами предусмотрено, что финансирование работ осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Пунктами 7.3 и 7.17 контрактов предусмотрено, что цена контракта является ориентировочной и подлежит переводу в фиксированную по результатам проверки фактической себестоимости работ.
Для согласования протокола фиксированной цены контракта АО "Аэроэлектромаш" обязано не позднее 45 дней до момента окончания очередного этапа СЧ ОКР в соответствии с ведомостью исполнения направить ПАО "Туполев" протокол согласования фиксированной цены с приложением расчетно-калькуляционных материалов, заключения ВП МО РФ исполнителя по фиксированной стоимости этапа СЧ ОКР и другие документы, подтверждающие фактические расходы (пункты 7.17 контрактов).
Протокол фиксированной цены контракта согласовывается ПАО "Туполев" в ВП МО РФ заказчика и Министерстве обороны Российской Федерации. Заказчик направляет исполнителю протокол согласования фиксированной цены этапа СЧ ОКР в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола согласования фиксированной цены этапа по соответствующему этапу ОКР, т.е. после согласования государственным заказчиком фиксированной стоимости соответствующего этапа государственного контракта (пункты 1.3.7 и 7.20 контрактов).
Пунктами 7.20 контрактов предусмотрено, если фиксированная цена этапа ОКР в части работ исполнителя будет согласована государственным заказчиком в размере меньше, чем заявлена исполнителем, то стороны оформляют протокол скидки на сумму, исключенную государственным заказчиком, с последующим переоформлением акта приемки этапа СЧ ОКР.
Истец недобросовестно исполнил свои обязательства по контракту, выполнил работы с нарушением контрактных сроков выполнения работ. Протоколы ФЦ на согласование также представил с нарушением сроков, предусмотренных пунктами 7.17 контрактов.
Так, ведомостями исполнения СЧ ОКР к контрактам предусмотрено, что 1 этап СЧ ОКР контрактов должен быть выполнен 30.01.2020, по контракту N 1727187323191452208001130/0718/80/181-21Т18 по 29.02.2020.
Исходя из содержания пункта 7.17 контрактов АО "Аэроэлектромаш" обязано 15 декабря 2019 года представить в ПАО "Туполев" протоколы согласования фиксированной цены этапа 1 СЧ ОКР контрактов вместе с подтверждающими фактические расходы документами, указанными в пунктах 7.17 контрактов.
АО "Аэроэлектромаш" представило указанные документы в ПАО "Туполев" письмами от 29.01.2020 N 1-596ф, 1-597ф, 1-598ф, 1-599ф (вх. от 04.02.2020).
АО "Аэроэлектромаш" 13.05.2020 письмом N 1-2781-ф представило в ПАО "Туполев" все документы, предусмотренные пунктами 6.9 контрактов по факту выполнения работ.
19.11.2020 г. АО "Аэроэлектромаш" получены письма ПАО "Туполев" от 12.11.2020 за N N исх-28050-50, исх-28051-50, исх 28052-50, исх-28053-50, к которым приложены: акт N 1866 приемки этапа 1 по контракту N1727187323191452208001130/0715/80/181-18Т18 от 10.08.2018 г, Акт N 1867 приемки этапа 1 по контракту N 1727187323191452208001130/0716/80/181-19Т18 от 10.08.2018 г., акт N 1868 приемки этапа 1 по контракту N 1727187323191452208001130/0717/80/181-20Т18 от 10.08.2018 г., акт N 1869 приемки этапа 1 по контракту N 1727187323191452208001130/0718/80/181-21Т18 от 10.08.2018 г. свидетельствующие о выполнении работ в полном объеме в соответствии с ТЗ на СЧ ОКР в установленные сторонами сроки по этапам 1 контрактов.
В соответствии с п. 6.11. контрактов заказчик (ответчик) и ВП заказчика в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента получения от исполнителя (истца) документов, указанных в п.п. 6.9. контрактов, обязаны рассмотреть представленные материалы и в случае наличия замечаний направить исполнителю мотивированный отказ от приемки этапа СЧ ОКР. При отсутствии замечаний к представленным исполнителем материалам по этапу СЧ ОКР заказчик подписывает и направляет исполнителю оформленный технический акт приемки этапа СЧ ОКР и акт приемки этапа СЧ ОКР.
Как указывает ответчик, работы были выполнены с недостатками, в связи с чем ПАО "Туполев" письмом от 12.08.2020 N исх-19771-50 затребовало от АО "Аэроэлектромаш" представить недостающие документы, предусмотренные техническими заданиями к контрактам.
После представления недостающих документов и их проверки 24.09.2020 ПАО "Туполев" и 155 ВП МО РФ утверждены технические акты приемки этапа 1 СЧ ОКР контрактов. 30.09.2020 ПАО "Туполев" утверждены акты приемки этапов 1 СЧ ОКР контрактов. При этом, все работы приняты с недостатками, указанными в план-графике мероприятий по доработке РКД, согласованном 18.09.2020 государственным заказчиком.
В соответствии с пунктами 4.3 контрактов АО "Аэроэлектромаш" исполнил обязательства по 1 этапу СЧ ОКР 30.09.2020.
Обязанность ПАО "Туполев" произвести окончательный расчет за выполненные работы возникает только после согласования фиксированной цены этапа СЧ ОКР и поступления денежных средств для оплаты от государственного заказчика (пункты 7.22 контрактов).
ПАО "Туполев" 28.10.2020 (исх-26608-06) направило в Министерство обороны Российской Федерации на согласование протокол согласования фиксированной цены по этапу N 1.1 государственного контракта N 1727187323191452208001130, во исполнение которого АО "Аэроэлектромаш" выполняло 1 этап СЧ ОКР по указанным контрактам. Протокол до настоящего времени не согласован государственным заказчиком, соответственно, фиксированная стоимость выполненных АО "Аэроэлектромаш" работ по этапам 1 СЧ ОКР указанных контрактов до настоящего времени находится на проверке у государственного заказчика в части экономического обоснования произведенных затрат в соответствии по статьей 10 Федерального закона N 275-ФЗ.
Пунктами 7.22 контрактов установлено, что окончательный расчет за выполненные работы по этапу СЧ ОКР осуществляется в течение 10 банковских дней с момента подписания сторонами Акта приемки этапа СЧ ОКР с учетом ранее выплаченного аванса, при условии наличия согласованной фиксированной цены этапа СЧ ОКР наличии и поступления оплаты за выполненные работы по соответствующему этапу СЧ ОКР от государственного заказчика.
ПАО "Туполев" произвело авансирование АО "Аэроэлектромаш" в соответствии с условиями контрактов в размере поступивших от государственного заказчика денежных средств для авансирования работ.
Согласно справке от 05.12.2020 N СЗ-39326-36 государственный контракт профинансирован государственным заказчиком только на 16,94%.
Согласованные заказчиком протоколы ТФЦ направлены в АО "Аэроэлектромаш" письмом от 15.01.2021 N исх-459-54, после согласования цены этапа государственного контракта государственным заказчиком.
Пунктами 7.3 и 7.6 контрактов предусмотрено, что цена контракта является ориентировочной и подлежит переводу в фиксированную по результатам проверки фактической себестоимости работ.
В соответствии с пунктами 7.17 контрактов для перевода ориентировочной цены в фиксированную по этапу СЧ ОКР исполнитель не позднее 45 дней до момента окончания очередного этапа СЧ ОКР в соответствии с ведомостью исполнения направляет заказчику протокол согласования фиксированной цены по этапу, а также документы, подтверждающие заявленную стоимость: заключение ВП исполнителя на фиксированную стоимость этапа СЧ ОКР, отчетную калькуляцию, бухгалтерскую карточку учета фактических затрат, распределение фактической трудоемкости работ, -материалы по обоснованию цены работ соисполнителей, другие документы, подтверждающие фактически понесенные расходы.
Исходя из содержания пункта 7.17 контрактов АО "Аэроэлектромаш" обязано 15 декабря 2019 года представить в ПАО "Туполев" протоколы согласования фиксированной цены этапа 1 СЧ ОКР контрактов вместе с подтверждающими фактические расходы документами, указанными в пунктах 7.17 контрактов, поскольку контрактный срок выполнения работ 30.01.2020.
АО "Аэроэлектромаш" представило указанные документы в ПАО "Туполев" только письмами от 29.01.2020 N 1-596ф, 1-597ф, 1-598ф, 1-599ф (вх. от 04.02.2020), т.е. с просрочкой в 50 дней.
Согласно пункту 7.20 контрактов фиксированная цена этапа СЧ ОКР считается согласованной после согласования заказчиком в установленном порядке фиксированной цены по соответствующему этапу СЧ ОКР. Фиксированная цена устанавливается в размере, согласованном заказчиком и ВП заказчика. Заказчик направляет исполнителю протокол согласования фиксированной цены в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола ТФЦ по этапу государственного контракта.
В случае согласования государственным заказчиком суммы фиксированной цены по этапу гос.контракта в части работ исполнителя меньше заявленной исполнителем и согласованной заказчиком, заказчик в течение 5 рабочих дней в письменном виде доводит до исполнителя информацию о снижении стоимости работ, после чего стороны оформляют протокол скидки с последующим оформлением Акта приемки этапа СЧ ОКР (пункт 7.20 контрактов).
ПАО "Туполев" 28.10.2020 (исх-26608-06) направило в Минобороны России на согласование протокол согласования фиксированной цены по этапу N 1.1 гос.контракта N 1727187323191452208001130, во исполнение которого АО "Аэроэлектромаш" выполняло 1 этап СЧ ОКР по контрактам.
Минобороны России только 24.12.2020 согласовало протокол цены по этапу 1.1. государственного контракта, при этом цена этапа государственного контракта снижена на 26 200 961,16 рублей в целом по этапу.
В отношении стоимости работ, выполненных АО "Аэроэлектромаш", фиксированная стоимость работ составляет 83 547 565,68 рублей, т.е. снижена на 6.696,94 рублей в отличии от цены, заявленной АО "Аэроэлектромаш", а именно: на 84.040,97 рублей по контракту N 1727187323191452208001130/0715/80/181-18Т18, на 53.523,53 рублей по контракту N 1727187323191452208001130/0716/80/181-19Т18, на 72.164,23 рублей по контракту N 1727187323191452208001130/0717/80/181-20Т18, на 66.968,21 рублей по контракту N 1727187323191452208001130/0718/80/181 -21Т18.
ПАО "Туполев" в соответствии с пунктом 7.20 контрактов уведомило АО "Аэроэлектромаш" (письмо исх.-459-54 от 15.01.2021) о снижении фиксированной стоимости выполненных исполнителем работ и затребовало представление корректировочных документов в соответствии с условиями контрактов.
Исходя из утвержденных протоколов ТФЦ по этапам 1 СЧ ОКР контрактов. Фиксированная стоимость работ составляет 83.547.565,68 рублей, и с учетом ранее выплаченных авансов к окончательному расчету следует 41.260.265,67 рублей.
04.03.2021 государственный заказчик произвел расчет с ПАО "Туполев" за выполненные работы по этапу 1.1 ОКР государственного контракта на основании Акта приемки от 24.12.2020.
Доказательства отплаты принятых работ суду не представлены. Ответчик наличие задолженности не оспаривает.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, определив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд посчитал требования истца о взыскании долга обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истец просил взыскать неустойку в размере 1 292 914 руб. 30 коп. за период с 27.06.2020 по 08.06.2021.
В результате исследования фактических обстоятельств дела, изучения доводов, участвующих в деле лиц, оценки представленных в дело доказательств, суд пришел к выводу, что основания для применения к ответчику штрафных санкций не имеется.
Встречный иск о взыскании неустойки за период с 31.01.2020 по 30.09.2020 подлежал удовлетворению частично с учетом снижения неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ до 7 338 800 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика об отсутствии оснований для взыскания задолженности в размере 41 260 265 руб. 67 коп. подлежат отклонению, поскольку на момент рассмотрения в суде апелляционной инстанции ответчик пояснил, что согласен с задолженностью и оплатил ее в полном объеме, однако отмечает, что имеется риск двойного взыскания по исполнительному листу.
В данной части суд апелляционной инстанции отмечает, что платежи, произведенные ответчиком, могут быть учтены на стадии исполнительного производства.
Доводы об отсутствии оснований для применения к встречному иску ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку в соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Судом установлено, что заявленная сумма неустойки является несоразмерной последствиям нарушения обязательства, в связи с чем суд посчитал разумным и обоснованным снижение неустойки.
По мнению истца в нарушение положений гл. 7 АПК РФ суд первой инстанции сделал вывод о том, что датой принятия заказчиком результата работ 1-го этапа СЧ ОКР по контрактам является 30.09.2020, т.е. дата утверждения ПАО "Туполев" актов N N 1866, 1867, 1868, 1869 по 1-му этапу СЧ ОКР по контрактам". По мнению истца данный вывод суда противоречит доказательствам, имеющимся в материалах дела, т.к. правильной датой принятия ПАО "Туполев" результата работ по этапу 1 СЧ ОКР контрактов правомерно считать дату 11.06.2020".
Однако такое мнение истца противоречит условиям контрактов и фактическим обстоятельствам дела.
Истец, заключая контракты с ответчиком, согласился, что датой исполнения обязательств по этапу СЧ ОКР является именно дата подписания заказчиком акта. контракты заключались сторонами в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации по взаимному волеизъявлению сторон. Данные пункты контрактов в суде сторонами не оспорены.
С учетом изложенного, суд также отклоняет доводы относительно того, что суд неверно определил размер неустойки по встречному иску и период его начисления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец пояснил, что согласен с судебным актом в части отказа во взыскании с ответчика штрафных санкций, в связи с чем в данной части доводы апелляционной жалобы не поддерживает.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 16.07.2021 г.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2021 по делу N А40-204106/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204106/2020
Истец: АО "АЭРОЭЛЕКТРОМАШ"
Ответчик: ПАО "ТУПОЛЕВ"