г. Самара |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А55-35991/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Деминой Е.Г., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
с участием:
от ответчика - Краснопольский К.В., представитель (доверенность N 143 от 01.07.2019, диплом N 44474 от 29.12.2012);
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2021 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2021 года по делу NА55-35991/2020 (судья Лукин А.Г.)
по иску садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Южные Сады" (ОГРН 1156317000806, ИНН 6314040020), г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232), г. Самара,
третьи лица:
- Администрация муниципального района Волжский Самарской области,
- Администрация сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области,
о понуждении к заключению договора,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Южные Сады" (далее - СНТСН "Южные Сады", товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", общество, ответчик) о понуждении к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определением суда от 16.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Администрация сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области.
Определением суда от 25.03.2021 принято уточнение исковых требований, в соответствии с которым истец просил урегулировать разногласия, возникшие между СНТСН "Южные Сады" и ООО "ЭкоСтройРесурс" при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-19764, изложить в следующей редакции:
Пункт 5: "Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - дата заключения настоящего договора на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу решения суда";
Пункт 28 договора: "Настоящий договор заключается на срок с даты заключения настоящего договора на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу решения суда";
Графа 15 Приложения N 1 к Договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-19764: "Период оказания услуг по вывозу ТКО - с даты заключения настоящего договора на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу решения суда по 31.12.2021";
обязать ООО "ЭкоСтройРесурс" указать в графах 8, 9 в Приложении N 1 к Договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-19764 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (с указанием адреса и географических координат).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2021 урегулированы разногласия, возникшие между СНТСН "Южные Сады" и ООО "ЭкоСтройРесурс" при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами:
- пункт 5 исключен из договора;
- абзацы первый и второй пункта 28 договора изложены в одном абзаце в следующей редакции:
"Настоящий договор заключается на срок с 27.08.2020 по 27.08.2021";
- в графе 15 Приложения N 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-19764 указано
"Период оказания услуг по вывозу ТКО с 27.08.2020 по 27.08.2021".
В остальной части договор принят в редакции направленной ООО "ЭкоСтройРесурс" в адрес СНТСН "Южные Сады" за номером ТКО-19764.
Ответчик с решением суда в части урегулирования разногласий по пункту 5 договора, абзацам первому и второму пункта 28 договора, графе 15 приложения N 1 к договору не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение в указанной части отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу в этой части новый судебный акт, приняв спорные условия по указанным пунктам в редакции, направленной ООО "ЭкоСтройРесурс" в адрес СНТСН "Южные Сады" за номером ТКО-19764.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, заслушав выступление присутствующего в судебном заседании представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, СНТСН "Южные Сады" является юридическим лицом и в силу закона обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Самарской области является ООО "ЭкоСтройРесурс".
Во исполнение обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами истец направил в адрес ответчика предложение о заключении договора по обращению с ТКО от 20.08.2020.
В ответ на предложение истца ответчик направил на подписание проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-19764 от 27.08.2020 (далее - договор).
Не согласившись с отдельными условиями предложенной ответчиком редакции договора, истец направил в адрес ответчика протокол разногласий от 23.09.2020, в котором предложил изложить:
- пункт 5 в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.04.2021 г.";
- пункт 28 в следующей редакции: "Настоящий договор заключается на срок с 01.04.2021 г. по 31.12.2021 г. включительно. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношение сторон, возникшие с даты начала оказания Региональным оператором услуг по обращению с ТКО, т.е. с 01.04.2021 г.".
Кроме того, истец, ссылаясь на то, что деятельность товарищества является сезонной и, соответственно, образование ТКО происходит в период с апреля по октябрь включительно, просил ответчика в договоре учесть период оказания услуги и оплаты.
Ответчик в ответ на протокол разногласий направил в адрес истца протокол рассмотрения разногласий к договору от 06.10.2020, из содержания которого следует, что общество, рассмотрев разногласия, указанные товариществом, фактически отказало в изменении условий договора. При этом ответчик предложил пункт 5 договора оставить в собственной редакции, а пункт 28 договора изложить в следующей редакции: "Настоящий договор заключается на срок с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года включительно.".
В связи с тем, что стороны не пришли к взаимному согласию, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что условия пунктов 5, 28 договора, изложенные в редакции ответчика, противоречат нормам гражданского законодательства ввиду следующего.
В силу положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ применение условий договора к отношениям, возникшим до его заключения договора, то есть на прошлое время, возможно при наличии добровольного волеизъявления сторон на придание договору обратной силы. Это является правом, а не обязанностью сторон.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В протоколе разногласий истец уведомил ответчика об отсутствии своего согласия на распространение условий договора к отношениям, возникшим до его заключения.
Однако ответчик, как следует из протокола рассмотрения разногласий, продолжает настаивать на изложении указанных пунктов в своей редакции.
Кроме того, истец считает, что отсутствие в приложении N 1 к договору указания местоположения площадки накопления ТКО в графе N 8 "Место (площадка) накопления ТКО/КТО", где региональный оператор ссылается на территориальную схему обращения с отходами Самарской области, является незаконным, поскольку не определено существенное условие договора, а именно место складирования ТКО.
Истец не отрицает, что вплоть до настоящего времени оборудованная площадка, включенная в территориальную схему по обращению с отходами Самарской области, отсутствует. Но это, по мнению истца, не освобождает ответчика от обязанности прямо определить место накопления отходов в договоре.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик пояснил следующее.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156).
Ответчик считает, что согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил N 1156 договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018.
Таким образом, в силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора, подлежат оплате с 01.01.2019, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Относительно довода истца об отсутствии в приложении N 1 к договору местоположения площадки накопления ТКО ответчик указал следующее.
Региональный оператор осуществляет сбор отходов из мест накопления ТКО, определенных территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228 (далее - территориальная схема).
При способе учета объема ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест (площадок) накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
Таким образом, для потребителей коммунальной услуги - физических и юридических лиц, местом (площадкой) накопления ТКО, согласно приложению N 1 к типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО будет являться любая площадка, включенная в территориальную схему обращения с отходами.
Исходя из вышесказанного, следует, что отсутствие у потребителя в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО определенного места складирования ТКО не лишает его права пользоваться услугой регионального оператора на любой площадке накопления ТКО, включенной в территориальную схему обращения с отходами, а региональный оператор не утрачивает обязанности по оказанию соответствующих услуг.
Разрешая возникшие разногласия, суд первой инстанции исходил из следующего.
Фактическая дата начала оказания услуг 01.01.2019, услуги подлежат оплате по условиям типового договора, а начало действие договорных отношений не может быть раньше даты, чем стороны вступили в них, за исключением, если стороны договорились о распространении действия договора на предшествующие периоды, однако в рассматриваемом случае соглашение о применении условий договора к отношениям, возникшим до его заключения, между сторонами не достигнуто и судебным решением восполнено быть не может.
Истец нарушил предусмотренные абзацем вторым пункта 2 статьи 445 ГК РФ сроки передачи разногласий на рассмотрение суда, поскольку о разногласиях истцом заявлено уже в ходе судебного разбирательства по истечении четырех месяцев с момента получения от ответчика соответствующего извещения об акцепте оферты на иных условиях (протокола разногласий к проекту договора). С учетом того, что в установленные законом сроки истец разногласия на рассмотрения суда не передал, в соответствии с п.8(12) Постановления Правительства N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
То есть, как указал суд первой инстанции, на момент, когда истец обратился в суд за разрешением разногласий (уточнение исковых требований), договор уже был заключен и устанавливать его действие с момента вступления в законную силу решения суда, которым разрешены разногласия, оснований нет.
Учитывая, что стороны относительно даты начала оказания услуг по договору к согласию не пришли, суд посчитал необходимым исключить данный пункт (N 5) из договора.
По смыслу спорного пункта 28 и позиции сторон, стороны не возражают на годичный срок действия договора с момента его подписания.
Кроме того, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утверждая нормативы накопления ТКО, принимая приказ от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" (далее - Приказ N 804), реализовало свое право на утверждение нормативов накопления ТКО, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу, избрав в качестве единицы времени - год.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени.
Норматив накопления утверждается в отношении расчетной единицы на единицу времени.
В соответствии с Приказом N 804 единицей времени является год.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости исключения пункта 5 из договора, изложения абзацев первого и второго пункта 28 договора в одном абзаце в следующей редакции: "Настоящий договор заключается на срок с 27.08.2020 по 27.08.2021", а также указания в графе 15 приложения N 1 к договору: "Период оказания услуг по вывозу ТКО с 27.08.2020 по 27.08.2021".
В остальной части суд первой инстанции принял договор в редакции, направленной обществом в адрес товарищества.
Предметом апелляционного обжалования явилось несогласие ответчика с решением суда первой инстанции в части урегулирования разногласий по пункту 5 договора, абзацам первому и второму пункта 28 договора, графе 15 приложения N 1 к договору.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе ответчика.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В пункте 2 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Ответчик предложил:
- пункт 5 договора изложить в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - "01" января 2019 года";
- пункт 28 договора изложить в следующей редакции: "Настоящий договор заключается на срок с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года включительно. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания Региональным оператором услуг по обращению с ТКО.";
- графу 15 приложения N 1 к договору изложить в следующей редакции: "Период оказания услуг по вывозу ТКО - с 01.01.2019 - 31.12.2020".
Истец просил:
- пункт 5 договора изложить в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - дата заключения настоящего договора на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу решения суда";
- пункт 28 договора изложить в следующей редакции: "Настоящий договор заключается на срок с даты заключения настоящего договора на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу решения суда";
- графу 15 приложения N 1 к договору изложить в следующей редакции: "Период оказания услуг по вывозу ТКО - с даты заключения настоящего договора на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу решения суда по 31.12.2021".
Таким образом, по существу разногласия сторон заключаются в определении даты начала оказания услуг по обращению с ТКО и, соответственно, периода оказания услуг по вывозу ТКО и срока действия договора.
При этом ответчик считает, что датой начала оказания услуг по обращению с ТКО следует считать 01.01.2019 и, соответственно, период оказания услуг и срок действия договора - с 01.01.2019 по 31.12.2020.
Истец полагает, что датой начала оказания услуг по обращению с ТКО следует считать момент вступления в законную силу решения суда и, соответственно, период оказания услуг и срок действия договора - с момента вступления в законную силу решения суда по 31.12.2021.
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Из указанных выше положений следует, что плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО, является частью бремени содержания имущества.
Таким образом, собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Согласно статье 5 и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), обеспечение обращения с ТКО является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества, как являющихся членами садового общества, так и не являющихся таковыми.
На основании пункта 3 части 5 статьи 14 Закона N 217-ФЗ членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные, в том числе с осуществлением расчетов с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями.
В соответствии с пунктом 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
При таких обстоятельствах истец является уполномоченным лицом, действующим в интересах членов СНТСН "Южные Сады", для которого заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, а в силу установленного судом юридического состава, такой договор считается заключенным на условиях публичного договора.
В силу пункта 8(4) Правил N 1156 основаниями для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются: письменная заявка, подписанная потребителем или его законным представителем (представителем по доверенности), либо предложение регионального оператора о заключении такого договора.
Пунктом 8(10) Правил N 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N1156.
На основании пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор по обращению с ТКО в течение месяца со дня заключения соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения информации на своем официальном сайте в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Из пункта 8(18) Правил N 1156 следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156.
Пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", установлено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, заключается по типовой форме и вступает в силу независимо от подписания его сторонами с 01.01.2019.
Принимая во внимание, что истец нарушил предусмотренные абзацем вторым пункта 2 статьи 445 ГК РФ сроки передачи разногласий на рассмотрение суда, а также учитывая, что в силу пункта 8(15) Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на момент, когда истец обратился в суд за разрешением разногласий (уточнение исковых требований), договор уже был заключен и устанавливать его действие с момента вступления в законную силу решения суда, которым разрешены разногласия, оснований нет.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что в силу вышеуказанных императивных норм условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, в связи с чем пункт 5 договора, абзацы первый и второй пункта 28 договора, графу 15 приложения N 1 к договору следует принять в редакции, направленной обществом в адрес товарищества за номером ТКО-19764, поскольку указанная редакция соответствует типовой форме.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в решение суда первой инстанции, в части урегулирования разногласий по пункту 5 договора, абзацам первому и второму пункта 28 договора, графе 15 приложения N 1 к договору, не соответствуют обстоятельствам дела, решение в этой части принято с нарушением норм материального права и в соответствии с частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу в указанной части нового судебного акта об урегулировании разногласий по пункту 5 договора, абзацам первому и второму пункта 28 договора, графе 15 приложения N 1 к договору и принятии спорных условий в редакции, направленной обществом в адрес товарищества за номером ТКО-19764.
В остальной части решение суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в связи с чем не подлежит оценке судом апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2021 года по делу N А55-35991/2020 в части урегулирования разногласий, возникших между садоводческим некоммерческим товариществом собственников недвижимости "Южные Сады" и обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-19764, по пункту 5 договора, абзацам первому и второму пункта 28 договора, графе 15 приложения N 1 к договору отменить, принять по делу в указанной части новый судебный акт.
Пункт 5 договора, абзацы первый и второй пункта 28 договора, графу 15 приложения N 1 к договору принять в редакции, направленной обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" в адрес садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Южные Сады" за номером ТКО-19764.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Южные Сады" (ОГРН 1156317000806, ИНН 6314040020), г. Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232), г. Самара, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-35991/2020
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Южные Сады"
Ответчик: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Третье лицо: Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Администрация сельского поселения Воскресенка